Темы статей
Выбрать темы

Актуальные вопросы по тендерным закупкам

Редакция НиБУ
Статья

Актуальные вопросы по тендерным закупкам

 

Законодательство в сфере государственных закупок претерпевает постоянные изменения. В результате как у заказчиков, так и у участников тендерных закупок постоянно возникают различные вопросы. В данном материале мы представим вам аргументированные ответы на некоторые из них.

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Тендерный комитет

 

В 2009 году председатель, заместитель председателя и секретарь тендерного комитета не проходили обучение по вопросам организации и проведения тендерных закупок. Считается ли это нарушением? В каких учебных заведениях можно пройти такое обучение?

 

В соответствии с

абз. шестым п. 18 Положения о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства, утвержденного постановлением КМУ от 17.10.2008 г. № 921 (далее — Положение № 921), председатель тендерного комитета, его заместитель и секретарь тендерного комитета должны проходить обучение (повышать квалификацию) в сфере закупок, в подтверждение чего им выдается соответствующий документ. Порядок прохождения такого обучения (повышения квалификации) должен быть утвержден уполномоченным органом — Министерством экономики Украины.

Однако на сегодняшний день уполномоченным органом не утверждены* нормативные документы, регулирующие вопросы прохождения обучения или повышения квалификации специалистов по вопросам организации и осуществления процедур закупок (повторного обучения или повышения квалификации). Кстати, в

п. 2.4 Методических рекомендаций по проведению органами государственной контрольно-ревизионной службы проверок государственных закупок, утвержденных приказом ГлавКРУ от 05.06.2009 г. № 137, содержится аналогичный вывод.

* Проект такого документа разработан Министерством экономики — речь идет о приказе от 21.08.2009 г. № 928 «Об организации обучения и повышения квалификации специалистов в сфере осуществления государственных закупок». Пока данный документ в Минюсте не зарегистрирован.

В связи с этим можно говорить о том, что нарушение требований

абз. шестого п. 18 Положения № 921 до того момента, пока Минэкономики не принят соответствующий документ, не является основанием для привлечения должностных лиц заказчиков к административной ответственности в соответствии со ст. 16414 КУоАП.

Поэтому пока заказчики имеют право самостоятельно решать вопрос о необходимости прохождения такого обучения или повышения квалификации специалистов по вопросам организации и проведения процедур закупок.

Кстати, на сайте Минэкономики (http://www.me.gov.ua) приведен перечень учебных заведений и учебных центров, которым Минэкономики утверждены учебные программы по вопросам подготовки специалистов в сфере осуществления государственных закупок и повышения их квалификации. В этот список включены:

1. Черкасский областной институт последипломного образования педагогических работников (Черкассы).

2. Днепропетровский региональный институт государственного управления (г. Днепропетровск).

3. Международная академия финансов и инвестиций (г. Киев).

4. Украинский государственный университет финансов и международной торговли (г. Киев).

5. Учебный центр по государственным закупкам Государственного хозрасчетного издательско-полиграфического предприятия «Внешторгиздат Украины» (г. Киев).

6. Научно-учебный центр «АРС-ЛТД» (г. Киев).

7. Высшее учебное заведение «Киевский межотраслевой институт повышения квалификации» (г. Киев).

8. Институт экономических исследований (г. Киев).

Ориентируясь на перечень таких учебных центров и учебных заведений, заказчики могут направить председателя, заместителя председателя и секретаря тендерного комитета для прохождения обучения или повышения квалификации в сфере госзакупок.

 

Как правильно определить функции членов тендерного комитета? Какие документы для этого необходимо оформить?

 

Вопросы создания и функционирования тендерного комитета определены в

п. 18 Положения № 921 и Типовом положении о тендерном комитете, утвержденном приказом Министерства экономики Украины от 20.05.2009 г. № 470 (далее — Типовое положение).

Председатель тендерного комитета назначает своего (своих) заместителя (заместителей), ответственного секретаря, а также определяет функции каждого члена тендерного комитета.

Создание тендерного комитета оформляется в виде

распорядительного документа руководителя организации-заказчика (приказа, решения, распоряжения), в котором обязательно указываются:

— статус тендерного комитета (постоянный или временный);

— председатель тендерного комитета;

— члены тендерного комитета.

При этом если к работе тендерных комитетов на договорных началах привлекаются независимые квалифицированные (технические) эксперты и консультанты, то они

не включаются в состав тендерного комитета.

Как правило, этим же распорядительным документом утверждается

Положение о тендерном комитете, в котором определяются функции, права и обязанности тендерного комитета, его председателя, секретаря и членов. При разработке этого документа заказчикам следует руководствоваться Типовым положением.

Как предусмотрено

п. 3 Типового положения, решения председателя тендерного комитета о назначении заместителя (заместителей) председателя и ответственного секретаря тендерного комитета, определении функций каждого члена тендерного комитета отражаются в протоколе заседания тендерного комитета.

Таким образом, функции членов тендерного комитета необходимо указать не только в Положении о тендерном комитете, но и в протоколе заседания тендерного комитета.

 

Как правильно определить начало и окончание процедуры закупок?

 

Для каждой из процедур закупок, перечисленных в

п. 19 Положения № 921, предусмотрены особые правила определения даты начала и окончания той или иной процедуры. Представим в таблице эти особенности.

 

Виды процедур закупок

Дата начала процедуры закупки

Дата окончания процедуры закупки

Открытые торги

Дата опубликования объявления о закупке в информационном бюллетене «Вестник государственных закупок»

Дата отправления отчета о результатах проведения процедуры закупки

Торги с ограниченным участием

Дата отправления приглашения к участию в торгах

Двухступенчатые торги

Дата опубликования объявления о закупке в информационном бюллетене «Вестник государственных закупок»

Закупка у одного участника

Дата получения письма-согласования Министерства экономики о применении процедуры закупки у одного участника

Запрос ценовых предложений (котировок)

Дата отправления запроса по ценовым предложениям (котировкам)

 

Как определить предмет закупки

 

Учреждение планирует в следующем году выполнить текущий ремонт в нескольких помещениях. По каждому помещению стоимость ремонта не будет превышать 100 тыс. грн. Обязательно ли такие объекты объединять в один предмет закупки?

 

При закупке услуг по текущему ремонту предмет закупки определяется на основании

Правил определения стоимости строительства ДБН Д.1.1-1-2000, утвержденных приказом Госкомитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины от 27.08.2000 г. № 174.

Согласно

ДБН Д.1.1-1-2000 объектом строительства является каждое обособленное здание, производственный корпус или цех, склад, жилой дом и т. д. со всеми приспособлениями, оборудованием, мебелью, инвентарем, подсобными и вспомогательными приспособлениями, являющимися неотъемлемыми от него, а также, при необходимости, инженерными сетями, которые к нему прилегают.

Таким образом, в случае, когда все виды ремонтных работ принадлежат одному объекту в определении

ДБН Д.1.1-1-2000, текущий ремонт таких помещений считается одним предметом закупки и требует применения одной из процедур, предусмотренных п. 19 Положения № 921. Дробление в данном случае предмета закупки приведет к нарушению действующего законодательства в сфере государственных закупок.

В ситуации, когда в годовой смете предусматриваются бюджетные назначения на текущие ремонты в нескольких зданиях, которые размещены в одном комплексе (по одному адресу), при планировании закупок нужно объединять потребность в таких услугах. В этом случае целесообразно в рамках одной процедуры закупок определить несколько частей закупок (лотов). Под

частью предмета закупки (лот) понимается определенная заказчиком (по объему, номенклатуре или месту поставки товара (выполнения работ, предоставления услуг) часть товаров, работ или услуг, на которую в рамках единой процедуры закупки участникам разрешается подавать тендерные предложения или предложения, внесенные на переговорах при применении процедуры закупки у одного участника.

 

Закупка услуг аренды

 

Государственное высшее учебное заведение арендует 2 этажа нежилого помещения. Действие договора аренды заканчивается 31.12.2009 г. Арендная плата в 2010 году будет превышать 100 тыс. грн. Имеем ли мы право провести закупку услуг по аренде без согласования с Министерством экономики?

 

Действительно, закупка бюджетными учреждениями, в том числе органами государственной власти, услуг по аренде нежилых помещений для их размещения осуществляется по

процедуре закупки у одного участника без согласования с Минэкономики.

Поэтому если учебное заведение содержится за счет средств соответствующего бюджета, т. е. является бюджетным учреждением, то оно может руководствоваться указанным пунктом. Напомним, что данной нормой бюджетные учреждения могут руководствоваться при закупке услуг аренды нежилых помещений начиная с 28.08.2009 г. в соответствии с

постановлением КМУ «Об особенностях закупки услуг по аренде нежилых помещений» от 19.08.2009 г. № 875.

При проведении этой процедуры заказчик заключает договор закупки с участником после проведения переговоров с ним. Однако в отличие от общего порядка, при закупке услуг аренды недвижимого имущества заказчику не нужно согласовывать проведение этой процедуры закупки с Минэкономики.

При этом согласно

п. 6 Положения № 921 при применении этой процедуры без согласования с Минэкономики закупка услуг аренды будет осуществляться на базе цены, зарегистрированной на дату заключения договора о закупке.

Следует также учесть, что бюджетные учреждения, в том числе органы государственной власти, на протяжении

трех рабочих дней после заключения таких договоров должны направить в Минэкономики и ГлавКРУ копии заключенных договоров.

 

Подтверждение квалификационным требованиям

 

Во исполнение требований п. 241 Положения № 921 с целью подтверждения статуса отечественного производителя участник процедуры закупки в составе своего тендерного предложения представляет справочную информацию о том, что он действительно является производителем товара (информация предоставлена на фирменном бланке). Достаточно ли этого документа для подтверждения статуса производителя товара? Можно ли считать такой документ «другим документом, подтверждающим, что участник производит товар, который является предметом закупки»?

 

В соответствии с

п. 241 Положения № 921 с целью подтверждения статуса отечественного производителя участник подает заказчику в случае закупки товаров свидетельство о присвоении товару штрихового кода GS1, или сертификат продукции собственного производства, или другой документ, подтверждающий, что участник производит товар, который является предметом закупки.

Сразу хотим заметить, что такой перечень подтверждающих документов

не является исчерпывающим. На этот момент обращало внимание и Министерство экономики Украины в своем разъяснении от 05.08.2009 г. № 3303-27/696 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 66).

И поэтому участник имеет право предоставить, кроме документов, перечисленных в

п. 241 Положения № 921, также другой документ, подтверждающий тот факт, что он является производителем таких товаров. Что же это за «другие документы», уполномоченный орган скромно умолчал, оставив решение этого вопроса на усмотрение участников и заказчиков тендерных процедур.

Для того чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к

п. 38 Положения № 921, в котором определены требования к содержанию тендерной документации.

В частности,

тендерная документация должна содержать информацию о необходимости документального подтверждения соответствия участников установленным квалификационным требованиям. И предоставление такой информации для участника является не правом, а обязанностью. Ведь заказчику Положением № 921 предоставлено право требовать от участника предоставления информации, подтверждающей соответствие такого участника квалификационным требованиям.

Поэтому, если в тендерной документации содержалось требование о представлении в составе тендерного предложения того или иного документа (и указывалось его название), а кто-либо из участников не представил такой документ, это является нарушением условий тендерной документации. Например, если тендерная документация содержала требование о представлении свидетельства о присвоении товару штрихового кода GS1, то в составе тендерного предложения участник должен предоставить именно этот документ.

В случае если участник нарушил данное требование, то заказчик имеет право отклонить такое тендерное предложение на основании

п. 61 Положения № 921.

 

О составлении отчета по результатам торгов

 

Для применения процедуры закупки у одного участника мы направили соответствующие документы в Министерство экономики. Однако получили письмо-отказ о применении этой процедуры закупки. Нужно ли в таком случае составлять отчет по результатам процедуры закупки у одного участника и отражать такую информацию в статистической отчетности форме № 1-торги (тендеры)?

Согласно

п. 83 Положения № 921 процедура закупки у одного участника применяется заказчиком после согласования уполномоченным органом в установленном порядке.

Для согласования применения процедуры закупки у одного участника заказчик подает документы в Минэкономики, перечень которых приведен в

п. 2.2. Порядка согласования применения процедуры торгов с ограниченным участием и процедуры закупки у одного участника, утвержденного приказом Министерства экономики Украины от 30.01.2009 г. № 64.

В случае если Минэкономики принимает решение об отказе в согласовании применения процедуры закупки* путем оформления письма-отказа, то можно говорить о том, что такая процедура закупки так и не началась. В связи с этим по такой несостоявшейся процедуре закупки заказчику не нужно приводить эту информацию в отчете о результатах проведения процедуры закупки, а также статистической отчетности**.

* Основания для принятия решения об отказе в применении процедуры закупки у одного участника перечислены в п. 13 вышеуказанного Порядка.

** Начиная с I квартала 2010 года нужно будет подавать статистическую отчетность ф. № 1-торги (тендеры) по форме, утвержденной приказом Госкомстата Украины 06.08.2009 г. № 302.

 

Ответственность за нарушение законодательства в сфере закупок за государственные средства

 

Какая предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства по осуществлению закупок товаров, работ и услуг за государственные средства?

 

Нарушения законодательства об осуществлении закупок товаров, работ и услуг за государственные средства, за которые предусмотрена административная ответственность, и размеры штрафов установлены

ст. 16414 КУоАП.

 

Нарушени согласно ст. 16414 КУоАП

Суть административного правонарушения

1

2

Закупка товаров, работ и услуг за государственные средства без применения определенных законом процедур

Неприменение процедур закупок за госсредства, определенных Положением № 921, если стоимость закупки товара (товаров), услуги (услуг) равняется или превышает 100 тыс. грн., а работ — 300 тыс. грн.

Применение процедур закупок с нарушением законодательства о закупках товаров, работ и услуг за государственные средства

Оформление тендерной документации с нарушением законодательства об осуществлении закупки товаров, работ и услуг за госсредства; оценка тендерных предложений, которые не отвечают критериям и методике оценки для определения наилучшего тендерного предложения, содержащегося в тендерной документации; заключение с участником, ставшим победителем торгов, договора о закупке товаров, работ и услуг за госсредства по ценам и в объеме, не соответствующим требованиям тендерной документации

Необнародование информации о закупках товаров, работ и услуг за государственные средства в соответствии с требованиями законодательства

Необнародование объявления о запланированной закупке на веб-сайтах заказчиков или главных распорядителей бюджетных средств в разделе «Государственные закупки» и в печатных средствах массовой информации общегосударственной сферы распространения, годового плана государственных закупок и изменений к нему в Интернете (на собственном веб-сайте или при его отсутствии на веб-сайте главного распорядителя государственных средств).

Неопубликование объявления о запланированной закупке или о проведении предварительной квалификации в информационном бюллетене «Вестник государственных закупок» и на веб-портале по вопросам государственных закупок, объявление о принятии решения об отмене торгов или признании их несостоявшимися (если таковое имело место) в информационном бюллетене «Вестник государственных закупок», а также объявления о результатах открытых торгов, двухступенчатых торгов и торгов с ограниченным участием в информационном бюллетене «Вестник государственных закупок»

Несоблюдение условий защиты отечественного рынка

Несоблюдение требований п. 6 Положения № 921, в котором определено, что закупка товаров, работ и услуг, кроме закупки периодических печатных изданий, осуществляется у отечественных производителей или их представителей, дилеров, дистрибьюторов, которые признаны таковыми в соответствии с заключенными договорами, а если товары, работы и услуги не производятся (не выполняются, не предоставляются) на территории Украины — у производителей товаров, исполнителей работ и предоставителей услуг — нерезидентов или их официальных представителей.Непредоставление преимуществ тендерному предложению предприятий общественных организаций инвалидов

Неподача в установленном порядке отчета о результатах осуществления процедур закупок товаров, работ и услуг, отражение недостоверных сведений в отчете о результатах осуществления выбранной процедуры

Неподача в установленном порядке отчета о результатах осуществления процедур закупок товаров, работ и услуг, отражение недостоверных сведений в отчете о результатах осуществления выбранной процедуры в соответствии с требованиями, определенными Положением № 921. Несоблюдение требований приказа Минэкономики Украины от 30.01.2009 г. № 61 относительно составления отчетов о результатах осуществления процедуры закупки

Непрохождение обучения или повышения квалификации по вопросам организации и осуществления процедур закупок в соответствии с требованиями закона*

Несоблюдение требований п. 18 Положения № 921, касающихся прохождения председателем, заместителем председателя и секретарем тендерного комитета обучения (повышения квалификации) в сфере закупок и получения документа о прохождении обучения в порядке, установленном уполномоченным органом

Непредоставление информации, документов и материалов в случаях, предусмотренных законом

Непредоставление информации, документов и материалов органам и службам, которые в соответствии с п. 93 Положения № 921 осуществляют контроль в сфере государственных закупок

* Как уже отмечалось, на сегодняшний день уполномоченным органом — Министерством экономики не утвержден порядок прохождения обучения (повышения квалификации) в сфере государственных закупок. Поэтому за указанное правонарушение административная санкция не применяется.

 

Такие нарушения влекут за собой наложение штрафа на должностных лиц

от 150 до 350 ннмдг (от 2550 грн. до 5950 грн.).

За те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения админвзыскания за одно из указанных правонарушений, налагается штраф на должностных лиц

от 350 до 500 ннмдг (от 5950 грн. до 8500 грн.).

Административные санкции применяются к должностным лицам заказчиков и участников тендерных процедур. Составлять протоколы об административных правонарушениях законодательства по осуществлению закупок товаров, работ и услуг за государственные средства (

ст. 16414 КУоАП) предоставлено право органам ГКРС.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше