1. Распорядительный документ об учетной политике субъекта государственного сектора определяет, в частности:
единицу аналитического учета запасов;
порядок аналитического учета запасов, формы первичных документов, которые используются для оформления движения запасов, разработанные субъектом государственного сектора самостоятельно;
методы оценки выбытия запасов;
периодичность определения средневзвешенной себестоимости единицы запасов;
порядок учета и распределения транспортно-заготовительных расходов, применения отдельного субсчета или аналитического счета учета транспортно-заготовительных расходов;
перечень и состав статей калькулирования производственной себестоимости продукции (работ, услуг);
сроки полезного использования групп основных средств;
сроки полезного использования групп нематериальных активов.
2. Субъекты государственного сектора указывают в распорядительном документе об учетной политике введенные ими новые субсчета (счета второго, третьего порядков) с сохранением кодов (номеров) субсчетов плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного в установленном законодательством порядке.
3. Единицей бухгалтерского учета запасов субъект государственного сектора может избрать или их наименования, или однородную группу (вид).
4. Субъектом государственного сектора избирается один из методов оценки запасов при их выбытии (отпуске запасов в производство, из производства, продаже и другом выбытии), приведенных в Национальном положении (стандарте) бухгалтерского учета в государственном секторе 123 «Запасы», утвержденном приказом Министерства финансов Украины от 12 октября 2010 года № 1202, зарегистрированном в Министерстве юстиции Украины 01 ноября 2010 года под № 1019/18314 (далее — стандарт 123 «Запасы»), в частности:
идентифицированной себестоимости соответствующей единицы запасов;
средневзвешенной себестоимости;
себестоимости первых по времени поступления запасов (ФИФО).
Для всех единиц учета запасов, которые имеют одинаковое назначение и одинаковые условия использования, применяется только один из приведенных методов.
Применение метода ФИФО является целесообразным для оценки запасов при их отпуске в производство.
5. Субъектом государственного сектора устанавливается периодичность определения средневзвешенной себестоимости единицы запасов. Согласно стандарту 123 «Запасы» выбытие запасов может оцениваться следующими способами:
1) оценка по ежемесячной средневзвешенной себестоимости проводится относительно каждой единицы запасов делением суммарной стоимости остатка таких запасов на начало отчетного месяца и стоимости полученных в отчетном месяце запасов на суммарное количество запасов на начало отчетного месяца и полученных в отчетном месяце запасов;
2) оценка по периодической средневзвешенной себестоимости запасов проводится относительно каждой единицы запасов делением суммарной стоимости остатка таких запасов на дату операции на суммарное количество запасов на дату операции по их выбытию.
6. Субъект государственного сектора определяет порядок учета и распределения транспортно-заготовительных расходов.
Сумма транспортно-заготовительных расходов может обобщаться на отдельном субсчете или аналитическом счете по отдельным группам запасов, если они связаны с доставкой нескольких наименований, групп, видов запасов.
Сумма транспортно-заготовительных расходов, которая обобщается на отдельном субсчете или аналитическом счете учета запасов, ежемесячно распределяется между суммой остатка запасов на конец отчетного месяца и суммой запасов, которые выбыли (использованы, реализованы, бесплатно переданы т. п.) за отчетный месяц. Сумма транспортно-заготовительных расходов, которая относится к запасам, которые выбыли, определяется как произведение среднего процента транспортно-заготовительных расходов и стоимости запасов, которые выбыли, с отражением ее на тех же счетах учета, в корреспонденции с которыми отражено выбытие этих запасов.
Средний процент транспортно-заготовительных расходов определяется делением суммы остатков транспортно-заготовительных расходов на начало отчетного месяца и транспортно-заготовительных расходов за отчетный месяц на сумму остатка запасов на начало месяца и запасов, которые поступили за отчетный месяц.
7. Типовые сроки полезного использования основных средств субъектов государственного сектора приведены в приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
Если субъект государственного сектора определяет сроки полезного использования объекта основных средств, которые отличаются от приведенных в приложении 1, в распорядительном документе об учетной политике необходимо привести соответствующее обоснование.
8. Типовые сроки полезного использования нематериальных активов субъектов государственного сектора приведены в приложении 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
Если субъект государственного сектора определяет сроки полезного использования объекта нематериальных активов, которые отличаются от приведенных в приложении 2, в распорядительном документе об учетной политике необходимо привести соответствующее обоснование.