Темы статей
Выбрать темы

Об утверждении Изменений к некоторым нормативно-правовым актам и признании утратившими силу некоторых приказов по осуществлению государственных закупок

Министерство экономического развития и торговли Украины

Приказ от 16.09.2014 г. № 1112

Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 06.10.2014 г. под № 1203/25980

В соответствии с пунктом 12 части первой статьи 8 и частью второй статьи 13 Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок», с целью приведения нормативно-правовых актов в соответствие с законодательством приказываю:

1. Утвердить Изменения к некоторым нормативно-правовым актам (прилагаются).

2. Признать утратившими силу:

приказ Министерства экономики Украины от 03 октября 2005 года № 314 «Об утверждении критериев формирования государственного заказа на поставку продукции для государственных потребностей», зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 19 октября 2005 года под № 1231/11511;

приказ Министерства экономического развития и торговли Украины от 31 октября 2012 года № 1205 «Об утверждении форм документов по вопросам формирования государственного заказа», зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 20 ноября 2012 года под № 1941/22253;

приказ Министерства экономического развития и торговли Украины от 23 июля 2013 года № 856 «Об утверждении Порядка ведения реестра электронных площадок и операторов электронных площадок и включения (исключения) субъектов хозяйствования в/из такого реестра», зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 13 августа 2013 года под № 1388/23920.

3. Департаменту государственных закупок и государственного заказа подать в установленном порядке настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Украины.

4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

5. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.

 

Исполняющий обязанности
 Министра экономического развития
 и торговли Украины
 А. Максюта

 

 

Утверждены приказом Министерства экономического развития и торговли Украины от 16.09.2014 г. № 1112

Зарегистрированы в Министерстве юстиции Украины 06.10.2014 г. под № 1203/25980

Изменения к некоторым нормативно-правовым актам

1. В Типовом положении о комитете по конкурсным торгам, утвержденном приказом Министерства экономики Украины от 26 июля 2010 года № 916, зарегистрированном в Министерстве юстиции Украины 06 августа 2010 года под № 622/17917:

1) в разделе II:

в пункте 1:

первое предложение дополнить словами «(генерального заказчика)»;

во втором предложении слова «депутаты местных советов» заменить словами «депутаты городского, районного в городе, районного, областного совета»;

во втором предложении абзаца первого пункта 2 слова «штатная численность работников заказчика меньше пяти человек, количество членов комитета должно равняться штатной численности заказчика» заменить словами «количество служебных (должностных) лиц в штатной численности работников заказчика меньше пяти человек, в состав комитета по конкурсным торгам должны входить все служебные (должностные) лица заказчика»;

2) абзац девятый раздела III изложить в следующей редакции:

«проведение переговоров с участниками при проведении переговорной процедуры закупки;»;

3) в разделе IV:

пункт 1 после абзаца пятого дополнить новым абзацем шестым следующего содержания:

«пройти обучение по вопросам организации и проведения процедур закупок;».

В связи с этим абзац шестой считать абзацем седьмым;

в пункте 2:

абзац восьмой исключить.

В связи с этим абзацы девятый, десятый считать соответственно абзацами восьмым, девятым;

в абзаце девятом слова «Министерству экономики Украины» заменить словами «Министерству экономического развития и торговли Украины»;

пункт 5 после слов «скреплено печатью заказчика» дополнить словами «или в электронном виде в случае использования электронных средств»;

4) в пункте 2 раздела V слова «публикуется в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок и обнародуется на веб-портале Министерства экономики Украины по вопросам закупок» заменить словами «обнародуется на веб-портале Уполномоченного органа по вопросам закупок для общего доступа».

2. В Стандартной документации конкурсных торгов для процедуры закупки — открытые торги, утвержденной приказом Министерства экономики Украины от 26 июля 2010 года № 919, зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 10 августа 2010 года под № 653/17948:

1) дополнить Стандартную документацию конкурсных торгов для процедуры закупки — открытые торги новым абзацем следующего содержания:

«Стандартная документация может быть создана в форме электронного документа согласно требованиям Закона Украины «Об электронных документах и электронном документообороте»;

2) в Порядке заполнения документации конкурсных торгов:

в колонке 2 пункта 3 раздела I слова и цифры «в соответствии с подпунктом 35» заменить словами и цифрами «в соответствии с подпунктом 33»;

в разделе II:

в колонке 2 пункта 1:

абзац первый изложить в следующей редакции:

«Физическое/юридическое лицо имеет право не позже чем за 10 дней (за 5 дней — в случае сокращенной процедуры) до окончания срока подачи предложений конкурсных торгов обратиться к заказчику за разъяснениями по поводу документации конкурсных торгов. Заказчик должен предоставить разъяснения на обращение в течение трех дней со дня его получения.»;

в абзаце втором слова «по результатам запросов» заменить словами «по результатам обращений»;

абзац первый колонки 2 пункта 2 изложить в следующей редакции:

«В случае проведения собрания с целью разъяснения каких-либо обращений по поводу документации конкурсных торгов заказчик должен обеспечить ведение протокола такого собрания с изложением в нем всех разъяснений относительно обращений.»;

в разделе III:

абзац первый колонки 2 пункта 1 дополнить новым предложением следующего содержания: «Предложение конкурсных торгов может подаваться в электронном виде в случае использования электронных средств.»;

колонку 2 пункта 2 после абзаца четвертого дополнить новым абзацем пятым следующего содержания:

«информации о субподрядчике (субподрядчиках);».

В связи с этим абзац пятый считать абзацем шестым;

абзац одиннадцатый колонки 2 пункта 4 изложить в следующей редакции:

«Средства, поступившие в качестве обеспечения предложения конкурсных торгов (в случае, если они не возвращаются участнику), подлежат перечислению в соответствующий бюджет, а в случае осуществления закупки юридическими лицами (их объединениями) не за бюджетные средства — перечисляются на счет таких юридических лиц (их объединений).»;

дополнить раздел новым пунктом 8 следующего содержания:

«8. Информация о субподрядчике (субподрядчиках)

В случае закупки работ или услуг участник процедуры закупки указывает в предложении конкурсных торгов полное наименование и местонахождение каждого субъекта хозяйствования, которого участник планирует привлекать к выполнению работ в качестве субподрядчика в объеме не менее 20 процентов стоимости договора о закупке.».

В связи с этим пункты 8, 9 считать соответственно пунктами 9, 10;

в колонке 2 пункта 1 раздела IV слова «Лично или по почте» заменить словами «Лично, по почте или по электронной почте (в случае подачи в форме электронного документа)»;

в колонке 2 пункта 5 раздела V:

в абзаце пятом слова «порядка опубликования объявления» заменить словами «порядка обнародования объявления»;

абзац шестой изложить в следующей редакции:

«подача для участия в них менее двух предложений конкурсных торгов, а в случае осуществления закупки по рамочным соглашениям с несколькими участниками — менее трех предложений;»;

дополнить после абзаца тринадцатого новым абзацем четырнадцатым следующего содержания:

«сокращение расходов на осуществление закупки товаров, работ и услуг;».

В связи с этим абзац четырнадцатый считать абзацем пятнадцатым;

в разделе VI:

в колонке 2 пункта 1:

в абзаце втором слова и цифры «но не раньше чем через 14 дней с даты опубликования в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок сообщения об акцепте предложения конкурсных торгов» заменить словами и цифрами «но не раньше чем через 10 дней с даты обнародования на веб-портале Уполномоченного органа по вопросам закупок сообщения об акцепте предложения конкурсных торгов»;

в абзаце третьем слова и цифры «со дня опубликования в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок сообщения об акцепте предложения конкурсных торгов, но не позже чем через 14 дней со дня акцепта» заменить словами и цифрами «со дня обнародования на веб-портале Уполномоченного органа по вопросам закупок сообщения об акцепте предложения конкурсных торгов, но не позже чем через 14 дней со дня акцепта».

3. В Стандартной документации конкурсных торгов для процедуры закупки — двухступенчатые торги, утвержденной приказом Министерства экономики Украины от 26 июля 2010 года № 919, зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 10 августа 2010 года под № 654/17949:

1) дополнить Стандартную документацию конкурсных торгов для процедуры закупки — двухступенчатые торги новым абзацем следующего содержания:

«Стандартная документация может быть создана в форме электронного документа согласно требованиям Закона Украины «Об электронных документах и электронном документообороте.»;

2) в Порядке заполнения документации конкурсных торгов:

в колонке 2 абзаца второго пункта 3 раздела I слова и цифры «в соответствии с подпунктом 35» заменить словами и цифрами «в соответствии с подпунктом 33»;

в разделе II:

в колонке 2 пункта 1:

абзац первый изложить в следующей редакции:

«Физическое или юридическое лицо имеет право не позже чем за 10 дней (за 5 дней — в случае сокращенной процедуры) до окончания срока подачи предложений конкурсных торгов обратиться к заказчику за разъяснениями по поводу документации конкурсных торгов. Заказчик должен предоставить разъяснение на обращение в течение трех дней со дня его получения.»;

в абзаце втором слова «по результатам запросов» заменить словами «по результатам обращений»;

абзац первый колонки 2 пункта 2 изложить в следующей редакции:

«В случае проведения собрания с целью разъяснения каких-либо обращений по поводу документации конкурсных торгов заказчик должен обеспечить ведение протокола такого собрания с изложением в нем всех разъяснений относительно обращений.»;

в разделе III:

абзац первый колонки 2 пункта 1 после первого предложения дополнить новым предложением следующего содержания: «Предложение конкурсных торгов может подаваться в электронном виде в случае использования электронных средств.»;

колонку 2 пункта 2 дополнить новым абзацем следующего содержания:

«информации о субподрядчике (субподрядчиках)»;

абзац одиннадцатый пункта 4 изложить в следующей редакции:

«Средства, поступившие в качестве обеспечения предложения конкурсных торгов (в случае, если они не возвращаются участнику), подлежат перечислению в соответствующий бюджет, а в случае осуществления закупки юридическими лицами (их объединениями) не за бюджетные средства — перечисляются на счет таких юридических лиц (их объединений).»;

дополнить раздел новым пунктом 8 следующего содержания:

«8. Информация о субподрядчике (субподрядчиках)

В случае закупки работ или услуг участник процедуры закупки указывает в предложении конкурсных торгов полное наименование и местонахождение каждого субъекта хозяйствования, которого участник планирует привлекать к выполнению работ в качестве субподрядчика в объеме не менее 20 процентов стоимости договора о закупке.».

В связи с этим пункты 8, 9 считать соответственно пунктами 9, 10;

в колонке 2 пункта 1 раздела IV слова «Лично или по почте» заменить словами «Лично, по почте или по электронной почте (в случае подачи в форме электронного документа)»;

в колонке 2 пункта 1 раздела VI:

во втором предложении абзаца первого слова и цифры «раньше чем через 14 дней с даты опубликования в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок сообщения об акцепте предложения конкурсных торгов» заменить словами и цифрами «раньше чем через 10 дней с даты обнародования на веб-портале Уполномоченного органа по вопросам закупок сообщения об акцепте предложения конкурсных торгов»;

в абзаце втором слова и цифры «со дня опубликования в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок сообщения об акцепте предложения конкурсных торгов, но не позже чем через 14 дней со дня акцепта» заменить словами и цифрами «со дня обнародования на веб-портале Уполномоченного органа по вопросам закупок сообщения об акцепте предложения конкурсных торгов, но не позже чем через 14 дней со дня акцепта».

4. В Порядке определения предмета закупки, утвержденном приказом Министерства экономики Украины от 26 июля 2010 года № 921, зарегистрированном в Министерстве юстиции Украины 06 августа 2010 года под № 623/17918:

1) в пункте 1.2 раздела I слова «предприятия», «государственные средства» и «консультационные услуги» исключить;

2) в разделе II:

в абзаце первом пункта 2.1 слова и цифры «согласно пунктам 23 и 30» заменить словами и цифрами «согласно пунктам 20 и 27»;

в пункте 2.12 слова и цифры «в соответствии с пунктом 23» заменить словами и цифрами «в соответствии с пунктом 20», слово «включая» заменить словом «в частности»;

3) в разделе III слова и цифры «в соответствии с пунктом 26» заменить словами и цифрами «в соответствии с пунктом 23».

5. В Порядок осуществления мониторинга государственных закупок, утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Украины от 19 октября 2011 года № 155, зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 01 декабря 2011 года под № 1377/20115, внести следующие изменения:

1) в разделе I:

пункт 1.1 изложить в следующей редакции:

«1.1. Настоящий Порядок определяет процедуру осуществления Министерством экономического развития и торговли Украины (далее — Минэкономразвития) мониторинга закупок.

Целью осуществления мониторинга закупок являются обеспечение соблюдения заказчиками законодательства в сфере государственных закупок, предотвращение его нарушения и анализ эффективности процедур закупок.»;

в абзаце третьем пункта 1.2 слова и цифру «определенные в части пятой статьи 7» заменить словами и цифрой «определенные в части четвертой статьи 7»;

в пункте 1.3 слова «за государственные средства» исключить;

абзац шестой пункта 1.5 исключить.

В связи с этим абзацы седьмой, восьмой считать соответственно абзацами шестым, седьмым;

абзац третий пункта 1.6 изложить в следующей редакции:

«осуществлять взаимодействие с юридическим лицом, определенным Минэкономразвития, наполнять веб-портал Уполномоченного органа по вопросам закупок относительно вопросов обнародования информации, предусмотренной Законом, с целью обеспечения осуществления мониторинга закупки с предоставлением соответствующих поручений.»;

2) в разделе II:

в абзаце четвертом пункта 2.2 слова «номер объявления и номер государственного официального печатного издания по вопросам государственных закупок в случае, если на день обращения было опубликовано объявление о проведении процедуры закупки» заменить словами «информацию об обнародовании объявления о проведении процедуры закупки»;

в пункте 2.3:

подпункт 2.3.1 после слов «конкурентной процедуры» дополнить словами «и закупки по рамочным соглашениям»;

в подпункте 2.3.2 слова «процедуры закупки у одного участника» заменить словами «переговорной процедуры закупки»;

в пункте 2.4 слово «, опубликование» исключить;

в пункте 2.10 слова и цифры «(в случае когда обращение касается осуществления мониторинга относительно наличия основания, предусмотренного пунктом 3 части второй статьи 39 Закона, или относительно процедуры запроса ценовых предложений, закупки по сокращенной процедуре — в течение пяти рабочих дней)» исключить;

3) в разделе III:

пункт 3.1 изложить в следующей редакции:

«3.1. Минэкономразвития систематически анализирует информацию о закупках, подлежащую размещению на веб-портале Уполномоченного органа по вопросам закупок, и определяет закупки, по которым будет осуществлен мониторинг закупок.»;

в пункте 3.5 слова «процедуры закупки у одного участника» заменить словами «переговорной процедуры закупки»;

пункт 3.6 после слов «конкурентных процедур» дополнить словами «, закупки по рамочным соглашениям»;

пункт 3.10 изложить в следующей редакции:

«3.10. Заключение по результатам осуществления мониторинга закупки должно быть подготовлено соответствующим структурным подразделением Минэкономразвития, обеспечивающим осуществление регулирования и координации в сфере закупок, не позже чем через 15 рабочих дней со дня поступления в Минэкономразвития в полном объеме информации и документов от заказчика. В случае необходимости к рассмотрению документов могут привлекаться другие структурные подразделения Минэкономразвития.».

6. Дополнить Перечень товаров и услуг, которые могут закупаться по рамочным соглашениям, утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Украины от 24 апреля 2012 года № 503, зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 17 мая 2012 года под № 785/21098 (в редакции приказа Министерства экономического развития и торговли Украины от 23 июля 2013 года № 855), следующими пунктами:

«80. Локомотивы железнодорожные и тендеры локомотивные

81. Вагоны железнодорожные или трамвайные самоходные, багажные вагоны и открытые платформы, кроме транспортных средств, предназначенных для ремонта и технического обслуживания

82. Подвижной состав, прочий

83. Части железнодорожных локомотивов, трамвайных моторных вагонов и подвижного состава; крепление и арматура и их части; механическое оборудование для управления движением

84. Услуги по восстановлению и оснащению железнодорожных локомотивов, трамвайных моторных вагонов и подвижного состава; работы субподрядные как часть производства железнодорожных локомотивов и подвижного состава

85. Пестициды и другие агрохимические продукты

86. Услуги по обеспечению питанием по контракту».

7. В Особенностях заключения рамочных соглашений, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Украины от 24 апреля 2012 года № 504, зарегистрированных в Министерстве юстиции Украины 26 июня 2012 года под № 1059/21371:

1) в разделе II:

абзац седьмой пункта 2.2 после слов «в рамочном соглашении» дополнить словами «в случае заключения рамочного соглашения с несколькими участниками»;

абзац первый пункта 2.3 после слова «заказчик» дополнить словами «(генеральный заказчик)»;

2) в разделе III:

абзац седьмой пункта 3.1 дополнить новым предложением следующего содержания: «В случае когда все условия договора о закупке установлены в рамочном соглашении, количество товаров или объем предоставления услуг должны быть определены в конкретных количественных показателях.»;

пункт 3.2 дополнить новым абзацем следующего содержания:

«условия возможности заключения договоров о закупке с несколькими участниками на пропорциональной основе относительно объема предмета закупки в случае, если такие участники по результатам отбора, конкурентного отбора имеют одинаковые показатели, и/или возможности определения лотов по объему предмета закупки при проведении отбора, конкурентного отбора.»;

3) в пункте 5.7 раздела V слова «публикуется в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок» заменить словами и цифрами «обнародуется на веб-портале Уполномоченного органа по вопросам закупок в соответствии со статьей 10 Закона»;

4) в пункте 6.1 раздела VI слова «с даты опубликования в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок» заменить словами «с дня обнародования на веб-портале Уполномоченного органа по вопросам закупок»;

5) в разделе VII:

пункт 7.1 изложить в следующей редакции:

«7.1. Заказчик (генеральный заказчик) в течение семи рабочих дней со дня заключения рамочного соглашения предоставляет для обнародования в соответствии со статьей 10 Закона объявления со сведениями о заключенном рамочном соглашении.»;

пункт 7.2 исключить.

В связи с этим пункт 7.3 считать пунктом 7.2;

6) абзац пятый пункта 8.1 раздела VIII дополнить словами «регулируемых цен (тарифов) и нормативов, применяемых в договоре о закупке».

 

Заместитель директора
 Департамента государственных закупок
 и государственного заказа
 Л. Дудник

Комментарий редакции

Претерпели изменения документы в сфере государственных закупок

Комментируемые изменения преимущественно направлены на приведение нормативно-правовых актов по государственным закупкам и государственному заказу в соответствие с Законом Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 10.04.2014 г. № 1197-VII (далее — Закон).

Комментируемым приказом внесены изменения в такие документы, как:

Типовое положение о комитете по конкурсным торгам, утвержденное приказом Минэкономики от 26.07.2010 г. № 916 (далее — Типовое положение);

— Стандартная документация конкурсных торгов для процедуры закупки — открытые торги, утвержденная приказом Минэкономики от 26.07.2010 г. № 919 (далее — Стандартная документация);

— Стандартная документация конкурсных торгов для процедуры закупки — двухступенчатые торги, утвержденная приказом Минэкономики от 26.07.2010 г. № 919;

— Порядок определения предмета закупки, утвержденный приказом Минэкономики от 26.07.2010 г. № 921 (далее — Порядок № 921);

— Порядок осуществления мониторинга государственных закупок, утвержденный приказом Минэкономразвития от 19.10.2011 г. № 155 (далее — Порядок № 155);

— Перечень товаров и услуг, которые могут закупаться по рамочным соглашениям, утвержденный приказом Минэкономразвития от 24.04.2012 г. № 503 (далее — Перечень № 503);

— Особенности заключения рамочных соглашений, утвержденные приказом Минэкономразвития от 24.04.2012 г. № 504 (далее — Особенности).

Далее рассмотрим, в чем заключается суть основных самых важных изменений.

 

Комитет конкурсных торгов

Основные требования к функционированию комитета конкурсных торгов (далее — комитет), который занимается организацией и проведением процедур закупок, остались без изменений. Преимущественно изменения, внесенные в Типовое положение, касаются приведения его содержания в соответствие с требованиями, предусмотренными ст. 11 Закона.

Во-первых, откорректирован порядок создания комитета (разд. ІІ Типового положения). Итак, как выглядят такие требования:

 

До изменений

После изменений

2. В состав комитета входит не менее пяти человек. В случае если штатная численность работников заказчика меньше чем пять человек, количество членов комитета должно равняться штатной численности заказчика

2. В состав комитета входит не менее пяти человек. В случае, если количество служебных (должностных) лиц в штатной численности работников заказчика меньше пяти человек, в состав комитета по конкурсным торгам должны входить все служебные (должностные) лица заказчика

Внесение таких изменений в Типовое положение является вполне логичным, поскольку штатная численность заказчика и количество служебных (должностных) лиц — это совсем разные понятия.
Кстати, теперь такое требование Типового положения аналогично нормам ч. 2. ст. 11 Закона.

 

Во-вторых, в настоящее время Закон (ч. 2 ст. 11) не обязывает председателя, секретаря и других членов комитета проходить обучение по вопросам организации и осуществления закупок. Такое обучение указанные лица могут пройти исключительно по собственному желанию.

Учитывая это, соответствующие требования внесены в разд. IV «Права и обязанности членов комитета» Типового положения. Вот как они выглядят:

 

До изменений

После изменений

2. Члены комитета обязаны:
«…»
пройти обучение и/или повышение квалификации специалистов в сфере осуществления государственных закупок в порядке, установленном Министерством экономики Украины

1. Члены комитета имеют право:
«…»
пройти обучение по вопросам организации и проведения процедур закупок

 

В связи с этим напомним, что после вступления в силу Закона (т. е. с 20.04.2014 г.) непрохождение обучения или повышения квалификации по вопросам организации и осуществления процедур закупок не является основанием для применения админштрафа. Как известно, выполнить такое требование и раньше на практике было невозможно, поскольку не был утвержден нормативный документ, который бы регулировал вопросы прохождения обучения или повышения квалификации по вопросам организации и осуществления процедур закупок.

С одной стороны, вроде бы все понятно — Закон не обязывает проходить обучение председателю, секретарю и другим членам комитета, однако, с другой стороны, Минэкономразвития приказом от 06.10.2014 г. № 1190 утвердило Примерную учебную программу обучения специалистов по вопросам организации и осуществления закупок и Примерную учебную программу повышения квалификации специалистов по вопросам организации и осуществления закупок. Согласитесь, такие действия Минэкономразвития вызывают вопросы: зачем утверждать учебные программы, по которым не обязательно проходить обучение? Вероятно, свои действия Уполномоченный орган объяснил бы требованиями п. 14 ст. 8 Закона.

В-третьих, в настоящее время Закон отменил обязательное опубликование информации о закупке в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок (информационном бюллетене «Вестник государственных закупок»). Всю информацию о закупке заказчики обнародуют на веб-портале «Государственные закупки» по адресу www.tender.me.gov.ua.

В связи с этим в Типовом положении определено, что председатель и секретарь комитета несут ответственность за полноту и достоверность информации, обнародуемой на веб-портале Уполномоченного органа по вопросам закупок для общего доступа. Поэтому следует напомнить: за необнародование или нарушение порядка обнародования информации по закупкам товаров, работ и услуг за государственные средства согласно требованиям законодательства предусмотрен админштраф от 11900 до 17000 грн. (ст. 16414 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X). За повторное нарушение в течение года — от 17000 до 25500 грн.

 

Документация конкурсных торгов

Комментируемым приказом внесены некоторые изменения в Стандартную документацию, которую составляют для открытых торгов и двухступенчатых торгов. Рассмотрим, что это за изменения:

— раньше заказчики могли оформлять стандартную документацию только в бумажном, печатном виде (на листах А4, 12-м шрифтом). Теперь такую документацию разрешено оформлять также в форме электронного документа согласно требованиям Закона Украины «Об электронных документах и электронном документообороте» от 22.05.2003 г. № 851-IV;

— в случае необходимости физическое/юридическое лицо имеет право не позже чем за 10 дней (за 5 дней — в случае сокращенной процедуры) до окончания срока подачи предложений конкурсных торгов обратиться к заказчику за разъяснениями по поводу документации конкурсных торгов. При этом заказчик должен предоставить разъяснения на обращение в течение 3 дней со дня его получения. Напомним, что такие требования предусмотрены ст. 23 Закона. Также обратите внимание: такие разъяснения заказчик должен обнародовать на веб-портале;

— в случае если заказчик решил провести собрание с целью разъяснения любых обращений по поводу документации конкурсных торгов, то он должен вести протокол такого собрания, в котором изложить все разъяснения, касающиеся обращений физических/юридических лиц. Такую информацию заказчик также должен обнародовать на веб-портале.

Что касается изменений в предложениях конкурсных торгов, то они такие:

— эти документы участники могут подавать не только в письменной форме, но и в электронном виде (в случае использования электронных средств). Указанные документы участники подают лично, по почте или по электронной почте (в случае подачи в форме электронного документа);

— добавлено требование относительно содержания предложения конкурсных торгов участника. В содержание такого предложения участник должен включить информацию о субподрядчике (субподрядчиках).

Так, в случае закупки работ или услуг участник процедуры закупки указывает: полное наименование и местонахождение каждого субъекта хозяйствования, которого участник планирует привлекать к выполнению работ в качестве субпод­рядчика в объеме не менее 20 % от стоимости договора о закупке;

— откорректированы случаи, когда заказчик отменяет торги и имеет право признать их несостоявшимися. Перечень таких случаев приведен в соответствии со ст. 30 Закона;

— изменен срок заключения договора закупки согласно требованиям ст. 31 Закона. Так, заказчики заключают договор не раньше чем через 10 дней с даты обнародования на веб-портале сообщения об акцепте, но не позже чем через 30 дней со дня акцепта. Раньше заказчик имел право заключить такой договор не раньше чем через 14 дней.

 

Определение предмета закупки

Изменения, внесенные в Порядок № 921, направлены исключительно на приведение положений этого документа в соответствие с требованиями и терминологией Закона.

 

Мониторинг закупок

Одной из основных функций Минэкономразвития является проведение мониторинга госзакупок. Правовые основы проведения такой процедуры определены в Порядке № 155.

Как и ранее, Минэкономразвития имеет право осуществлять мониторинг закупок по собственной инициативе и по обоснованному обращению заказчика.

Общая процедура проведения таких мероприятий осталась без изменений. Однако учитывая обновленные требования Закона, определенные коррективы все же внесены в Порядок № 155.

Во-первых, откорректирована цель осуществления мониторинга. Вот как она в настоящий момент выглядит в данном Порядке:

 

До изменений

После изменений

Целью осуществления мониторинга государственных закупок является обеспечение соблюдения заказчиками законодательства в сфере государственных закупок и эффективного и рационального использования государственных средств, максимальной их экономии при осуществлении государственных закупок

Целью осуществления мониторинга закупок является обеспечение соблюдения заказчиками законодательства в сфере государственных закупок, предотвращение его нарушения и анализ эффективности процедур закупок

Отметим, что такие изменения прежде всего связаны с обновленной терминологией Закона.

 

Во-вторых, изменился перечень вопросов, которые может проверять Минэкономразвития в зависимости от вида и периода, в который осуществляется мониторинг закупки.

Согласно изменениям теперь данный орган не может проверять вопросы, касающиеся правомерности заключения договора без применения норм законодательства в сфере государственных закупок. Такая возможность была предусмотрена в абз. 6 п. 1.5 Порядка № 155. То есть незакупочные договоры Минэкономразвития не мониторит.

Однако, как и раньше, этот орган может проверить следующие вопросы:

— наличие оснований для применения определенной заказчиком процедуры закупки;

— соответствие документов заказчика требованиям законодательства в сфере государственных закупок;

— соответствие порядка проведения процедур закупок требованиям законодательства в сфере государственных закупок;

— соответствие законодательству в сфере государственных закупок других решений, действий (бездействия) заказчика, связанных с осуществлением соответствующей закупки и выполнением договора о закупке,

— а также может провести анализ эффективности осуществления закупок.

В-третьих, раньше сроки проведения мониторинга зависели от того, какую процедуру закупки применял заказчик. Например, для процедуры закупки у одного участника и процедуры запроса ценовых предложений, закупки по сокращенной процедуре были установлены сокращенные сроки. В настоящее время такой срок установлен единым для всех закупок.

 

До изменений

После изменений

2.10. Минэкономразвития осуществляет мониторинг закупки по обращению заказчика в течение 10 рабочих дней (в случае когда обращение касается осуществления мониторинга относительно наличия основания, предусмотренного п. 3 ч. 2 ст. 39 Закона, или относительно процедуры запроса ценовых предложений, закупки по сокращенной процедуре — в течение 5 рабочих дней) со дня размещения на сайте Минэкономразвития письма о принятии ­письма-обращения заказчика к рассмотрению

2.10. Минэкономразвития осуществляет мониторинг закупки по обращению заказчика в течение 10 рабочих дней со дня размещения на сайте Минэкономразвития письма о принятии письма-обращения заказчика к рассмотрению

 

В-четвертых, претерпел изменения срок подготовки Минэкономразвитием заключения по результатам мониторинга. Так, если раньше такой срок был установлен разный для разных процедур закупок, то теперь установлен единый для всех закупок — не позже чем через 15 рабочих дней со дня поступления в Минэкономразвития в полном объеме информации и документов от заказчика. Также добавлено, что в случае необходимости к рассмотрению документов могут привлекаться другие структурные подразделения Минэкономразвития.

 

До изменений

После изменений

3.10. Заключение по результатам осуществления мониторинга закупки должно быть подготовлено:
— по процедурам: открытых торгов, двухступенчатых торгов, предварительной квалификации участников (кроме осуществления закупок по сокращенной процедуре) — не позже чем в течение десяти рабочих дней со дня поступления в Минэкономразвития в полном объеме информации и документов от заказчика;
— по процедуре закупки у одного участника (кроме процедуры закупки у одного участника в случае закупки в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 39 Закона) — не позже 15 рабочих дней со дня поступления в Минэкономразвития в полном объеме информации и документов от заказчика;
— по процедуре запроса ценовых предложений, сокращенной процедуре, по процедуре закупки у одного участника в случае закупки в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 39 Закона — не позже 5 рабочих дней со дня поступления в Минэкономразвития в полном объеме информации и документов от заказчика

3.10. Заключение по результатам осуществления мониторинга закупки должно быть подготовлено соответствующим структурным подразделением Минэкономразвития, обеспечивающим осуществление регулирования и координации в сфере закупок, не позже чем через 15 рабочих дней со дня поступления в Минэкономразвития в полном объеме информации и документов от заказчика. В случае необходимости к рассмотрению документов могут привлекаться другие структурные подразделения Минэкономразвития

 

Изменения, внесенные комментируемым приказом в Порядок № 155, носят общий косметический характер. А наиболее существенные изменения в этой сфере — еще впереди. Так, недавно в Мин­экономразвития проходило обсуждение порядка проведения мониторинга госзакупок с представителями проекта Европейского Союза «Гармонизация систем конкуренции и государственных закупок в Украине к стандартам ЕС». В частности, рассматривались принципы построения процесса мониторинга, который будет устраивать рынок и в то же время обеспечивать функции, возложенные на Мин­экономразвития в соответствии с Законом. Также в ходе дискуссии стороны проводили работу по поиску наиболее эффективных форм проведения мониторинга. Надеемся, что такой механизм будет воплощен в жизнь в ближайшее время.

 

Закупка по рамочным соглашениям

Комментируемым приказом внесены изменения в документы, устанавливающие особенности проведения процедуры закупки по рамочным соглашениям.

Так, с целью расширения перечня товаров и услуг, которые могут закупаться по рамочным соглашениям, внесены изменения в Перечень № 503. Благодаря этому заказчики получили возможность закупать по рамочным соглашениям следующие товары и услуги: локомотивы железнодорожные и тендеры локомотивные; вагоны железнодорожные или трамвайные самоходные, багажные вагоны и открытые платформы; подвижной состав; услуги по восстановлению и оснащению железнодорожных локомотивов, трамвайных моторных вагонов и подвижного состава; пестициды и другие агрохимические продукты; услуги по обеспечению питанием по контракту. Теперь Перечень № 503 насчитывает 86 позиций товаров и услуг.

Также с целью усовершенствования процедур закупок по рамочным соглашениям изменения, в частности, предусматривают:

— уточнение основных условий, которые должно содержать рамочное соглашение (п. 3.1 Особенностей);

— добавлен перечень пунктов, которые может содержать рамочное соглашение (п. 3.2 Особенностей);

— изменения относительно обнародования информации о рамочном соглашении (пп. 5.7, 6.1 и 7.1 Особенностей);

— предоставленние возможности заказчикам изменять цену товаров и услуг в рамочном соглашении при изменении регулируемых цен (тарифов) и нормативов (п. 8.1 Особенностей).

 

Другие изменения

Комментируемым приказом также признаны утратившими силу следующие приказы Минэконом­развития:

— «Об утверждении критериев формирования государственного заказа на поставку продукции для государственных потребностей» от 03.10.2005 г. № 314;

— «Об утверждении форм документов по вопросам формирования государственного заказа» от 31.10.2012 г. № 1205;

— «Об утверждении Порядка ведения реестра электронных площадок и операторов электронных площадок и включения (исключения) субъектов хозяйствования в/из такого реестра» от 23.07.2013 г. № 856.

Отмена этих документов, а особенно последнего приказа, является вполне логичной, поскольку в Законе отсутствуют требования и условия проведения электронных торгов. Конечно досадно, что до сих пор так и не была создана электронная платформа для внедрения электронных закупок, ведь электронная система закупок имеет определенные преимущества. Отметим, что в этом году Минэкономразвития активно работает над проектом внедрения электронных тендеров.

Например, разработана Концепция внедрения электронных тендеров, по которой проходят активные общественные обсуждения. Также проводят наработку проекта нового закона об электронной закупке, главной задачей которого должны стать  — минимизация бюрократии, пост-квалификация, повышение прозрачности системы госзакупок. Более того, недавно Мин­экономразвития решило в своей структуре дать зеленый свет проекту электронных закупок, а в течение его работы исправлять все неточности, которые будут возникать. Согласитесь, ведь лучше 5 лет ошибок, чем 20 лет саботажа. Надеемся, что модель системы электронных закупок действительно оправдает ожидания и как можно скорее будет воплощена в жизнь обычными заказчиками.

 

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше