Темы статей
Выбрать темы

О внесении изменений в постановления Кабинета Министров Украины от 26 февраля 1999 г. № 271 и от 12 мая 1999 г. № 805

Редакция НиБУ
Постановление от 27.02.2008 г. № 122

О внесении изменений в постановления Кабинета Министров Украины от 26 февраля 1999 г. № 271 и от 12 мая 1999 г. № 805

 

Постановление от 27 февраля 2008 г. № 122

 

Кабинет Министров Украины

постановляет:

Внести в постановления Кабинета Министров Украины от 26 февраля 1999 г. № 271

«О Порядке аккумуляции и использования средств, начисляемых сельскохозяйственными товаропроизводителями — плательщиками налога на добавленную стоимость по операциям по продаже товаров (работ, услуг) собственного производства, включая продукцию (кроме подакцизных товаров), изготовленную на давальческих условиях из собственного сельскохозяйственного сырья» (Официальный вестник Украины, 1999 г., № 9, ст. 328; 2001 г., № 17, ст. 745; 2002 г., № 15, ст. 805; 2003 г., № 17, ст. 766; 2004 г., № 10, ст. 587; 2007 г., № 24, ст. 993) и от 12 мая 1999 г. № 805 «О Порядке начисления, выплат и использования средств, направленных для выплаты дотаций сельскохозяйственным товаропроизводителям за поставленные ими перерабатывающим предприятиям молоко и мясо в живом весе» (Официальный вестник Украины, 1999 г., № 19, ст. 839; 2007 г., № 24, ст. 993) изменения (прилагаются).*

* Изменения не публикуются, поскольку извлечения из указанных Порядков приводим ниже в кодифицированном виде с учетом внесенных изменений, которые в тексте выделены

полужирным курсивом.
Примеч. ред.

Премьер-министр Украины Ю. Тимошенко

 

 

Утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 26 февраля 1999 г. № 271

(в редакции постановления Кабинета Министров Украины от 23 апреля 2001 г. № 374)

Порядок

аккумуляции и использования средств, начисляемых сельскохозяйственными товаропроизводителями — плательщиками налога на добавленную стоимость по операциям по продаже товаров (работ, услуг) собственного производства, включая продукцию (кроме подакцизных товаров), изготовленную на давальческих условиях из собственного сельскохозяйственного сырья

 

(

с изменениями и дополнениями, последние из которых внесены постановлением КМУ  от 27 февраля 2008 г. № 122)

(извлечение)

 

<...>

5. Средства, перечисленные сельскохозяйственными товаропроизводителями на отдельный счет, используются ими для приобретения материально-технических ресурсов производственного назначения. В случае нецелевого использования средства взыскиваются в государственный бюджет в бесспорном порядке.

Остаток средств на отдельном счете в конце года изъятию в бюджет не подлежит и используется сельскохозяйственными товаропроизводителями на указанные цели в следующем году, а начиная с

1 марта года, следующего за годом, в котором Верховная Рада Украины ратифицирует протокол о присоединении Украины к Всемирной торговой организации, перечисляется в государственный бюджет.

Направлению в государственный бюджет подлежат также средства, которые в период до

1 марта года, следующего за годом, в котором Верховная Рада Украины ратифицирует протокол о присоединении Украины к Всемирной торговой организации, не были перечислены на отдельный счет (независимо от причины).

<...>

 

 

Утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 12 мая 1999 г. № 805

(в редакции постановления Кабинета Министров Украины от 28 марта 2007 г. № 596)

Порядок

начисления, выплат и использования средств, направленных для выплаты дотаций сельскохозяйственным товаропроизводителям за поставленные ими перерабатывающим предприятиям молоко и мясо в живом весе

 

(

с изменениями и дополнениями, последние из которых внесены постановлением КМУ  от 27 февраля 2008 г. № 122)

(извлечение)

 

1. Настоящий Порядок устанавливает механизм начисления и выплат дотаций перерабатывающими предприятиями сельскохозяйственным товаропроизводителям независимо от формы собственности и хозяйствования, включая личные крестьянские хозяйства (далее — сельскохозяйственные товаропроизводители), за поставленные ими в период

с 1 января 2008 г. до года, следующего за годом, в котором Верховная Рада Украины ратифицирует протокол о присоединении Украины к Всемирной торговой организации, перерабатывающим предприятиям молоко и мясо в живом весе.

<...>

3. Для определения сумм дотаций сельскохозяйственным товаропроизводителям за молоко и мясо в живом весе, которые будут поставлены ими, перерабатывающие предприятия ежемесячно до начала следующего периода осуществляют предварительный расчет поступления и использования средств по налогу на добавленную стоимость, начисленному на стоимость поставленных молока и молочной продукции, мяса и мясопродуктов (далее — готовая продукция) (по видам сельскохозяйственных животных), изготовленных из поставленных сельскохозяйственными товаропроизводителями молока и мяса в живом весе, по форме согласно приложению 1*.

* Приложения 1 и 2 не публикуются. —

Примеч. ред.

Согласно этому расчету каждое перерабатывающее предприятие определяет сумму налога на добавленную стоимость, которая поступит на предприятие при осуществлении поставки готовой продукции, и сумму налога на добавленную стоимость, которая будет начислена (перечислена) поставщикам товаров (работ, услуг), а также размеры дотаций сельскохозяйственным товаропроизводителям за поставленное молоко и мясо в живом весе на гривню стоимости этой продукции.

Размер дотации применяется перерабатывающим предприятием ко всем сельскохозяйственным товаропроизводителям на одинаковом уровне

за продукцию одного товарного вида пропорционально стоимости поставленной продукции. Этот расчет перерабатывающие предприятия согласовывают с управлениями агропромышленного развития районных, главными управлениями агропромышленного развития областных и управлением промышленности и агропромышленного развития Севастопольской городской госадминистраций, Министерством аграрной политики Автономной Республики Крым, а перерабатывающие предприятия системы Укоопсоюза — с потребительскими обществами (союзами потребительских обществ).

<...>

5. Перечисление средств сельскохозяйственным товаропроизводителям за поставленные ими молоко и мясо в живом весе осуществляется по платежным поручениям с текущего счета перерабатывающего предприятия по ценам согласно заключенным договорам, а сумм дотаций — с его небюджетного счета, открытого в территориальном органе Государственного казначейства (далее — небюджетный счет), на отдельные счета сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме тех, которые ведут личное крестьянское хозяйство), которые они должны открыть в обслуживающих банках в течение одного отчетного периода.

Оплата личным крестьянским хозяйствам стоимости поставленных ими перерабатывающему предприятию молока и мяса в живом весе и выплата дотаций осуществляются наличными непосредственно из кассы перерабатывающего предприятия или согласно договорам поручения.

Для выплаты дотаций наличными перерабатывающее предприятие подает в территориальный орган Государственного казначейства по месту открытия небюджетного счета платежные поручения на перечисление необходимых сумм средств с небюджетного счета на свой текущий счет для дальнейшего получения таких средств наличными и внесения в кассу указанного перерабатывающего предприятия.

Перерабатывающие предприятия в конце каждой рабочей недели перечисляют половину зачисленной им на текущий счет суммы налога на добавленную стоимость, начисленного на объемы поставленной ими готовой продукции, на небюджетные счета. Окончательный расчет подлежащей перечислению на небюджетный счет суммы налога на добавленную стоимость осуществляется ежемесячно согласно отдельной налоговой декларации.

Перерабатывающие предприятия перечисляют сельскохозяйственным товаропроизводителям за поставленные в декабре 2008 г. молоко и мясо в живом весе окончательно рассчитанные суммы дотаций не позднее 1 марта года, следующего за годом, в котором Верховная Рада Украины ратифицирует протокол о присоединении Украины к Всемирной торговой организации

.

Перечисленные непосредственно с текущих счетов перерабатывающих предприятий без зачисления на небюджетные счета суммы средств за счет сумм налога на добавленную стоимость, которые рассчитываются перерабатывающими предприятиями по отдельной налоговой декларации, не учитываются как дотации.

Не перечисленные на небюджетные счета суммы налога на добавленную стоимость и выплаты сумм средств, осуществленные с небюджетных счетов по назначению с нарушением настоящего Порядка, считаются используемыми не по целевому назначению и подлежат взысканию в государственный бюджет

.

6. Перерабатывающие предприятия по результатам деятельности за каждый отчетный (налоговый) период ведут отдельный налоговый и бухгалтерский учет готовой продукции, изготовленной из поставленных сельскохозяйственными товаропроизводителями молока и мяса в живом весе.

По результатам отдельного учета готовой продукции, изготовленной из поставленных сельскохозяйственными товаропроизводителями молока и мяса в живом весе, перерабатывающие предприятия согласно требованиям Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» определяют суммы налоговых обязательств и налогового кредита, возникающих в связи с переработкой и поставкой такой продукции, и составляют отдельную налоговую декларацию, которая вместе с декларацией по другой деятельности подается в орган государственной налоговой службы по месту регистрации перерабатывающего предприятия как плательщика налога на добавленную стоимость в порядке и в сроки, установленные указанным Законом, с учетом требований нормативно-правовых актов Государственной налоговой администрации. Определенная к уплате по отдельной налоговой декларации сумма налога на добавленную стоимость перечисляется перерабатывающим предприятием на его небюджетный счет в сроки, установленные для уплаты налога на добавленную стоимость, с учетом средств, перечисленных согласно пункту 5 настоящего Порядка. Перерабатывающее предприятие вместе с отдельной налоговой декларацией за каждый отчетный (налоговый) период подает в качестве подтверждения уплаты сумм налога реестр платежных поручений на фактически зачисленные на небюджетный счет средства и выписку территориальных органов Государственного казначейства с небюджетного счета.

Суммы налога на добавленную стоимость, определенные перерабатывающим предприятием по отдельной налоговой декларации, по которым перерабатывающее предприятие не подало в орган государственной налоговой службы подтверждение их перечисления на небюджетный счет, считаются используемыми перерабатывающим предприятием не по целевому назначению и подлежат взысканию в государственный
бюджет
.

<...>

7. Перерабатывающие предприятия ежемесячно осуществляют расчет сумм дотаций сельскохозяйственным товаропроизводителям за поставку молока и мяса в живом весе согласно приложению 2* по фактическим данным об объемах закупленного молока и мяса в живом весе и поступления на небюджетный счет сумм налога на добавленную стоимость. На основании этого расчета перерабатывающими предприятиями производится окончательное перечисление по платежным поручениям сумм дотаций сельскохозяйственным товаропроизводителям за поставленные молоко и мясо в живом весе за отчетный период, кроме личных крестьянских хозяйств.

С учетом авансового платежа перечисление дотации должно производиться перерабатывающим предприятием не менее двух раз в месяц.

Не перечисленные перерабатывающими предприятиями на отдельные счета сельскохозяйственных товаропроизводителей суммы дотаций в сроки, установленные законодательством для уплаты налога на добавленную стоимость в бюджет, считаются используемыми не по целевому назначению

и подлежат взысканию в государственный бюджет.

<...>

10. Перерабатывающие предприятия и сельскохозяйственные товаропроизводители ведут бухгалтерский

и налоговый учет расчетов по налогу на добавленную стоимость в порядке, установленном законодательством.

<...>

12. Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет сельскохозяйственными предприятиями всех форм собственности за поставленные ими молоко, скот, птицу, шерсть, а также за молочную продукцию и мясопродукты, произведенные в собственных перерабатывающих цехах, полностью остается в распоряжении этих сельскохозяйственных предприятий и направляется на поддержание собственного производства животноводческой продукции и продукции птицеводства. При этом сумма аккумулированного на отдельном счете налога на добавленную стоимость за поставленные молоко и молочную продукцию направляется на приобретение приборов и реактивов, необходимых для определения показателей качества молока и молочной продукции, фильтровальных материалов, холодильного оборудования и доильных установок в случае ненадлежащего обеспечения ими сельскохозяйственных предприятий.

<...>

Остаток средств на отдельном счете в конце года изъятию в бюджет не подлежит и используется предприятием на указанные цели в следующем году, а начиная с

1 марта года, следующего за годом, в котором Верховная Рада Украины ратифицирует протокол о присоединении Украины к Всемирной торговой организации, перечисляется в государственный бюджет.

<...>



комментарий редакции

Ужесточен порядок выплаты перерабатывающими предприятиями дотаций сельхозтоваропроизводителям

Внесенные согласно комментируемому постановлению Кабмина изменения и дополнения в редакцию общеизвестных Порядка № 271 и Порядка № 805, безусловно, связаны с продлением срока действия п.п. 6.2.6 ст. 6, п. 11.21 и 11.29 ст. 11 Закона об НДС. Как известно, согласно Закону о Госбюджете-2008 отмеченные нормы Закона об НДС продлены

до 1 января года, следующего за годом, в котором Верховная Рада Украины ратифицирует протокол о присоединении Украины к Всемирной торговой организации (далее — ВТО).

Тем не менее с полным правом назвать внесение Кабмином новаций в Порядок № 271 и Порядок № 805 приведением их в соответствие с нормами основополагающего для них Закона об НДС не представляется возможным.

В обновленной редакции абзаца второго п. 5 Порядка № 271 и абзаца восьмого п. 12 Порядка № 805

сохранена норма о перечислении в госбюджет неиспользованного остатка средств сельхозНДС на спецсчете. Кроме того, согласно абзацу третьему п. 5 Порядка № 271 сохранен порядок направления в бюджет также средств, которые не были перечислены на отдельный счет (независимо от причины). Новацией является лишь дата (1 марта года, следующего за годом, в котором Верховная Рада ратифицирует протокол о присоединении Украины к ВТО) начала применения к сельхозтоваропроизводителям этих, так называемых бюджетно-направленных норм. По этому поводу уместно заметить, что в абзаце втором п. 11.21 ст. 11 Закона об НДС о направлении сельхозтоваропроизводителями льготных сумм сельхозНДС в бюджет вообще не упоминается. А абзацем третьим п. 11.29 ст. 11 Закона об НДС установлено, что средства льготного НДС остаются в распоряжении сельхозтоваропроизводителей и используются ими на приобретение материально-технических ресурсов производственного назначения. Лишь в случае нецелевого использования (!) аккумулированных средств они взыскиваются в госбюджет в бесспорном порядке.

Отметим, что большая часть внесенных комментируемым постановлением Кабмина изменений в Порядок № 805 касается ужесточения порядка расчетов перерабатывающих предприятий с сельхозтоваропроизводителями по дотациям за поставленные ими молоко и мясо в живом весе. В частности, отметим следующее.

Дополнением абзаца второго п. 5 Порядка № 805

уточнен порядок выплаты дотаций наличными средствами личным крестьянским хозяйствам, для чего средства следует перечислить с небюджетного счета на текущий счет с последующим получением их наличностью в кассу перерабатывающего предприятия.

Акцентируем внимание на двух новых абзацах (пятом и шестом) п. 5 Порядка № 805, связанных общей идейной направленностью. Первый из них говорит о

непризнании дотационными выплатами средств за счет сумм НДС, перечисленных перерабатывающими предприятиями непосредственно с текущих счетов без зачисления на небюджетные счета. Второй — о признании неперечисленных на небюджетные счета сумм НДС, а также выплаты средств с небюджетных счетов по назначению с нарушением этого Порядка, используемыми не по целевому назначению и подлежащими взысканию в госбюджет.

Несмотря на то что абзацем первым п. 11.21 ст. 11 Закона об НДС установлено, что сумма НДС перерабатывающими предприятиями в полном объеме направляется

исключительно для выплаты дотаций без каких-либо предостережений, Кабмин, как видим, не исключил, а, наоборот, расширил перечень мотиваций о взыскании в бюджет суммы НДС с перерабатывающих предприятий. Кроме отмеченного выше, обращаем внимание, что средства признаются используемыми не целевому назначению и подлежат взысканию в бюджет также в случаях:

неперечисления на спецсчета сельхозтоваропроизводителей суммы дотации в сроки, установленные законодательством для уплаты НДС в бюджет (абзац третий п. 7);

неподачи налоговым органам подтверждения перечисления на небюджетный счет суммы НДС, определенной перерабатывающим предприятием по спецдекларации (последнее (четвертое) предложение абзаца второго п. 6). Следует заметить, что толкование этой нормы в отрыве от норм предшествующих предложений этого же пункта (говорящих, в частности, о сроках перечисления суммы НДС на небюджетный счет в сроки, установленные для уплаты НДС), может составить ошибочное мнение о подаче такого подтверждения на всю сумму НДС по декларации уже на момент ее предоставления в налоговые органы. Общеизвестно, что предельные сроки предоставления декларации и уплаты налоговых обязательств разнятся десятью календарными днями. Отсюда вполне понятно, что на день подачи декларации подтверждение перечисления на небюджетный счет средств реально может быть подано не на подлежащие зачислению на спецсчет суммы НДС по спецдекларации, а на фактически зачтенные, т. е. в соответствии с нормами третьего предложения абзаца второго п. 6 Порядка № 805.

Кроме того, в последнем (четвертом) предложении абзаца второго пункта 6 таится еще один

негативный нюанс, связанный с подменой приоритетов. Из него следует неутешительный вывод, что даже при условии фактического перечисления средств с текущего счета на небюджетный неподача налоговым органам реестра платежных поручений и выписок органов Госказначейства (например, вследствие объективных задержек получения выписок за день осуществления операции перечисления, совпадающего с днем подачи декларации), может быть признана основанием для фискальных притязаний.

Анатолий Бобро

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше