Темы статей
Выбрать темы

О налоговом учете расходов на приобретение лицензий

Редакция НиБУ
Письмо от 17.09.2008 г. № 18813/7/15-0217

О налоговом учете расходов на приобретение лицензий

 

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 17.09.2008 г. № 18813/7/15-0217

 

Государственная налоговая администрация Украины рассмотрела письмо Государственной налоговой администрации в г. Киеве <...> о налоговом учете расходов на приобретение лицензий и сообщает.

Согласно статье 1 Закона «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности»

лицензия — это документ государственного образца, удостоверяющий право лицензиата на проведение указанного в нем вида хозяйственной деятельности в течение определенного срока при условии выполнения лицензионных условий.

Порядок налогового учета расходов на приобретение лицензии для осуществления торговли табачными изделиями зависит от срока ее действия, установленного соответствующим законодательством.

Так, если

срок действия лицензии меньше года, то в таком случае применяется п.п. 5.4.7 п. 5.4 ст. 5 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» (далее — Закон), согласно которому в состав валовых расходов включаются любые расходы на приобретение лицензий и других специальных разрешений, выданных государственными органами для ведения хозяйственной деятельности.

Если плательщику налога выдана лицензия

сроком более чем на один год, расходы на ее приобретение отражаются в его налоговом учете следующим образом.

Пунктом 1.2 ст. 1 Закона установлено, что

нематериальный актив — объекты интеллектуальной, в том числе промышленной, собственности, а также другие аналогичные права, признанные в порядке, установленном соответствующим законодательством, объектом права собственности плательщика налога.

Согласно пункту 4 П(С)БУ 8 «Нематериальные активы» под понятием «нематериальный актив» понимается немонетарный актив, который не имеет материальной формы, может быть идентифицирован и удерживается предприятием с целью использования более года (или одного операционного цикла, если он превышает год) для производства, торговли, административных целей или предоставления в аренду другим лицам.

Согласно п.5 П(С)БУ 8 «Нематериальные активы» наряду с правами интеллектуальной и промышленной собственности к нематериальным активам относятся, в частности, другие нематериальные активы, в том числе право на проведение деятельности.

Таким образом, поскольку право на осуществление оптовой торговли табачными изделиями отвечает критериям для признания его нематериальным активом согласно п. 1.2 ст. 1 Закона и пп. 4 и 5 П(С)БУ «Нематериальные активы», такое право учитывается в налоговом учете как нематериальный актив.

Расходы, понесенные плательщиком налога в связи с приобретением нематериальных активов, в

валовые расходы не включаются (п.п. 5.3.2 п. 5.3 ст. 5 Закона) и подлежат амортизации согласно п.п. 8.1.2 п. 8.1 ст. 8 Закона как расходы на приобретение нематериальных активов для собственного производственного использования.

Согласно п.п. 8.3.9 п. 8.3 ст. 8 Закона для амортизации нематериальных активов применяется

линейный метод , по которому каждый отдельный вид нематериального актива амортизируется равными долями исходя из его первоначальной стоимости с учетом индексации согласно п.п. 8.3.3 этой статьи в течение срока, который определяется плательщиком налога самостоятельно исходя из срока полезного использования таких нематериальных активов или срока деятельности плательщика налога, но не более 10 лет непрерывной эксплуатации.

Амортизационные отчисления производятся до достижения остаточной стоимостью нематериального актива нулевого значения.

Учитывая то, что согласно декларации по налогу на прибыль предприятия для расчета амортизации основных фондов и нематериальных активов предусмотрен единый механизм (приложение К1/1 к декларации по налогу на прибыль предприятия),

амортизация нематериальных активов осуществляется начиная со следующего квартала после ввода в эксплуатацию, т. е. так же, как это предусмотрено для основных фондов.

Таким образом, расходы на приобретение

лицензии, срок действия которой более года, отражаются в налоговом учете как расходы на приобретение нематериальных активов, а на приобретение краткосрочной лицензии — в составе валовых расходов отчетного периода.

Заместитель председателя С. Чекашкин



комментарий редакции

Фискально о лицензиях

Перед нами очередная оригинально-фискальная придумка ГНАУ:

стоимость лицензий сроком действия более года не включается в валовые расходы (!), а подлежит амортизации по правилам п.п. 8.3.9 Закона о налоге на прибыль.

Ну что сказать, «приятная» новость, если еще учесть тот факт, что законодательством о лицезировании установлен общий срок действия лицензии — 5 лет и частные — 3 (изготовление парфюмерно-косметической продукции, содержащей спирт) и 12 лет (проведение лотерей), которые, как все мы понимаем, тоже превышают год.

Линия рассуждений ГНАУ

такова: «долгосрочные» лицензии соответствуют налоговому и бухгалтерскому определению нематериальных активов (НМА), значит, их стоимость, учитывая нормы пп. 5.3.2, 8.1.2 Закона о налоге на прибыль, должна амортизироваться в налоговом учете, а валоворасходный п.п. 5.4.7 Закона о налоге на прибыль годится только для «краткосрочных» лицензий.

Наши контраргументы

по этому вопросу мы уже излагали в статье «Учет лицензий как правое дело»// «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 93. Кратко повторим их суть. Во-первых, лицензия совершенно не вписывается в налоговый термин НМА (п. 1.2 Закона о налоге на прибыль), так как она не является объектом права собственности. Во-вторых, бухгалтерское определение НМА нам не подходит, так как есть свое — налоговое, а из п. 1.43 Закона о налоге на прибыль следует, что для налоговых целей надо пользоваться только налоговыми терминами. В-третьих, п.п. 5.4.7 Закона о налоге на прибыль, где говорится о валоворасходности любых лицензий, — это специальная норма, и она имеет больший вес относительно любой общей нормы, каковыми по отношению к этому подпункту являются пп. 5.3.2, 8.1.2.

Косвенным аргументом, подтверждающим наши выводы, может быть и тот факт, что в п.п. 5.4.7 нет оговорки, «кроме подлежащих амортизации», какая например, присутствует в других подпунктах, регулирующих учет расходов двойного назначения (см. абз. первый пп. 5.4.2, 5.4.5, 5.4.9, 5.4.10).

Конечно, не последнюю роль в борьбе за правое дело может сыграть п.п. 4.4.1 Закона № 2181, который при наличии конфликта интересов предписывает контролерам принимать сторону налогоплательщика.

Хотелось бы, конечно, обойтись без конфликтов, тем более в таких очевидных вопросах. Однако учитывая последние придумки ГНАУ, прогнозы неутешительны: не удивимся, если следующим письмом нам предложат в налоговом учете амортизировать литературу (стоимостью более 1000 грн.), невзирая на специальную норму — абз. второй п.п. 5.4.2!

Наталия Яновская

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше