Темы статей
Выбрать темы

Переоценка основных средств

Редакция НиБУ
Статья

Переоценка основных средств

 

Зачастую основные средства могут эксплуатироваться значительно дольше, чем это предполагалось при их вводе в эксплуатацию. Списывать их с баланса и приобретать новые не всегда экономически выгодно. О том, как правильно переоценить основные средства, поговорим в этой статье.

Николай ШПАКОВИЧ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор

»

 

Документы статьи

КУАП

Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

УКУ

Уголовный кодекс Украины от 05.04.2001 г. № 2341-III.

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции Закона от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон об оценке

— Закон Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине» от 12.07.2001 г. № 2658-III.

Постановление № 1075

— постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении Положения о порядке определения амортизации и отнесении амортизационных отчислений на затраты производства (оборота)» от 06.09.96 г. № 1075.

П(С)БУ 1

Положение (стандарт) бухгалтерского учета 1 «Общие требования к финансовой отчетности», утвержденное приказом Минфина от 31.03.99 г. № 87.

П(С)БУ 7

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина от 27.04.2000 г. № 92.

П(С)БУ 19

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 19 «Объединение предприятий», утвержденное приказом Минфина от 07.07.99 г. № 163.

Приказ № 352

приказ Министерства статистики Украины «Об утверждении типовых форм первичного учета» от 29.12.95 г. № 352.

Положение № 88

— Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88.

Методрекомендации № 561

— Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Министерства финансов Украины от 30.09.2003 г. № 561.

Классификатор № 507

— Государственный классификатор Украины ДК 013-97 «Классификация основных средств», утвержденный приказом Государственного комитета метрологии, стандартизации и сертификации от 19.08.97 г. № 507.

 

Общее правило, установленное в

п. 16 П(С)БУ 7 для переоценки основных средств, гласит: предприятие может переоценить объект основных средств, если остаточная стоимость такого объекта (разница между первоначальной (переоцененной) стоимостью основных средств и суммой их износа) существенно отличается от его справедливой стоимости на дату баланса.

То есть переоценка основных средств возможна, если выполняется указанное выше условие, но

это право предприятия, а не обязанность.

О необходимости воспользоваться этим правом можно говорить только с позиции соблюдения принципа осмотрительности, предусмотренного

п. 18 П(С)БУ 1, и только в контексте предотвращения завышения стоимости имеющихся активов (в том числе основных средств), т. е. в плане необходимости своевременного проведения уценки основных средств.

Таким образом, можно утверждать, что дооценка основных средств — дело абсолютно добровольное и решение о необходимости ее проведения должно приниматься руководством предприятия самостоятельно.

 

Срок эксплуатации объекта основных средств

Если объект основных средств имеет 100 % износ, это означает, что срок его эксплуатации, установленный при вводе в эксплуатацию, истек. Тот факт, что эксплуатацию такого объекта планируется продолжить, означает, что при первоначальном установлении срока эксплуатации не были учтены какие-то обстоятельства или такие обстоятельства, влияющие на срок использования, возникли уже во время его эксплуатации, следовательно, такой срок нуждается в пересмотре.

Сам по себе 100 % износ объекта основных средств не является основанием для списания такого объекта с баланса. Это можно сделать только в том случае, если данный объект больше не соответствует критериям признания актива: во-первых, это невозможность получения экономических выгод от его использования, во-вторых, это невозможность его достоверной оценки.

Для решения подобных вопросов

п. 41 Методрекомендаций № 561 предлагает создать на предприятии постоянно действующую комиссию. На основании документально оформленного заключения комиссии может быть принято решение о списании объекта основных средств либо о продлении срока эксплуатации такого объекта.

При продлении (пересмотре) срока полезного использования, так же как при первоначальном установлении срока эксплуатации согласно

п. 24 П(С)БУ 7, необходимо учитывать ожидаемое использование объекта с учетом его мощности или продуктивности, ожидаемый физический и моральный износ, правовые и другие ограничения, касающиеся срока его эксплуатации.

Ошибочное определение срока эксплуатации приведет к искажению его остаточной стоимости и финансовых результатов предприятия вследствие завышения (занижения) себестоимости произведенной продукции (за счет искаженных значений амортизационных отчислений).

 

Справедливая стоимость и порог существенности

П(С)БУ 7

не содержит правил определения справедливой стоимости основных средств. Если исходить из определения справедливой стоимости, которое содержится в п. 4 П(С)БУ 19, то в качестве такой стоимости можно рассматривать сумму, за которую может быть осуществлен обмен актива, либо оплаты обязательства в результате операции между осведомленными, заинтересованными и независимыми сторонами, т. е. рыночную стоимость.

Однако в соответствии с действующим законодательством компетенция оценки справедливой (рыночной) стоимости основных средств принадлежит профессиональным оценщикам, которые действуют в соответствии с

Законом об оценке. Так, согласно ст. 7 указанного Закона оценка имущества является обязательной в случае переоценки основных средств для целей бухгалтерского учета.

О том, что для проведения переоценки стоимости основных средств предприятие должно прибегнуть к помощи профессиональных оценщиков, заявлял Госкомпредпринимательства (см. 

письма от 13.10.2005 г. № 8950 и от 10.11.2005 г. № 9911). Кроме того, в указанных письмах Госкомпредпринимательства заострил внимание на том, что результаты оценки основных средств, произведенной с нарушениями указанных требований, признаются недействительными и подлежат обязательной отмене (ст. 8 Закона об оценке).

Таким образом, для проведения переоценки определенного объекта основных средств, сначала необходимо провести оценку его справедливой стоимости независимым оценщиком. Безусловно, такую услугу бесплатно никто предоставлять не будет.

Итак, имея данные о справедливой стоимости, нужно определить, существенно ли она отличается от остаточной стоимости для проведения переоценки. В

п. 34 Методрекомендаций № 561 рекомендовано в качестве порога существенности для проведения переоценки объектов основных средств принимать величину, равную 1 проценту чистой прибыли (убытка) предприятия, или величину, равную 10-процентному отклонению остаточной стоимости объекта основных средств от их справедливой стоимости. Выбор конкретного показателя осуществляется предприятием в приказе об учетной политике.

Лишь в том случае, если окажется, что остаточная стоимость отличается от справедливой стоимости

существенно , т. е. более чем на 10 процентов справедливой стоимости, либо более чем на 1 процент чистой прибыли (убытка) предприятия, может быть принято решение о переоценке.

 

Чем грозит самостоятельная переоценка

Безусловно, предприятие либо по незнанию, либо с целью экономии собственных средств может провести переоценку основных средств без профессионального оценщика. За такое нарушение прямая ответственность не предусмотрена.

Однако, как уже было упомянуто выше,

ст. 8 Закона об оценке предусматривает, что оценка имущества (в случаях, когда ее проведение является обязательным), выполненная субъектами, не являющимися оценщиками, признается недействительной.

Следовательно, отражение в учете предприятия результатов самостоятельной оценки приводит к искажению показателей бухгалтерского учета. А за такое нарушение согласно

ст. 1642 КУАП предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 8 до 15 необлагаемых минимумов доходов граждан (136 — 255 грн.). Правда, принять постановление по таким административным нарушениям могут только органы КРУ, сотрудники которого имеют право проверять далеко не все предприятия.

Но для некоторых предприятий самостоятельная переоценка (прежде всего дооценка) может привести и к более существенным последствиям, нежели «бухучетный админштраф».

Прежде всего, это касается

предприятий, соприкасающихся с госрегулированием цен, которое связано с ограничением рентабельности на реализуемые товары (работы, услуги). При калькулировании себестоимости производимых товаров (работ, услуг) предприятие использует бухгалтерские данные. Во многих случаях (особенно когда речь идет о средствоемких производствах) доля бухгалтерской амортизации в себестоимости бывает достаточно велика. Поэтому проведение дооценки основных средств может оказать существенное влияние на себестоимость (поскольку амортизироваться будет переоцененная стоимость), следовательно, может сильно исказить предельную цену (тариф), исчисляемую на основании данных о себестоимости.

Если фактические цены «вылезли» за рамки предельных величин, рассчитанных исходя из калькуляций без учета дооценки, то налицо нарушение порядка формирования цен. Об ответственности за нарушение государственной дисциплины цен см. в

статье «Законодательство о ценах» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 50.

Совсем печальные последствия могут иметь место, если в случае неправильного калькулирования цен

предприятие получило (или пыталось получить) бюджетные средства — субвенции (дотации), направленные на покрытие потерь от госрегулирования цен. В таком случае (при наличии умысла) речь может идти о мошенничестве с финансовыми ресурсами (ст. 222 УКУ).

Не меньше проблем после самостоятельной дооценки основных средств может возникнуть

у предприятий с государственной или коммунальной долей собственности, у которых данные о бухгалтерской прибыли влияют на сумму госдивидендов (дивидендов).

Таким образом, занизив бухгалтерскую прибыль (что как раз и может случиться после дооценки основных средств, проведенной без учета требований законодательства), такое предприятие рискует занизить и сумму госдивидендов, которые являются частью налога на прибыль, со всеми вытекающими последствиями.

Не исключены случаи, когда те или иные проблемы в связи с незаконной оценкой могут возникнуть между участниками сделки.

Например,

кредитный договор может быть признан недействительным (как совершенный вследствие обмана) в связи с предоставлением в банк заемщиком несоответствующих действительности сведений о его имущественном положении (в частности, документы, в которых завышена стоимость активов в результате самостоятельного проведения переоценки основных средств).

Кроме того, рассматривая такой спор, хозяйственный суд должен будет направить уведомление об этих фактах органам внутренних дел и в прокуратуру. При наличии указанных обстоятельств (и умысла) должностные лица заемщика могут быть привлечены даже к уголовной ответственности (

ст. 222 УКУ).

Не исключены

споры между обществом и выходящим (вышедшим) из его состава участником, поскольку проведение переоценки основных средств прямо влияет на размер выплачиваемой бывшему участнику части в имуществе предприятия.

С учетом изложенного выше мы бы не рекомендовали самостоятельно проводить переоценку основных средств.

 

Порядок проведения переоценки

Если остаточная стоимость объекта основных средств, подлежащего переоценке, не равна нулю, то переоценка проводится в порядке, предусмотренном

абзацем первым п. 17 П(С)БУ 7.

Сначала необходимо определить индекс переоценки, который можно вычислить, разделив справедливую стоимость переоцениваемого объекта на его остаточную стоимость.

Затем для определения переоцененных значений первоначальной стоимости и износа необходимо умножить их первоначальные значения на коэффициент переоценки.

Суммы дооценки определяются как разница переоцененных и первоначальных значений.

Для наглядности рассмотрим условный пример расчета переоценки.

Пример 1.

Первоначальная стоимость токарного станка составляет 10000 грн., его износ составляет 8000 грн., а справедливая стоимость, установленная независимым оценщиком, составляет 5000 грн. Рассчитаем суммы дооценки такого объекта.

Остаточная стоимость равняется 2000 грн. (10000 грн. - 8000 грн.).

Коэффициент переоценки будет составлять 2,5 (5000 грн. : 2000 грн.).

Для определения переоцененных значений первоначальной стоимости и износа умножим их первоначальные значения на коэффициент переоценки, в результате переоцененная первоначальная стоимость составит 25000 грн. (10000 грн. х 2,5), а переоцененный износ — 20000 грн. (8000 грн. х 2,5).

Таким образом, остаточная стоимость объекта основных средств после переоценки (разница между переоцененным значением первоначальной стоимости и переоцененной суммой износа) составит 5000 грн. (25000 грн. - 20000 грн.).

Сумма дооценки первоначальной стоимости составляет 15000 грн. (25000 грн. - 10000 грн.), сумма дооценки износа составляет 12000 грн. (20000 грн. - 8000 грн.), а сумма дооценки остаточной стоимости составляет 3000 грн. (5000 грн.- 2000 грн.).

Если строго следовать алгоритму определения переоцененной остаточной стоимости объекта основных средств с нулевой остаточной стоимостью, изложенному во

втором абзаце п. 17 П(С)БУ 7, то получаем несколько странный результат.

Итак, указанный алгоритм предусматривает: если остаточная стоимость объекта основных средств равна нулю, то его переоцененная

остаточная стоимость определяется путем сложения его справедливой стоимости и его первоначальной (переоцененной) стоимости. Сумма износа такого объекта не изменяется.

Следовательно, после переоценки остаточная стоимость получится равной сумме справедливой стоимости и начисленного износа!

То есть полученная таким путем величина остаточной стоимости отличается от справедливой стоимости очень существенно (на сумму износа). Хоть бери и тут же еще раз ее переоценивай, поскольку для этого есть все основания.

Поэтому, на наш взгляд, во

втором абзаце п. 17 П(С)БУ 7 допущена ошибка и вместо фразы «переоцененная остаточная стоимость» необходимо понимать «переоцененная первоначальная стоимость».

Тогда все становится на свои места: первоначальная стоимость будет равна сумме справедливой стоимости и начисленного износа, а остаточная стоимость будет соответствовать справедливой стоимости.

Приведем условный пример переоценки полностью амортизированного объекта.

Пример 2.

Первоначальная стоимость фрезерного станка составляет 9000 грн., его износ составляет 9000 грн., а справедливая стоимость, установленная независимым оценщиком, составляет 4000 грн. Рассчитаем суммы дооценки такого объекта.

Остаточная стоимость до переоценки равна нулю, следовательно, переоцененное значение первоначальной стоимости находим путем сложения первоначальной стоимости (9000 грн.) и справедливой стоимости (4000 грн.). В результате получим сумму 13000 грн. (9000 + 4000).

Сумма износа не изменяется.

Таким образом, остаточная стоимость объекта основных средств после переоценки (разница между переоцененным значением первоначальной стоимости и суммой износа) составит 4000 грн. (13000 грн. - 9000 грн.).

Сумма дооценки первоначальной стоимости составляет 4000 грн. (13000 грн. - 9000 грн.), а сумма дооценки остаточной стоимости составляет 4000 грн. (4000 грн. - 0 грн.).

В случае дальнейшего использования таких переоцененных объектов

п. 17 П(С)БУ 7 предусматривает обязательное установление их ликвидационной стоимости — ожидаемой суммы выручки от реализации после окончания срока полезного использования, за вычетом расходов, связанных с продажей (ликвидацией).

 

Документальное оформление

Если решение о проведении переоценки принято (издан соответствующий приказ руководителя), предприятие привлекает профессионального оценщика, для составления соответствующего акта оценки, в котором указана справедливая стоимость оцениваемого объекта. На основании такого акта необходимо провести описанные выше расчеты и составить соответствующие первичные документы.

Каких-либо нормативно установленных форм первичных документов для этого не предусмотрено, поэтому предприятие может самостоятельно разработать форму такого документа.

На наш взгляд, удобнее всего составить ведомость переоценки, в которой наряду с обязательными реквизитами первичных документов, предусмотренных

п. 2.4 Положения № 88, необходимо указать общие данные о переоцениваемых объектах и все показатели, задействованные в переоценке.

Приведем образец такой ведомости, заполненный на основании данных рассмотренных выше примеров.

 

Таблица 1

Фрагмент Ведомости переоценки стоимости основных средств

№ п/п

Инвентарный №

Наименование

До переоценки

Справедливая стоимость, грн.

Коэффициент переоценки

После переоценки

Сумма дооценки остаточной стоимости, грн.

Сумма дооценки износа

первоначальная стоимость, грн.

износ, грн.

остаточная стоимость, грн.

первоначальная стоимость, грн.

износ, грн.

остаточная стоимость, грн.

1

999

Станок токарный

10000

8000

2000

5000

2,5

25000

20000

5000

3000

12000

2

888

Станок фрезерный

9000

9000

0

4000

13000

9000

4000

4000

 

Такую ведомость должен подписать бухгалтер (главный бухгалтер), ее составивший, и утвердить руководитель предприятия.

Согласно

п. 18 П(С)БУ 7 результаты переоценки также необходимо отразить в регистрах аналитического учета основных средств: инвентарных карточках учета основных средств, книгах учета основных средств, Ведомости учета необоротных активов и износа.

 

Какие объекты подлежат одновременной переоценке

Пункт 16 П(С)БУ 7

предусматривает: если принято решение о переоценке стоимости одного объекта, то на ту же дату проводится переоценка всех объектов группы основных средств, к которой относится этот объект.

В данном случае, на наш взгляд, речь идет не о группе основных средств, которые учитываются на одном субсчете счета 10 «Основные средства», а о совокупности однотипных по техническим характеристикам, назначению и условиям использования необоротных материальных активов. То есть о группе, которая соответствует определению, приведенному в

п. 4 П(С)БУ 7.

По этому поводу Минфин в

письме от 25.03.2005 г. № 31-04200-20-10/4805 разъяснил, что при определении группы, к которой относится объект, подлежащий переоценке, с целью переоценки классификация по классам или типам основных фондов (средств) осуществляется в соответствии с Классификатором № 507.

Хотя Госкомстат в

письме от 03.12.2007 г. № 03/7-8/872 сделал вывод о том, что оснований для практического применения Классификатора № 507 нет, в связи с отменой постановления № 1075, на котором он был основан, на наш взгляд, принцип определения группы основных фондов, подлежащих одновременной переоценке, предложенный Минфином, применять можно.

Например, если на субсчете 105 «Транспортные средства» учитываются одновременно легковые и грузовые автомобили, то одновременно переоценивать такие разные по техническим характеристикам и назначению подгруппы основных средств нет необходимости. Если подлежит переоценке один

легковой автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, объем цилиндров которого составляет 1600 см куб., то можно утверждать, что переоценке подлежат только легковые автомобили с двигателем внутреннего сгорания, объем цилиндров которых составляет от 1500 до 2000 см куб. (код КОФ 210103), а не все автомобили, имеющиеся на балансе.

Что касается коэффициента переоценки, то применять рассчитанный по одному объекту коэффициент ко всем остальным объектам такой группы нельзя, поскольку при этом может оказаться, что переоцененная остаточная стоимость некоторых объектов далека от их справедливой стоимости. Да и проверить это без определения справедливой стоимости каждого объекта основных средств данной группы путем проведения экспертной оценки в принципе невозможно.

Для каждого объекта основных средств, входящих в переоцениваемую группу, необходимо определить его справедливую стоимость, т. е. провести независимую оценку каждого объекта, и только в том случае, если есть упомянутые выше основания для переоценки, можно определять соответствующий «индивидуальный» коэффициент и проводить переоценку.

Исходя из требований все того же

п. 16 П(С)БУ 7 переоценка основных средств группы, которая уже была переоценена, впоследствии должна проводиться с такой регулярностью, чтобы их остаточная стоимость на дату баланса существенно не отличалась от справедливой стоимости.

Определение отчетного периода, приведенное в

ст. 13 Закона о бухгалтерском учете и, соответственно, в п. 12 П(С)БУ 1, позволяет утверждать, что датой баланса, на которую имеется ссылка в п. 16 П(С)БУ 7, является дата годового баланса — 31 декабря отчетного года.

То есть, во-первых, переоценка должна проводиться по состоянию на 31 декабря отчетного года; во-вторых, однажды переоценив основные средства определенной группы, предприятие уже

обязано регулярно (ежегодно) следить за тем, чтобы остаточная стоимость таких объектов существенно не отличалась от справедливой стоимости.

 

Отражение в учете операций, связанных с дооценкой

Результаты

первой переоценки объекта основных средств отражаются согласно п. 19 П(С)БУ 7, который предусматривает, что сумма дооценки остаточной стоимости включается в состав дополнительного капитала, а сумма уценки — в состав затрат.

Сумма дооценки остаточной стоимости (разница между суммой дооценки первоначальной стоимости и суммой дооценки износа) зачисляется на увеличение дополнительного капитала на субсчете 423 (Дт 10 — Кт 423). При этом на сумму дооценки износа необходимо увеличить первоначальную (переоцененную) стоимость и начисленный износ объекта основных средств (Дт 10 — Кт 131).

Сумма уценки остаточной стоимости (разница между суммой уценки первоначальной стоимости и суммой уценки износа) включается в состав затрат на субсчете 975 (Дт 975 — Кт 10). При этом сумма уценки износа отражается уменьшением первоначальной (переоцененной) стоимости и начисленного износа объекта основных средств (Дт 131 — Кт 10).

Порядок отражения в учете результатов

последующих переоценок объекта основных средств согласно п. 20 П(С)БУ 7 зависит от результатов предыдущих уценок остаточной стоимости и потерь от уменьшения его полезности, а также результатов предыдущих дооценок остаточной стоимости такого объекта и выгод от возобновления его полезности, проведенных с даты зачисления на баланс.

Так, если на дату очередной (последней)

дооценки суммы предыдущих уценок превышают суммы предыдущих дооценок, сумма очередной (последней) дооценки, но не более указанного превышения, включается в состав прочих доходов отчетного периода (субсчет 746), а разница (если сумма очередной (последней) дооценки больше указанного превышения) увеличивает прочий дополнительный капитал.

Если на дату проведения очередной (последней)

уценки суммы предыдущих дооценок объекта основных средств превышают суммы предыдущих уценок остаточной стоимости такого объекта, то сумма очередной уценки, но не более указанного превышения, направляется на уменьшение прочего дополнительного капитала, а разница (если сумма очередной уценки превышает указанное превышение) включается в состав расходов отчетного периода.

Для наглядности продемонстрируем отражение в бухгалтерском учете результатов дооценки объекта основных средств сначала по условиям рассмотренного выше примера 1, а затем предположим, что данная переоценка уже не первая — разница между результатами предыдущих уценок и дооценок составляет 1000 грн. Результаты представим в виде таблицы:

 

Таблица 2

Отражение операций по переоценке основных средств

№ п/п

Содержание операции

Сумма, грн.

Корреспонденция счетов

дебет

кредит

1

2

3

4

5

Первая дооценка объекта основных средств

1

На сумму дооценки износа

12000

104

131

2

На сумму дооценки остаточной стоимости

3000

104

423

Дооценка объекта основных средств, который ранее был уценен на сумму 1000 грн.

1

На сумму дооценки износа

12000

104

131

2

На сумму дооценки остаточной стоимости в пределах предыдущих уценок, которые были включены в состав затрат

1000

104

746

3

На сумму превышения дооценки остаточной стоимости над суммой предыдущих уценок, которые были включены в состав затрат (3000 грн. - 1000 грн. = 2000 грн.)

2000

104

423

4

Отражен финансовый результат от переоценки

1000

746

793

 

Амортизация после дооценки

Уже в январе следующего после переоценки года сумму амортизационных отчислений по переоцененному объекту необходимо рассчитывать исходя из новой (переоцененной) остаточной стоимости и вновь установленного (если он пересматривался) срока полезного использования такого объекта.

Такой вывод следует из

п. 4 П(С)БУ 7, который предусматривает, что стоимость, подлежащая амортизации — первоначальная или переоцененная стоимость необоротных активов за вычетом их ликвидационной стоимости.

Так, если переоцененный в рассмотренном выше примере 1 объект основных средств предполагается использовать в течение 4 лет, а ликвидационная стоимость составляет 200 грн., то стоимость, подлежащая амортизации, составит 4800 грн. (5000 грн. - 200 грн.).

Ежемесячная сумма амортизации в случае применения линейного метода ее начисления составит 100 грн. (4800 грн. : (4 х 12)).

При этом уместно будет вспомнить, что

п. 21 П(С)БУ 7 предусматривает: «Превышение сумм предыдущих дооценок объекта основных средств над суммой предыдущих уценок остаточной стоимости этого объекта может ежемесячно (ежеквартально, раз в год) в сумме, пропорциональной начисленной амортизации, включаться в состав нераспределенной прибыли с одновременным уменьшением дополнительного капитала».

В данном случае предприятию предлагается постепенно списывать дополнительный капитал, возникший в результате переоценки, на нераспределенную прибыль. Но это право предприятия и о намерении воспользоваться таким правом желательно указать в приказе об учетной политике предприятия.

Для определения суммы дополнительного капитала, которую можно ежемесячно списывать в состав нераспределенной прибыли, необходимо сумму дооценки остаточной стоимости умножить на долю амортизации в остаточной стоимости объекта, подлежащей амортизации.

В рассматриваемом примере такая сумма списываемого капитала составит 62,50 грн. (3000 грн. х х (100 грн. : 4800 грн.)).

Следует обратить внимание, что

база начисления амортизации в налоговом учете — балансовая стоимость соответствующей группы основных средств, не меняется в связи с проведением переоценки.

Закон о налоге на прибыль

предусматривает два основания для увеличения балансовой стоимости отдельного объекта групп 1 или балансовой стоимости групп 2, 3 и 4 (кроме увеличения за счет приобретения новых основных средств).

Во-первых, такое увеличение стоимости возможно в случае проведения улучшения (ремонта) основных фондов (

п.п. 8.7.1 Закона о налоге на прибыль).

Во-вторых,

п.п. 8.3.3 Закона о налоге на прибыль предусматривает, что плательщик имеет право применить ежегодную индексацию балансовой стоимости групп основных фондов, которая может проводиться в случае, если индекс инфляции за год превысит 110 %. Подробнее об увеличении балансовой стоимости основных фондов в налоговом учете см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 20.

 

Ликвидация (продажа) переоцененного объекта ОC

При отражении в бухгалтерском учете операций, связанных с выбытием ранее переоцененного объекта основных средств, необходимо превышение суммы дооценки над предыдущими уценками остаточной стоимости такого объекта включить в состав нераспределенной прибыли с одновременным уменьшением дополнительного капитала (Дт 423 — Кт 441 на сумму превышения).

Если же предприятие воспользуется предусмотренной

п. 21 П(С)БУ 7 возможностью ежемесячно (ежеквартально или раз в год) списывать часть дополнительного капитала, образовавшегося в результате дооценки, в счет нераспределенной прибыли, о чем мы говорили в предыдущем разделе, то при выбытии объекта основных средств в состав нераспределенной прибыли списывается остаток такой дооценки. Вопросы отражения в бухгалтерском и налоговом учете операций, связанных с ликвидацией основных средств, детальнее рассмотрены в тематическом номере «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 50.

Исходя из изложенного можно сделать вывод, что дооценка полностью амортизированных основных средств в принципе возможна, проводить ее необходимо на дату баланса (31 декабря отчетного года), но ее проведение связано с необходимостью понести дополнительные затраты в виде оплаты услуг профессиональных оценщиков. Предприятие самостоятельно в каждой конкретной ситуации должно определить, пользоваться предоставленным ему правом переоценки или нет, такая дооценка основных средств на налоговый учет не влияет.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше