Темы статей
Выбрать темы

Осуществляем государственные закупки в условиях колебания цен

Дуброва Ярослава, главный специалист Департамента внутреннего финансового контроля и аудита исполнительного органа Киевского городского совета (Киевской городской государственной администрации)
В настоящее время одним из наиболее актуальных вопросов для участников сферы государственных закупок (причем как заказчиков и участников торгов, так и контролеров этой сферы) является: как действовать в ситуации, когда цены на товары, услуги и работы на рынке постоянно растут?
Из каждой безвыходной ситуации есть как минимум два выхода, а юристы часто говорят: «знаем минимум три». В этом материале мы проанализируем частные актуальные на сегодняшний день случаи изменения цены предмета закупки в условиях колебания цен на рынке. Также рассмотрим законные пути решения возможных ситуаций.

Действительно, все мы видим, что цены на товары, услуги и работы постоянно растут. При этом на отдельные группы товаров часто цены растут чуть ли не ежедневно.

И здесь можно понять субъектов хозяйствования (участников торгов), которые не желают осуществлять свою хозяйственную деятельность без прибыли или же «в минус». Поэтому и не удивительно, что, например, в ситуации, когда контрагент не закупил товар заранее, а закупает его постепенно для выполнения заключенного с заказчиком договора о закупке, в случае резкого «скачка» цены на такой товар контрагент обращается к заказчику с предложением внести изменения в договор о закупке об увеличении цены товара.

Но не все так просто, ведь цена предмета закупки является существенным условием договора. При этом законодатель установил исключительный перечень случаев, когда стороны по госзакупочному договору могут внести изменения в существенные условия такого договора. Дальше рассмотрим некоторые из них.

Просчитываем риски

В первую очередь обратим внимание читателей на отдельные особенности заключения договоров в сфере государственных закупок. Несмотря на то, что госзакупочное законодательство является достаточно переменчивым, в настоящее время оно все же не в полной мере отражает реалии сегодняшнего дня. Поэтому умение просчитывать действия на несколько шагов вперед является достаточно важным для закупщика. Ведь для того чтобы у заказчика (а позже и у контролирующих органов) возникало меньше вопросов на этапе выполнения договорных обязательств, следует еще на этапе подготовки к заключению договора просчитать будущие риски, учесть возможные проблемы и вызовы, чтобы избежать их в дальнейшем.

Так, договор о закупке заключается в письменной форме в соответствии с положениями ГКУ и ХКУ с учетом особенностей, определенных Законом. Об этом указано в ч. 1 ст. 40 этого Закона.

В то же время законодатель предусмотрел, что условия договора о закупке не могут отличаться от содержания предложения конкурсных торгов или ценового предложения (в том числе цены за единицу товара) победителя процедуры закупки.

На сегодняшний день Закон не содержит перечень существенных условий договора о закупке. Но поскольку при заключении такого договора заказчик должен руководствоваться нормами ГКУ и ХКУ, обратимся к кодифицированным нормам.

В силу норм ст. 638 ГКУ договор является заключенным только в том случае, если стороны по такому договору в надлежащей форме достигли согласия по всем его существенным условиям.

При этом в ч. 1 ст. 638 ГКУ определено, что существенные условия договора — это:

— условия о предмете договора;

— условия, которые определены законом как существенные или являются необходимыми для договоров данного вида;

— а также все те условия, относительно которых по заявлению хотя бы одной из сторон должно быть достигнуто согласие.

То есть можно сделать вывод, что стороны самостоятельно определяют существенные условия договора о закупке исходя из вида договора:

— договор купли-продажи: поставка, снабжение энергетическими, другими ресурсами;

— договор подряда;

— договор предоставления услуг и т. п.

Таким образом, на этапе утверждения документации конкурсных торгов / запроса ценовых предложений мы бы советовали заказчику предусмотреть в основных условиях договора порядок изменения цены предмета закупки в случаях, предусмотренных Законом, и ориентировочный (возможный) или конкретный (допустимый) перечень документов, подтверждающих факт изменения цены единицы товара на рынке. Обязательно следует предусмотреть ответственность контрагента за невыполнение условий договора, а также право заказчика в одностороннем порядке расторгать договор.

