Темы статей
Выбрать темы

Об утверждении Методики расчета стоимости услуги по медицинскому обслуживанию

Кабинет Министров Украины
Постановление от 27.12.2017 г. № 1075

В соответствии с частью шестой статьи 18 Основ законодательства Украины о здравоохранении Кабинет Министров Украины постановляет:

1. Утвердить Методику расчета стоимости услуги по медицинскому обслуживанию (прилагается).

2. Министерству здравоохранения в течение трех месяцев обеспечить принятие нормативно-правовых актов, предусмотренных Методикой.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2018 года.

Премьер-министр Украины В. Гройсман

Утверждена постановлением Кабинета Министров Украины от 27.12.2017 г. № 1075

Методика расчета стоимости услуги по медицинскому обслуживанию

Общая часть

1. Настоящая Методика определяет методологию и порядок учета фактических расходов, осуществляемых заведениями здравоохранения в связи с предоставлением услуг по медицинскому обслуживанию (далее — медицинские услуги) и учитываемых во время установления единых тарифов на медицинские услуги, которые предоставляются в соответствии с отраслевыми стандартами в сфере здравоохранения по договорам о медицинском обслуживании населения в пределах программы государственных гарантий медицинского обслуживания населения в соответствии с Законом Украины «О государственных финансовых гарантиях медицинского обслуживания населения» (далее — программа медицинских гарантий).

Методика направлена на обеспечение стандартизации и унификации подходов к учету расходов в заведениях здравоохранения и установление базовых принципов универсальной национальной системы расчета стоимости услуг по медицинскому обслуживанию, финансирование которых обеспечивается за счет бюджетных средств в пределах программы медицинских гарантий.

В рамках Методики урегулированы основные методологические аспекты процесса учета расходов на основе метода стандартного анализа расходов путем их пошагового распределения «сверху вниз».

2. Методика является обязательной для применения:

референтными заведениями здравоохранения, данные анализа расходов у которых используются для расчета единых тарифов на медицинские услуги в пределах программы медицинских гарантий, — для учета и анализа фактических расходов, связанных с предоставлением отмеченных услуг;

МОЗ — во время разработки предложений относительно единых тарифов на медицинские услуги в пределах программы медицинских гарантий.

3. Как один из инструментов улучшения внутреннего управления расходами Методика может использоваться также в других, чем указаны в пункте 2, заведениях здравоохранения, которые оказывают медицинские услуги в пределах программы медицинских гарантий.

4. В Методике термины употребляются в следующем значении:

административные подразделения — структурные подразделения, которые предоставляют другим отделениям/подразделениям вспомогательные услуги, связанные с накладными расходами;

стоимость единицы услуги — стоимость определенной законодательством единицы конечного продукта / результата предоставления медицинского обслуживания (пролеченного случая, лабораторного теста и т. п.);

вспомогательные медицинские подразделения — структурные подразделения, предоставляющие основным клиническим отделениям вспомогательные услуги, связанные с обеспечением диагностики и лечения;

общая (полная) стоимость — стоимость всех ресурсов, которые используются заведением здравоохранения для производства услуги по медицинскому обслуживанию, в том числе с прямыми и непрямыми расходами;

критерии распределения — правило (или значение параметра), применяемое для распределения непрямых расходов между структурными подразделениями заведения здравоохранения. Критерий распределения непосредственно связан с распределяемыми расходами или с причиной их возникновения;

непрямые расходы — стоимость производственных ресурсов (коммунальные услуги, административные расходы, накладные расходы и т. п.), которые трудно проследить непосредственно к конкретным объектам расходов (организациям, отделениям, услугам, пациентам и т. п.) и которые должны распределяться;

единица услуг — определенная законодательством единица конечного продукта / результата предоставления медицинского обслуживания в стационарных или амбулаторных условиях, для которой устанавливаются тарифы оплаты;

основные клинические отделения — структурные подразделения, которые непосредственно предоставляют пациентам медицинские услуги;

прямые расходы — стоимость производственных ресурсов (персонала, лекарственных средств и т. п.), которые непосредственно связаны с производством медицинской услуги и, по данным бухгалтерского учета, могут быть непосредственно отнесены к объекту расходов (структурному подразделению/отделению заведения здравоохранения, услуге или конкретному пациенту);

референтная стоимость медицинской услуги — стоимость конкретной услуги в каждом отдельном референтном заведении здравоохранения, определенная на основе этой Методики, данные о которой используются для расчета единых тарифов на медицинские услуги, предоставляемые по договорам о медицинском обслуживании населения в пределах программы медицинских гарантий;

референтные заведения здравоохранения — определенные МОЗ заведения здравоохранения независимо от формы собственности, данные анализа расходов в которых используются для расчета единых тарифов на медицинские услуги, предоставляемые по договорам о медицинском обслуживании населения в пределах программы медицинских гарантий;

центр расходов — четко определенная неделимая до более низкого уровня организационная единица предоставителя медицинских услуг, в которой накапливаются расходы (в том числе прямые и непрямые расходы).

Другие термины употребляются в значении, приведенном в Основах законодательства Украины о здравоохранении и Бюджетном кодексе Украины.

Анализ учета расходов с применением метода пошагового распределения расходов «сверху вниз»

5. Метод пошагового распределения расходов «сверху вниз» предусматривает проведение экономических расчетов, результатом которых является распределение всех расходов заведения здравоохранения (как прямых, так и непрямых) — от административных и вспомогательных подразделений (центров расходов) до основных клинических отделений (центров расходов), для которых рассчитывается окончательная средняя стоимость единицы медицинской услуги (выписанный пациент, койко-день в стационарном отделении больницы, амбулаторное посещение и т. п.) на основе критериев распределения расходов, перечень и порядок применения которых определяются МОЗ.

6. Схема пошагового распределения расходов «сверху вниз» приведена в приложении 1.

7. Анализ расходов с использованием пошагового распределения расходов «сверху вниз» осуществляется поэтапно:

1) стандартизация перечня клинических отделений и структурных подразделений заведения здравоохранения.

МОЗ определяет стандартный перечень и систему кодировки основных клинических отделений и типовой перечень административных и вспомогательных подразделений заведений здравоохранения, используемых во время применения Методики.

Заведения здравоохранения используют этот перечень для кодировки своих основных клинических отделений, административных и вспомогательных подразделений;

2) классификация подразделений/отделений заведения здравоохранения по типам центров расходов.

После стандартизации перечня структурных подразделений/отделений заведения здравоохранения в соответствии с функциями по обеспечению деятельности заведения здравоохранения их необходимо классифицировать по таким типам:

административные подразделения — к таким подразделениям относятся административно-управленческие подразделения (руководство, отдел кадров, планово-экономический отдел, бухгалтерия, отдел статистики и т. п.), подразделения общехозяйственного и технического обслуживания (административно-хозяйственная часть, гараж, подразделения технического обслуживания медицинского и немедицинского оборудования, отдел информационных технологий, прачечная, пищеблок, стерилизационное отделение и т. п.);

вспомогательные медицинские подразделения — к таким подразделениям относятся лаборатории, подразделения по проведению инструментальных и аппаратных диагностических исследований, операционные блоки и подразделения реанимации и интенсивной терапии, удовлетворяющие потребности основных клинических отделений. В отдельных случаях вспомогательные медицинские подразделения могут выполнять функции основных клинических отделений;

основные клинические отделения — к таким отделениям относятся структурные подразделения, которые непосредственно предоставляют пациентам медицинские услуги по стационарному лечению во время амбулаторных посещений или в режиме дневного стационара. Единицами услуг основных клинических отделений являются выписанные из стационара пациенты; использованные для предоставления услуг в стационарном отделении койко-дни; визиты амбулаторных пациентов и т. п. Результатом процесса учета расходов является обеспечение расчета средней стоимости единиц услуг для каждого основного клинического отделения;

3) определение расходов, которые будут включаться в расчет расходов.

Общий бюджет заведения здравоохранения, на основе которого осуществляется дальнейшее распределение расходов, охватывает все расходы заведения по основному и специальному фондам. Капитальные расходы (капитальный ремонт и закупка высокостоимостного оборудования и других основных средств) и амортизация не учитываются во время проведения анализа расходов по настоящей Методике, а учитываются дополнительно. Кроме того, в анализ расходов не относятся расходы, которые непосредственно не связаны с предоставлением заведением здравоохранения медицинских услуг, не предусмотренных программой медицинских гарантий. В частности, в этот анализ не входят расходы, связанные с медицинскими услугами, которые предоставляются во время выполнения заведениями здравоохранения функции клинических учебных баз высших учебных медицинских заведений образования, расположенных на базе больниц, централизованное перераспределение лекарств, которое осуществляется через заведение здравоохранения, и т. п.;

4) распределение прямых расходов между всеми структурными подразделениями/отделениями заведения здравоохранения.

На этом этапе осуществляется распределение общей суммы прямых расходов на все административные и вспомогательные подразделения, а также клинические отделения заведения здравоохранения. Прямыми расходами являются расходы, которые по данным бухгалтерского учета могут быть непосредственно отнесены к центру расходов. Расходы, классифицированные как прямые расходы, могут отличаться в зависимости от конкретного заведения, внутренних особенностей организации бухгалтерского учета, уровня развития систем электронного сбора и обработки данных, на основе которых соответствующие заведения ведут учет расходов в разрезе структурных подразделений.

Для обеспечения необходимого уровня стандартизации и точности расчетов к обязательному перечню прямых расходов относят:

расходы на заработную плату и связанные с ней начисления;

расходы на лекарственные средства;

расходы на техническое обеспечение и обслуживание (текущий ремонт) высокостоимостного оборудования;

коммунальные расходы при возможности прямого отнесения;

5) определение критериев распределения расходов.

Этот этап предусматривает принятие решения об определении критериев распределения для двух типов расходов:

критерии распределения общей суммы непрямых расходов на основные клинические отделения, административные и вспомогательные подразделения заведения здравоохранения;

критерии распределения всех расходов (прямых и непрямых) на содержание административных и вспомогательных структурных подразделений на основные клинические отделения заведения здравоохранения.

Для реализации этого этапа заведение здравоохранения должно определить соответствующие критерии распределения расходов с помощью примерного перечня таких критериев, который утверждается МОЗ. Большинство критериев являются значениями отдельных измеряемых параметров (количество койко-дней, лабораторных исследований, используемых квадратных метров площади помещений или общее количество персонала и т. п.), но могут использоваться и другие непрямые параметры, включая экспертную оценку, если более точные данные недоступны.

Примером непрямых расходов могут быть расходы заведения здравоохранения на оплату электроэнергии. Для распределения расходов на электроэнергию непосредственно в подразделения/отделения необходимо непосредственно измерять объем потребления электроэнергии с помощью счетчиков электроэнергии с указанием при этом количества потребляемых киловатт-часов. Такой способ был бы самым точным для определения стоимости электроэнергии, которая приходится на определенное подразделение/отделение. Однако заведения здравоохранения обычно не имеют настолько подробных сведений о потреблении электроэнергии, а если они и есть, счетчики электроэнергии могут регистрировать уровень потребления электроэнергии вместе для нескольких подразделений/отделений, объединенных общим местом расположения. Стоимость электроэнергии в этом примере должна рассматриваться как непрямые расходы, что требует применения определенного непрямого показателя оценки — критерия распределения — для распределения расходов по подразделениям/отделениям.

В случае потребляемой электроэнергии в качестве общего критерия распределения расходов выступает площадь помещения (например, количество квадратных метров) в каждом структурном подразделении/отделении, которая применяется как непрямой показатель уровня потребления электроэнергии. Это базируется на предположении, что подразделения/отделения, занимающие большую площадь, потребляют больше электроэнергии, т. е. стоимость электропотребления изменяется пропорционально площади, которую занимает определенное подразделение/отделение в пределах всего заведения. В данном случае критерий распределения расходов, выраженный в квадратных метрах, является непрямым показателем оценки уровня потребления электроэнергии структурными подразделениями/отделениями и используется для распределения соответствующих расходов на электроэнергию.

Другим примером распределения расходов на содержание вспомогательного подразделения может быть лаборатория. Все расходы на содержание лаборатории (прямые и непрямые) могут быть распределены на основные клинические отделения пропорционально количеству проведенных исследований (критерий распределения), которые были сделаны для каждого основного клинического отделения;

6) распределение непрямых расходов.

Непрямые расходы распределяются между всеми подразделениями/отделениями заведения здравоохранения, включая административные, вспомогательные, а также клинические отделения, с помощью критериев, определенных в подпункте 5 пункта 7 настоящей Методики, и в соответствии с формулой № 1:

Формула № 1

img 1,

где IndirectCostih — часть непрямых расходов (в денежном выражении) по статье/виду расходов h, которая приходится на i подразделение/отделение заведения здравоохранения;

IndirectCosth — часть (в денежном выражении) h статьи/вида непрямых расходов на уровне заведения здравоохранения, например общая сумма расходов больницы на коммунальные услуги;

ASi — значение параметра для i подразделения/отделения заведения здравоохранения, определенного критерием для распределения непрямых расходов, например его площадь;

img 2— сумма значений параметра расходов,

определенного критерием для распределения непрямых расходов для всего заведения здравоохранения, например общая площадь всех подразделений/отделений заведения здравоохранения;

N — общее количество подразделений/отделений заведения здравоохранения, включая административные, вспомогательные и клинические;

7) выполнение пошагового распределения расходов «сверху вниз».

Во время пошагового распределения расходов «сверху вниз» расходы всех подразделений/отделений заведения здравоохранения располагаются в виде вертикального списка с соблюдением такой последовательности: деятельность подразделений, расположенных выше в списке, имеет более общий характер и/или способствует осуществлению деятельности подразделений/отделений, расположенных ниже в списке.

Таким образом, административные подразделения будут расположены в списке выше, чем вспомогательные, а вспомогательные — выше, чем основные клинические отделения. Расходы административных и вспомогательных подразделений последовательно распределяются сверху вниз между подразделениями/отделениями, расположенными ниже в списке, в соответствии с установленными критериями распределения. После того как расходы очередного подразделения распределены между всеми подразделениями/отделениями, расположенными ниже в списке, осуществляется переход к распределению расходов следующего подразделения/отделения, что отражается как ступенька в таблице распределения (приложение 2).

Если общее количество подразделений/отделений заведения здравоохранения равняется N, то для подразделения/отделения с номером M часть расходов подразделения/отделения с номером L, расположенного выше в списке, определяется по формуле № 2:

Формула № 2

img 3,

где Alloc.CostM расходы (в денежном выражении) подразделения/отделения, распределенные от подразделения/отделения с номером L на подразделения/отделения с номером M. Подразделения/отделения отсчитываются сверху вниз, следовательно, L меньше M;

CostL — все расходы (в денежном выражении) подразделения/отделения с номером L, учитывая распределенные расходы подразделений/отделений, которые расположены выше в списке;

APM — значение параметра, подразделения/отделения с номером M, определенного критерием для распределения непрямых расходов, например количество тестов, проведенных клинической лабораторией для этого подразделения/отделения;

img 4— суммарное значение статистики распределения для всех подразделений/отделений заведения здравоохранения, расположенных по списку ниже подразделения/отделения с номером L, например общее количество лабораторных тестов, проведенных для всех подразделений/отделений заведения здравоохранения.

Общая стоимость каждого из основных клинических отделений рассчитывается как сумма собственных общих расходов и расходов, распределенных от каждого административного и вспомогательного медицинского подразделения/отделения, в соответствии с формулой № 3:

Формула № 3

img 5,

где TotalCosti — общие расходы клинического отделения i после распределения;

Dep.Costi — общие расходы клинического отделения i до распределения расходов от административных и вспомогательных подразделений/отделений, состоящие из прямых и непрямых расходов;

img 6— сумма распределенных расходов от административных и вспомогательных подразделений/отделений на клиническое отделение i;

K общее количество административных и вспомогательных подразделений/отделений.

На этом этапе проверяется правильность расчетов. Общая стоимость основных медицинских подразделений/отделений после распределения расходов должна равняться общему бюджету или общей сумме расходов всего заведения здравоохранения до проведения распределения расходов согласно подпункту 3 пункта 7 настоящей Методики.

Результатом процесса учета расходов является обеспечение расчета средней стоимости единиц услуг для каждого основного клинического отделения.

С использованием общего количества койко-дней и пролеченных (выписанных) пациентов во всех основных клинических отделениях рассчитывается общая средняя стоимость одного койко-дня (формула № 4) и средняя общая стоимость, приходящаяся на одного пролеченного (выписанного) пациента в разрезе каждого клинического отделения (формула № 5).

Формула № 4

img 7,

где Avg.BDayCosti — средняя стоимость койко-дня в клиническом отделении i;

TotalCosti — общая стоимость клинического отделения i после выполнения пошагового распределения расходов;

#BDaysi — общее количество койко-дней в клиническом отделении i.

Формула № 5

img 8,

где Avg.CaseCosti — средняя стоимость пролеченного случая в клиническом отделении i;

TotalCosti — общая стоимость клинического отделения i после выполнения пошагового распределения расходов;

#Casesi — количество пролеченных случаев в клиническом отделении i.

Пример распределения расходов одного из административных подразделений между всеми «низшими» подразделениями/отделениями приведен в приложении 2.

Информационные и технические аспекты учета и анализа расходов заведений здравоохранения

8. Техническая реализация процесса анализа расходов может быть проведена с использованием стандартных продуктов MS Office, таких как Excel, или с помощью специально разработанного программного обеспечения. При этом должна быть обеспечена совместимость полученных результатов с системами, поддерживающими формирование баз данных, с информацией о выписанных пациентах (статистическая форма 066/o «Карта больного, выбывшего из стационара», утвержденная приказом МОЗ).

Для обеспечения этого соответствия внутренние коды отделений, используемые во время заполнения статистической формы 066/о, должны совпадать с внутренними кодами отделений, используемых в автоматизированных системах анализа расходов.

Во время заполнения статистической формы 066/о следует обеспечить кодировку всех диагнозов в соответствии с Международной статистической классификацией болезней 10-го просмотра (МКХ-10) и случаев хирургической активности с применением утвержденного МОЗ отраслевого классификатора медицинских процедур (услуг) и хирургических операций.

Использование данных учета и анализа расходов для установления единых тарифов на медицинские услуги, предоставляемые в пределах программы медицинских гарантий

9. Единые тарифы на медицинские услуги, предоставляемые в пределах программы медицинских гарантий, устанавливаются на основе данных о соответствующих расходах, полученных от референтных заведений здравоохранения на основе учета и анализа этих расходов, проведенных в соответствии с настоящей Методикой, и утверждаются в порядке, установленном законодательством.

10. Стоимость конкретной услуги в каждом отдельном референтном заведении здравоохранения, определенная на основании настоящей Методики, является референтной стоимостью такой услуги.

11. Средняя референтная стоимость в разрезе единиц услуг по всем референтным заведениям здравоохранения, данные анализа расходов которых используются для расчета единых тарифов на медицинские услуги, предоставляемые по договорам о медицинском обслуживании населения в пределах программы медицинских гарантий, является базой для установления указанных тарифов.

Приложение 1
к Методике

СХЕМА

пошагового распределения расходов «сверху вниз»

img 9

Приложение 1
к Методике

ПРИМЕР

распределения расходов одного из административных подразделений между всеми «низшими» подразделениями заведения здравоохранения

(гривень)

img 10

Примечание. Это фрагмент таблицы пошагового распределения расходов «сверху вниз» на примере распределения всех расходов подразделения/отделения № 4 клинической лаборатории между всеми подразделениями/отделениями заведения здравоохранения, которые воспользовались услугами клинической лаборатории.

В приведенном примере все расходы лаборатории составляют 1814696 гривень и включают расходы на содержание лаборатории (графа «Общая сумма расходов (суммы к распределению)») плюс распределенные расходы отделений, расположенных выше в списке (итоговые значения выделены контуром).

Эти расходы распределяются между всеми подразделениями/отделениями заведения здравоохранения, которые воспользовались услугами клинической лаборатории, пропорционально количеству тестов, проведенных лабораторией для этих подразделений/отделений (графа «Критерии распределения — лабораторные тесты»).

Таким образом, над каждым шагом таблицы указана статистика распределения расходов, а внутри каждого шага (клеточка, выделенная жирным контуром) — все расходы подразделения/отделения, которые должны быть распределены между подразделениями/отделениями, расположенными ниже в списке с использованием формулы № 2, приведенной в подпункте 7 пункта 7 Методики расчета стоимости услуги по медицинскому обслуживанию, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 27 декабря 2017 года № 1075.

На этом примере также видно, что значение критерия распределения (графа «Критерии распределения — персонал (фактически занятые ставки)») 329,25, которое используется для распределения расходов администрации, уменьшается на величину численности персонала самой администрации И в качестве статистики распределения используется значение 292,25. Эта поправка необходима для обеспечения полного распределения расходов подразделения/отделения между подразделениями/отделениями, расположенными ниже в списке.

В приведенном примере итоговое значение графы «Общая сумма расходов (суммы к распределению)» должна совпадать с суммой графы «Общие фактические расходы отделения» — 17192,212 гривни.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше