Темы статей
Выбрать темы

Приобретение мусоровоза поселковым советом

Станкус Татьяна, заместитель главного редактора газеты «Бюджетная бухгалтерия»
Для вывоза мусора поселковый совет планирует приобрести мусоровоз. При этом в поселке планируется создание филиала городского КП «Благоустройство».
Мы рассматриваем два варианта приобретения мусоровоза:
1) поселковый совет предоставляет субвенцию на приобретение мусоровоза районному совету;
2) поселковый совет приобретает мусоровоз самостоятельно и передает его в пользование КП «Благоустройство».
Какой из этих вариантов правильный?

Сначала следует разобраться, чьей компетенцией вообще является решение вопроса вывоза мусора.

Так, согласно п.п. 6 п. «а» ст. 30 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР решение вопросов сбора, транспортировки, утилизации и обезвреживания бытовых отходов относится к ведению исполнительных органов сельских, поселковых или городских советов.

А вот, например, разработка и утверждение схем санитарной очистки населенных пунктов, обеспечение ликвидации несанкционированных и неконтролируемых свалок отходов в соответствии со ст. 20 Закона Украины «Об отходах» от 05.03.98 г. № 187/98-ВР относится к полномочиям местных государственных администраций.

Отметим, что деятельность местных государственных администраций регламентирована Законом Украины «О местных государственных администрациях» от 09.04.99 г. № 586-XIV (далее — Закон № 586).

Так, согласно п. 5 ст. 20 этого Закона местная государственная администрация разрабатывает и утверждает схемы санитарной очистки в пределах соответствующей административно-территориальной единицы и организовывает отдельный сбор бытовых отходов, других видов отходов как вторичного сырья.

При этом в соответствии со ст. 35 Закона № 586 местные государственные администрации на соответствующей территории взаимодействуют с сельскими, поселковыми и городскими советами, их исполнительными органами и сельскими, поселковыми и городскими головами, содействуют в осуществлении ими собственных полномочий местного самоуправления.

Это касается, в частности, и решения вопросов экономического, социального и культурного развития соответствующих территорий, укрепления материальной и финансовой базы местного самоуправления.

Таким образом, учитывая все вышеупомянутое, справедливым и законным является то, что на территории поселка вопросами сбора мусора занимается именно поселковый совет. При этом соответствующая местная администрация должна содействовать поселковому совету в решении вопросов сбора мусора.

Также не редким явлением является практика принятия местных программ по охране окружающей среды, в рамках которых предусматриваются мероприятия по вывозу мусора и покупке необходимой техники для этого, в том числе и мусоровоза. Тогда средства на указанные мероприятия могут быть выделены в рамках таких программ.

Кроме того, отметим, что если соответствующей региональной программы нет, то поселковый совет имеет право принять программу в рамках территории, интересы которой он представляет.

Теперь о ваших вариантах приобретения мусоровоза.

Оба варианта, приведенные вами в вопросе, могут быть воплощены в жизнь. Но наиболее приемлемым, по нашему мнению, является вариант, когда поселковый совет приобретает мусоровоз самостоятельно и передает его в пользование КП «Благоустройство». Именно в таком случае мусоровоз будет однозначно находиться в собственности поселкового совета.

Что касается применения КВКРКБ и КЭКР при приобретении мусоровоза, отметим следующее.

Нормативных разъяснений по применению КВКРКБ на сегодняшний день нет, однако исходя из названий таких кодов можно определить, на какие именно цели и на какие именно учреждения и организации предусматриваются расходы.

Так, считаем, что приобретение мусоровоза можно провести по КВКРКБ 240604 «Прочая деятельность в сфере охраны окружающей природной среды», по которому предусматриваются расходы на проведение мероприятий, связанных с охранной окружающей природной среды.

А вот применение КВКРКБ 010116 «Органы местного самоуправления» будет неправильным, поскольку этот код предусматривает расходы на содержание органов местного самоуправления, а расходы на приобретение техники, необходимой для благоустройства и охраны природной среды поселка, и регистрацию такой техники никак не касаются содержания органов местного самоуправления.

Что касается КЭКР, то расходы на приобретение транспортных средств в соответствии с Инструкцией по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333, проводятся по КЭКР 3110 «Приобретение оборудования и предметов длительного пользования».

В связи с тем что мусоровоз будет учитываться на балансе поселкового совета, а фактически использоваться КП «Благоустройство», необходимо определиться с правоотношениями по его использованию, возникающими между поселковым советом и коммунальным предприятием.

Так, предоставить технику в пользование КП «Благоустройство» можно двумя способами:

1) бесплатным — путем заключения договора ссуды;

2) платным — путем заключения договора аренды.

Рассмотрим оба варианта.

Отношения по бесплатному пользованию имуществом между поселковым советом и КП «Благоустройство» должны быть оформлении договором ссуды.

В соответствии со ст. 827 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV (далее — ГКУ) по договору ссуды одна сторона (ссудодатель) бесплатно передает или обязуется передать другой стороне (пользователю) вещь для пользования в течение установленного срока.

При этом пользование вещью считается бесплатным, если стороны прямо договорились об этом или если это следует из сути отношений между ними.

Если стороны не установили срок пользования вещью, он определяется в соответствии с целью пользования ею ( ст. 831 ГКУ).

Пользователь несет обычные расходы по поддержанию надлежащего состояния вещи, переданной ему в пользование.

Пользователь обязан:

1) пользоваться вещью по ее назначению или в соответствии с целью, определенной в договоре;

2) пользоваться вещью лично, если иное не установлено договором;

3) вернуть вещь после окончания срока договора в таком же состоянии, в котором она была на момент ее передачи.

Кроме того, отметим, что согласно п. 3 ст. 827 ГКУ к договору ссуды применяются положения гл. 58 этого Кодекса. В свою очередь, ст. 771 гл. 58 ГКУ определено, что договором может быть установлена обязанность нанимателя заключить договор страхования вещи, переданной в наем. В данном случае это касается коммунального предприятия, которое берет вещь в пользование.

Теперь рассмотрим второй вариант.

Если мусоровоз передается КП «Благоустройство» в пользование за плату, то следует оформить договор аренды.

Требования по оформлению арендных отношений определены гл. 58 ГКУ.

В соответствии с п. 1 ст. 759 ГКУ по договору найма (аренды) наймодатель передает или обязуется передать нанимателю имущество в пользование за плату на определенный срок.

Методика расчета и использования платы за аренду государственного имущества утверждена постановлением КМУ от 04.10.95 г. № 786.

Что же касается коммунального имущества, то исходя из п. 2 ст. 19 Закона Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества» от 10.04.92 г. № 2269-XII (далее — Закон № 2269) для объектов, находящихся в коммунальной собственности, методика расчета и порядка использования арендной платы определяется органами местного самоуправления.

Также отметим, что в соответствии с п. 1 ст. 10 этого Закона существенными условиями договора аренды являются:

— объект аренды (состав и стоимость имущества с учетом ее индексации);

— срок, на который заключается договор аренды;

— арендная плата с учетом ее индексации;

— порядок использования амортизационных отчислений, если их начисление предусмотрено законодательством;

— восстановление арендованного имущества и условия его возврата;

— выполнение обязательств;

— обеспечение выполнения обязательств — неустойка (штраф, пеня), поручительство, задаток, гарантия и т. п.;

— порядок осуществления арендодателем контроля за состоянием объекта аренды;

— ответственность сторон;

— страхование арендатором взятого им в аренду имущества;

— обязанности сторон по обеспечению пожарной безопасности арендованного имущества.

В соответствии со ст. 181 Закона № 2269 текущий ремонт имущества, переданного в аренду, проводится арендатором за его счет, если иное не установлено договором.

Капитальный ремонт имущества, переданного в аренду, проводится арендодателем или другим балансодержателем этого имущества за его счет, если иное не установлено договором.

Если арендодатель или другой балансодержатель имущества, переданного в аренду, не осуществил капитальный ремонт имущества и это препятствует его использованию в соответствии с назначением и условиями договора, арендатор имеет право:

— отремонтировать имущество, засчитав стоимость ремонта в счет арендной платы, или требовать возмещения стоимости ремонта;

— требовать расторжения договора и возмещения убытков.

Также отметим, что согласно ст. 771 ГКУ передача в наем вещи, которая была застрахована наймодателем, не прекращает действия договора страхования. Договором или законом может быть установлена обязанность нанимателя заключить договор страхования вещи, переданной в наем.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше