Темы статей
Выбрать темы

Какие стоимостные пределы применять для закупок?

Дуброва Ярослава, консультант по вопросам публичных закупок
Кегичевский поселковый совет является основателем коммунального предприятия. Совет регулярно выделяет предприятию средства на оплату электроэнергии, водоснабжения и уличного освещения, на приобретение ГСМ, разных хозяйственных товаров, на ремонт водопровода, техники и т. п. Предприятие — монополист на рынке услуг по водоснабжению (поставка питьевой воды населению). Кроме того, предприятие занимается благоустройством населенного пункта, имеет на балансе жилищный фонд, дороги и т. п.
На все ли закупки, которые осуществляет предприятие, распространяются требования Закона «О публичных закупках»? Какие стоимостные пределы, предусмотренные этим Законом, стоит применять предприятию для осуществления закупок? Должно ли предприятие применять э тот Закон для всех других закупок, не связанных с водоснабжением, исходя из стоимостных пределов, установленных для всех заказчиков, а не для заказчиков в отдельных сферах?

Как предусмотрено п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922-VIII (далее — Закон № 922), заказчики — это органы государственной власти, органы местного самоуправления и органы социального страхования, созданные в соответствии с законом, а также юридические лица (предприятия, учреждения, организации) и их объединения, обеспечивающие потребности государства или территориальной громады, если такая деятельность не осуществляется на промышленной или коммерческой основе, при наличии одного из таких признаков:

• юридическое лицо является распорядителем, получателем бюджетных средств;

• органы государственной власти или органы местного самоуправления либо другие заказчики владеют большинством голосов в высшем органе управления юридического лица;

• в уставном капитале юридического лица государственная или коммунальная часть акций (долей, паев) превышает 50 %.

К заказчикам также относятся юридические лица и/или субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность в отдельных сферах хозяйствования и соответствующие хотя бы одному из таких признаков:

• органам государственной власти, органам власти АР Крым, органам местного самоуправления принадлежит доля в уставном капитале субъекта хозяйствования в размере более 50 % или такие органы владеют большинством голосов в высшем органе субъекта хозяйствования или правом назначать более половины состава исполнительного органа или наблюдательного совета субъекта хозяйствования;

• наличие специальных или эксклюзивных прав.

Также в абз. 5 п. 4 ч. 1 ст.1 Закону № 922 предусмотрено, что деятельность в отдельных сферах хозяйствования — это деятельность, осуществляемая, в частности, в такой сфере, как обеспечение производства, транспортировки и поставки питьевой воды, обеспечение функционирования централизованного водоотведения.

При этом в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 1 Закона № 922 не считается деятельностью в отдельных сферах хозяйствования, в частности, такая деятельность, как производство, транспортировка и поставка питьевой воды в сети общего пользования, если такое производство, транспортировка и поставка являются необходимыми для потребления самим заказчиком для осуществления другой производственной деятельности, кроме деятельности, осуществляемой в сферах, определенных в этом пункте, а объем поставки питьевой воды заказчиком для общего пользования зависит от уровня его собственного потребления, при условии, что собственное потребление является не менее чем 70 % общего объема выработанной заказчиком питьевой воды, рассчитанного по среднегодовым показателям производства за предыдущие три года, включая показатели за текущий год.

Справка

В Сводном перечне субъектов естественных монополий по состоянию на 30.06.2019 г., обнародованном 22.07.2019 г. на официальном сайте АМКУ, под № 27 содержится КП «Кегичівка-Сервіс плюс» с местом регистрации субъекта естественных монополий: Харьковская обл., Кегичевский район, пгт Кегичевка), с наименованием услуги монополиста: централизованное водоснабжение, на территории деятельности: Харьковская обл.

Со Сводным реестром можно ознакомиться по ссылке:

www.amc.gov.ua/amku/control/main/uk/doccatalog/list?currDir=94801.

Таким образом, в нашем случае предприятие является субъектом хозяйствования, осуществляющим деятельность в отдельной сфере хозяйствования (централизованное водоснабжение), основателем которого является Кегичевский поселковый совет. С учетом этого предприятие является заказчиком в понимании требований Закона № 922.

Теперь перейдем к следующему вопросу — какие стоимостные пределы стоит применять предприятию для осуществления закупок?

В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 1 Закона № 922 публичная закупка (далее — закупка) — это приобретение заказчиком товаров, работ и услуг в порядке, установленном этим Законом.

При этом согласно абз. 2 и 3 ч. 1 ст. 2 Закона № 922 этот Закон применяют:

• заказчики, при условии, что стоимость предмета закупки товара (товаров), услуги (услуг) равна или превышает 200 тыс. грн., а работ — 1,5 млн грн.;

• заказчики, осуществляющие деятельность в отдельных сферах хозяйствования, при условии, что стоимость предмета закупки товара (товаров), услуги (услуг) равна или превышает 1 млн грн., а работ — 5 млн грн.

В то же время ч. 4 ст. 2 Закона № 922 предусмотрено, что действие этого Закона для заказчиков, осуществляющих деятельность в отдельных сферах хозяйствования, не распространяется, в частности, на случаи, если предметом закупки являются:

• товары, работы и услуги, которые непосредственно производятся, выполняются, предоставляются исключительно для обеспечения деятельности в отдельных сферах хозяйствования их аффилированными предприятиями;

• товары, закупаемые для перепродажи третьим лицам, при условии, что заказчик не занимает монопольное (доминирующее) положение на рынке таких товаров и другие субъекты хозяйствования могут свободно осуществлять их продажу при тех же условиях, что и заказчик;

• товары, работы и услуги, если цены (тарифы) на них утверждаются государственными коллегиальными органами, другими органами власти в соответствии с их полномочиями или определяются в порядке, установленном указанными органами, в том числе если определение таких цен осуществляется на аукционах.

Вместе с тем Закон № 922 не содержит положений о том, что заказчики в отдельных сферах хозяйствования применяют этот Закон исходя из стоимостных пределов предмета закупки, указанных в абз. 3 ч. 1 ст. 2 Закона № 922, а именно: для товаров/услуг — 1 млн грн., работ — 5 млн грн., — только для закупок в отдельных сферах.

Таким образом, независимо от сферы закупки, предприятие должно применять для осуществления такой закупки Закон № 922 в случае, если стоимостный предел предмета закупки равен или превышает стоимостный предел, указанный в абз. 3 ч. 1 ст. 2 Закона № 922.

При этом в случае, если предприятие осуществляет такие исключительные закупки, перечень которых законодатель установил в ч. 4 ст. 2 Закона № 922, то на такие закупки Закон № 922 не распространяется для предприятия. Например, это может быть закупка услуг по распределению электроэнергии, поскольку тарифы на эти услуги утверждает НКРЭКУ.

Вместе с тем законодатель установил в ч. 1 ст. 3 Закона № 922 принцип осуществления закупок. Так, закупки осуществляют, в частности, по таким принципам, как максимальная экономия и эффективность, открытость и прозрачность на всех стадиях закупок, предотвращение коррупционных действий и злоупотреблений. Напомним: в соответствии с ч. 7 ст. 2 Закона № 922 запрещено приобретение товаров, работ и услуг до/без проведения процедур, определенных этим Законом, и заключение договоров, предусматривающих оплату заказчиком товаров, работ и услуг до/без проведения процедур, определенных этим Законом. Заказчик не имеет права делить предмет закупки на части с целью избежания проведения процедуры открытых торгов или применения этого Закона.

При этом за нарушение требований, установленных Законом № 922 и нормативно-правовыми актами, разработанными в соответствии с этим Законом, члены тендерного комитета заказчика, уполномоченное лицо (лица) несут ответственность согласно законам Украины. В то же время за нарушение требований, установленных Законом № 922 в части принятых решений, выбора и применения процедур закупки, ответственность несут члены тендерного комитета или уполномоченное лицо (лица) персонально (ч. 1 и 2 ст. 38 Закона № 922).

Отметим: административная ответственность за нарушение законодательства о закупках предусмотрена в ст. 16414 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X (ср. ). При этом указанная норма Кодекса среди прочих содержит такой состав административного правонарушения, как осуществление закупки товаров, работ и услуг без применения определенных законодательством процедур закупок. Совершение указанного нарушения влечет за собой наложение штрафа на служебных (должностных), уполномоченных лиц от 700 до 1000 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 11900 до 17000 грн.).

Учитывая указанное, при принятии решения предприятием: стоит или не стоит применять Закон № 922, следует не забывать об ответственности за его неприменение.

Вывод

Действие Закона № 922 распространяется на все публичные закупки предприятия исходя из стоимостного предела предмета закупки, установленной в абз. 3 ч. 1 ст. 2 Закона № 922, независимо от сферы закупки — т. е. для товара (товаров), услуги (услуг) — 1 млн грн., работ — 5 млн грн.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше