Темы статей
Выбрать темы

Первичные документы для бухучета: есть важные изменения

Карпова Влада, Кравченко Дарья, Децюра Сергей

Комментируемым приказом внесены изменения в Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом МФУ от 24.05.95 г. № 88 (далее — Положение № 88).

Большинство изменений «назрело» уже давно, но некоторые новшества стали неожиданными. В частности, указано, что Положение № 88 устанавливает порядок создания, принятия и отражения в бухучете, а также хранения первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской отчетности и другой отчетности, которая основывается на данных бухучета. Очевидно, имеется в виду налоговая и статистическая отчетность.

Касаемо остальных изменений главные моменты состоят в следующем.

1. Первичные документы. Применительно к оформлению первичных документов в Положение № 88 внесено несколько правок.

Во-первых, появилось новое понятие «внутренний первичный документ» и описан порядок отражения информации о хозоперациях на основании такого документа ( пп. 2.6 и 3.5 Положения № 88).

Таким образом, Минфин реализовал идею, изложенную еще в письме МФУ от 22.04.16 г. № 31-11410-06-5/11705, в котором более детально описан механизм использования так называемых внутренних первичных документов.

Суть данного новшества сводится к следующему. В ситуации, когда предприятие понесло какие-то расходы, но на момент составления регистров за отчетный период не получило по каким-то причинам от контрагента первичный документ, оно может самостоятельно составить так называемый внутренний первичный документ (такую возможность нужно предусмотреть в правилах документооборота). На основании этого документа предприятие может в отчетном периоде отразить в бухгалтерском учете расходы.

И здесь сразу возникает вопрос: в какой сумме? Минфин лаконично ссылается на то, что оценка проводится в порядке, определенном П(С)БУ или МСФО. Но в этих документах такая возможность (и оценка) вообще не предусмотрена!

В упомянутом письме указано, что расходы могут быть признаны на основании сделанного предприятием расчета суммы расходов, который должен основываться на актуальной, доступной и надежной информации.

К источникам такой информации могут относиться:

• условия договоров;

• статистическая информация по расходам предприятия за предыдущие периоды;

• информация об изменениях тарифных ставок;

• другие источники, определенные предприятием.

Предприятия могут самостоятельно определять методику такой оценки, которую целесообразно включить в распорядительный документ об учетной политике предприятия вместе с перечнем ответственных лиц и сроков представления ими соответствующей информации.

При этом предприятия могут классифицировать расходы по группам (например, коммунальные расходы, расходы на связь и т. п.) и определять методику оценки для каждого вида расходов или для каждой группы расходов отдельно. Эта методика должна применяться для отражения в бухучете и финотчетности расходов на постоянной основе. Однако, при необходимости (например, в случае изменения условий начисления расходов) предприятия могут вносить в эту методику изменения.

Между тем подобную возможность ни П(С)БУ, ни МСФО не предусматривает.

Ближе всего для данной ситуации подходит метод так называемых начислений, который указан в абз. «б» § 11 МСБУ 37 «Обеспечения, условные обязательства и условные активы». Согласно ему на основании подобных расчетов делают обычные бухпроводки, как и при получении первичных документов от контрагентов.

На данный момент не совсем ясно, как к этим новшествам отнесутся контролеры. Ведь согласно абз. 1 п. 44.1 НКУ для целей налогообложения налогоплательщики обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, на основании первичных документов. Если считать, что внутренние первичные документы являются составляющей «родового» понятия «первичные документы», то на их основании можно смело отражать расходы и в налоговом учете. Тем более, что Положение № 88 сейчас регулирует порядок составления и другой отчетности, к которой можно отнести налоговую.

А вот если сакцентировать внимание на отличие в терминах «первичный документ» и «внутренний первичный документ», то получается, что последним в налоговом учете — не место.

Надеемся, Минфин будет придерживаться первой трактовки, а налоговики «пойдут за Минфином». В то же время до появления вразумительных разъяснений официальных органов осторожным плательщикам можно порекомендовать воздержаться от этой «минфиновской» новинки.

Во-вторых, нормы п. 2.1 и п. 2.2 Положения № 88 привели в соответствие с измененными с 03.01.17 г. формулировками Закона о бухучете. Таким образом Минфин устранил диссонанс между этими документами. По новым правилам п. 2.1 Положения № 88 первичными считаются документы, созданные в письменной или электронной форме, которые содержат сведения о хозяйственных операциях, включая распоряжение и разрешение администрации (собственника) на их проведение. В то же время раньше у первичных документов был более солидный статус: они фиксировали и подтверждали факт совершения хозоперации.

Кроме того, теперь в п. 2.2 Положения № 88, как и в Законе о бухучете, нет условия о том, что первичные документы должны быть составлены в момент проведения каждой хозоперации или, если это невозможно, непосредственно по ее завершении. Но по-прежнему основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы ( ч. 1 ст. 9 Закона о бухучете, п. 2.2 Положения № 88). Поэтому, на наш взгляд, как и раньше, первичные документы желательно составлять во время хозоперации или же сразу после ее завершения.

В-третьих, в п. 2.4 Положения № 88 перечень обязательных реквизитов первичных документов приведен в соответствие с обновленными нормами ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете. В частности, реквизит «место составления» уже однозначно не относится к обязательным реквизитам первичного документа.

2. Способы исправления ошибок. Наконец-то в Положение № 88 внесли еще один способ исправления ошибок, который известен в теории бухучета и часто используется на практике: способ дополнительных бухгалтерских проводок. Минфин в Положении № 88 его не охарактеризовал, поэтому вкратце его опишем.

Способ дополнительных бухгалтерских проводок (записей) используют в тех случаях, когда хозоперация не была своевременно учтена (на дату ее совершения) или же операция была учтена в меньшей, чем следует, сумме.

В этом случае составляется дополнительная бухгалтерская проводка на всю сумму операции или на разность между правильной и отраженной в регистре суммами операции. При этом составляется бухгалтерская справка, на основании которой исправляется ошибка в регистре (регистрах). В ней желательно зафиксировать факт неправильного отражения хозяйственных операций на счетах бухучета и обосновать необходимость произведенных в учетных регистрах исправительных записей.

Среди прочих изменений, внесенных в Положение № 88, можно отметить такие:

1) добавили по тексту Положения № 88 ссылку на то, что определенные действия может проводить помимо главного бухгалтера «лицо, на которого возложено ведение бухгалтерского учета предприятия». Речь идет о лицах (кроме главбуха), упомянутых в ч. 4 ст. 8 Закона о бухучете:

• специалисте по бухгалтерскому учету, зарегистрированном как предприниматель, который осуществляет предпринимательскую деятельность без создания юридического лица;

• специалистах централизованной бухгалтерии или аудиторской фирмы;

• собственнике или руководителе предприятия, который самостоятельно ведет бухучет.

2) убрали «анахронизмы» касаемо использования печатных машинок, принтеров, средств механизации и вычислительных установок (заменили на электронные средства обработки информации).

Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования. На момент подготовки материала не опубликован.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше