Темы статей
Выбрать темы

Корректируем цену контролируемой операции и суммы налоговых обязательств самостоятельно

Редакция НиБУ
Статья

Корректируем цену контролируемой операции и суммы налоговых обязательств самостоятельно

 

 

Может сложиться, что предприятие при осуществлении контролируемой операции применило по отношению к товарам (работам, услугам) цену, не соответствующую уровню обычной цены. В результате оказались заниженными налоговые обязательства по налогу на прибыль и НДС. Переживать по этому поводу не стоит: теперь у вас есть право самостоятельно провести корректировку налоговых обязательств и уплаченных сумм налогов. Более того, право на соответствующую корректировку отныне имеет и ваш контрагент. Как будет осуществляться такая корректировка, сейчас узнаем.

Нина КОСТЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Самостоятельная корректировка налогоплательщиком цены контролируемой операции и сумм налоговых обязательств

Порядок проведения самостоятельной корректировки налогоплательщиком цены контролируемой операции и сумм налоговых обязательств в ситуации, когда цена такой операции не соответствует уровню обычной цены, описан в п.п. 39.5.4 НКУ.

Дадим определение. Самостоятельная корректировка — это корректировка налогоплательщиком цены контролируемой операции, по результатам которой рассчитанная цена соответствует уровню обычной цены, даже если такая цена отличается от фактической цены, установленной при осуществлении контролируемой операции.

Данная корректировка проводится в течение календарного года* путем отражения в налоговой декларации либо путем предоставления соответствующих уточняющих расчетов в порядке, установленном ст. 50 НКУ.

* При буквальном понимании, если в течение календарного года объем контролируемых операций у налогоплательщика хотя бы с одним контрагентом достиг установленного порога в 50 млн грн. (без НДС), то уже до конца этого календарного года такой налогоплательщик должен самостоятельно откорректировать свои налоговые обязательства по данным операциям исходя из обычной цены. Сделать это нужно путем подачи уточняющих расчетов в порядке, предусмотренном ст. 50 НКУ. Хотя это касается в основном только НДС. В отношении же налога на прибыль никаких уточнений до конца текущего календарного года осуществлять не нужно, поскольку отчетным периодом по этому налогу для большинства налогоплательщиков является год.

Впрочем, существует и другая точка зрения по этому вопросу — «самокорректировка» должна проводиться по итогам календарного года, в котором достигнут 50-миллионный предел. Подождем разъяснений от специалистов, которые собственно и будут контролировать порядок определения обычных цен.

Как видим, самостоятельная «обычноценовая» корректировка по п.п. 39.5.4 НКУ очень схожа с «самоисправлением» по п. 50.1 НКУ. Причем из системного анализа норм п.п. 39.5.4 НКУ мы делаем вывод, что «самоштраф» и пеня при такой «обычноценовой» корректировке не начисляются и не уплачиваются.

Сумма занижения налогового обязательства (недоплаты), определенная в результате «самокорректировки», должна быть уплачена налогоплательщиком в срок не позднее предельного срока уплаты соответствующего налога, установленного ст. 57 НКУ, за налоговый период, в котором эта корректировка была осуществлена. Так требует п.п. 39.5.4.4 НКУ. Выходит, что он устанавливает специфические сроки уплаты сумм по уточняющему расчету.

То есть сумму недоплаты налога, образовавшуюся по результатам «самокорректировки», налогоплательщик должен уплатить в бюджет в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока предоставления налоговой декларации по этому налогу.

 

Пропорциональная корректировка контрагентом своих налоговых обязательств исходя из обычной цены

Основания для проведения пропорциональной корректировки. Принципиальным новшеством является то, что вторая сторона контролируемой операции — связанное лицо согласно п.п. 39.5.5 НКУ также имеет право на корректировку своих налоговых обязательств исходя из уровня обычной цены. Такая корректировка носит название пропорциональной корректировки и проводится, если:

— по результатам проверки определения налогоплательщиком (контрагентом) цены в контролируемых операциях со связанными лицами территориальным органом Миндоходов установлено отклонение от уровня обычных цен и осуществлено доначисление налоговых обязательств, а также откорректировано отрицательное значение объекта налогообложения или другие показатели налоговой отчетности;

— либо налогоплательщик осуществил самостоятельную «обычноценовую» корректировку в соответствии с п.п. 39.5.4 НКУ.

Учтите: данная корректировка может быть проведена исключительно после уплаты первой стороной контролируемой операции налоговых обязательств, доначисленных территориальным органом Миндоходов в ходе проведенной проверки, или после их самостоятельного отражения у себя этой стороной.

Внесения изменений в первичные документы и регистры бухучета при проведении пропорциональной корректировки не требуется.

Основанием для осуществления описанной процедуры служит уведомление, полученное от центрального органа Миндоходов (п.п. 39.5.5.4 НКУ). Это уведомление утвержденной формы контролеры должны направить налогоплательщику (второй стороне контролируемой операции — связанному лицу) в течение 30 календарных дней со дня возникновения у него права на проведение корректировки одним из способов:

— в электронной форме средствами электронной связи;

— заказным письмом с уведомлением о вручении;

— вручить лично ему или его уполномоченному представителю под подпись.

Подача заявления о направлении уведомления для проведения пропорциональной корректировки. Если у налогоплательщика (второй стороны контролируемой операции — связанного лица) появилась информация, что первая сторона выполнила решение о доначислении налоговых обязательств, а сам он при этом не получил от Миндоходов соответствующего уведомления о проведении пропорциональной корректировки, то у него есть право обратиться в данный контролирующий орган с заявлением о направлении ему этого уведомления. К заявлению следует приложить копии документов, подтверждающих выполнение первой стороной решения о доначислении налоговых обязательств. О копиях каких именно документов здесь идет речь, п.п. 39.5.5.4 НКУ не уточняет. Возможно, более детальные пояснения по этому поводу появятся, когда Миндоходов разработает и утвердит форму указанного заявления и порядок его подачи.

Для рассмотрения заявления у Миндоходов есть 15 рабочих дней. После этого оно принимает одно из таких решений:

— направить уведомление о возможности проведения пропорциональной корректировки;

— отказать в проведении пропорциональной корректировки, если не был соблюден порядок подачи заявления или не были приложены необходимые документы;

— уведомить об отказе в проведении пропорциональной корректировки в связи с обжалованием решения о доначислении налоговых обязательств.

Если одной из сторон контролируемой операции является нерезидент, то пропорциональная корректировка должна осуществляться в порядке и на условиях, предусмотренных междгосударственными соглашениями об избежании двойного налогообложения, заключенными Украиной с другими государствами (п.п. 39.5.5.11 НКУ).

 

Обратная корректировка

Может оказаться, что пропорциональная корректировка осуществлена на основании решения о доначислении налоговых обязательств, которое в последующем было отменено. Тогда возникает необходимость проведения обратной корректировки. Эта процедура проводится также на основании уведомления центрального органа Миндоходов. На это налогоплательщику дается 20 рабочих дней с даты получения уведомления. К уведомлению (его форма также должна быть утверждена Миндоходов) прилагаются расчет обратной корректировки и копия соответствующего судебного решения об отмене решения о начислении налоговых обязательств (п.п. 39.5.5.7 НКУ).

Возврат излишне уплаченных сумм налогов по отмененному решению проводится исключительно после того, как осуществлена обратная корректировка и стороны контролируемой операции уплатили соответствующие налоги (п.п. 39.5.5.8 НКУ).

Обратите внимание: штрафные санкции при проведении обратной корректировки не начисляются (п.п. 39.5.5.9 НКУ).

На этом краткий обзор «обычноценовых» нововведений заканчиваем. Однако будьте уверены: вскоре мы с вами начнем изучать эти вопросы более подробно.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше