Темы статей
Выбрать темы

И на старуху бывает проруха: законодатель изменил незыблемые «отпускные» нормы

Белевцова Людмила, эксперт по вопросам оплаты труда, l.belevtsova@buhgalter911.com
С начала года законодатель так и «сыплет» на нас изменения, дополнения и новшества в нормативно-правовой сфере. Их свежая порция главным образом касается предоставления отпусков, но затрагивает и другие аспекты.
отпуска, АТО

Новое основание для отпуска «за свой счет»

Нормотворцы выполнили свои обещания. Речь идет о предоставлении отпусков «за свой счет» работникам, места работы которых находятся в районах АТО.

Напомним, что с оформлением отсутствия на работе таких «тружеников» возникали дилеммы. Большинство работников в беспокойных восточных регионах не может выходить на работу на этой территории, поскольку это как минимум угрожает их здоровью/жизни. Как быть? Вначале Минсоцполитики рекомендовало таких работников отправлять во всевозможные отпуска (см. письмо от 08.07.2014 г. № 7302/3/14-14/13). Но, увы, отпуска не резиновые…

Что делать после окончания всех оснований для их использования? Тут работодатели выкручивались как могли — оформляли простои, переводили работников в другие филиалы (при возможности), табелировали работников как отсутствующих по невыясненным причинам. Само же Министерство молчало, но заверило в наличии проекта некого закона.

Увы, Закон этот мы получили только сейчас (Закон № 121*). Его нормы принесли новое основание для предоставления отпуска без сохранения зарплаты (п. 18 ч. 1 ст. 25 Закона № 504**). Вот ряд фактов, вытекающих из этого нового основания:

* Закон Украины «О внесении изменения в статью 25 Закона Украины «Об отпусках» от 15.01.2015 г. № 121-VIII.

** Закон Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР.

img 1

Оно состоит в следующем: работники могут оформлять отпуска «за свой счет» на весь период проведения АТО в соответствующем населенном пункте. К продолжительности такого отпуска прибавляется время, необходимое для возвращения к месту работы (но не более 7 календарных дней) после принятия решения о прекращении АТО.

— работники могут воспользоваться этим основанием для отпуска только после вступления в силу Закона № 121, т. е. с 01.02.2015 г. Не надо объяснять, что решение нардепов явно задержалось, ведь реально его ждали еще летом. Сейчас же проблематично разыскать разъехавшихся работников для получения от них согласия на отпуск без сохранения зарплаты по п. 18 ч. 1 ст. 25 Закона № 504. Но все же отпуск «за свой счет» — верное решение при оформлении отсутствующих работников из-за нахождения предприятия в зоне АТО;

— на отпуск по новому основанию могут рассчитывать исключительно работники, место работы которых находится на территории проведения АТО. Если работник проживает на такой территории, но предприятие, в котором он работает, находится вне зоны АТО, он не может воспользоваться нормой п. 18 ч. 1 ст. 25 Закона № 504;

— перечень населенных пунктов, считающихся территорией АТО, на данный момент не утвержден. Как узнать, находится ли предприятие в зоне АТО? Считаем, сведения об этом можно получить, обратившись в Штаб Антитеррористического центра при СБУ. В письме указанного Штаба от 16.12.2014 г. № 33/8428 (ср. ) сказано: письменная информация о проведении АТО предоставляется гражданам официальным письмом Штаба Антитеррористического центра при СБУ по результатам рассмотрения их обращений.

img 2

Правительство вроде бы определило перечень таких неспокойных регионов, но потом приостановило его действие (см. распоряжения КМУ от 05.11.2014 г. № 1079-р и от 30.10.2014 г. № 1053-р).

ЕСВ-исключения при отпуске «за свой счет» в районе АТО

В п. 2 разд. II Закона № 121 предусмотрели уточнение об уплате ЕСВ за работников, которые находятся в упомянутом выше отпуске. Работодатель (на территории проведения АТО) таких работников не обязан выполнять нашумевшие требования, установленные предпоследним абзацем ч. 5 и абзацем третьим ч. 6 ст. 8 Закона № 2464***.

*** Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI.

img 3

Другими словами, работодатели из зоны АТО за работников, которые находятся в отпуске «за свой счет» на основании п. 18 ч. 1 ст. 25 Закона № 504, не обязаны выполнять требования о начислении ЕСВ исходя из МЗП даже в случаях, когда база начисления меньше «минималки» (действует с 01.02.2015 г.).

Например, работник часть месяца находился в отпуске без сохранения зарплаты по новому основанию, а часть месяца отработал (хотя бы один день). В таком случае базой начисления ЕСВ будет фактически начисленная зарплата. Если же работник весь месяц был в отпуске без сохранения зарплаты, то работодатель вообще не начисляет ЕСВ ввиду отсутствия самой базы начисления.

Также учтите: работодатели — плательщики ЕСВ, находящиеся на учете в органах доходов и сборов на территории АТО, освобождаются, в частности, от начисления и уплаты ЕСВ (п. 93 разд. VIII Закона № 2464). Но поскольку, как уже указывалось ранее, территория АТО четко не определена, выполнить такую норму невозможно. То есть такие работодатели начисляют и уплачивают ЕСВ в общем случае.

Заключительные положения Закона № 121, конечно, хороши для работодателя. Работнику же они пользы не принесут. Ведь в общем случае период пребывания работника в указанном отпуске (п. 18 ч. 1 ст. 25 Закона № 504) не засчитается в страховой стаж для оплаты временной нетрудоспособности, для пенсионного обеспечения и на случай безработицы.

Прочие «новинки»

Инвалид с детства — новое основание для соцотпуска и отпуска «за свой счет». Давненько в порядке предоставления соцотпуска на детей не было изменений. Такое упущение поправил Закон № 120****. Основное его нововведение — это внесение новых дополнительных оснований для предоставления соцотпуска работающим лицам, предусмотренного ст. 1821 КЗоТ и ст. 19 Закона № 504. Так, с 01.01.2015 г. право на дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 10 календарных дней (при наличии двух и более оснований — 17 календарных дней) имеют:

**** Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по усовершенствованию отдельных положений социальной политики» от 15.01.2015 г. № 120-VIII.

img 4

В перечисленных основаниях для предоставления соцотпуска не говорится о ребенке-инвалиде. То есть отпуск по таким основаниям работнику предоставляют даже в случае, если инвалиду, матерью (отцом, опекуном) которого он является, уже исполнилось 18 и более лет.

— мать инвалида с детства подгруппы А I группы;

— отец инвалида с детства подгруппы А I группы, воспитывающий его без матери (в том числе в случае продолжительного пребывания матери в лечебном заведении);

— лицо, взявшее под опеку инвалида с детства подгруппы А I группы.

Более того, если работник до прекращения трудовых отношений не воспользуется соцотпуском по таким основаниям, то при увольнении ему выплатят денежную компенсацию за неиспользованные дни этого соцотпуска (см. откорректированные нормы ст. 83 КЗоТ и ст. 24 Закона № 504). Увы, в эти нормы закралась ошибка: они указывают на совершеннолетнего ребенка-инвалида с детства подгруппы А I группы. Нардепы и в двух соснах умудрились заблудиться: ведь очевидно, что слова «совершеннолетнего ребенка» — это ошибка и в указанных нормах являются лишними. Надеемся, именно такого подхода будут придерживаться и чиновники.

Фигурирует инвалид с детства подгруппы А I группы и в основании для предоставления отпуска без сохранения зарплаты (расширен п. 3 ч. 1 ст. 25 Закона № 504). Но тут уже говорится о нем как о ребенке и указан конкретный возраст до 18 лет. Соединяем все это воедино и получаем: мать или другие лица, указанные в ч. 3 ст. 18 и ч. 1 ст. 19 Закона № 504, ухаживающие за ребенком с категорией «ребенок-инвалид подгруппы А» вправе взять отпуск без сохранения зарплаты до достижения таким ребенком 18 лет. Эта норма также действует с 01.01.2015 г.

Мамочки, вышедшие на работу, потеряют 130 грн. С 01.02.2015 г. работницы-мамочки, вышедшие на работу независимо от режима работы — полный или неполный рабочий день, утратят право на получение помощи по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста (130 грн.). Об этом свидетельствует исключение соответствующего предложения из ч. 8 ст. 179 КЗоТ и ч. 4 ст. 18 Закона № 504. Правда, такую «символическую» помощь и так уже получают далеко не все.

Уточнен пакет документов для получения помощи при рождении ребенка (41280 грн.). Для получения такой помощи «новоиспеченные» родители должны подать заявление. До недавнего времени его подавали в произвольной форме. Теперь же заявление следует подавать по форме, установленной Минсоцполитики. Только вот пока Министерство ее не утвердило.

l.belevtsova@buhgalter911.com

Теги отпуск
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше