Темы статей
Выбрать темы

Требования к упаковке: снаружи и изнутри

Редакция НиБУ
Статья
img 1 технология и маркировка img 2

Требования к упаковке: снаружи и изнутри

В наше время всеобщей «маркетизации», чтобы продать товар, качеству упаковки уделяют чуть ли не больше внимания, чем качеству самого товара. Правильная упаковка товара — это целое искусство, способное значительно повысить интерес к нему. Однако при упаковке товаров необходимо соблюдать определенные требования, анализом которых мы сейчас и займемся.

Максим БОГОЛЮБЕНКО, экономист-аналитик

Что такое упаковка и для чего она нужна?

Начнем с юридического определения упаковки, для того, чтобы иметь четкое представление, в каком именно ракурсе мы о ней говорим. Согласно абз. 2 п. 2 Порядка № 224 упаковка — это техническое средство или комплекс средств с находящимся в нем товаром, который обеспечивает защиту товара от повреждений и потерь в процессе транспортировки, хранения и продажи, а окружающую среду — от загрязнений.

Упаковка в большинстве случаев является обязательным элементом реализации товара, поскольку продавец обязан передавать покупателю товар в таре или упаковке, за исключением случаев, когда товар по своим свойствам не нуждается в упаковке или же когда договором прямо установлено, что товар передается без упаковки. Если продавец не выполняет обязательство по передаче товара в надлежащей упаковке, покупатель имеет право требовать замены товара или его переупаковки, а в случае отказа — предъявить требования, преду­смотренные в случае приобретения товара ненадлежащего качества (ст. 685, 686 ГКУ).

Упаковка защищает товар от повреждений и потерь, а окружающую среду — от загрязнения

Кроме того, если нормативными актами предусмотрены обязательные требования к упаковке, продавец обязан передать покупателю товар в упаковке, соответствующей установленным требованиям. Напомним, что требования к надлежащей упаковке товара установлены правилами розничной торговли для отдельных видов как продовольственных, так и непродовольственных товаров. Так, Правилами № 104 предусмотрено, что непродовольственные товары в общем случае передаются покупателю в упаковке, которая обеспечивает сохранность товара и соответствует санитарным правилам (п. 19 разд. I Правил № 104). Если говорить о продовольственных товарах, то, например, некоторые весовые бакалейные товары (крупы, макароны, мука, крахмал, сахар, кухонная соль) передаются потребителю исключительно в упакованном виде (п. 3.10 Правил № 185), а весовые и штучные молокопродукты перед продажей освобождают от упаковочных материалов (п. 5.12 Правил № 185).

Теперь, после того, как мы убедились, что упаковка является достаточно важным элементом реализации товара, обратимся к тем требованиям, которые законодатель выдвигает и информации, которая на ней должна быть размещена.

Информация на упаковке (маркировка)

Наиболее общие требования к информации на упаковке можно встретить в ст. 15 Закона о защите прав потребителей, где указано, что потребитель имеет право на получение необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации о продукции, которая обеспечивает возможность сознательного и компетентного выбора (ч. 1 ст. 15 Закона). Указанной нормой Закона преду­смотрено, что информация о продукции должна содержать в частности:

1) название товара, наименование или воспроизведение знака для товаров и услуг, под которым они реализуются*;

2) наименование нормативных документов, требованиям которых должна отвечать отечественная продукция;

3) данные об основных свойствах продукции, а относительно продуктов питания — о составе (включая перечень использованного в процессе их изготовления сырья, в том числе пищевых добавок), номинальное количество (массу, объем и т. п.), пищевую и энергетическую ценность, условия использования и предостережения относительно употребления их отдельными категориями потребителей, а также другую информацию, которая распространяется на конкретный продукт;

4) сведения о содержании вредных для здоровья веществ, которые установлены нормативно-правовыми актами, и предостережения относительно применения отдельной продукции, если такие предостережения установлены нормативно-правовыми актами;

5) отметку о наличии или отсутствии в составе продуктов питания генетически модифицированных компонентов;

6) данные о цене (тарифе), условиях и правилах приобретения продукции;

7) дату изготовления;

8) сведения об условиях хранения;

9) гарантийные обязательства производителя (исполнителя);

10) правила и условия эффективного и безопасного использования продукции;

11) срок годности (срок службы) товара (результатов работы), сведения о необходимых действиях потребителя после их окончания, а также о возможных последствиях в случае невыполнения этих действий;

12) наименование и местонахождение производителя* (исполнителя, продавца) и предприятия, которое осуществляет его функции по принятию претензий от потребителя, а также проводит ремонт и техническое обслуживание.

* Обратите внимание, что размещение информации о производителе товара и/или товаре на его упаковке не считается рекламой (ч. 7 ст. 8 Закона о рекламе).

Ввиду того, что вышеуказанный перечень является достаточно обширным, иногда бывает трудно разместить все вышеуказанное на упаковке (особенно небольшой), поэтому часть указанной информации может быть размещена не только на упаковке, но и на этикетке и/или в сопроводительной документации (ч. 2 ст. 15 Закона о защите прав потребителей). При этом в ст. 15 указанного Закона не конкретизировано, какая информация из вышеперечисленной должна размещаться именно на упаковке, а какая — в других местах.

Указание на упаковке информации о производителе не считается рекламой

Такие требования можно встретить в некоторых подзаконных актах, касающихся маркировки отдельных видов товаров. Например, при реализации электробытового товара исключительно на упаковке должны быть указаны: наименование предприятия-изготовителя, его адрес, товарный знак, название товара, номинальное напряжение (в вольтах), род тока, номинальная мощность (в ваттах), предупредительные знаки, наименование нормативного документа, требованиям которого должен отвечать отечественный товар (п. 2 гл. 4 разд. II Правил № 104). На упаковке телерадиотоваров указывается, в частности, цвет корпуса изделия и дата его выпуска (п. 2 гл. 5 разд. II Правил № 104), а на упаковке ядовитых или огнеопасных товаров — предупреждающие знаки с соответствующими надписями (п. 3 гл. 6 разд. II Правил № 104).

Кроме того при маркировке товаров производитель обязан соблюдать специальные правила, предусмотренные в той отрасли, в которой он осуществляет свою деятельность. Такие правила обычно устанавливаются профильными министерствами и ведомствами. Например, требования к информации на упаковке пищевых продуктов подробно изложены в ДСТУ 4518, а к информации на упаковке строительных материалов (кирпичей и керамических камней) — в ДСТУ Б В.2.7-61:2008.

Фасовщик = производитель?!

В некоторых случаях вопрос о том, кто является производителем товара, является спорным. Ведь иногда произведенная продукция передается на расфасовку товара по упаковкам сторонней организации. Не является ли такая сторонняя организация «сопроизводителем» продукции, которую она фасует? Не следует ли в этом случае указывать на упаковке также информацию о ней? Определение, данное ст. 1 Закона о защите прав потребителей, не дает оснований для таких выводов, поскольку связывает понятие производителя исключительно с непосредственным изготовлением (или импортом) товара.

Вместе с тем, определения некоторых специальных нормативных актов могут вызывать сомнения в отношении однозначности такого вывода. Например, согласно п. 3.1 ДСТУ 4518:2008 производитель — это физическое или юридическое лицо (его филиал, отделение, другие обособ­ленные подразделения, представительства), которое осуществляет хозяйственную деятельность по производству пищевых продуктов, пищевых добавок, ароматизаторов, диетических добавок, вспомогательных материалов для переработки и вспомогательных средств и материалов для производства с целью введения пищевых продуктов в обращение, а также непосредственно обращение пищевых продуктов. Возможно, у контролирующих органов будут основания трактовать данное определение как доказательство того, что расфасовщик чужой продукции, предоставляя свои вспомогательные средства для выхода продукции на рынок, таким образом соучаствует в ее производстве.

Однако, по нашему мнению, определяя, является ли сторонний расфасовщик «сопроизводителем» продукции, следует исходить из того, что ныне действующим КВЭД/2005 расфасовка определена как иная деятельность, нежели производство. Впрочем, с нового года должен вступить в силу КВЭД/2010, где расфасовка фактически приравнена к производству. В то же время, как мы уже писали, продукция может считаться произведенной, если она классифицируется в иной тарифной позиции (на уровне первых четырех знаков цифрового кода УКТ ВЭД), нежели изделия и материалы, приобретенные предприятием и использованные для производства данной продукции (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 57, с. 24). Например, если предприятие приобретает арахис в мешках, затем обжаривает его и покрывает шоколадом, а после этого расфасовывает в пакеты. В этом случае происходит качественное изменение продукта и фасовщик может считаться его «сопроизводителем». Если же деятельность фасовщика сводится к тому, чтобы просто расфасовать полученный арахис из больших мешков в небольшие пакеты, код УКТ ВЭД не меняется, а поэтому можно говорить об отсутствии производства.

Аналогичным принципом следует руководствоваться, определяя, является ли расфасованная продукция «продукцией собственного производства». Напомним, что при реализации продукции собственного производства разрешено не применять РРО (см. соответствующую статью в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 57). Исходя из вышеприведенной аргументации возможность не проводить реализацию расфасованной продукции через РРО имеет лишь тот фасовщик, который перед или непосредственно в процессе расфасовки осуществляет переработку продукции. Тот же фасовщик, который не производит с продукцией никаких действий, кроме собственно расфасовки, производителем считаться не может, а значит — должен применять РРО при реализации этой продукции.

После того, как мы разобрались с «внешними» требованиями о наличии информации на упаковке, перейдем к «внутренним» требованиям — требованиям к материалам, из которых упаковка изготовляется.

Материалы для упаковки

Законодательство предъявляет определенные требования не только к информации на упаковке, но и к материалам, из которых эта упаковка должна быть сделана (ч. 3 ст. 685 ГКУ). Общее требование состоит в том, что упаковочные материалы должны обеспечить надежность хранения продукции, минимизировать вероятность ее порчи, а также (в некоторых случаях) исключить негативное влияние продукции на здоровье потребителя.

Более конкретные требования разработаны специальными нормативно-правовыми актами. В качестве примера приведем требования к материалам упаковки для двух весьма популярных категорий товаров — пищевых продуктов и стройматериалов.

Пищевые продукты. Некоторые общие требования к материалам, из которых изготавливается упаковка для пищевых продуктов, можно найти в Санитарных правилах. Такая упаковка должна быть изготовлена из материалов, разрешенных органами здравоохранения для контакта с пищевыми продуктами, легко поддающихся мойке и дезинфекции, а также быть прочной, чистой, сухой, без постороннего запаха и нарушения целостности (пп. 79, 97 Санитарных правил). Для некоторых пищевых продуктов (например, минеральных и искусственно минерализированных вод) дополнительные требования описаны в п. 13 Правил № 65. В частности, указанными Правилами предусмотрено, что:

— синтетические материалы, используемые для изготовления пакетов, бутылок, должны иметь разрешение Минздрава Украины;

— емкости из синтетических материалов, изготовленные или используемые на предприятии, должны быть однородно прозрачными с гладкой блестящей поверхностью, не должны иметь видимых дефектов, повреждений, лишних включений, пузырей, наплывов и т. д.;

— допустимые уровни миграции химических веществ из емкостей из синтетических материалов в воду, хранящуюся в них, не должны превышать требований СанПиН 42-123-4240:86 «Допустимое количество миграции химических веществ, выделяющихся из полимерных и других материалов, контактирующих с пищевыми продуктами, и методы их определения»;

— вся стеклянная тара, поступающая на предприятие, должна быть проверена в цехе стеклотары и принята в соответствии с требованиями, установленными ГОСТ 10117:2001 «Бутылки стеклянные для пищевых жидкостей»;

— кроненпробки для укупоривания бутылок и условия их хранения должны соответствовать требованиям ОСТ 10-167:88.

Стройматериалы (кирпич, керамический камень). Требования к материалам для упаковки кирпича и керамического камня описаны в п. 7.1 ДСТУ Б В.2.7-61:2008. Согласно этим требованиям изделия следует складывать на поддоны или в контейнеры по схеме, приведенной в технологическом регламенте и утвержденной производителем. Схема складывания должна обеспечивать устойчивость упаковывания. Для скрепления транспортного пакета изделий используется термоусадочная полиэтиленовая пленка в соответствии с ГОСТ 25951:83 «Пленка полиэтиленовая термоусадочная».

В парламенте зарегистрирован законопроект, ограничивающий производство и ввоз в Украину полимерных пакетов и упаковок длительного расщепления

Также в последнее время среди производителей получили распространение упаковки, изготовленные из разного рода экологичных материалов (например, картона). Возможно, в скором времени в их использовании появится бо€льшая императивность, поскольку в парламенте зарегистрирован Законопроект об ограничении производства, использования, ввоза и распространения в Украине полимерных пакетов и упаковок длительного расщепления от 20.02.2013 г. № 2353*.

* См. : http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?id=&pf3511=45824

После того, как мы разобрались подробно с «технико-технологическими» нюансами упаковки, приступим к более нам знакомой учетной составляющей.

 

выводы


img 3
 
  • Упаковка в большинстве случаев является обязательным элементом реализации товара. Цель упаковки — обеспечить защиту товара от повреждений и потерь, а окружающую среду — от загрязнений.

  • На упаковке (а также на этикетке и/или в сопроводительной документации) в обязательном порядке указывается информация, определенная ст. 15 Закона о защите прав потребителей, а также специальными нормативными актами для конкретных видов продукции.

  • Если расфасовку произведенной продукции осуществляет сторонняя организация, то информацию о такой сторонней организации на упаковке указывать не нужно.

  • Упаковочные материалы должны соответствовать требованиям законодательства и обеспечить надежность хранения продукции, минимизировать вероятность ее порчи и исключить негативное влияние продукции на окружающую среду.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше