Темы статей
Выбрать темы

Вы нам писали. Создание мини-АТС

Редакция НиБУ
Статья

Создание мини-АТС

Финансовый кризис, о котором чрезвычайно много говорят в последнее время, заставил большинство предприятий по-новому взглянуть на оптимизацию своих расходов, в том числе и расходов на телефонную связь. Одним из способов такой оптимизации является использование мини-АТС. Полагаем, многих заинтересуют организационные и учетные нюансы установки такого оборудования, поэтому рассмотрим в этой статье ответы на несколько вопросов, поступивших в редакцию, прежде всего об отражении в бухгалтерском и налоговом учете расходов на создание офисной мини-АТС и получении специального разрешения на ее установку от местного оператора связи.

Игорь ХМЕЛЕВСКИЙ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор», i.khmelevskiy@id.factor.ua

В современном мире, где для оперативной связи и экономии времени используются все возможности, успешная работа в офисных и административных зданиях предполагает наличие особой инфраструктуры, которая позволяет объединить и эффективно использовать компьютеры* и средства связи, привязать к ним охранную и пожарную сигнализации и т. д. Для того,

чтобы синхронизировать работу телекоммуникационного оборудования, установленного на предприятии, в настоящее время широко применяются так называемые мини-АТС.

* О бесспорных преимуществах проводных и беспроводных компьютерных сетей, а также о нюансах бухгалтерского и налогового учета расходов по их созданию можно прочитать в статье «Объединяем компьютеры в сеть» («Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 83).

Создание собственной мини-АТС

позволяет организовать внутреннюю телефонную связь в здании путем отказа от подключения каждого абонентского устройства (телефонного аппарата, модема, факса) предприятия к телефонной сети общего пользования, что исключает необходимость выделения каждому такому устройству отдельной телефонной линии и обслуживания внутреннего трафика через АТС оператора связи. Таким образом, можно выделить два основных преимущества телефонизации предприятия с применением мини-АТС: снятие части нагрузки с городских телефонных сетей и снижение стоимости их использования.

Дополнительно отметим, что современные мини-АТС обладают широким функционалом и позволяют не только обеспечивать связь в офисе, но и гибко подстраиваться под новейшие изменения, происходящие в телекоммуникационных технологиях (например, уже сейчас существует возможность перенаправлять по более экономичному протоколу IP-телефонии исходящие междугородные звонки или звонки на сети мобильных операторов). Однако чаще всего мини-АТС используются для приема входящих звонков, переадресации вызовов на внутренние номера и для связи в пределах здания, где установлена автоматическая телефонная станция.

Право субъекта хозяйствования на установку

в телефонизированном помещении офисных автоматических телефонных станций прямо предусмотрено п. 62 Правил № 720. Единственное условие, которое должно при этом соблюдаться: на устанавливаемую АТС у предприятия должен быть документ о подтверждении соответствия требованиям нормативных документов в сфере телекоммуникаций, который проще всего получить у поставщика такого оборудования.

Обращаем внимание, что никаких

дополнительных согласований на установку мини-АТС с оператором связи, обслуживающим телефонные сети общего пользования, не требуется. Вместе с тем такая необходимость появляется в случае, когда субъекты хозяйствования, имеющие свыше 50 номеров телефонов и/или другого конечного оборудования, изъявляют желание установить у себя так называемые ведомственные АТС. Тогда право подключения к сети общего пользования с внутренних телефонов таких станций предоставляется при наличии письменного заявления от собственника ведомственной АТС (п. 63 Правил № 720). Поскольку термины «мини-АТС» и «ведомственная АТС» не являются тождественными, в дальнейшем проблемы, касающиеся установки ведомственных АТС, нами рассматриваться не будут.

При отражении в учете расходов на создание мини-АТС будем исходить из того, что помещение, в котором такую АТС предполагается установить, уже оборудовано достаточным количеством городских телефонных номеров, поэтому дополнительно на этом останавливаться не будем*. В связи с этим ограничимся учетом расходов на приобретение собственно мини-АТС, ее транспортировку, монтаж и программирование, а также на прокладку (при необходимости) дополнительных кабелей внутри здания.

* Подробно об этом можно прочитать в статье «Учитываем расходы на установку телефона» («Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 56).

Что касается

расходов на приобретение мини-АТС, то следует руководствоваться требованиями п.п. 8.2.1 Закона о налоге на прибыль, согласно которым любой материальный актив, предполагаемый срок службы которого превышает 365 календарных дней, в налоговом учете:

— отражается в порядке, предусмотренном для учета запасов (с последующим перерасчетом по

п. 5.9 этого Закона), если его стоимость не превышает 1000 грн.;

— признается объектом основных фондов, если его стоимость превышает 1000 грн.

Не вызывает сомнений, что срок эксплуатации абсолютно всех мини-АТС составляет более одного года. В отношении их стоимости следует отметить, что только простейшие устройства класса «small office», которые рассчитаны на незначительную емкость телефонных номеров и имеют ограниченную функциональность, могут претендовать в налоговом учете на отражение в качестве налоговой малоценки, т. е. по первому из перечисленных выше вариантов.

В подавляющем же большинстве случаев стоимость мини-АТС превышает предельную величину в 1000 грн., что вызывает определенные проблемы с их отнесением в соответствующую группу основных фондов. В первую очередь, такие проблемы связаны с настойчивыми требованиями налоговых органов классифицировать приобретение и установку автоматической телефонной станции как приобретение основных фондов группы 1. Соответственно и все расходы, связанные с таким приобретением, по мнению налоговиков, следует относить на увеличение балансовой стоимости объекта основных фондов группы 1.

Подчеркнем, что такого подхода ГНАУ последовательно придерживается в отношении любого телекоммуникационного оборудования, будь то локальные компьютерные сети (вместе с коммутаторами и маршрутизаторами), оборудование для подключения к сети Интернет или телефонная станция (см., например,

письма ГНАУ от 07.02.2001 г. № 543/6/22-3215 и от 07.09.2006 г. № 16636/7/31-3017 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 83; определение Высшего административного суда Украины от 01.02.2007 г. // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 53; консультацию в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 21). Более того, такое же мнение было недавно озвучено ею и в отношении мини-АТС (см. письмо ГНАУ от 14.03.2008 г. № 4956/7/15-0517 // см. с. 44 сегодняшнего номера).

В качестве основного аргумента налоговики приводят ссылку на устаревший

классификатор ДК 013-97 «Классификация основных фондов», утвержденный приказом Госстандарта Украины от 19.08.97 г. № 507, которым передаточные устройства, линии связи, станции и телефонные системы отнесены к группе 1. В то же время следует иметь в виду, что согласно письму Госкомстата от 03.12.2007 г. № 03/7-8/872 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 28) указанный классификатор в настоящее время можно использовать не более чем ориентир, а в вопросе отнесения материальных активов к той или иной группе основных фондов необходимо руководствоваться прямыми нормами п.п. 8.2.2 Закона о налоге на прибыль.

В связи с изложенным выше правильным, на наш взгляд, будет отнесение расходов на приобретение мини-АТС в состав группы 4 ОФ. При этом поскольку в соответствии с

п.п. 8.4.1 Закона о налоге на прибыль балансовая стоимость соответствующей группы увеличивается на сумму стоимости приобретения основных фондов, с учетом транспортных и страховых платежей, а также других расходов, понесенных в связи с таким приобретением, то расходы на транспортировку, монтаж и первоначальное программирование мини-АТС также подлежат амортизации в составе балансовой стоимости группы 4.

Вместе с тем, если в процессе эксплуатации такой мини-АТС возникнет необходимость в ее перепрограммировании (например, при желании предприятия открыть доступ к тем функциональным возможностям такого оборудования, которые изначально заложены в него производителем, но по разным причинам до сих пор не использовались), то указанные дополнительные расходы, по нашему мнению, следует включать в состав валовых расходов (как расходы по техническому обслуживанию мини-АТС).

Что же касается

расходов на подключение (имеется в виду прокладка дополнительных кабелей внутри здания), то здесь следует учитывать их привязку к зданию. Если прокладка кабеля и другие мероприятия по подключению неотделимы от здания, то надо признать улучшение группы 1 (например, как это происходит при первичной телефонизации помещения, одним из этапов которой является проведение абонентской линии внутри помещения; по этому поводу см. сноску на с. 38). Если же такие расходы связаны исключительно с телефонным оборудованием, которое не является стационарным, то в таком случае следует увеличивать группу 4.

Аналогичный вывод можно сделать из упомянутого ранее

решения ВАСУ от 01.02.2007 г. По мнению суда, в вопросе отнесения к определенной группе самого объекта ОФ — телефонной станции и расходов, сопутствующих подключению такого объекта, необходимо ориентироваться на соответствующую техдокументацию. Так, если из техдокументации следует, что все кабели и работы по проектированию, прокладке кабеля и монтажу такого оборудования неразрывно связаны с данным оборудованием и не могут быть отделены от него, но могут быть без повреждения демонтированы вместе с этим оборудованием для дальнейшей совместной автономной эксплуатации, тогда понесенные расходы увеличат балансовую стоимость той группы основных фондов, к которой относится сам объект ОФ (в нашем случае — к группе 4).

В отношении НДС

отметим, что суммы этого налога, уплаченные (начисленные) при покупке мини-АТС, а также в связи с транспортировкой, монтажом, программированием и подключением такого оборудования можно относить в налоговый кредит на основании п.п. 7.4.1 Закона об НДС.

В бухгалтерском учете

, как известно, предприятие самостоятельно устанавливает стоимостный критерий, разграничивающий основные средства и малоценные необоротные материальные активы (МНМА). Этот критерий оговаривается в приказе об учетной политике предприятия и на практике в большинстве случаев устанавливается равным 1000 грн.

Таким образом, если стоимость мини-АТС не превышает указанную сумму, такой актив зачисляется в состав МНМА, расходы на его приобретение отражаются на субсчете 153 «Приобретение (изготовление) прочих необоротных материальных активов». После ввода этого объекта в эксплуатацию расходы списываются на субсчет 112 «Малоценные необоротные материальные активы».

Если же мини-АТС классифицируется как объект основных средств, то соответственно будут задействованы субсчета 152 «Приобретение (изготовление) основных средств» и 109 «Прочие основные средства». При этом следует учитывать требования

п. 8 П(С)БУ 7, согласно которым в первоначальную стоимость объекта основных средств, кроме сумм, уплачиваемых поставщикам, включаются также расходы на транспортировку, установку, монтаж, наладку основных средств и другие расходы, непосредственно связанные с доведением их до состояния, в котором они пригодны для использования с запланированной целью.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше