Темы статей
Выбрать темы

Госзакупки: основные изменения

Редакция НиБУ
Статья

ГОСЗАКУПКИ: ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

 

Не проработав даже одного года по новой редакции Закона № 1490, с учетом изменений и дополнений, внесенных Законом № 3205, с 12.03.2007 г. заказчики должны осуществлять закупки товаров, работ и услуг по новым правилам, установленным новым Законом № 424. Остановимся на основных внесенных и измененных положениях Закона № 1490.

 

Елена ПОНОМАРЕНКО, консультант газеты «Налоги и бухгалтерский учет»

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Согласно

Заключительным положениям Закон № 424 вступает в силу через 60 дней со дня его опубликования, кроме некоторых положений ст. 173 Закона, касающихся деятельности Тендерной палаты Украины.

Закон № 424

был опубликован в газете «Голос Украины» от 10.01.2007 г. № 2 и вступает в силу с 12.03.2007 г.

Учитывая нормы

ч. 2 Заключительных положений Закона № 424, процедуры закупок, начатые до вступления в силу Закона № 424, т. е. до 12.03.2007 г., осуществляются согласно порядку, действовавшему до вступления в силу этого Закона.

Изменениями расширен

перечень предметов закупки, на которые не распространяется действие Закона, в частности, такими предметами, как:

— централизованное водоснабжение и водоотведение;

— централизованная поставка тепловой энергии;

— почтовые услуги, а также почтовые марки и маркированные конверты;

— товары, работы и услуги, закупка которых осуществляется заказчиками, расположенными за пределами Украины;

— телекоммуникационные услуги, в том числе по трансляции радио- и телесигналов (за исключением услуг мобильной связи и Интернет-услуг);

— пользование железнодорожными путями;

— товары, работы или услуги, которые в связи с их специальным назначением представляют государственную тайну;

— услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов по трубопроводам;

— услуги по транспортировке природного и нефтяного газа по трубопроводам и его распределению;

— услуги по транспортировке других веществ трубопроводным транспортом;

— электрическая энергия, ее передача и распределение;

— услуги по управлению воздушным движением;

— услуги по обслуживанию и аварийному ремонту транспортных средств, предоставляемые за пределами Украины;

— услуги по авиаперевозке официальных государственных, парламентских, правительственных, дипломатических делегаций;

— драгоценные металлы и камни, закупка которых регулируется соответствующими законами Украины;

— продукция пищевой промышленности, кормовые культуры, горючее и услуги для непосредственного осуществления выездных гастрольных мероприятий творческих коллективов и исполнителей, которые проводятся по решению центрального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную политику в сфере культуры, исключительно на период проведения этих гастролей;

— услуги по продлению срока аренды средств связи;

— услуги банков по приему коммунальных платежей и обслуживанию текущих счетов;

— услуги, закупка которых производится государственными банками при осуществлении ими банковских операций согласно Закону Украины «О банках и банковской деятельности»;

— услуги по оформлению грузовых таможенных деклараций, предоставляемые Государственной таможенной службой Украины;

— услуги по выдаче сертификатов о происхождении товаров;

— ядерное топливо, необлученные топливные элементы (твэлы) для ядерных реакторов;

— услуги, закупка которых осуществляется с целью обеспечения исполнения государственного бюджета в части осуществления государственных заимствований, обслуживания и погашения государственного долга;

— товары и услуги, непосредственно связанные с разработкой дизайна, изготовлением защищенной бумаги, банкнот и монет;

— природный газ, используемый газотранспортными предприятиями для обеспечения технологических и других производственных нужд этих предприятий;

— товары, работы и услуги, закупаемые непосредственно для планового ремонта ядерных реакторов в порядке, определенном Межведомственной комиссией по вопросам государственных закупок.

 

Условия защиты отечественного рынка и преференциальная поправка

В новой редакции

Закона № 1490 исключены из ст. 1 понятие «преференциальная поправка» и статья 6, касающаяся условий защиты оте-чественного рынка. Со вступлением в силу анализируемых изменений к тендерным предложениям отечественных производителей, тендерным предложениям, поданным предприятиями общественных организаций инвалидов, предприятиями, где количество инвалидов, имеющих там основное место работы, составляет не менее 50 процентов среднеучетной численности штатных работников учетного состава, а также предприятиями уголовно-исполнительной системы, преференциальная поправка не применяется. Таким образом, указанные предприятия будут принимать участие в тендерных торгах на равных с другими участниками условиях.

Кроме того, с учетом исключения из

Закона № 1490 ст. 6, в случае закупки сельскохозяйственной продукции отечественного производства, участие в торгах могут принимать не только отечественные сельскохозяйственные товаропроизводители, а любое физическое или юридическое лицо.

 

Понятие «связанное лицо» в рамках Закона № 1490

В

ч. 4 ст. 7 новой редакции Закона № 1490 закреплено, что заказчик обязан отклонить тендерные или квалификационные предложения, если они поданы участниками процедуры закупки, являющимися связанными лицами. Определение термина «связанное лицо» практически полностью соответствует определению аналогичного термина, приведенному в Законе о налоге на прибыль.

Связанное лицо

— лицо, отвечающее любому из приведенных ниже признаков:

1) юридическое лицо, которое осуществляет контроль над участником или контролируется таким участником, или находится под общим контролем с таким участником;

2) физическое лицо или родственники физического лица, осуществляющие контроль над участником;

3) должностное лицо участника, уполномоченное осуществлять от имени участника юридические действия, направленные на установление, изменение или приостановление правовых отношений, а также его родственники.

Под осуществлением контроля следует понимать владение непосредственно или через большее количество связанных физических или юридических лиц наибольшей долей (паем, пакетом акций) уставного капитала участника, или управление наибольшим количеством голосов в руководящем органе такого участника, или владение долей (паем, пакетом акций), составляет не менее 20 процентов уставного капитала участника.

Для физического лица общая сумма владения долей уставного капитала участника (голосов в руководящем органе) определяется как общая сумма корпоративных прав, принадлежащих такому физическому лицу, членам семьи такого физического лица и юридическим лицам, контролируемых таким физическим лицом или членами его семьи.

Для целей этого Закона родственниками считаются супруги и их дети, родители, братья, сестры, внуки, супруги детей, родителей, братьев, сестер, внуков. Только здесь мы видим отличие между аналогичным определением, приведенным в

Законе о налоге на прибыль.

Норма Закона по уведомлению о дате проведения раскрытия тендерных или квалификационных предложений местного совета соответствующего уровня или Верховной Рады Автономной Республики Крым, или Верховной Рады Украины

исключена.

 

Особенности некоторых процедур осуществления закупок

Новой редакцией

ст. 13 Закона № 1490 установлены такие процедуры закупки, как:

1.

Открытые торги с уменьшением цены.

2. Торги с ограниченным участием.

3. Двухступенчатые торги.

4. Запрос ценовых предложений (котировок).

5. Закупка у одного участника.

6. Редукцион.

Таким образом, основная процедура закупки — процедура «открытые торги»

изменена на «открытые торги с уменьшением цены».

В случае осуществления заказчиком процедуры открытых торгов с уменьшением цены

заказчик должен указать в тендерной документации шкалу расчета шага торгов.

При проведении процедуры раскрытия тендерных предложений заказчик должен предложить присутствующим представителям участников уменьшать предложенную цену тендерного предложения на соответствующие, определенные шкалой, размеры шага торгов. Если после трехкратного объявления очередной цены не будет предложена более низкая цена в порядке, определенном шкалой расчета шага торгов, заказчик предоставляет возможность присутствующим представителям участников уменьшать в добровольном порядке цену предложения до тех пор, пока каждый из участников не объявит о том, что предложил окончательную цену, которая обязательно указывается в протоколе раскрытия тендерных предложений.

Если предметом закупки являются товары, работы, услуги, имеющие технически сложный характер, заказчик при осуществлении процедуры открытых торгов с уменьшением цены или второго этапа двухступенчатых торгов имеет право не применять норму по уменьшению цены тендерного предложения

при условии получения соответствующего заключения Межведомственной комиссии по вопросам государственных закупок.

 

Реестр недобросовестных участников и реестр участников процедур закупок

Закон № 1490

дополнен статьями 16 и 161, касающимися участников процедур закупок.

Сейчас Межведомственная Комиссия по вопросам государственных закупок будет вести реестр недобросовестных участников

(ст. 16 Закона № 1490) и реестр участников процедур закупок (ст. 161).

Недобросовестным участником согласно Закону является участник:

— который безосновательно отказался от подписания договора;

— с которым был расторгнут договор в связи с существенными нарушениями им условий договора без соответствующих оснований;

— который совершил неодобряемые и антиконкурентные согласованные действия, предусмотренные этим Законом;

— который нарушил законодательство о защите экономической конкуренции в сфере государственных закупок;

— который предоставил в тендерном предложении какую-либо недостоверную информацию.

При этом в реестре будет отражаться следующая информация об участнике:

— информация об участнике процедуры закупки (полное наименование, юридический и фактический адрес, идентификационный код по Единому государственному реестру предприятий и организаций Украины (для юридических лиц), фамилия, имя, отчество, место регистрации, идентификационный номер по Государственному реестру физических лиц — плательщиков налогов и других обязательных платежей (для физических лиц);

— основания внесения участника в реестр недобросовестных участников;

— дата внесения указанных сведений в реестр недобросовестных участников;

— другие сведения по решению Межведомственной Комиссии по вопросам государственных закупок.

Сведения в реестр недобросовестных участников вносятся на срок, который не может превышать два года.

В

реестр участников процедур закупок включаются участники на основании их обращения согласно проведенной рейтинговой оценке, в зависимости от количества процедур закупок, в которых участник принимал участие, количества побед в процедурах закупки, количества выполненных своевременно и в полном объеме договоров о государственных закупках, других критериев.

Реестр участников процедур закупок обнародуется на официальном Интернет-сайте Межведомственной Комиссии по вопросам государственных закупок и в тематическом каталоге участников процедур закупок, который будет издавать Тендерная палата Украины.

 

Тендерная документация

Согласно новой

ч. 6 ст. 21 Закона № 1490 тендерная документация должна быть утверждена тендерным комитетом заказчика до подачи объявления о запланированной закупке.

В случае невыполнения или нарушения заказчиками требований по наличию утвержденной тендерной (квалификационной) документации редакции изданий, осуществляющих публикацию о запланированной закупке или о проведении предварительной квалификации участников имеют право не принимать объявления для публикации.

 

Обеспечение тендерного предложения и обеспечение выполнения договора о закупке

Статьей 23 Закона № 1490

предусмотрено обязательное предоставление участниками тендерного обеспечения, если общая стоимость предмета закупки превышает сумму 100 тысяч гривень для товаров и услуг и 500 тысяч гривень для работ.

Размер тендерного обеспечения не изменился:

— 1 % ожидаемой стоимости — в случае проведения торгов на закупку работ;

— 5 % ожидаемой стоимости — в случае проведения торгов на закупку товаров или услуг.

Учитывая изменения, внесенные в

ст. 25 Закона № 1490, заказчики торгов при осуществлении закупки товаров, работ и услуг имеют право (т. е. не обязательно) требовать от участника — победителя процедуры закупки внесения им при заключении договора о закупке обеспечения его выполнения согласно условиям, указанным в тендерной документации.

Размер обеспечения выполнения договора о закупке составляет:

— 15 % его сметной стоимости — при осуществлении закупки товаров и услуг;

— 5 % его сметной стоимости — при закупке работ.

 

Отклонение тендерных предложений

Законом

№ 424 расширен перечень оснований для отклонения тендерных предложений. В частности, заказчик обязан отклонить тендерное предложение:

при наличии участника, подавшего тендерное предложение, в реестре недобросовестных участников;

— при отсутствии информации об участнике, подавшем тендерное предложение, в каталоге

, издаваемом Тендерной палатой Украины

Согласно новой редакции

Закона № 1490, а именно ч. 3 ст. 26, установлена обязательность составления заказчиком протокола отклонения тендерных (ценовых, квалификационных) предложений, в котором указываются правильность оформления тендерных (ценовых, квалификационных) предложений участников, степень соответствия квалификационным требованиям и условиям тендерной (квалификационной) документации или требованиям заказчика, указанным в запросе (объявлении) по ценовым предложениям (котировкам). Как закреплено в Законе, указанный протокол является приложением к протоколу оценки предложений участников и с учетом положений абзаца второго ч. 5 ст. 173 Закона должен направляться заказчиком Тендерной палате Украины.

 

Отмена торгов или признание торгов несостоявшимися

Со вступлением в силу

Закона № 424 для того, чтобы торги состоялись, Заказчик должен иметь как минимум три тендерных (ценовых) предложения. Причем все три такие предложения должны быть допущены им к оценке. В случае невыполнения указанных требований тендерные торги отменяются. При этом торги отменяются частично (по лоту), если было подано менее трех тендерных предложений к соответствующему лоту.

 

Обжалование

Статьей 37

Закона № 1490 установлен новый порядок обжалования решений, действий или бездействия заказчика.

Жалоба направляется в

Межведомственную комиссию по вопросам государственных закупок, а ее копии в обязательном порядке направляются заказчику, Тендерной палате Украины и Государственному казначейству Украины (обслуживающему банку).

Указанная комиссия в течение одного рабочего дня со дня получения жалобы направляет копию жалобы Тендерной палате Украины и Государственному казначейству Украины (обслуживающему банку).

Статьей четко разграничены последствия получения жалобы от участника торгов или жалобщика, который не приобрел статуса участника торгов или не принимал участия в процедуре закупки.

1. Жалобщик — участник процедуры закупки.

Поступление жалобы от участника торгов приостанавливает процедуру закупки на срок, который не может превышать 20 рабочих дней с даты требования Комиссии о приостановлении процедуры закупки (15 рабочих дней в случае обжалования процедуры запроса ценовых предложений (котировок).

В течение 5 рабочих дней с даты получения соответствующего требования заказчик обязан для рассмотрения жалобы предоставить Комиссии копии соответствующих документов и материалов.

Непредоставление или предоставление с нарушением сроков, определенных

Законом № 1490, копий соответствующих документов и материалов для рассмотрения жалобы является основанием для продления срока приостановления процедуры закупки на срок, который не может превышать 10 календарных дней. Непредоставление копий соответствующих документов и материалов в течение срока, установленного для продления срока приостановления процедуры закупки, является основанием для отмены такой процедуры закупки.

2. Жалобщик — другое лицо, которое не приобрело статуса участника торгов или не принимало участие в процедуре закупки.

Поступление жалобы от жалобщика, который не приобрел статуса участника торгов или не принимал участия в процедуре закупки, не приостанавливает процедуры закупки. Рассмотрение такой жалобы осуществляется Комиссией в сроки, определенные для рассмотрения жалоб, поступивших от участников торгов. По результатам рассмотрения такой жалобы Комиссия имеет право приостановить процедуру закупки на срок, который не может превышать 20 рабочих дней, или принять решение согласно

Закону № 1490 .

В случае обжалования процедуры, по результатам которой уже заключен договор, Комиссия немедленно информирует Государственное казначейство Украины (обслуживающий банк), которое обязано до принятия Комиссией решения по жалобе приостановить осуществление платежей, связанных с этим договором, и уведомить об этом Комиссию и Тендерную палату Украины.

Комиссия имеет право оставить жалобу без рассмотрения, если она была подана позднее чем через 15 рабочих дней со дня опубликования объявления (сообщения) о результатах проведения торгов.

 

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАКУПОК ПРЕДПРИЯТИЯМИ

С учетом изменений, внесенных в

ст. 2 Закона №1490, установлены некоторые особенности применения норм этого Закона государственными, казенными, коммунальными предприятиями и хозяйственными обществами, в которых государственная или коммунальная доля акций (долей, паев) превышает 50 процентов.

Законом № 424

статья 1 дополнена таким термином, как «предприятия»:

предприятия

— государственные, казенные, коммунальные предприятия и хозяйственные общества, у которых государственная или коммунальная доля акций (долей, паев) превышает 50 процентов, их дочерние предприятия, а также предприятия, хозяйственные общества, в уставном капитале которых 50 и более процентов принадлежит государственным, казенным, коммунальным предприятиям и хозяйственным обществам, у которых государственная или коммунальная доля акций (долей, паев) превышает 50 процентов.

При этом указанным Законом внесены существенные изменения по организации и проведению закупок такими предприятиями в отличие от предварительной редакции Закона, которая не имела никаких особенностей по осуществлению закупок разными заказчиками — распорядителями государственных средств.

Все основные особенности закреплены в

ч.6 ст. 2 Закона № 1490, а именно:

1) установлены следующие стоимостные границы:

 

Источники
финансирования

 

Применение
норм

Закона № 1490

В случае финансирования закупки за счет:

Государственного бюджета
— бюджета Автономной Республики Крым
— местного бюджета

В случае финансирования закупки за счет других государственных средств (например, средств самого предприятия)

Без применения норм

Закона № 1490 (без проведения процедур, предусмотренных Законом)

Стоимость предмета закупки для товара (товаров), услуги (услуг)

составляет менее 20 тысяч гривень, а для работ — 50 тысяч гривень

Стоимость предмета закупки для товара (товаров), услуги (услуг)

составляет менее 50 тысяч гривень, а для работ — 400 тысяч гривень

С применением процедуры запроса ценовых предложений (

ст. 32 Закона № 1490)

Стоимость предмета закупки

не превышает 50 тысяч гривень — в случае закупки товаров и услуг и 200 тысяч гривень — в случае закупки работ. При этом для таких товаров, работ и услуг должен существовать постоянно действующий рынок

Стоимость предмета закупки

не превышает 100 тысяч гривень — в случае закупки товаров и услуг и 500 тысяч гривень — в случае закупки работ. При этом для таких товаров, работ и услуг должен существовать постоянно действующий рынок

С применением процедуры открытых торгов с уменьшением цены

Стоимость предмета закупки

превышает 50 тысяч гривень — в случае закупки товаров и услуг и 200 тысяч гривень — в случае закупки работ

Стоимость предмета закупки

превышает 100 тысяч гривень — в случае закупки товаров и услуг и 500 тысяч гривень — в случае закупки работ

 

2) норма Закона по утверждению и обнародованию годового плана закупок товаров, работ и услуг не распространяется на предприятия;

3) определены новые сроки для подачи тендерных предложений (см. с. 61):

 

img 1

 

СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА, КОНТРОЛЯ И КООРДИНАЦИИ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Изменение функций Антимонопольного комитета Украины

Создание конкурентной среды в сфере закупок продолжает обеспечивать Антимонопольный комитет Украины.

Законом № 424 сужены основные функции Антимонопольного комитета Украины в сфере государственных закупок, в частности исключены такие, как:

— согласование иной, чем открытые торги, процедуры закупки в случаях и в порядке, предусмотренных Законом;

— предоставление совместно со Счетной палатой в Верховную Раду Украины ежегодного отчета по осуществлению заказчиками закупок;

— контроль за соблюдением законодательства по закупкам;

— государственная поддержка и обеспечение защиты отечественного производителя, в частности сельскохозяйственного товаропроизводителя, при осуществлении закупок;

— государственная поддержка и обеспечение защиты предприятий общественных организаций инвалидов, предприятий, где количество инвалидов, имеющих там основное место работы, составляет не менее 50 процентов среднеучетной численности штатных работников учетного состава за год, и предприятий уголовно-исполнительной системы при осуществлении закупок;

— подготовка и предоставление в Кабинет Министров Украины квартальных отчетов по осуществлению заказчиками закупок товаров, работ и услуг собственного производства предприятий общественных организаций инвалидов, предприятий, где количество инвалидов, имеющих там основное место работы, составляет не менее 50 процентов среднеучетной численности штатных работников учетного состава за год, и предприятий уголовно-исполнительной системы.

Вместо Специальной контрольной комиссии по вопросам государственных закупок при Счетной палате будет действовать

Межведомственная комиссия по вопросам государственных закупок, полномочия которой значительно расширены по сравнению с теми, которые имела Специальная контрольная комиссия.

Среди них особо существенными являются следующие:

утверждение порядка определения предмета закупки;

— ведение перечня членов тендерного комитета, которые за допущенные нарушения были исключены из состава тендерного комитета;

— ведение реестра недобросовестных участников и реестра участников процедур закупок согласно Закону;

— определение порядка и принятие соответствующих решений по включению предприятий, учреждений, организаций в перечень предприятий, учреждений, организаций, на базе которых проводятся обучение и повышение квалификации по вопросам организации и осуществления процедур закупок, ведение их перечня и обнародование его на своем официальном Интернет-сайте;

— определение порядка и осуществление аттестации преподавателей, которые проводят обучение или повышение квалификации по вопросам организации и осуществления процедур закупок, утверждение программ обучения и повышения квалификации по вопросам организации и осуществления процедур закупок;

— наличие права запрашивать и получать информацию, документы и материалы по деятельности тендерного комитета заказчика, осуществленным им закупкам, состоянию выполнения договоров о закупке на любой стадии выполнения, и по результатам их рассмотрения (при необходимости с привлечением соответствующих специалистов и представителей правоохранительных органов) принимать решения. Заказчики и участники на запрос (требование) Комиссии в течение пяти рабочих дней обязаны предоставить информацию, удостоверенные надлежащим образом копии соответствующих документов и материалов, за исключением содержащих охраняемую законом тайну. Непредоставление заказчиком информации, документов и материалов по решению Комиссии может быть основанием для отмены процедуры закупки;

— наличие права предоставлять соответствующие заключения, предусмотренные

статьями 26 (неприменение Заказчиком нормы по уменьшению цены тендерного предложения), 34 (возможность осуществления заказчиком предварительной оплаты; вопросы корректировки цены договора) Закона № 1490;

— утверждение методики определения суммы убытков в случае несоблюдения заказчиками требований действующего законодательства при осуществлении закупок товаров, работ и услуг за государственные средства, методики оценки для определения наилучшего тендерного предложения, в том числе удельный вес критериев оценки;

— утверждение перечня материалов для сборника методических материалов «Сборник методических материалов по вопросам государственных закупок Украины».

 

Полномочия Тендерной палаты Украины

Законом № 424

значительно расширяются полномочия Тендерной палаты Украины.

С момента вступления в силу этого Закона согласно

абз. 2 ч. 5 ст. 173 Закона № 1490 заказчик должен направить Тендерной палате Украины в бумажном или электронном виде:

— тендерную (квалификационную) документацию;

— протокол раскрытия тендерных (квалификационных, ценовых) предложений;

— протокол оценки;

— отчет о результатах осуществления процедуры закупки в течение трех рабочих дней с даты их утверждения.

Кроме того, согласно

ч. 6 ст. 173 Закона № 1490 Тендерная палата Украины будет иметь право на всех этапах осуществления государственных закупок запрашивать и получать от заказчиков, участников, других лиц информацию, документы и материалы по деятельности тендерного комитета заказчика, осуществленным заказчиком закупкам, состоянию выполнения договоров о закупке на любой стадии выполнения. Заказчики, участники, другие лица в течение 5 рабочих дней с даты получения соответствующего запроса должны направить Тендерной палате Украины информацию, удостоверенные надлежащим образом копии документов и материалов, за исключением содержащих охраняемую законом тайну.

В случае невозможности предоставить необходимые документы из-за их значительного объема заказчики, участники, другие лица в срок, не превышающий 2 рабочих дней с даты получения соответствующего запроса, обеспечивают беспрепятственный доступ к этим документам и материалам, в том числе их копирование. Отказ в предоставлении или непредоставление в течение определенного этим Законом срока информации, копий документов и материалов является основанием для обращения Тендерной палаты Украины в правоохранительные органы и Межведомственную комиссию для принятия ими мер согласно законодательству.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше