Темы статей
Выбрать темы

Вопросы Общего реестра налоговых накладных

Редакция НиБУ
Распоряжение от 23.09.2009 г. № 1178-

Кабинет Министров Украины

 

Вопросы Общего реестра налоговых накладных

Распоряжение от 23 сентября 2009 г. № 1178-р

 

1. С целью упорядочения администрирования налога на добавленную стоимость, совершенствования налогового учета и в соответствии с подпунктом 7.2.8 пункта 7.2 статьи 7 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость»

ввести регистрацию налоговых накладных плательщиков налога — продавцов товаров (работ, услуг) (далее — продавцы) в Общем реестре налоговых накладных (далее — Реестр) с суммой налога на добавленную стоимость, указанной в одной накладной:

свыше

1 млн гривень — с 1 ноября 2009 г.;

свыше

500 тыс. гривень — с 1 января 2010 г.;

свыше

100 тыс. гривень — с 1 апреля 2010 года.

2.

Налоговая накладная предоставляется покупателю товаров (работ, услуг) (далее — покупатель) после внесения сведений о ней в Реестр.

3. Порядок ведения Реестра устанавливается ГНА.

Покупатель имеет право сверять

соответствие данных налоговой накладной данным Реестра.

4.

В случае нарушения продавцом установленного порядка регистрации налоговых накладных ГНА имеет право проводить проверку достоверности указанных плательщиком налога сумм налоговых обязательств с целью установления права покупателя на включение сумм налога на добавленную стоимость в налоговый кредит.

Поступление в орган государственной налоговой службы

информации о выявлении расхождений в данных налоговой накладной и Реестра является основанием для проведения внеплановой выездной проверки продавца и покупателя .

5. Несоответствие данных, указанных в налоговой накладной, данным Реестра не освобождает продавца от обязанности включения суммы налога на добавленную стоимость, указанной в налоговой накладной, в сумму налоговых обязательств за соответствующий отчетный период.

Покупатель утрачивает право на налоговый кредит в соответствии с налоговой накладной, если сумма налога на добавленную стоимость согласно накладной не отражена продавцом в налоговой декларации или продавец не провел в полном объеме расчеты с бюджетом по такой декларации.

 

Премьер-министр Украины Ю. Тимошенко



комментарий редакции

Кабмин «працює»: под прицелом опять НДС

Перед нами очередные новшества администрирования НДС. Ясно, что и этот документ незаконен. Но бухгалтеры уже давно привыкли, что Кабмин вводит очередные правила, абсолютно не обращая внимания на закон. Причем в своих «начинаниях» его не останавливает даже факт приостановления Президентом прежних попыток установления ограничений по старым налоговым накладным. Что же придумали специалисты Кабмина теперь?

1. Вводится

Общий реестр налоговых накладных. Ссылка на п.п. 7.2.8 Закона об НДС, якобы придающая законность существованию этого реестра, явно не уместна, ведь в этом подпункте речь идет о реестре полученных и выданных налоговых накладных. Кстати, не совсем понятно, зачем вообще нужен этот Общий реестр, если налогоплательщики и так ведут реестры полученных и выданных налоговых накладных, т. е. предписания п.п. 7.2.8 Закона об НДС уже выполняются.

2. В этом Общем реестре отражаются только налоговые накладные по крупным поставкам (в зависимости от даты выписки и того, на какое время из интервалов, указанных в распоряжении, эта дата приходится (если, конечно, оно не будет приостановлено в ближайшие месяцы), общая сумма поставки должна составлять от более чем 6 млн грн. (в том числе НДС — более 1 млн грн.) до более чем 600 тыс. грн. (в том числе НДС — более 100 тыс. грн.)). Таким образом,

комментируемое распоряжение затронет достаточно узкий круг налогоплательщиков. Тем более, что для избежания необходимости внесения налоговой накладной в реестр можно просто дробить поставки или предоплаты в зависимости от того, какое из этих событий первое. Например, если в ноябре по договору отгружается делимый товар общей стоимостью более 6 млн грн. (в том числе НДС — более 1 млн грн.) и это первое событие, то можно оформить отгрузку на половину стоимости в один день, а оставшуюся часть — на следующий день. В таком случае установленные критерии по внесению налоговой накладной в Общий реестр не соблюдаются. С предоплатой еще проще: ее всегда можно разделить на две, три и т. д. части.

3. Общий реестр вводится в действие с 1 ноября. Поэтому до этой даты налоговики должны успеть разработать порядок его ведения. Если такого порядка к этой дате не будет, то это означает, что само распоряжение не заработает. На наш взгляд, контролеры не должны препятствовать включению в налоговый кредит «крупных» налоговых накладных до появления соответствующего порядка от ГНАУ.

4. Основания для проведения внеплановой выездной проверки, которой пугают в п. 4 комментируемого распоряжения, — не более чем выдумка авторов документа. Они не предусмотрены Законом Украины «О государственной налоговой службе в Украине».

5. Последнее предложение пункта 5 распоряжения вообще не лезет ни в какие рамки (если говорить о рамках закона):

покупатель утрачивает право на налоговый кредит по налоговой накладной, если продавец не отразил сумму НДС в декларации или не провел в полном объеме расчеты с бюджетом по такой декларации!

Во-первых, зависимость налогового кредита покупателя от отражения налоговых обязательств поставщика (само собой незаконное требование, но это нюансы), на наш взгляд, должно рассматриваться в контексте всего распоряжения, т. е.

речь идет о тех налоговых накладных, которые должны регистрироваться в Общем реестре.

Во-вторых, совершенно не понятно, как покупателю практически выполнить эту норму. Ведь декларация будет подаваться продавцом в течение 20 дней после окончания периода, а расчет с бюджетом по декларации и того позже. Покупателю же нужно иметь эту информацию самое позднее в момент предоставления собственной декларации. Само собой, что проведение расчетов с бюджетом продавцом на эту дату, скорее всего, еще не состоится. Такую информацию на момент предоставления декларации покупателем не будет иметь и сам налоговый орган. Поэтому единственное, что можно узнать в этом случае, — внесена ли такая налоговая накладная в Общий реестр.

6. В проекте документа предусматривалось, что налоговики могли отказать в регистрации налоговой накладной (а значит, и отказать в налоговом кредите покупателю), если сделка не обусловлена экономической целесообразностью. Благо, что в окончательном варианте

этого требования нет.

7. По идее, этот незаконный документ должна постигнуть участь двух прежних НДС-распоряжений Кабинета Министров Украины.

 

Дмитрий Костюк

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше