Приобретение и эксплуатация. Как применяются нормы расхода ГСМ

Редакция НиБУ
Ответы на вопросы

Приобретение и эксплуатация

 

Как применяются нормы расхода ГСМ

 

Предприятие приобрело автомобиль Hyundai Sonata NF 2.4 auto. На автомобиле установлено оборудование «климат-контроль». Как списывать расходы на бензин, если этот автомобиль не учтен в Нормах № 43? Возможно ли в этом случае использовать нормы, указанные производителем в документации на автомобиль?

На предприятии есть и другие легковые автомобили, информация по которым приведена в Нормах № 43. Обязательно ли в таком случае применять этот документ или можно списывать бензин по фактическим расходам?

(г. Харьков)

 

Начнем ответ со

второй части вопроса относительно необходимости применения Норм № 43.

Мы считаем, что этот

документ применять необходимо. Ведь данные Нормы используются для планирования потребности в топливе и смазочных материалах, контроля за их расходами, а также с целью объективного отражения стоимости этих запасов в составе валовых расходов предприятия и формирования информации о затратах в бухгалтерском учете.

Очевидно, вопрос вызван положениями налогового законодательства, а именно

п.п. 5.4.10 Закона о налоге на прибыль, где сказано, что в валовые расходы включается 50 % стоимости ГСМ для легковых автомобилей и при этом налогоплательщик освобождается от обязанности доведения связи таких расходов с его хоздеятельностью.

Такая оговорка дает повод думать некоторым специалистам, что расходы на ГСМ для легковых авто можно включать в валовые в размере 50 %, невзирая на установленные нормы. Мы считаем, что эти нормы все-таки учитывать надо, ведь они подтверждают именно факт расходования бензина на перевозку. А вот цель (направленность) этой перевозки может быть любой.

Например, автомобиль везет администрацию в банк (хоздеятельность) и на корпоративный праздник (не хоздеятельность), при этом расходы на бензин (на хоз- и на нехозперевозку) не превышают установленных норм. Тогда бухгалтер включает в валовые расходы 50 % стоимости фактически израсходованного бензина, невзирая на цели поездок. Другая ситуация, если автомобиль везет администрацию в банк (хоздеятельность), при этом расходы на бензин превышают нормы. В этом случае на валовые расходы должно пойти 50 % стоимости израсходованного бензина, но в пределах норм

.

Теперь перейдем

к первой части вопроса.

Наиболее часто применяемой предприятиями нормой расхода ГСМ на автомобильном транспорте является

базовая линейная норма на пробег автомобиля (на 100 км) . Однако ввиду того, что автомобильный рынок постоянно пополняется новыми или модифицированными моделями транспортных средств, часто бывает, что нормы расхода топлива для таких моделей Нормами № 43 не предусмотрены. Это касается и норм для работы легкового автомобиля Hyundai Sonata NF 2.4 auto.

Для таких ситуаций

п.п. 2.1.5 Норм № 43 предусматривает возможность при помощи главного института Министерства транспорта Украины ГосавтотрансНИИпроект разработать временные индивидуальные базовые линейные нормы расхода топлива. ГосавтотрансНИИпроект разрабатывает базовые линейные нормы расхода ГСМ для каждого конкретного автомобиля. При этом учитываются специфика эксплуатации транспортного средства, информация предприятия о работе автомобиля в различных природно-климатических, дорожных и других условиях, нормы расхода топлива на транспортную работу и т. п.

В рассматриваемом случае следует руководствоваться указанным

подпунктом и заняться установлением и утверждением индивидуальных временных линейных норм для данного автомобиля. Нормы расхода ГСМ, установленные ГосавтотрансНИИпроект, органы налоговой службы принимают во внимание при проверке правомерности отнесения затрат на топливо к валовым расходам предприятия.

Имейте в виду, что в ГосавтотрансНИИпроект следует обращаться, если ваше авто оригинальной конструкции. Если же ваша машина

не имеет существенных конструктивных отличий (модель двигателя и конструкция трансмиссии):

1)

и не отличается от базовой модели (информация по которой включена в Нормы № 43) снаряженной массой и габаритными размерами, то применяется временная линейная норма расхода топлива в таком же размере, что и для базовой модели (п.п. 2.1.1 Норм № 43);

2) но

отличается от базовой модели снаряженной массой (установка фургонов, кунгов, дополнительного оборудования, бронирования и т. п.) и не является серийной, то временная линейная норма расхода топлива определяется по формуле (п.п. 2.1.2 Норм № 43):

H' = Hs + DGсп х Hg,

где

H' — временная линейная норма, л/100 км (м3/100 км);

Hs

— линейная норма для базового автомобиля, л/100 км (м3/100 км);

DGсп

— разница снаряженных масс, т;

Hg

— норма на одну тонну снаряженной массы, л/100 т·км (м3/100 км).

Следует сказать, что базовое значение норм расхода топлива может повышаться или понижаться, с учетом дорожных, климатических и других эксплуатационных факторов, путем применения к ним поправочных коэффициентов.

Так, например, согласно

пп. 3.1.4 и 3.1.13 Норм № 43 можно применять повышающие коэффициенты:

— при работе автотранспорта в условиях города с населением более 1,0 млн чел. — в размере до 15 %;

— при использовании кондиционера, установки «климат-контроль» — в зависимости от температуры окружающей среды — дифференцированно в размере до 10 %.

Одновременно могут применяться несколько коэффициентов. При этом согласно

п. 3.3 Норм № 43 общий (суммарный) коэффициент определяется как арифметическая сумма всех применяемых коэффициентов.

Однако еще раз напомним, такие коэффициенты применяются к

базовым линейным нормам, и пока они не будут определены, такие надбавки применять нельзя.

Что касается

норм расхода топлива, указанных в техдокументации, то ими пользоваться не стоит, так как они получены при испытаниях модели, а значит, не могут учитывать многих факторов, которые заложены в те же Нормы № 43.

Пример

. Для легкового автомобиля Hyundai Sonata NF 2.4 auto, используемого администрацией предприятия, разработаны и утверждены индивидуальные временные линейные нормы расхода топлива в размере 12,0 л/100 км. Повышающий коэффициент в связи с работой установки «климат-контроль» — 5 %, в связи с работой в условиях города с населением более 1,0 млн чел. — 8 %. С учетом повышающих коэффициентов норма расхода ГСМ условно равна 13,6 л/100 км. Водитель предоставил путевой лист, согласно которому пробег автомобиля за день равен 200 км. При этом фактический расход топлива за день составил 14,2 л/100 км (превышает нормативный на 0,6 л/100 км). Стоимость бензина А95 — 5,95 грн./л.

В налоговом и бухгалтерском учете предприятия данные операции отражаются следующими записями:

 

Учет сверхнормативного расходования ГСМ

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Сумма, грн.

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Дт

Кт

ВД

ВР

1

Отражена в составе административных расходов стоимость топлива, израсходованного в пределах установленных норм (13,6 л/100 км х 200 км х 5,95 грн. = 161,84 грн.)

161,84

92

203

80,92*

2

Отражена в составе административных расходов стоимость топлива, израсходованного сверх установленных норм ((14,2 л/100 км - 13,6 л/100 км) х 200 км х 5,95 грн. = 7,14 грн.)

7,14

92

203

* Заметим, что здесь мы не акцентируем внимание на дате увеличения валовых расходов, а показываем лишь порядок включения определенных сумм в валовые расходы. Согласно п.п. 5.4.10 Закона о налоге на прибыль затраты на ГСМ для легкового автомобиля учитываются в составе валовых расходов в размере 50 % этой суммы.

 

Наталья Белова, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше