Темы статей
Выбрать темы

(Пере)классификация товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины: чем нам поможет заграница

Редакция БР
Статья

Сменит таможня вам код —
задним-презадним числом:
«Верный — не этот, а тот»,
спорить же с нею — в облом...

(Пере)классификация товаров,
 перемещаемых через таможенную границу Украины:
 чем нам поможет заграница

Функции осуществления контроля за правильностью классификации товаров при таможенном оформлении товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины, частью 2 статьи 69 Таможенного кодекса Украины от 13.03.2012 г. № 4495-VI (далее — ТКУ) возложены на таможенные органы. В процессе реализации таких функций таможенные органы вправе самостоятельно классифицировать товары, представленные для таможенного оформления, в случае выявления нарушений правил классификации товаров в ходе их таможенного оформления и после (часть 4 статья 69 ТКУ).

На сегодняшний день достаточно распространенными являются ситуации, когда таможенные органы задним числом (через полтора-два года после ввоза товаров на таможенную территорию Украины) принимают решения об определении кода товаров (осуществляют переклассификацию*). Приведенная ниже информация позволит выбрать оптимальные аргументы для защиты от безосновательной переклассификации товаров таможенным органом.

С 31.08.2012 г. осуществление таможенными органами контроля за классификацией товаров, представленных для таможенного оформления, а также принятие решений о классификации и кодировке товаров (в том числе предварительных решений) регулируются Порядком работы отдела таможенных платежей, подразделения таможенного оформления таможенного органа и таможенного поста при решении вопросов классификации товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины, утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 30.05.2012 г. № 650 (далее — Порядок № 650).

Ввиду того что контроль за классификацией товаров всегда обусловливался желанием таможенных органов обложить их налогами или сборами, понимание того, чем еще должны руководствоваться таможенные органы при осуществлении контроля за правильностью классификации товаров кроме Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности (далее — УКТ ВЭД), утвержденной Законом от 05.04.2001 г. № 2371-III «О Таможенном тарифе Украины», с изменениями, поможет декларанту не только выбрать правильный код товара, но и защититься от противоправных действий и/или решений таможенных органов в ходе осуществления такого контроля.

В этой связи рекомендуем обратиться к пункту 3 раздела I Порядка № 650, согласно которому

«классификация товара — определение кода товара в соответствии с требованиями Основных правил интерпретации УКТ ВЭД, предусмотренных Законом Украины «О Таможенном тарифе Украины» <...>, с учетом Пояснений к УКТ ВЭД, решений Комитета по Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации, методических рекомендаций по классификации отдельных товаров согласно требованиям УКТ ВЭД, разработанных центральным органом исполнительной власти в сфере таможенного дела во исполнение статьи 68 Кодекса, до начала перемещения товара через таможенную границу Украины, во время таможенного оформления и после завершения таможенного оформления».

Из приведенного определения следует, что при решении вопросов классификации товаров таможенные органы должны учитывать следующие документы:

1. Основные правила интерпретации УКТ ВЭД с учетом Пояснений к УКТ ВЭД.

Указанный документ является приложением к Закону «О Таможенном тарифе Украины» . Использование Основных правил интерпретации УКТ ВЭД позволяет определить код товара согласно УКТ ВЭД на основании его характеристик (состав, назначение, форма упаковки и др.) и является обязательным при классификации товаров. Что касается Пояснений к УКТ ВЭД, то они утверждены приказом Государственной таможенной службы Украины от 30.12.2010 г. № 1561.

2. Решения Комитета по Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации (далее — ВТО).

По нашему мнению, под решениями Комитета по ГС в первую очередь следует понимать классификационные решения (classification rulings), принятые Комитетом по конкретным продуктам с указанием возможных кодов и — в некоторых случаях — со ссылкой на Основные правила интерпретации ГС в качестве обоснования. Наиболее важные и/или сложные из таких решений попадают в Компендиум классификационных мнений ГС (Harmonized System Compendium of Classification Opinions), который представляет собой сборник решений о классификации товаров. Тексты классификационных решений (за исключением содержащих оговорки) и Правок к Компендиуму классификационных мнений ГС находятся в свободном доступе на официальном сайте ВТО (www.wcoomd.org ).

3. Методические рекомендации по классификации отдельных товаров согласно требованиям УКТ ВЭД, разработанные ГТСУ во исполнение статьи 68 ТКУ. На сегодняшний день действуют Методические рекомендации, приведенные в приложении к письму ГТСУ от 05.03.2013 г. № 11.1/2-16.2/2165-ЕП, с изменениями.

 

Следует отметить, что в некоторых официальных публикациях ГТСУ аргументирует свою позицию ссылками на рекомендации по классификации Секретариата ВТО (Classification advice given by the Secretariat), называя их при этом классификационными решениями Секретариата по ГС ВТО. Рекомендации по классификации определенных товаров даются Секретариатом ВТО в ответ на специальные запросы администраций государств-членов ВТО и, следовательно, не являются императивными.

Что касается доступа к таким рекомендациям, то согласно рабочему документу Комитета по ГС, утвержденному 5 октября 2001 г. по результатам 28-й сессии (на которой рассматривался вопрос касательно информации, публикуемой на официальном сайте ВТО), рекомендации по классификации не размещаются на сайте ВТО в публичном доступе. При этом извлечения из таких рекомендаций могут быть размещены на закрытом сайте государств-членов ВТО, если администрации государств, запросивших рекомендации, не запретили их публикацию.

Следовательно, у ГТСУ дополнительно есть возможность отслеживать позицию Секретариата ВТО относительно классификации тех или иных товаров, в том числе не отраженную в классификационных решениях Комитета по ГС и в Компендиуме классификационных мнений ГС.

Что же касается правомерности применения ГТСУ и таможенными органами рекомендаций по классификации Секретариата в процессе осуществления контроля за правильностью классификации товаров, то, по нашему мнению, следует исходить из того, что рекомендации не являются решениями Комитета по ГС и в качестве одного из руководств при классификации товаров не упоминаются ни в ТКУ, ни в Порядке № 650, а значит, не имеют обязательной силы при классификации товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины.

Алина Ковальчук,
юридическая фирма «ОМП»,
Иван Тургенев

 

* Правда, доначисление налогов и пошлин по уже ввезенным товарам, которые в прошлом были классифицированы под другим кодом, в принципе можно успешно оспорить в судах .

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше