1. По объему предоставленных полномочий распорядители бюджетных средств делятся на главных распорядителей бюджетных средств и распорядителей бюджетных средств нижестоящего уровня.
2. Главными распорядителями бюджетных средств могут быть исключительно:
1) по бюджетным назначениям, определенным законом о Государственном бюджете Украины, — учреждения, уполномоченные обеспечивать деятельность Верховной Рады Украины, Президента Украины, Кабинета Министров Украины в лице их руководителей; министерства, Национальное антикоррупционное бюро Украины, Служба безопасности Украины, Конституционный Суд Украины, Верховный Суд, высшие специализированные суды, Высший совет правосудия и другие органы, непосредственно определенные Конституцией Украины, в лице их руководителей, а также Государственная судебная администрация Украины, Национальная академия наук Украины, Национальная академия аграрных наук Украины, Национальная академия медицинских наук Украины, Национальная академия педагогических наук Украины, Национальная академия правовых наук Украины, Национальная академия искусств Украины, другие учреждения, уполномоченные законом или Кабинетом Министров Украины на реализацию государственной политики в соответствующей сфере, в лице их руководителей;
2) по бюджетным назначениям, определенным решением о бюджете Автономной Республики Крым, — уполномоченные юридические лица (бюджетные учреждения), которые обеспечивают деятельность Верховной Рады Автономной Республики Крым и Совета министров Автономной Республики Крым, а также министерства и другие органы власти Автономной Республики Крым в лице их руководителей;
3) по бюджетным назначениям, определенным другими решениями о местных бюджетах, — местные государственные администрации, исполнительные органы и аппараты местных советов (секретариат Киевского городского совета), структурные подразделения местных государственных администраций, исполнительных органов местных советов в лице их руководителей.
3. Главные распорядители средств Государственного бюджета Украины определяются в соответствии с пунктом 1 части второй настоящей статьи и утверждаются законом о Государственном бюджете Украины путем установления им бюджетных назначений.
4. Главные распорядители средств местных бюджетов определяются решением о местном бюджете в соответствии с пунктами 2 и 3 части второй настоящей статьи.
5. Главный распорядитель бюджетных средств:
1) разрабатывает план деятельности на среднесрочный период (включая мероприятия относительно реализации инвестиционных проектов) с учетом Бюджетной декларации (прогноза местного бюджета), закона о Государственном бюджете Украины (решения о местном бюджете), прогнозных и программных документов экономического и социального развития;
2) организует и обеспечивает на основании Бюджетной декларации (прогноза местного бюджета) и плана деятельности на среднесрочный период составление проекта сметы и бюджетного запроса и подает их в Министерство финансов Украины (местный финансовый орган);
3) получает бюджетные назначения путем их утверждения в законе о Государственном бюджете Украины (решении о местном бюджете); принимает решения по делегированию полномочий на выполнение бюджетной программы распорядителями бюджетных средств нижестоящего уровня и/или получателями бюджетных средств, распределяет и доводит до них в установленном порядке объемы бюджетных ассигнований;
4) утверждает сметы распорядителей бюджетных средств нижестоящего уровня (планы использования бюджетных средств получателей бюджетных средств), если иное не предусмотрено законодательством;
5) разрабатывает проекты порядков использования средств государственного бюджета по бюджетным программам, предусмотренным частью седьмой статьи 20 настоящего Кодекса;
6) разрабатывает и утверждает паспорта бюджетных программ и составляет отчеты об их выполнении, при этом обеспечивая:
своевременность утверждения паспортов бюджетных программ, достоверность и полноту информации, которая в них содержится;
соответствие содержания паспортов бюджетных программ закона о Государственном бюджете Украины (решениям о местном бюджете) и/или росписи бюджета (кроме случаев внесения изменений в паспорта бюджетных программ в случае внесения изменений в специальный фонд сметы бюджетного учреждения в части собственных поступлений бюджетных учреждений), порядкам использования бюджетных средств и правилам составления паспортов бюджетных программ и отчетов об их выполнении;
подтверждение результативных показателей бюджетных программ официальной государственной статистической, финансовой и другой отчетностью, данными бухгалтерского, статистического и внутрихозяйственного (управленческого) учета, внедрение формы внутрихозяйственного (управленческого) учета для сбора такой информации;
61) организует и осуществляет мониторинг выполнения бюджетных программ, осуществляет оценку их эффективности;
7) осуществляет управление бюджетными средствами в рамках установленных ему бюджетных полномочий, обеспечивая эффективное, результативное и целевое использование бюджетных средств, организацию и координацию работы распорядителей бюджетных средств нижестоящего уровня и получателей бюджетных средств в бюджетном процессе;
8) осуществляет контроль за своевременным возвратом в полном объеме в бюджет средств, предоставленных по операциям по кредитованию бюджета, а также кредитов (займов), полученных государством (Автономной Республикой Крым, областным советом или городской территориальной громадой), и средств, предоставленных под государственные (местные) гарантии;
9) осуществляет контроль за полнотой поступлений, взятием бюджетных обязательств распорядителями бюджетных средств нижестоящего уровня и получателями бюджетных средств и расходованием ими бюджетных средств;
10) обеспечивает организацию и ведение бухгалтерского учета, составление и подачу финансовой и бюджетной отчетности в порядке, установленном законодательством;
11) обеспечивает доступность информации о бюджете в соответствии с законодательством и настоящим Кодексом.
6. Распорядитель бюджетных средств может уполномочить получателя бюджетных средств на выполнение мероприятий, предусмотренных бюджетной программой, путем доведения ему бюджетных ассигнований и предоставления соответствующих средств бюджета (на безвозвратной или возвратной основе). Получатель бюджетных средств использует такие средства в соответствии с требованиями бюджетного законодательства на основании плана использования бюджетных средств, который содержит распределение бюджетных ассигнований.
Критерии определения получателя бюджетных средств устанавливаются Кабинетом Министров Украины с учетом направлений, опыта и результатов деятельности, финансово-экономического обоснования выполнения мероприятий бюджетной программы и применения договорных условий.
7. Распорядители бюджетных средств, в оперативном управлении или хозяйственном ведении которых находятся объекты, в отношении которых осуществляется закупка энергосервиса, имеют право принимать долгосрочные обязательства по энергосервису на основании существенных условий договора энергосервиса, утвержденных центральным органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, энергосбережения, возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива (относительно объектов государственной собственности), Верховной Радой Автономной Республики Крым, соответствующим местным советом (относительно объектов коммунальной собственности).