1. В бюджетном процессе программно-целевой метод применяется на уровне государственного бюджета и на уровне местных бюджетов (по решению Верховной Рады Автономной Республики Крым, соответствующего местного совета).
2. Особыми составляющими программно-целевого метода в бюджетном процессе являются бюджетные программы, ответственные исполнители бюджетных программ, паспорта бюджетных программ, результативные показатели бюджетных программ.
3. Бюджетные программы определяются главными распорядителями бюджетных средств с учетом положений части второй статьи 21 и пункта 2 части пятой статьи 22 настоящего Кодекса.
4. Ответственный исполнитель бюджетных программ определяется главным распорядителем бюджетных средств по согласованию с Министерством финансов Украины (местным финансовым органом). Ответственным исполнителем бюджетных программ может быть главный распорядитель бюджетных средств по бюджетным программам, выполнение которых обеспечивается его аппаратом, и/или распорядитель бюджетных средств нижестоящего уровня, выполняющий бюджетные программы в системе главного распорядителя.
Ответственный исполнитель бюджетных программ в процессе их выполнения обеспечивает целевое и эффективное использование бюджетных средств в течение всего срока реализации соответствующих бюджетных программ в пределах определенных бюджетных назначений.
5. Результативные показатели бюджетной программы используются для оценки эффективности бюджетной программы и включают количественные и качественные показатели, определяющие результат выполнения бюджетной программы, характеризующие ход ее реализации, степень достижения поставленной цели и выполнения задач бюджетной программы. Такие показатели должны подтверждаться официальной государственной статистической, финансовой и другой отчетностью, данными бухгалтерского, статистического и внутрихозяйственного (управленческого) учета.
Перечень результативных показателей по каждой бюджетной программе разрабатывается главными распорядителями бюджетных средств согласно нормативно-правовым актам Министерства финансов Украины.
6. На всех стадиях бюджетного процесса его участники в рамках своих полномочий осуществляют оценку эффективности бюджетных программ, которая предусматривает мероприятия по мониторингу, анализу и контролю за целевым и эффективным использованием бюджетных средств. Оценка эффективности бюджетных программ осуществляется на основании анализа результативных показателей бюджетных программ, а также другой информации, содержащейся в бюджетных запросах, сметах, паспортах бюджетных программ, отчетах об исполнении смет и отчетах о выполнении паспортов бюджетных программ. Организационно-методологические принципы оценки эффективности бюджетных программ определяются Министерством финансов Украины.
Результаты оценки эффективности бюджетных программ, в том числе заключения органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление финансового контроля за соблюдением бюджетного законодательства, являются основанием для принятия решений о внесении в установленном порядке изменений в бюджетные назначения текущего бюджетного периода, соответствующих предложений к проекту бюджета на плановый бюджетный период и к прогнозу бюджета на следующие за плановым два бюджетных периода, включая приостановление реализации соответствующих бюджетных программ.
7. По бюджетным программам, осуществление мероприятий по которым требует нормативно-правового определения механизма использования бюджетных средств, главные распорядители средств государственного бюджета разрабатывают проекты порядков использования средств государственного бюджета и обеспечивают их утверждение в сроки, определенные Кабинетом Министров Украины. По решению Кабинета Министров Украины порядки использования средств государственного бюджета утверждаются Кабинетом Министров Украины или главным распорядителем средств государственного бюджета по согласованию с Министерством финансов Украины. Об утверждении таких порядков информируется Комитет Верховной Рады Украины по вопросам бюджета.
Порядок использования средств государственного бюджета по бюджетным программам, впервые определенный законом о Государственном бюджете Украины, утверждается в течение 30 дней со дня вступления его в силу.
Если реализация бюджетной программы продолжается в следующих бюджетных периодах, действие порядка использования бюджетных средств по такой бюджетной программе (с учетом изменений к этому порядку, внесенных в случае необходимости) продолжается до завершения ее реализации.
Порядок использования бюджетных средств должен содержать:
цели и направления использования бюджетных средств;
ответственного исполнителя бюджетной программы, основания и/или критерии привлечения получателей бюджетных средств к выполнению бюджетной программы;
задачи главного распорядителя бюджетных средств, распорядителей бюджетных средств нижестоящего уровня (получателей бюджетных средств), обеспечивающих выполнение бюджетной программы, с определением порядка отчетности о ее выполнении (в том числе о результативных показателях) и мер влияния в случае ее невыполнения;
в случае необходимости порядок, сроки и основания, а также критерии распределения (перераспределения) расходов между административно-территориальными единицами в разрезе распорядителей бюджетных средств нижестоящего уровня и получателей бюджетных средств с учетом соответствующих нормативно-правовых актов;
конкурсные требования к инвестиционным проектам, включая порядок и критерии их отбора, а также критерии и условия определения исполнителей таких проектов;
критерии и условия отбора субъектов хозяйствования, которым предоставляется государственная поддержка из бюджета, а также определение объема такой поддержки;
условия и критерии конкурсного отбора заемщиков и проектов (программ), на реализацию которых предоставляются кредиты из бюджета; условия предоставления кредитов из бюджета и их возврата, включая положения по осуществлению контроля за их возвратом;
положения о необходимости перечисления средств по бюджетным программам, предусматривающим предоставление субвенций из государственного бюджета местным бюджетам;
пути погашения бюджетной задолженности в случае ее наличия;
требования по необходимости отражения в первичном и бухгалтерском учете полученных (созданных) оборотных и необоротных активов бюджетными учреждениями и получателями бюджетных средств, в том числе полученных (созданных) в результате проведения централизованных мероприятий;
в случае необходимости — положения об осуществлении закупки товаров, работ и услуг, определении условий и сроков поставки и проведения расчетов;
другие положения по особенностям бюджетной программы.
8. Главный распорядитель бюджетных средств разрабатывает и в течение 45 дней со дня вступления в силу закона о Государственном бюджете Украины (решения о местном бюджете) утверждает совместно с Министерством финансов Украины (местным финансовым органом) паспорт бюджетной программы.
Правила составления паспортов бюджетных программ и отчетов об их выполнении устанавливаются Министерством финансов Украины.
9. Программно-целевой метод в бюджетном процессе предусматривает составление прогноза бюджета на следующие за плановым два бюджетных периода в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса.