Наши читатели довольно часто задают вопросы по поводу сдачи в аренду имущества, размер годовой арендной платы за которое составляет 1 грн. в год.
Необходимо отчетливо понимать, что согласно п. 10 Методики расчета арендной платы за государственное имущество и пропорции ее распределения, утвержденной постановлением КМУ от 04.10.95 г. № 786, такие условия, во-первых, касаются исключительно аренды недвижимого имущества, а уже во-вторых — имеющих на это право учреждений и организаций.
Поскольку автобус относится к движимому имуществу, то вопрос по поводу возможности сдачи его в аренду за 1 грн. в год отпадает сам по себе.
Кстати, размер годовой арендной платы при аренде другого, кроме недвижимого, отдельного индивидуально определенного имущества, устанавливается с согласия сторон, но не менее 10 % стоимости арендованного имущества по результатам независимой оценки, а в случае, когда арендатором является субъект малого предпринимательства, — не менее 7 % стоимости арендованного имущества по результатам такой оценки.
С размерами арендной платы разобрались, а вот можно ли вообще сдавать школьный автобус в аренду и на какие цели, рассмотрим далее.
Для ответа на этот вопрос обратимся к Государственной целевой социальной программе «Школьный автобус», утвержденной постановлением КМУ от 16.01.2003 г. № 31 (далее — Программа, постановление № 31).
В частности, целью этой Программы являются организация безопасной, регулярной и бесплатной перевозки учащихся, детей и педагогических работников дошкольных и общеобразовательных учебных заведений в сельской местности, шахтерских и других малых монофункциональных городах, поселках к месту учебы, работы и домой, улучшение образовательного уровня населения, проживающего в такой местности, и рациональное использование кадрового потенциала указанных заведений.
Следует понимать, что сама Программа никоим образом не регулирует вопрос использования в дальнейшем приобретенных школьных автобусов, а также не содержит запрета использования школьного автобуса во время, свободное от перевозки учащихся, детей и педагогических работников.
Однако п. 3 постановления № 31 предусмотрена необходимость областным государственным администрациям разработать, с учетом определенных Программой задач, и утвердить региональные программы обеспечения регулярной перевозки учащихся, детей и педагогических работников дошкольных и общеобразовательных учебных заведений в сельской местности, шахтерских и других малых монофункциональных городах, поселках к местам учебы, работы и домой и принять меры к привлечению для их выполнения средств местных бюджетов и других источников, не запрещенных законодательством.
Именно в этих региональных программах должны быть предусмотрены условия использования школьных автобусов, а также возможность либо запрет их аренды.
Вполне понятно, что ежедневная эксплуатация школьных автобусов требует значительных финансовых ресурсов как для приобретения горюче-смазочных материалов и запчастей, так и для ремонта автобусов, ведь дороги в сельской местности оставляют желать лучшего.
С целью привлечения дополнительных средств для содержания школьных автобусов в рабочем состоянии в этих региональных программах могут быть предусмотрены условия передачи автобусов в аренду.
Безусловно, передача школьного автобуса в аренду не должна нарушать его работу по подвозу детей в школу, ведь именно для этой цели он и был приобретен.