При этом необходимо предусмотреть, что участники должны в составе предложения не просто подать предусмотренные заказчиком основные условия договора о закупке, но и согласиться с такими условиями.

Конечно, кое-кто может предположить, что при таких условиях у заказчика могут не состояться торги, ведь потенциальные участники не захотят рисковать и, как говорят, «связываться с бюджетниками». Однако здесь следует сделать акцент на таком принципе государственных закупок, как максимальная экономия.

Справка

Согласно п. 7 ч. 2 ст. 22 Закона документация конкурсных торгов должна содержать проект договора или основные условия, которые обязательно будут включены в договор о закупке.

В соответствии с абз. 9 ч. 2 ст. 36 Закона в запросе обязательно указывают основные условия договора о закупке.

Что же касается переговорной процедуры закупки, то советуем заказчику в ходе ее проведения согласовать с участником основные условия договора о закупке, в которых будет предусмотрен порядок изменения цены предмета закупки.

Справка

Согласно ч. 1 ст. 39 Закона переговорная процедура закупки — это процедура, которая используется заказчиком в виде исключения и в соответствии с которой заказчик заключает договор о закупке с участником после проведения переговоров с одним или несколькими участниками.

Ограничения по изменению цены предмета закупки

В силу положений гражданского законодательства (гл. 53 ГКУ) изменение договорных условий, в том числе и цены, допускается в процессе выполнения договора только в случаях и на условиях, установленных соответствующим договором или законом.

Очевидно, что с целью реализации таких принципов государственных закупок, как «максимальная экономия и эффективность» и «предотвращение коррупционных действий и злоупотреблений», законодатель закрепил в Законе общее правило — существенные условия договора о закупке не могут изменяться после его подписания до выполнения обязательств сторонами в полном объеме. При этом заказчику предоставлено право изменения существенных условий договора только в восьми случаях, исчерпывающий перечень которых установлен в ч. 5 ст. 40 Закона, а именно:

1) уменьшения объемов закупки, в частности с учетом фактического объема расходов заказчика;

2) изменения цены за единицу товара не более чем на 10 % в случае колебания цены такого товара на рынке при условии, что указанное изменение не приведет к увеличению суммы, определенной в договоре;

3) улучшения качества предмета закупки при условии, что такое улучшение не приведет к увеличению суммы, определенной в договоре;

4) продления срока действия договора и выполнения обязательств относительно передачи товара, выполнения работ, предоставления услуг в случае возникновения документально подтвержденных объективных обстоятельств, повлекших такое продление, в том числе непреодолимой силы, задержки финансирования расходов заказчика при условии, что такие изменения не приведут к увеличению суммы, определенной в договоре;

5) согласованного изменения цены в сторону уменьшения (без изменения количества (объема) и качества товаров, работ и услуг);

6) изменения цены в связи с изменением ставок налогов и сборов пропорционально изменениям таких ставок;

7) изменения установленного согласно законодательству органами государственной статистики индекса инфляции, изменения курса иностранной валюты в случае установления в договоре о закупке порядка изменения цены в зависимости от изменения такого курса, изменения биржевых котировок, регулируемых цен (тарифов) и нормативов, применяемых в договоре о закупке;

8) изменения условий в связи с применением положений ч. 6 ст. 40 Закона.

Фактически в случае колебания цены предмета закупки на рынке в сторону увеличения заказчик может воспользоваться пп. 2, 6 и 7 ч. 5 ст. 40 Закона. Обычно случай изменения цены в связи с изменением ставок налогов и сборов пропорционально изменениям таких ставок (п. 6 ч. 5 ст. 40 Закона) не вызывает вопросов. Здесь главное иметь документы, подтверждающие такие изменения, и надлежащим образом оформить внесение изменений в договор о закупке.

Чаще всего возникают вопросы при анализе и применении случаев, предусмотренных пп. 2 и 7 ч. 5 ст. 40 Закона. Поэтому на них мы остановимся подробнее.

Изменение цены товара в пределах 10 %

Заметим, что воспользоваться п. 2 ч. 5 ст. 40 Закона и внести соответствующие изменения в существенные условия договора заказчик может только в случае, если цена товара на рынке изменилась. Такое изменение цены товара может быть как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.

Следует отметить, что изменять цену предмета закупки на основании п. 2 ч. 5 ст. 40 Закона заказчик имеет право исключительно в случае, если предметом закупки является товар. Поэтому при закупке услуг или работ, если их составляющей является товар и его цена на рынке выросла, воспользоваться указанным случаем и внести изменения в договор о закупке заказчик не имеет права. То есть в случае роста цены на рынке на горюче-смазочные материалы (далее — ГСМ) стороны могут поднять цену за единицу такого товара в договоре, а в случае роста цены на строительные материалы и оборудование, учитываемые в калькуляциях и сметах на услуги и работы, — нет.

Вместе с тем заказчик имеет возможность применить указанную норму Закона относительно всех (или отдельной) позиций товара в спецификации, если предмет договора включает в себя несколько позиций товара.

Не секрет, что вопрос изменения (повышения) цены ГСМ является актуальным для многих заказчиков. При этом цена за 1 л такого товара на рынке иногда меняется чуть ли не ежедневно, а то и несколько раз в день. И часто перед заказчиком возникает вопрос: как действовать в такой ситуации?

В таком случае заказчик может воспользоваться именно п. 2 ч. 5 ст. 40 Закона. Ведь в зависимости от колебания цены товара на рынке законодатель не ограничивает заказчика во внесении изменений в договор относительно цены товара несколько раз. Иными словами стороны по договору имеют право заключить несколько дополнительных договоров (соглашений) к первичному договору о закупке. Вместе с тем заметим, что в первом дополнительном соглашении изменение цены товара в пределах 10 % должно отсчитываться от цены, указанной в первичном договоре, а в следующих дополнительных соглашениях — от цены товара с учетом ранее внесенных изменений.

Следовательно, если к первичному договору о закупке, например ГСМ, не заключались дополнительные соглашения относительно внесения изменений в цену 1 л ГСМ, то предел изменения цены в части не более 10 % будет отсчитываться от цены за 1 л ГСМ, указанной в первичном договоре. В случае же если такие изменения вносились, то каждое изменение цены за единицу (за 1 л ГСМ), которое заказчик вместе с контрагентом будут вносить в договор, не должно превышать 10 % цены за 1 л ГСМ, определенной в договоре о закупке, с учетом всех изменений относительно цены за 1 л ГСМ, которые ранее были внесены в такой договор.

Важно: в указанном случае внесение изменений в договор о закупке не должно привести к увеличению суммы, определенной в этом договоре.

Следовательно, чтобы соблюсти требования законодателя и не нарушить Закон, заказчик в анализируемом нами случае будет вынужден уменьшить объем закупки, а именно: количество товара, закупаемого по договору. Следствием таких действий может быть ситуация, когда вся потребность заказчика в товаре не будет удовлетворена и может возникнуть необходимость в новой закупке этого товара. Поэтому, конечно, в известной степени на какой-то промежуток времени указанный нами случай изменения цены товара «спасет» стороны договора. Однако если потребность в объеме подорожавшего товара не уменьшится, заказчику или придется объявлять новые торги, или заключить новый договор без проведения торгов. Вопрос проводить торги или нет, заказчик будет решать в зависимости от того, какой будет ожидаемая стоимость товара для новой закупки (т. е. ожидаемая стоимость нового предмета закупки). И здесь могут быть разные ситуации. В частности, заказчик может не воспользоваться правом внесения изменений в договор (или же контрагент будет против внесения изменений), как следствие, стороны могут расторгнуть договор о закупке. При этом сумма средств, оставшихся неосвоенными по расторгнутому договору, будет являться определяющей для принятия решения: или заключить «прямой» договор, или проводить торги. Может также возникнуть ситуация, что заказчику будут выделены дополнительные средства для закупки, чтобы обеспечить потребность в полном объеме. Но в любом случае необходимо считаться со стоимостными рамками применения Закона, предусмотренными его ч. 1 ст. 2.

Справка

Закон применяется ко всем заказчикам и закупкам товаров, работ и услуг, при условии, что стоимость предмета закупки (без учета налога на добавленную стоимость), товара (товаров), услуги (услуг) равна или превышает 100 тыс. грн., а работ — 1 млн грн.

Заметим: внесение указанных изменений в договор о закупке должно быть обоснованным и, конечно, документально подтвержденным.

В частности, если инициатива относительно изменения цены товара исходит от контрагента, то он обращается к заказчику с соответствующим предложением и предоставляет документы, подтверждающие повышение среднерыночной цены в тех пределах/размерах, на которые участник предлагает изменить цену товара. Как мы указывали выше, порядок изменения цены предмета закупки, перечень документов, которые могут подтверждать такое изменение, в первую очередь следует предусматривать в основных условиях документации по торгам, а затем переносить в сам договор.

Например, документом, который содержит информацию о том факте, что цена товара изменилась, может быть справка соответствующего органа, имеющего полномочия осуществлять мониторинг цен на товары, определять изменение цены товара на рынке. Также подтверждающим документом может быть экспертное заключение об изменении цены товара.

Справка

Уполномоченным органом по вопросам государственных закупок — Минэкономразвития было предоставлено разъяснение относительно изменения существенных условий договора о закупке от 16.04.2014 г. № 3302-05/11961-07. Указанное разъяснение предоставлено к предыдущей редакции Закона, вместе с тем после изложения Закона в новой редакции формулировки соответствующих его положений не изменилось. Это разъяснение размещено на официальном сайте Минэкономразвития в рубрике «Государственные закупки».

Рассмотрим несколько ситуаций, которые могут возникнуть у заказчика в связи с колебанием цены предмета закупки.

Ситуация 1

Необходимо ли начинать новые торги, если цена за единицу товара увеличилась еще в ходе проведения процедуры закупки?

Решение

В указанной ситуации вероятным является то, что участник подаст предложение, которое будет превышать ожидаемую стоимость предмета закупки. В таком случае, если у заказчика не предусматривается увеличение финансирования по предмету закупки, то он может признать торги несостоявшимися, поскольку цена наиболее выгодного предложения конкурсных торгов будет превышать сумму, предусмотренную заказчиком на финансирование закупки (абз. 2 ч. 2 ст. 30 Закона). А затем начнет новую процедуру закупки на новую ожидаемую стоимость с учетом среднерыночных цен.

В случае наличия возможности увеличить сумму закупки еще в процессе торгов (например, утверждены изменения к смете), заказчик может откорректировать соответствующую позицию в годовом плане закупок путем внесения изменений в него, а по результатам торгов заключить договор с участником-победителем.

Ситуация 2

По результатам применения переговорной процедуры закупки в январе этого года заказчиком заключен договор на закупку бензина по цене 13 грн. за 1 л на общую сумму 450 тыс. грн. С февраля поставщик поднял цену на бензин до 20 грн. за 1 л. Из общей суммы договора заказчик использовал 46 тыс. грн. В настоящее время нужно закупить бензин по новой цене, что приведет к увеличению общей суммы договора на 210,35 тыс. грн. Заказчик — бюджетная организация, дополнительных поступлений пока не предусматривается, однако сметных назначений на такую закупку хватает, чтобы увеличить сумму договора. Можно ли увеличить общую сумму договора и на какой пункт ч. 5 ст. 40 Закона правильно ссылаться в такой ситуации?

Решение

В данной ситуации, если поставщик предлагает увеличить цену бензина сразу с 13 грн. за 1 л до 20 грн. за 1 л, то это больше, чем на 10 %. Следовательно, заказчик не может воспользоваться в таком случае п. 2 ч. 5 ст. 40 Закона.

Вместе с тем как выход из ситуации можно рассматривать внесение изменений в договор несколькими дополнительными соглашениями в пределах 10 %, чтобы в окончательном расчете выйти на стоимость 1 л бензина — 20 грн. При этом поставщик должен предоставить заказчику документальное подтверждение увеличения стоимости бензина на рынке в феврале до уровня 20 грн. за 1 л. В то же время сторонам придется также вносить изменения в договор относительно уменьшения количества закупаемого горючего. Вместе с тем сумму договора заказчик не сможет увеличить.

Если же заказчик не желает уменьшать объем закупки бензина, то ему придется расторгнуть договор о закупке и начать новые торги.

Как вариант может рассматриваться также и такой выход из ситуации. Если цена бензина, поставляемого заказчику контрагентом, формируется с учетом стоимости иностранной валюты, то стороны могут воспользоваться п. 7 ч. 5 ст. 40 Закона. Указанный случай изменения цены не запрещает увеличивать сумму договора. Но в этом случае имеются определенные нюансы, о которых мы поговорим ниже.

Изменение цены в зависимости от изменения курса иностранной валюты

Еще одним выходом из ситуации, когда цены на рынке колеблются в сторону увеличения, является изменение цены на основании п. 7 ч. 5 ст. 40 Закона.

В соответствии с указанной нормой Закона законодатель фактически предусмотрел несколько возможных случаев изменения цены предмета закупки:

1) изменение установленного согласно законодательству органами государственной статистики индекса инфляции;

2) изменение курса иностранной валюты;

3) изменение биржевых котировок;

4) изменение регулируемых цен (тарифов) и нормативов.

В отношении случая изменения цены предмета закупки в зависимости от изменения курса иностранной валюты (чаще всего актуальным является изменение курса американского доллара) следует отметить, что если такое изменение курса иностранной валюты повлияло на цену предмета закупки, то заказчик имеет право изменить существенные условия договора исключительно в случае, если самим договором о закупке был предусмотрен порядок изменения цены в зависимости от изменения курса иностранной валюты.

Следовательно, если в начальном договоре о закупке заказчиком не установлен порядок изменения цены в зависимости от изменения курса иностранной валюты, то после заключения договора заказчик не может вносить изменения в договор в части определения такого порядка. Поэтому после подписания договора сторонами и регистрации его в органах Казначейства стороны не имеют права вносить указанные изменения в договор. Фактически внесение изменения в договор в части определения порядка изменения цены предмета закупки является ничем иным, как изменением существенного условия договора о закупке, что не предусмотрено ч. 5 ст. 40 Закона. Следовательно, внесение изменений в договор относительно установления порядка изменения цены является нарушением указанной нормы Закона.

Заметим, что в начальном договоре должен быть предусмотрен именно порядок (формула, методика) расчета изменения цены предмета закупки в связи с изменением курса иностранной валюты, а не только ссылка на соответствующее право (возможность) сторон внести такие изменения.

Ситуация 3

Действующим украинским законодательством не предусмотрено нормативное закрепление порядка изменения цены в связи с изменением курса иностранной валюты, а поэтому заказчик должен самостоятельно определить такой порядок. Каким может быть этот порядок?

Решение

Может быть предусмотрена такая формула:

Ц(новая) = (К1 : К0) х Ц1,

где Ц(новая) — измененная цена товара, подлежащая уплате поставщику покупателем за полученный товар;

К1 — курс покупки иностранной валюты относительно гривни на дату проведения покупателем оплаты стоимости товара, поставляемого по договору о закупке;

К0 — курс покупки иностранной валюты относительно гривни на дату подписания договора о закупке;

Ц1 — цена в гривнях за товар, определенная сторонами на момент подписания договора о закупке.

В то же время стороны в договоре о закупке определяют, что для осуществления расчетов по договору они применяют курс покупки (например, доллара США) Национального банка Украины.

Заметим, что указанный случай внесения изменений в существенные условия договора заказчик может применять исключительно в случае, если цена предмета закупки действительно формируется на основании курса иностранной валюты, а изменение цены, в свою очередь, зависит от изменения курса такой валюты. Таким образом, участник должен предоставить заказчику подтверждающие документы по такому формированию цены (доказать наличие валютной составляющей в цене (например, выданный поставщику сертификат соответствия, в котором указано, что товар иностранного производства). При этом, если предметом закупки является товар, то заказчику необходимо определить, когда именно контрагентом был закуплен этот товар для осуществления ему поставки. Ведь если товар закуплен, например, несколько лет тому назад и на момент заключения договора о закупке он уже имелся на складе контрагента, то будет рискованно повышать цену такого товара в связи с увеличением курса иностранной валюты.

В анализируемом нами случае внесения изменений в существенные условия договора после его подписания и до выполнения обязательств сторонами договора в полном объеме не предусмотрена возможность увеличения объема закупки (количество товаров, объем услуг или работ должны оставаться неизменными).

Стоит также обратить внимание на то, что законодатель не ограничивает заказчика в части изменения цены сразу всех позиций товара в спецификации или только нескольких позиций. При этом Закон не определяет, цена только товара может измениться в зависимости от курса иностранной валюты или, например, и услуг. Отсутствуют и ограничения в части внесения изменений относительно цены определенных составляющих услуг или же работ.

Итак, делаем вывод, что в случае изменения курса иностранной валюты заказчик имеет право вносить изменения в договор о закупке независимо от того, что он закупает: товары, услуги или работы.

Ситуация 4

Предметом закупки является услуга, содержащая несколько составляющих. Чтобы предоставить эту услугу заказчику, участник закупает товар, цена которого является составляющей цены указанной услуги. При этом цена такого товара формируется на основании курса иностранной валюты. Может ли заказчик воспользоваться п. 7 ч. 5 ст. 40 Закона для внесения изменений в существенные условия договора в части увеличения цены услуги в связи с изменением курса иностранной валюты?

Решение

Да, может. При этом, чтобы изменения в договоре происходили в рамках действующего законодательства, в нем необходимо предусмотреть соответствующие положения по формированию цены соответствующих составляющих услуги (например, необходимого для выполнения услуги товара). Если же цена других составляющих услуги формируется независимо от курса иностранной валюты, то заказчик не может «привязывать» к цене всей услуги изменение курса иностранной валюты и изменять цену таких составляющих услуги.

Следует отметить, что в анализируемом случае изменение цены предмета закупки может как увеличиваться, так и уменьшаться, также как и общая сумма договора о закупке.. Если же заказчиком является бюджетное учреждение, то учитывая положения ст. 48 БКУ, он имеет право увеличить сумму договора о закупке исключительно в случае, если соответствующие ассигнования предусмотрены сметой.

Указание цены товара в валюте или применение валютного эквивалента

В соответствии со ст. 99 Конституции Украины от 28.06.96 г. № 254к/96-ВР денежной единицей Украины является гривня.

При этом, как предусмотрено ч. 1 ст. 533 и ч. 1 ст. 524 ГКУ, обязательство должно быть выражено и выполнено в денежной единице Украины — гривне.

Стороны могут определить денежный эквивалент обязательства в иностранной валюте (ч. 2 ст. 524 ГКУ). Если в обязательстве определен денежный эквивалент в иностранной валюте, то сумма, подлежащая уплате в гривнях, определяется по официальному курсу соответствующей валюты на день платежа, если иной порядок ее определения не установлен договором или законом либо другим нормативно-правовым актом. Использование иностранной валюты, а также платежных документов в иностранной валюте при осуществлении расчетов на территории Украины по обязательствам допускается в случаях, порядке и на условиях, установленных законом (ч. 2 и 3 ст. 533 ГКУ).

Вместе с тем в силу положений ХКУ цена является существенным условием хозяйственного договора и указывается в договоре в гривнях.

При этом с согласия сторон цены во внешнеэкономических договорах (контрактах) могут быть определены в иностранной валюте. В то же время денежные обязательства участников хозяйственных отношений должны быть выражены и подлежат оплате в гривнях.

Вместе с тем денежные обязательства могут быть выражены в иностранной валюте только в случаях, когда субъекты хозяйствования правомочны осуществлять расчеты между собой в иностранной валюте в соответствии с законодательством. А выполнение обязательств, выраженных в иностранной валюте, осуществляется в соответствии с законом (ч. 2 ст. 189 и ч. 2 ст. 198 ХКУ).

Частью 2 ст. 10 Закона № 5007 предусмотрено, что цены на товары, предназначенные для реализации на внутреннем рынке Украины, устанавливаются исключительно в валюте Украины, если иное не предусмотрено международными соглашениями, ратифицированными Украиной, и постановлениями Кабинета Министров Украины.

Так, в настоящее время в соответствии с законодательством, в частности постановлением КМУ «Об установлении полномочий органов исполнительной власти и исполнительных органов городских советов по регулированию цен (тарифов)» от 25.12.96 г. № 1548, в иностранной валюте установлены государственные регулируемые тарифы (сборы, плата) на специализированные услуги портов, аэропортов, управления воздушным движением, международные перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом с оплатой этих услуг в соответствии с Декретом КМУ «О системе валютного регулирования и валютного контроля» от 19.02.93 г. № 15-93.

При этом отметим, что внутригосударственный обмен другими товарами (услугами) должен осуществляться по ценам (тарифам), установленным в валюте Украины с пересчетом импортной составляющей части цены (тарифа) в национальную денежную единицу.

Справка

По указанному вопросу Минэкономразвития предоставлено разъяснение от 02.09.2014 г. № 3723-08/30327-07.

Изменение цены в зависимости от изменения тарифов

Как мы указывали выше, цену предмета закупки можно изменить и в случае изменения регулируемых цен (тарифов) и нормативов, применяемых в договоре о закупке (п. 7 ч. 5 ст. 40 Закона).

Но не следует забывать о том, что факт возникновения оснований для внесения изменений в цену договора должен быть документально подтвержден. Так, в соответствии со ст. 5 Закона № 5007 (ср. ) Кабинет Министров Украины определяет перечень товаров, государственные регулируемые цены на которые утверждаются соответствующими органами исполнительной власти, если иное не определено законом.

Таким образом, учитывая тот факт, что регулируемые цены (тарифы) утверждаются соответствующими нормативными актами компетентных органов и эти акты обнародуются в установленном законодательством порядке, для подтверждения наличия оснований внесения изменений в существенные условия договора будет достаточным в дополнительном соглашении к договору указать ссылку на соответствующий нормативный акт, в соответствии с которым стороны договора увеличили, например, тарифы (на электроэнергию, теплоснабжение и т. п.).

При этом внесение изменений относительно суммы договора о закупке в таком случае является правомерным. В то же время бюджетные учреждения должны помнить о вышеупомянутой ст. 48 БКУ.

Вместе с тем в отличие от ситуации с внесением изменений, связанных с изменением курса иностранной валюты, в ситуации с изменением регулируемых цен (тарифов) нет обязанности для заказчика устанавливать в договоре порядок изменения цены в зависимости от изменения таких регулируемых цен (тарифов). Вместе с тем, как мы указывали выше, не помешает определить все же порядок изменения цены предмета закупки в договоре и в этом случае.

Рассмотрим возможные ситуации, которые могут возникнуть не только на стадии после заключения договора о закупке, а еще и на стадии проведения торгов.

Ситуация 5

Заказчиком начата переговорная процедура закупки. Обнародована информация о начале процедуры. Теплоэнергокомпания сообщила, что тариф увеличился. При этом у заказчика уже истекает срок для осуществления акцепта предложения участника. Что делать заказчику в такой ситуации?

Решение

У заказчик есть несколько вариантов решения данной ситуации.

Вариант 1. Акцептовать предложение участника и заключить с ним договор о закупке на сумму, которая была предусмотрена в годовом плане закупок и указана в объявлении о запланированной закупке. После чего внести изменения в договор на основании п. 7 ч. 5 ст. 40 Закона, увеличив тариф, а при наличии средств на эту закупку — увеличить и стоимость договора.

Вариант 2. После обнародования объявления о запланированной закупке до осуществления акцепта предложения участника провести еще одни переговоры с участником относительно увеличения тарифа, с учетом наличия средств на финансирование этой закупки (уменьшить объем закупки или увеличить сумму закупки). При этом акцепт для обнародования подать с новыми согласованными показателями.

Ситуация 6

Заказчик заключил договор на теплоснабжение, в котором не прописаны условия об изменении цены в зависимости от изменения тарифов и изменении цены в зависимости от курса валют. После этого пришло письмо от контрагента с информацией о том, что цена повышается на 20 %. Нужно расторгать договор или есть другой выход из этой ситуации?

Решение

В случае с изменением цены в зависимости от изменения тарифов порядок такого изменения прописывать в договоре не обязательно, но желательно. Поэтому стороны по договору могут воспользоваться п. 7 ч. 5 ст. 40 Закона в части изменения цены в случае изменения регулируемых цен (тарифов) и повысить цену на 20 %. Что касается величения суммы договора, то следует исходить из наличия ассигнований, утвержденных заказчику.

Способ внесения изменений в договор

В первую очередь отметим, что внести изменения в договор о закупке в случаях, предусмотренных пп. 2 и 7 ч. 5 ст. 40 Закона, заказчик может только в течение действия этого договора. То есть внесение указанных выше изменений в договор о закупке возможно только в случае, если срок действия договора не истек в установленном действующим законодательством порядке.

Справка

В соответствии с ч. 1 ст. 631 ГКУ сроком договора является время, в течение которого стороны могут реализовать свои права и исполнить свои обязанности в соответствии с договором.

Как указано в ст. 654 ГКУ, изменение или расторжение договора совершается в той же форме, что и сам изменяемый или расторгаемый договор, если иное не установлено договором или законом или не следует из обычаев делового оборота.

Таким образом, в проанализированных нами случаях изменения в существенные условия договора о закупке должны совершаться в письменной форме путем заключения дополнительного договора или соглашения.

Заметим: законодатель не ограничивает заказчика в части применения одновременно нескольких пунктов ч. 5 ст. 40 Закона. Несмотря на это не следует забывать, что каждый случай внесения соответствующих изменений в договор о закупке должен быть подтвержден документально.

Обнародование сообщения о внесении изменений в договор

Анализируя вопрос внесения изменений в существенные условия договора, нельзя обойти вниманием, что в соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона заказчик бесплатно подает для обнародования на веб-портале Уполномоченного органа сообщение о внесении изменений в договор (далее — сообщение) в случаях, предусмотренных пп. 1, 2, 4, 5 и 8 ч. 5 ст. 40 Закона. Сообщение подается в течение трех рабочих дней со дня внесения изменений.

Справка

Форма сообщения утверждена приказом Минэкономразвития «Об утверждении форм документов в сфере государственных закупок» от 15.09.2014 г. № 1106.

Таким образом, в случае внесения изменений в существенные условия договора относительно изменения цены за единицу товара в пределах 10 % (п. 2 ч. 5 ст. 40 Закона) заказчик составляет и подает для обнародования на веб-портале Уполномоченного органа сообщение.

Если же заказчиком внесены изменения в существенные условия договора в части изменения цены в связи с изменением регулируемых цен (тарифов), изменением курса иностранной валюты (п. 7 ч. 5 ст. 40 Закона), заказчик не составляет и не подает для обнародования такое сообщение.

Нормативные документы

БКУ — Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

ХКУХозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

Закон № 5007Закон Украины «О ценах и ценообразовании» от 21.06.2012 г. № 5007-VI.

Закон — Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 10.04.2014 г. № 1197.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше