Темы статей
Выбрать темы

Школа правовых знаний. Отмена свидетельства о госрегистрации: станет ли работать проще?

Редакция НиБУ
Статья

Отмена свидетельства о госрегистрации: станет ли работать проще?

 

Широко анонсирующееся упрощение условий занятия бизнесом продолжается: вступил в силу Закон, отменяющий привычное для всех субъектов хозяйствования свидетельство о государственной регистрации (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 38, с. 3). Попробуем разобраться, станет ли работать действительно проще или хлопот у субъектов хозяйствования только добавится.

Елена УВАРОВА, юрист Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

НКУ

— Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон № 3205

— Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно отмены свидетельства о государственной регистрации юридического лица и физического лица — предпринимателя» от 07.04.2011 г. № 3205-VI.

Закон о ЕСВ

— Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI.

Закон № 755

— Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV.

 

С чего начинается деятельность?

Раньше жизнь любого хозяйствующего субъекта начиналась с получения свидетельства о государственной регистрации. Теперь его фактически заменит выписка из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей (далее — Единый госреестр). Так, если раньше на госрегистратора возлагалась обязанность не позднее следующего рабочего дня с даты государственной регистрации направить свидетельство о госрегистрации и один экземпляр оригинала учредительных документов с отметкой о проведении госрегистрации, то

с 7 мая 2011 года вместо свидетельства о государственной регистрации вновь созданные юридические лица должны получать выписку из Единого госреестра. Аналогичным образом изменилась и процедура государственной регистрации физических лиц — предпринимателей.

Информация о субъекте хозяйствования (юридическом лице либо физлице-предпринимателе), которая указывается в выписке, практически полностью повторяет сведения, содержащиеся в свидетельстве о госрегистрации (

ст. 21 Закона № 755):

— наименование юридического лица либо физлица-предпринимателя;

— идентификационный код юридического лица либо регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика*;

— местонахождение юридического лица либо место проживания физлица-предпринимателя;

— фамилия, имя и отчество лиц, имеющих право совершать юридические действия от имени юридического лица либо от имени физического лица — предпринимателя без доверенности, в том числе подписывать договоры, их регистрационные номера учетных карточек налогоплательщиков;

— наличие ограничений по представительству от имени юридического лица либо физлица-предпринимателя;

— дата и номер записи в Едином госреестре;

— дата выдачи выписки.

* Заменил идентификационный номер физлица.

Свидетельство о госрегистрации также дополнительно содержало сведения о месте и дате проведения государственной регистрации.

Отменяя свидетельство о госрегистрации, как следует из пояснительной записки к законопроекту, законодатель стремился:

во-первых,

упростить и удешевить процедуру начала ведения предпринимательской деятельности (по мнению разработчиков закона, требование получить и сохранять свидетельство о госрегистрации было «неоправданным препятствием для начала и последующего осуществления деятельности юридическими лицами и физлицами-предпринимателями»). На наш взгляд, обоснование довольно слабое: вряд ли кого-то из субъектов хозяйствования слишком уж обременяла необходимость сохранять свидетельство о госрегистрации, тем более что в случае утери его всегда можно было восстановить. Что касается заявленной цели по удешевлению, то, как и раньше, лица, желающие пройти госрегистрацию, должны заплатить регистрационный сбор, размер которого не изменился (10 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан — за проведение госрегистрации юрлица (далее — ннмдг), 2 ннмдг — за проведение госрегистрации физлица-предпринимателя; при внесении изменений в учредительные документы юрлица, госрегистрации изменения имени либо места проживания физлица-предпринимателя — 30 процентов от указанных выше величин);

во-вторых, «отказаться от такого анахронизма, как свидетельство о госрегистрации, и для подтверждения госрегистрации использовать непосредственно сведения Единого госреестра». Однако и тут без «но» не обошлось: на данный момент возможности такого непосредственного использования нет, прямой доступ к сведениям Единого госреестра имеют только суды. Субъектам же хозяйствования все равно придется документально подтверждать факт госрегистрации — только теперь, как мы уже сказали, вместо свидетельства о госрегистрации для этого будет использоваться выписка из Единого госреестра. Единственный плюс выписки: если юрлицо либо физлицо-предприниматель находятся в процессе прекращения предпринимательской деятельности, в выписке делается соответствующая запись (в свидетельство о госрегистрации такая информация не вносилась).

Подтвердить факт госрегистрации можно и с помощью извлечения из Единого госреестра. Если выписка из Единого госреестра выдается только тому субъекту хозяйствования, сведения о госрегистрации которого необходимо подтвердить, то получить извлечение может любое лицо, направив соответствующий запрос госрегистратору с указанием в нем, о каком субъекте хозяйствования и в каких именно сведениях из Единого госреестра оно нуждается. В отличие от выписки извлечение может быть более информативным: если перечень сведений, указываемых в выписке, строго очерчен

Законом № 755, то извлечение может включать в себя любую информацию, содержащуюся в Едином госреестре.

 

Выписка либо извлечение от контрагента: что требовать?

При заключении любого договора первое, что следует сделать, —

определить статус контрагента, убедиться в его добросовестности и установить полномочия лиц, представляющих контрагента (см. «Тонкости договорной работы: на что обратить внимание бухгалтеру?» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 55). В общем случае законодатель решение этих вопросов оставляет на усмотрение самих субъектов хозяйствования: кому-то будет достаточно той информации, которую указал контрагент о себе в тексте договора, а кто-то захочет ознакомиться с учредительными документами, оставить себе копию документа о госрегистрации или даже сам обратиться к госрегистратору с целью получения извлечения из Единого госреестра. Но из правил есть исключения.

Так,

Закон № 3205 внес изменения в НКУ, после вступления в силу которых предприниматели, работающие на общей системе налогообложения, для необложения их доходов налогом на доходы физических лиц у источника выплаты должны предоставить выписку или извлечение из Госреестра. Напомним, раньше НКУ требовал предоставления копии свидетельства о госрегистрации, однако, поскольку в нем нет информации о видах деятельности физлица-предпринимателя, ГНАУ рекомендовала субъектам хозяйствования получать в своих налоговых инспекциях справки, содержащие информацию о выбранных видах деятельности и системе налогообложения (см. письмо от 05.04.2011 г. № 4133/5/17-0716).

Новая формулировка

п. 177.8 НКУ, скорее всего, вызовет у налоговых органов желание настаивать на том, что у налогоплательщика, выплачивающего доход физлицу-предпринимателю, должен остаться оригинал выписки либо извлечения из Госреестра. Однако не исключено, что практика все же пойдет иным путем. НКУ говорит о предоставлении физлицом-предпринимателем выписки или извлечения своему контрагенту, но не возлагает на последнего обязанность оставить у себя такой документ. Поэтому даже если в последующем проверяющие усомнятся в правомерности неудержания НДФЛ при выплате дохода физлицу, субъекту хозяйствования будет достаточно предоставить доказательства того, что на момент выплаты дохода у такого физлица был статус предпринимателя с соответствующими видами деятельности (копии документа, подтверждающего госрегистрацию такого физлица, должно быть достаточно). Применить санкции проверяющие смогут лишь в том случае, если докажут обратное. Одного отсутствия оригинала документа о госрегистрации у субъекта, выплатившего доход физлицу, для применения к нему негативных налоговых последствий явно недостаточно.

К тому же нельзя забывать о том, что получение выписки либо извлечения из Единого госреестра является

платным: получение выписки обойдется в 1 ннмдг (17 грн.), получение извлечения — 3 ннмдг (51 грн.)*. Поэтому толкование новых законодательных положений как требующих от физлиц-предпринимателей предоставлять каждому своему контрагенту оригинал документа, подтверждающего факт госрегистрации, противоречило бы самой идее Закона № 3205 — упростить и удешевить условия ведения предпринимательской деятельности.

* Не взимается плата за получение выписки из Единого государственного реестра при проведении государственной регистрации юридического лица; физического лица — предпринимателя; внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре, но не связанные с изменениями, которые вносятся в учредительные документы юридического лица; изменений в учредительные документы юридического лица; изменений в сведения о физическом лице — предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре; прекращение предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя по судебному решению о признании физического лица — предпринимателя банкротом, а также при внесении в Единый государственный реестр судебного решения об отмене государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя.

Еще один момент: предоставление физлицом-предпринимателем либо самостоятельное получение субъектом хозяйствования извлечения из Единого госреестра с указанием в нем видов деятельности от необходимости обращения в налоговую инспекцию за справкой предпринимателя, видимо, все же не избавит, поскольку в любом случае она нужна для подтверждения системы налогообложения.

Законом № 3205

внесены изменения и в Закон о ЕСВ: для того чтобы вознаграждение, выплачиваемое по гражданско-правовому договору на выполнение работ (предоставление услуг), не облагалось единым социальным взносом у источника выплаты, предприниматель должен подтвердить, что вид деятельности по договору указан в извлечении из Единого госреестра (ч. 1 ст. 4). В данном случае на основании тех же аргументов, которые изложены выше, речь также, на наш взгляд, не должна идти об оригинале извлечения. К тому же в Законе о ЕСВ в отличие от НКУ говорится не о предоставлении извлечения, а только о необходимости подтвердить, что выполняемая физлицом-предпринимателем работа (оказываемая услуга) совпадает с указанными в извлечении из Единого госреестра видами деятельности (для того, чтобы подтвердить, достаточно копии). Как видим, для целей необложения ЕСВ выписки из Единого госреестра будет недостаточно, поскольку в ней виды деятельности физлица-предпринимателя не указываются.

Подведем итог. Если

физлицо-предприниматель на общей системе налогообложения оказывает услуги (выполняет работы), то чтобы чувствовать себя абсолютно спокойно, от него необходимо получить: 1) выписку из Единого госреестра; 2) копию справки из налогового органа о видах деятельности и системе налогообложения; 3) копию извлечения из Единого госреестра. Впрочем, надеемся, что обзаводиться столь обширным набором документов все же не придется: поскольку извлечение из Единого госреестра также может служить подтверждением государственной регистрации, необходимости в предоставлении выписки нет. У налоговиков может быть лишь формальная, а не содержательная, зацепка: отсутствие в п. 177.8 НКУ прямого указания на возможность предоставления копии подтверждающих госрегистрацию документов (хотя слово «оригинал» не используется) может быть ими использовано как основание требовать наличия оригинала выписки у субъекта хозяйствования, выплачивающего доход физлицу-предпринимателю, чтобы не удерживать с него НДФЛ.

От физлица-предпринимателя, которому доход выплачивается в рамках договора купли-продажи либо аренды, извлечение из Единого госреестра получать не нужно, поскольку его доход ЕСВ не облагается.

Что касается

физлиц-предпринимателей на упрощенной системе налогообложения, то налоговики традиционно требовали предоставления ими копий свидетельств о госрегистрации и об уплате единого налога (они оставались у субъекта хозяйствования, выплачивающего доход физлицу-предпринимателю), хотя, по большому счету, одного наличия копии свидетельства об уплате единого налога было бы достаточно. С учетом произошедших изменений в законодательстве для необложения ЕСВ выплачиваемого физлицу-упрощенцу дохода от него необходимо получить копию извлечения из Единого госреестра (такая потребность отсутствует, только если доход выплачивается по договору купли-продажи либо по договору аренды). Копии свидетельства об уплате единого налога и копии такого извлечения, по идее, должно быть достаточно. Но, к сожалению, мы не можем исключать того, что произошедшие изменения налоговики воспримут буквально и в качестве заменителя свидетельства о госрегистрации будут воспринимать исключительно выписку из Единого госреестра (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 38, с. 3).

Обращаем также внимание, что отмена свидетельства о госрегистрации означает, что теперь в перечнях обязательных для подачи с целью получения того или иного разрешения (согласования, допуска к участию в процедуре и т. п.) документов вместо него указаны выписка либо извлечение из Единого госреестра. Кроме того, если раньше проверяющие контролировали наличие свидетельств о госрегистрации, то теперь им необходимо проверить сам факт госрегистрации.

 

Срок действия документов о госрегистрации

С учетом того, какое значение придает

НКУ выписке либо извлечению из Единого госреестра, возникает вопрос, как долго указанная в них информация остается актуальной.

До внесения изменений в

Закон № 755 действие извлечения не было ограничено каким-либо сроком, срок действия выписки составлял 30 дней с даты ее выдачи. Однако при этом если в Единый госреестр после даты выдачи указанных документов вносились изменения, то они прекращали свое действие. Закон № 3205 снял ограничения по сроку действия и для выписки: если изменения в Единый госреестр не вносятся, то она считается действующей и после истечения 30-дневного срока. Рассматриваемые изменения должны повлечь и разработку новой формы бланка выписки: в действующей форме выписки, утвержденной приказом Госкомпредпринимательства от 13.04.2004 г. № 47, указывается, что она действует в течение 30 дней.

К сожалению, актуальна ли информация, указанная в выписке либо в извлечении, предоставленных физлицом-предпринимателем, субъект хозяйствования узнать никак не может (единственный способ — получить извлечение самостоятельно, но вряд ли это можно вменять ему в обязанность). Остается лишь надеяться на добросовестность своего контрагента (см. также «Ответственность контрагента за налоговые последствия» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 27).

 

Старые свидетельства о госрегистрации

При внесении изменений, подобных обсуждаемым, законодатель должен оговаривать переходные моменты. В данном случае ему следовало ответить на вопрос, как быть со свидетельствами о государственной регистрации, которые были получены до 07.05.2011 г. Но соответствующие переходные положения в

Законе № 3205 отсутствуют.

По нашему мнению, упрощение занятия предпринимательской деятельностью для тех субъектов хозяйствования, которые только проходят госрегистрацию, не должно приводить к ухудшению положения уже действующих. К тому же они не попали в перечень субъектов, которые могут получить выписку из Единого госреестра бесплатно. Это может говорить о том, что законодатель исходит из отсутствия необходимости получения ими подобного документа, допуская возможность использования свидетельства о госрегистрации. Требования же о предоставлении выписки из Единого госреестра распространяются лишь на тех субъектов хозяйствования, которые созданы после 07.05.2011 г.

Однако, боимся, отстоять подобную точку зрения на практике будет крайне сложно. Формально с 07.05.2011 г. все нормативно-правовые акты, в которые были внесены изменения (и в первую очередь

НКУ и Закон о ЕСВ), предъявляют единые требования ко всем субъектам хозяйствования (независимо от даты их госрегистрации) предоставлять выписку либо извлечение из Единого госреестра вместо свидетельства о государственной регистрации.

Так что ручаться за то, что работать станет проще, не можем. Но точно будет веселее.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше