Темы статей
Выбрать темы

Обычные цены: методы определения

Редакция НиБУ
Статья

Обычные цены: методы определения

 

Со вступлением в силу положений ст. 39 НКУ подтверждать обычные цены нужно по новым правилам. Какие методы определения обычных цен НКУ приготовил на смену п. 1.20 Закона о налоге на прибыль, рассмотрим в данной статье.

Людмила СОЛОШЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Методы определения обычных цен перечислены в п. 39.2 НКУ. Это методы (их всего 5):

а) сравнительной неконтролируемой цены (аналогов продажи);

б) цены перепродажи;

в) «расходы плюс»;

г) распределения прибыли;

г’) чистой прибыли.

Заметим, что первые три метода известны также в бухучете — с их помощью в операциях со связанными сторонами может осуществляться оценка активов и обязательств (п. 8 П(С)БУ 23).

Как уточняется в Научно-практическом комментарии к НКУ, приведенные методы определения обычной цены установлены на основе международной практики с учетом Методики трансфертного ценообразования (под так называемым «трансфертным ценообразованием» в международной практике, в свою очередь, принято понимать систему определения цены продажи товаров (работ, услуг) в особых «контролируемых» законодательством операциях).

При этом, как отмечается в Научно-практическом комментарии к НКУ, какой-либо очередности (последовательности) в применении методов НКУ не установлено, что разрешает налогоплательщику выбирать наиболее приемлемый и эффективный метод определения обычных цен для каждого осуществляемого вида операций. В связи с этим отдельного внимания, пожалуй, заслуживает случай из п. 39.16 НКУ, когда договор о ценообразовании в целях налогообложения с органом ГНС решит заключить крупный налогоплательщик (согласно п.п. 14.1.24 НКУ крупный налогоплательщик — юридическое лицо, у которого объем дохода от всех видов деятельности за последние четыре последовательных налоговых (отчетных) квартала превышает 500 млн грн. или общая сумма уплаченных в Государственный бюджет Украины налогов по платежам, контролируемым органами государственной налоговой службы, за такой же период превышает 12 млн грн.). Ведь в таком случае, согласовывая с налоговиками выбранные к заключаемым договорам поставки методы определения обычных цен, при их определении, как предусмотрено п. 3 Порядка № 787 (см. с. 45), следует придерживаться установленной п. 39.2 НКУ последовательности, применяя каждый следующий метод при условии, что обычная цена не может быть определена методом предыдущим. Хотя, повторим, никакой оговорки насчет очередности методов (последовательного их применения) сам НКУ не содержит. К слову, для сравнения в таможенном деле ТКУ в этом смысле выглядит куда более однозначным и, оговаривая, к примеру, методы определения таможенной стоимости товаров, прямо устанавливает, что каждый следующий метод ее определения применяется только в том случае, если таможенная стоимость товаров не может быть определена с помощью применения метода предыдущего (ч. 3, 6 ст. 57 ТКУ). В НКУ же подобной оговорки нет (хотя, например, не можем не отметить, что первоначально в проекте НКУ она все же присутствовала, однако в окончательный утвержденный вариант НКУ так и не вошла). Конечно, можно поискать еще немало аргументов в пользу как очередности применения методов, так и их «вольного» использования. Тем не менее, полагаем, при определении обычных цен все же логично придерживаться приведенной п. 39.2 НКУ последовательности, используя методы по мере очередности, установленной перечнем.

И хотя, как и прежде, обязанность по доказательству того, что договорная цена не соответствует уровню обычной цены, возлагается на налоговые органы (п. 39.14 НКУ), чтобы знать, чем будут руководствоваться налоговики при проверках, а также для возможности обосновать установленный уровень договорной цены, если налогоплательщик все же решит дать пояснения на запрос контролирующего органа, рассмотрим каждый из методов определения обычных цен подробнее. При этом учитывая, что большинство методов определения обычных цен описаны в ст. 39 НКУ весьма лаконично, ввиду отсутствия на сегодняшний день на этот счет официальных разъяснений контролирующих органов за пояснением ситуации время от времени будем обращаться к Научно-практическому комментарию к НКУ.

 

Метод сравнительной неконтролируемой цены (аналогов продажи) (п.п. «а» п. 39.2, п. 39.4 НКУ)

Этот метод, пожалуй, можно назвать самым «главным» (базовым) методом определения обычных цен в действующем законодательстве (аналогичные правила прежде устанавливал п.п. 1.20.2 Закона о налоге на прибыль).

Так, по методу сравнительной неконтролируемой цены (аналогов продажи) обычная цена определяется исходя из цен на идентичные (а при их отсутствии — однородные) товары (работы, услуги), реализуемые (приобретаемые) не связанному с продавцом (покупателем) лицу при обычных условиях деятельности (п. 39.4 НКУ). Для определения обычной цены в данном случае используется информация о заключенных на момент продажи такого товара (работы, услуги) договорах с идентичными (однородными) товарами (работами, услугами) в сопоставимых условиях на соответствующем рынке товаров (работ, услуг). В свою очередь, условия признаются сопоставимыми, если отличие между ними существенно не влияет на цену или может быть экономически обоснованно. Как поясняется на этот счет в Научно-практическом комментарии к НКУ, для достижения сопоставимости необходимо, чтобы рынки, на которых действуют несвязанные лица и связанные лица, были сопоставимыми. При этом экономическими условиями, определяющими сопоставимость рынков, являются: географическое расположение, размер рынков, конкуренция на рынках и конкурентные позиции на этих рынках продавцов и покупателей, наличие заменителей товаров и услуг, уровень спроса и предложения на рынке в целом и в соответствующих регионах или сегментах рынка (при необходимости), потребительская способность покупателей, характер и степень государственного регулирования на рынке, расходы производства, в том числе расходы на землю, труд и капитал, уровень рынка (оптовый или розничный), период и время заключения договора и пр. Заметим, что на это же обращалось внимание и в доведенных письмом ГНСУ от 24.07.2012 г. № 20001/7/15-1217 Методических рекомендациях по алгоритму определения обычной цены продукции (товаров) при осуществлении внешнеэкономических операций (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 77). Таким образом, определять обычную цену предстоит с учетом отмеченных факторов.

При определении обычной цены этим методом также учитываются, в частности, следующие условия договоров:

— количество (объем) товаров (например, объем товарной партии);

— объем функций, выполняемых сторонами;

— условия распределения между сторонами рисков и выгод;

— сроки выполнения обязательств;

— условия осуществления платежей, обычных для такой операции;

— характеристика рынка товаров, на котором осуществлена хозяйственная операция;

бизнес-стратегия предприятия (куда входит в том числе и маркетинговая политика, о которой прежде говорилось в п.п. 1.20.2 Закона о налоге на прибыль; поэтому, если, например, в целях завоевания рынков сбыта налогоплательщик согласно разработанной бизнес-стратегии решит реализовывать товары покупателям по ценам ниже конкурентов, то движущие им в таком случае «стратегические» мотивы должны приниматься во внимание и при таких условиях установленные цены должны считаться обычными. Заметим, что этот момент также отмечен и в Научно-практическом комментарии к НКУ, поясняющем, что, анализируя бизнес-стратегию, нужно также учитывать схемы проникновения на рынок и стратегии расширения рынка, которые в первое время могут привести к снижению прибыли из-за снижения цен для конечных потребителей или увеличения расходов (ввиду основания бизнеса, расходов на маркетинг и т. п.) в ожидании, однако, большей прибыли в будущем. В таком случае налоговые органы оценивают профессиональность бизнес-стратегии и реальное соблюдение этой стратегии налогоплательщиком, а также реалистичность ожидания большей прибыли от такой стратегии в ближайшем будущем);

— обычные надбавки или скидки к цене во время заключения договоров между несвязанными лицами (в частности, скидки, обусловленные: сезонными и другими колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги); потерей товарами качества или других свойств; окончанием (приближением даты окончания) срока хранения (пригодности, реализации) товаров; сбытом неликвидных или низколиквидных товаров);

другие объективные условия, которые могут повлиять на цену (заметим: на то, что перечень условий, оговоренных абзацем вторым п. 39.4 НКУ и учитываемых при определении «обычности», в данном случае не является исчерпывающим (исключительным), обращалось внимание и в Научно-практическом комментарии к НКУ).

В целом же, нужно заметить, перечисленные условия из п. 39.4 НКУ схожи с прежними из п.п. 1.20.2 Закона о налоге на прибыль и каких-либо кардинальных отличий не устанавливают.

Таким образом, для определения обычной цены методом сравнительной неконтролируемой цены ориентируются на цены «аналогов продажи» — идентичных/однородных (похожих) товаров, работ, услуг при их продаже несвязанным лицам (с оглядкой на сопоставимость условий и прочих вышеперечисленных факторов). При этом для сравнения могут браться как операции самого налогоплательщика с несвязанными лицами (внутреннее сравнение), так и операции между другими, полностью не зависящими от налогоплательщика несвязанными лицами (внешнее сравнение). Если же в результате окажется, что сравниваемые цены отличаются, предположим, в большую сторону (т. е., стало быть, цена осуществляемой налогоплательщиком операции не отвечает уровню рыночных цен), то в целях налогообложения сравниваемые цены между несвязанными лицами могут применяться в качестве обычной цены к операции, осуществляемой налогоплательщиком.

Вместе с тем метод сравнительной неконтролируемой цены (аналогов продажи) может быть применим при наличии идентичных (однородных) товаров (работ, услуг). В случае же отсутствия на рынке идентичных (однородных) товаров (работ, услуг) договоров, содержащих условия, сопоставимые с условиями осуществляемой налогоплательщиком хозяйственной операции, к которой применяется обычная цена, для определения обычных цен используют другие методы.

Продажа товаров (работ, услуг) путем публичного объявления условий их продажи. Нужно заметить, что отдельного пункта (аналогичного прежнему п.п. 1.20.3 Закона о налоге на прибыль), оговаривающего порядок определения обычной цены по товарам (работам, услугам), реализуемым путем публичного объявления условий их продажи (в соответствии с так называемым «публичным договором» согласно ст. 633 ГКУ, по которому условия, включая цену продажи товаров (работ, услуг), устанавливаются одинаковыми для всех потребителей — для всех, кто обратится к продавцу), в НКУ нет. Напомним, что прежде п.п. 1.20.3 Закона о налоге на прибыль на этот счет прямо устанавливал, что обычной ценой в таком случае является цена, содержащаяся в таком публичном объявлении.

Вместе с тем в данном случае хотим обратить внимание на положения абзаца третьего п. 39.4 НКУ, предусматривающего: если товары (работы, услуги), относительно которых определяется обычная цена, идентичны (при их отсутствии — однородны) товарам (работам, услугам), которые (1) публично предлагаются к продаже, или (2) имеют цены, установленные на организованном рынке ценных бумаг, или (3) имеют биржевую цену (биржевую котировку), то при использовании метода сравнительной неконтролируемой цены продажи определение обычной цены осуществляется также с учетом таких факторов. Таким образом, как видим, цены публичных договоров (причем публичных договоров как самого налогоплательщика (внутреннее сравнение), так и «чужих» публичных договоров сторонних не зависящих от налогоплательщика несвязанных лиц (внешнее сравнение)), могут быть по-прежнему использованы в подтверждение «обычности». То же самое можно сказать в отношении биржевых цен или цен организованного «ценнобумажного» рынка (прежде упоминаемых в «отдельном» п.п. 1.20.4 Закона о налоге на прибыль) — ориентироваться на них теперь также разрешает абзац третий п. 39.4 НКУ. Хотя теперь, нужно заметить, акценты в абзаце третьем п. 39.4 НКУ все же более сглажены и разрешают использовать цены публичных договоров, биржевые цены и цены «ценнобумажного» рынка скорее как ориентир (т. е. как один из факторов), влияющий на определение обычных цен налогоплательщиком. Ведь принимать такие «публичные», «биржевые» и «ценнобумажные» условия ко вниманию разрешается, определяя обычные цены, прежде всего, в рамках метода сравнительной неконтролируемой цены (аналогов продажи).

Далее отдельно остановимся на операциях с ценными бумагами (ЦБ) и корпоративными правами (КП).

Продажа ЦБ и КП. В данном случае хотим отметить консультацию из раздела 110.19 ЕБНЗ, в которой на вопрос о том, применяются ли обычные цены (в соответствующих случаях согласно п. 39.1 НКУ) к операциям с корпоративными правами, разъяснялось, что:

— обычные цены распространяются на операции с ценными бумагами (в том числе акциями, удостоверяющими корпоративные права акционеров акционерных обществ). Поэтому формировать доходы и расходы при продаже (бесплатной передаче) и покупке ценных бумаг (по операциям со связанными лицами, неплательщиками налога на прибыль или плательщиками, уплачивающими этот налог по другой ставке, п. 153.2 НКУ) нужно с учетом обычных цен;

— на операции с другими, чем ценные бумаги, корпоративными правами обычные цены не распространяются (т. е. формирования доходов и расходов по операциям продажи, бесплатной передачи и покупки не касаются).

Различие, как пояснялось, вызвано тем, что ценные бумаги в налоговой терминологии относятся к товарам (п.п. 14.1.244 НКУ* — выступают товаром, кроме операций по их эмиссии и погашению), в то время как корпоративные права (п.п. 14.1.90 НКУ) товаром не являются. Хотя, если взять, скажем, перепродажу «неценнобумажных» КП, то очевидно, что корпоративные права в таком случае обретают признаки «товарности» (как вариант — формально подпадают под «поставку услуг», п.п. 14.1.185 НКУ). А значит, вопрос с применением к ним обычных цен остается открытым. Другое дело, что определить обычную цену (рыночную стоимость) корпоративных прав, учитывая уникальность товара (в отличие, скажем, от акций, со сложившимся своим «ценнобумажным» рынком), не так-то и просто. Хотя оценить корпоративные права все же в принципе можно (рассчитывая, скажем, их стоимость пропорционально доле в собственном капитале эмитента — так, как рассчитывается доля участника при выходе из общества). Однако в таком случае, нужно заметить, проверяющим для подкрепления подобного расчета без получения соответствующей необходимой информации от эмитента не обойтись.

*Согласно п.п. 14.1.244 НКУ товары — материальные и нематериальные активы, в том числе земельные участки, земельные доли (паи), а также ценные бумаги и деривативы, используемые в любых операциях, кроме операций по их выпуску (эмиссии) и погашению.

 

Метод цены перепродажи (п.п. «б» п. 39.2, п. 39.5 НКУ)

Согласно данному методу обычной ценой признается договорная цена товаров (работ, услуг), определенная во время их дальнейшей перепродажи покупателем третьему лицу за вычетом соответствующей наценки и расходов, связанных cо сбытом (п. 39.5 НКУ). Заметим, что прежде похожее правило определения обычных цен устанавливал п.п. «а» п.п. 1.20.9 Закона о налоге на прибыль для естественных монополистов. Теперь же метод стал «общеприменим» для всех налогоплательщиков, хотя в большей степени он приемлем для оптовиков и определения обычных цен на товары предприятиями оптовой торговли, в то время как в рознице, реализующей товары конечным потребителям, его применение в действительности не представляется возможным. Не исключено также, что данный метод ориентирован на устранение схем с участием единоналожников.

Как поясняется в Научно-практическом комментарии к НКУ, применение метода цены перепродажи начинается с цены, по которой товары (работы, услуги), к которым применяется обычная цена, перепродаются несвязанному лицу. С такой цены исключается валовая прибыль от перепродажи (с которой лицо, перепродающее товары (работы, услуги), покрывает расходы, связанные со сбытом, и получает соответствующую наценку, позволяющую покрыть другие операционные расходы, а также получить адекватную прибыль). Цена, остающаяся после исключения из такой суммы прочих расходов, связанных с приобретением таких товаров (работ, услуг), и считается обычной.

При этом соответствующая наценка, которая используется в методе цены перепродажи, оценивается путем сравнения такой наценки с наценкой, которую устанавливает сам налогоплательщик при перепродаже идентичных (однородных) товаров (работ, услуг) несвязанному лицу в сопоставимых условиях (внутреннее сравнение), или наценкой сопоставимых операций между двумя независимыми несвязанными лицами (внешнее сравнение).

Как отмечалось в Научно-практическом комментарии к НКУ:

— метод цены перепродажи не может применяться, если товары до их перепродажи проходят этап переработки или существенного изменения (например, преобразования полуфабрикатов в готовую продукцию или сборки запчастей) или когда лицо, перепродающее товары или услуги, существенно изменяет нематериальные активы, связанные с такими товарами или услугами (например, торговые марки);

— если существует определенная цепочка перепродаж товаров, работ, услуг (т. е. в дальнейшем они продаются более чем один раз через разных лиц), то должна оцениваться вся цепочка перепродаж, а не только операция, к которой применяется обычная цена;

— если между покупкой товаров, работ, услуг и их дальнейшей продажей прошел длительный период времени, то при анализе учитываются также и другие необходимые факторы (в частности, такие как изменения на рынке, изменения обменных курсов валют, изменения в уровне расходов и пр.).

 

Метод «расходы плюс» (п.п. «в» п. 39.2, п. 39.6 НКУ)

Еще один метод (установленный прежде п.п. «б» п.п. 1.20.2 Закона о налоге на прибыль также для естественных монополий, а теперь оказавшийся «общим») — это метод «расходы плюс». При данном методе обычной ценой является цена, состоящая из определенной продавцом себестоимости готовой продукции (товаров, работ, услуг) и соответствующей наценки, обычной для соответствующего вида деятельности в сопоставимых условиях (п. 39.6 НКУ). При этом в некоторых случаях минимальный размер наценки может устанавливаться на законодательном уровне.

В пояснениях, содержащихся в Научно-практическом комментарии к НКУ, в отношении данного метода отмечается, что метод «расходы плюс» начинается с анализа расходов, понесенных поставщиком товаров (работ, услуг) — себестоимости (которая, в свою очередь, определяется в соответствии с правилами П(С)БУ 9, П(С)БУ 16, П(С)БУ 30). При этом учитываются исторические расходы налогоплательщика. Однако для расходов, которые могут периодически варьироваться (в частности, расходов на сырье, оплату труда, транспортных расходов), может использоваться среднее значение расходов за определенный период. Расходы, связанные с использованием необоротных активов, также могут усредняться, например, в случае, когда предприятие одновременно изготавливает разные виды продукции и объемы выработки изменяются.

Затем к расходам прибавляется соответствующая наценка к расходам, позволяющая получить надлежащий уровень прибыли согласно выполненным функциям и условиям на рынке. При этом наценка к расходам может определяться путем сравнения с соответствующей наценкой в сопоставимой операции этого же налогоплательщика с несвязанным лицом (внутреннее сравнение) или с наценкой в операции между другими независимыми несвязанными лицами (внешнее сравнение). Цена, полученная в результате прибавления наценки к расходам (себестоимости), и будет считаться обычной ценой операции.

В Научно-практическом комментарии к НКУ метод «расходы плюс» обозначен как метод, наиболее приемлемый в использовании по операциям передачи комплектующих между связанными сторонами, договоров о совместной эксплуатации средств производства, долгосрочных соглашений о купле и поставке товаров, а также при осуществлении операций с услугами.

 

Метод распределения прибыли (п.п. «г» п. 39.2, п. 39.7 НКУ)

В соответствии с данным методом (п. 39.7 НКУ) определяется прибыль от операции, которая должна быть распределена между ее участниками. Такую прибыль распределяют на экономически обоснованной основе, приближающей это распределение к распределению прибыли, которую получили бы участники, если бы были несвязанными лицами.

Как отмечается в Научно-практическом комментарии к НКУ, этот метод преимущественно используется в том случае, если операции могут анализироваться только в совокупности (их невозможно разделить на отдельные операции) или если лица вступают в партнерские отношения, предусматривающие распределение прибыли от таких отношений между ними. По-видимому, данный метод может быть применим к операциям, осуществляемым в рамках договоров о СД (совместной деятельности) и прочих партнерских отношений.

Итак, в данном случае сперва определяется общая прибыль, полученная в результате осуществления операции между лицами (или нескольких аналогичных операций, подпадающих под агрегирование). После чего такая прибыль распределяется между связанными лицами с приближением такого распределения к распределению прибыли от операций между несвязанными лицами.

 

Метод чистой прибыли (п.п. «г’» п. 39.2, п. 39.8 НКУ)

Метод чистой прибыли (п. 39.8 НКУ) основывается на сравнении показателей рентабельности операции, рассчитываемых на основании соответствующей базы (расходов, объемов реализации, активов), с аналогичными показателями рентабельности операций между несвязанными лицами в сопоставимых экономических условиях. При применении этого метода также принимаются во внимание соответствующие экономические условия. При этом рентабельность операций между связанными лицами при методе чистой прибыли может сравниваться с аналогичной рентабельностью сопоставимых операций с несвязанными лицами (внутреннее сравнение) или между сторонними независимыми несвязанными лицами (внешнее сравнение).

 

Обычная цена — по данным экспертной оценки (п. 39.3 НКУ)

Вместе с тем, если ни одним из 5 методов определить обычную цену не представляется возможным (данные для применения методов отсутствуют), то как оговорено п. 39.3 НКУ, обычная цена может быть определена по результатам независимой оценки имущества и имущественных прав, проводимой субъектом оценочной деятельности в соответствии с Законом об оценке имущества. Как отмечается в Научно-практическом комментарии к НКУ, независимая оценка имущества и имущественных прав является дополнительным способом определения обычной цены для целей налогообложения. Хотя, нужно заметить, словосочетание «может быть определена» не делает при этом возможность использования услуг оценщика в целях определения обычных цен для налогоплательщика непременно обязательной (т. е. проведение оценки не является обязательным, за исключением разве что отдельных «обязательных» случаев согласно действующему законодательству, см. например, пп. 147.2, 189.3 НКУ).

В связи с этим заметим, что, как правило, экспертная оценка оправданна в тех случаях, когда операции с идентичными (аналогичными) товарами в сопоставимых условиях на рынке встретить достаточно сложно (как правило, проводится при продаже недвижимости, бывших в употреблении транспортных средств (п. 189.3 НКУ) и т. п.), в связи с чем информация о реальной стоимости объекта может быть получена по данным независимой оценки. Тем не менее, несмотря на «добровольность» оценки, налогоплательщик, решивший в подобных «особых» случаях воспользоваться услугами независимого оценщика, конечно же, будет чувствовать себя увереннее.

 

Определение обычных цен: специальные правила

В некоторых случаях обычные цены (ОЦ) определяются по специальным, оговоренным НКУ, правилам.

 

Особые правила определения ОЦ

Ситуация

Пункт НКУ

Порядок определения ОЦ

1

2

3

Страховой тариф

п. 39.9

Методику определения обычной цены страхового тарифа утверждает национальная комиссия, осуществляющая госрегулирование в сфере рынков финансовых услуг

Если цены на товары (работы, услуги) подлежат госрегулированию

п. 39.10

Обычной считается цена, установленная в соответствии с принципами такого государственного регулирования.

Примечание: это правило не распространяется на случай установления минимальной цены продажи или индикативной цены. В таком случае обычной является рыночная цена, но не ниже установленной минимальной цены продажи или индикативной цены.

Продажа товаров в принудительном порядке в соответствии с законодательством

п. 39.12

Обычной ценой является цена, полученная в результате такой принудительной продажи

Продажа импортных товаров (ранее ввезенных на таможенную территорию Украину в таможенном режиме импорта или реимпорта)

п. 39.13

Обычной ценой считается рыночная цена, но не ниже таможенной стоимости товаров, исходя из которой были уплачены налоги и сборы во время их таможенного оформления

Продажа товаров на аукционе (тендере)

п. 39.17

Обычной ценой считается цена, которая сложилась по результатам такого аукциона (тендера)

 

Таким образом, в вышеперечисленных «особых» случаях отдельные прямые нормы законодательства оговаривают, что следует считать обычной ценой и устанавливают, как она определяется.

В заключение остается заметить, что существующие методы определения обычных цен, за исключением, пожалуй, «главного» — метода сравнительной неконтролируемой цены (аналогов продажи), описанного достаточно подробно, сформулированы в ст. 39 НКУ весьма лаконично. Это, в свою очередь, вызывает немало вопросов относительно их применения, которые, конечно же, требуют пояснений со стороны контролирующих органов. Также добавим, что поданный на рассмотрение законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно трансфертного ценообразования» от 04.12.2012 г. № 11477 (в котором с учетом норм международной практики предлагалось детальней описать методы определения обычных цен, изложив ст. 39 НКУ в новой редакции под названием «Трансфертное ценообразование»), впоследствии был отозван. Так что какой окажется практика применения методов определения обычных цен — покажет время.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше