Темы статей
Выбрать темы

Хранение зерна: сертификация услуг и декларирование зерна

Бобро Анатолий
Приятно отметить, что опубликованные нами материалы сразу же находят своих читателей. Совсем недавно (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 68, с. 33) по их просьбе мы рассматривали вопрос хранения зерна в контексте спецрежимного обложения НДС. В продолжение этой статьи выполняем просьбу сельскохозяйственного сообщества осветить вопрос сертификации предоставления услуг по хранению зерна и его декларирования. Будем и в дальнейшем соблюдать принцип: желание читателей для нас закон.

Сертификация

Образно говоря, еще вчера Закон Украины «О зерне и рынке зерна в Украине» от 04.07.2002 г. № 37-IV (далее — Закон о зерне) давал основания абсолютно однозначно утверждать, что без наличия сертификата предоставление услуг по хранению зерна является неправомерным.

Однако, как говорят, все течет, все меняется. В том числе и законодательство. С 26.04.2014 г., т. е. со вступлением в силу Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о сокращении количества документов разрешительного характера» от 09.04.2014 г. № 1193-VII ситуация изменилась. В соответствии с этим Законом около четырех десятков (!) законодательных актов подверглись значительным по объему и принципиальным по своей сути изменениям.

В итоге отменены 59 документов разрешительного характера, которые были включены в Перечень документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности, утвержденный Законом Украины от 19.05.2011 г. № 3392-VI, и 27 документов, которые не входили в указанный Перечень, но необходимость их получения была установлена специальными законами.

«Коса» изменений в отношении дерегулирования предпринимательской деятельности не обошла и Закон о зерне

В нем «под корень выкошена» не только специальная статья 11 «Сертификация услуг по хранению зерна и продуктов его переработки», но и любое упоминание о сертификатах. Причем, исключены нормы о сертификации не только на соответствие услуг по хранению, но и о сертификации качества зерна и продуктов его переработки. И хотя на сегодняшний день «сертификационные» подзаконные акты «зернового» законодательства остаются действующими, но руководствоваться ими уже некорректно.

Участие в Гарантийном фонде

На первый взгляд, новации об исключении из Закона о зерне требований о сертификации соответствия услуг по хранению зерна и продуктов его переработки вовсе не означают вседозволенность. Ведь даже после этой очередной, далеко не первой «чистки» норм указанного Закона вопрос правомерности хранения зерна остается урегулированным. Но это только на первый взгляд…

Для начала обратимся к п. 15 ст. 1 Закона о зерне. Из действующего на сегодняшний день определения зернового склада видим, что после отмены сертификации услуг по хранению зерна право на предоставление таких услуг, как и раньше, нужно получать, но по несколько упрощенной процедуре. Речь идет о необходимости участия зернового склада в Гарантийном фонде выполнения обязательств по складским документам на зерно (далее — Гарантийный фонд).

Причем выбирать, вроде бы, не приходится, ведь

участие зерновых складов в Гарантийном фонде является обязательным (часть вторая ст. 52 Закона о зерне)

В то же время частью третьей ст. 52 Закона о зерне установлено, что предоставление физическим и юридическим лицам услуг по хранению зерна с выдачей складских документов на зерно лицами, не являющимися участниками (временными участниками) Гарантийного фонда, запрещается. Участниками (временными участниками) Гарантийного фонда могут быть субъекты предпринимательства, которые являются собственниками зернохранилища и предоставляют или планируют предоставлять физическим и юридическим лицам услуги по хранению зерна с обязательной выдачей складских документов на зерно (ст. 52 Закона о зерне).

Что же это за фонд и с чем его едят? Соответствующее определение приведено в п. 22 ст. 1 Закона о зерне. Итак, Гарантийный фонд — это государственное специализированное непредпринимательское учреждение, которое создается с целью обеспечения и защиты прав и законных интересов владельцев складских документов на зерно в случае несостоятельности зернового склада и выполняет функции государственного управления в сфере гарантирования выполнения обязательств по складским документам на зерно. Гарантийный фонд несет субсидиарную ответственность по обязательствам зерновых складов — его участников/временных участников (ст. 331 Закона о зерне)

Что имеется в виду? Ответ на этот вопрос предоставляет ст. 49 Закона о зерне, в которой указано, в частности, что Гарантийный фонд гарантирует каждому владельцу складских документов на зерно возмещение стоимости зерна в случае несостоятельности зернового склада — участника (временного участника) этого фонда. Размер такого возмещения не превышает 90 % стоимости невозвращенного зерна на сумму, которая остается невозмещенной в результате самостоятельного возмещения стоимости невозвращенного зерна таким зерновым складом. Сумма определяется на основании оценки, порядок и способ проведения которой устанавливаются Кабмином.

К сожалению, на сегодняшний день вся привлекательность главной цели Гарантийного фонда (которая понятна из приведенных выше правовых норм), на этом и заканчивается. Оказывается, законодательные нормы о создании Гарантийного фонда до сих пор не имеют соответствующих подзаконных нормативно-правовых актов, необходимых для практической реализации этих норм.

Учитывая такое положение вещей с созданием Гарантийного фонда, вопрос об обязательности получения права на предоставление услуг по хранению зерна путем участия в фонде является по сути риторическим. Без реального существования этого госучреждения, конечно, ни об участии, ни об указанном праве говорить не приходится.

Выходит, что на сегодняшний день деятельность по предоставлению услуг по хранению зерна фактически осуществляется как без сертификации (из-за ее отмены), так и без участия в Гарантийном фонде (из-за проволочек с его созданием). Исключение составляют разве что субъекты хранения зерна, у которых на руках еще остались действующими ранее полученные сертификаты.

Декларирование

Декларирование зерна — это деятельность субъектов хранения зерна по определению объемов зерна, находящегося на хранении или хранящегося в собственных либо арендованных зернохранилищах (часть первая ст. 19 Закона о зерне).

Механизм такого декларирования урегулирован Порядком декларирования зерна субъектами хранения зерна, утвержденным постановлением КМУ от 12.12.2002 г. № 1877 (далее — Порядок № 1877).

Важно! Действующей с 13 августа этого года редакцией статьи 20 Закона о зерне предусмотрено, что декларация об объемах хранения зерна (далее — декларация) подается только:

— зерновыми складами — по объемам зерна государственного продовольственного резерва, государственного резервного семенного фонда, другого зерна, находящегося на хранении (кроме зерна, заложенного в государственный материальный резерв);

субъектами производства зерна — по объемам собственного зерна, хранящегося ими в собственных или арендованных зернохранилищах.

Таким образом, прочие субъекты хозяйствования, которые принимают участие в процессе хранения зерна (о которых шла речь ранее в абзаце четвертом ст. 20 Закона о зерне), исключены из перечня лиц, обязанных проводить декларирование зерна. В этой части требования кабминовского Порядка № 1877 пока противоречат требованиям Закона о зерне, но, конечно, применять следует нормативный акт высшей юридической силы, т. е. закон.

Тезисно отметим основные моменты по составлению и подаче декларации.

Декларация составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается у субъекта хранения зерна (юридического или физического лица), второй подается Госсельхозинспекции по месту хранения зерна. Подчеркнем: именно по месту хранения зерна, а не по месту регистрации субъекта хранения зерна.

Декларация подается с ежемесячной периодичностью, т. е. отчетным периодом является календарный месяц. Срок подачи — до 5 числа следующего отчетного периода (месяца).

Определение показателей о движении зерна за отчетный месяц проводится нарастающим итогом. Остатки отражаются как на начало, так и на конец месяца (в соответствии с формулировками Порядка № 1877 — по состоянию на 1 число следующего отчетного периода).

Субъекты хранения зерна, которые не имели зерна на начало или конец отчетного периода, но осуществляли операции с зерном в период между указанными датами, подают декларацию с отражением объемов хранения зерна в течение этого периода.

Если в отчетном периоде не было ни остатков, ни движения зерна, то декларацию с прочерками подавать не нужно

Декларация подается по форме согласно приложению 1 к Порядку № 1877. Поскольку эта форма по построению достаточно простая и понятная, то останавливаться на порядке ее заполнения, думаем, не стоит.

Оформление декларации (подписи, печати) осуществляется в общепринятом порядке.

К сожалению, законодательством не урегулирован вопрос исправления ошибок в поданных декларациях. Поэтому ничего не остается, как руководствоваться здравым смыслом. Исправление самостоятельно выявленных ошибок предлагаем проводить путем подачи новой декларации с достоверными данными. Если при этом изменяется показатель остатка зерна на конец текущего (а следовательно, на начало следующего) отчетного месяца, то подавать исправленную декларацию нужно также и за следующий месяц. К декларации должна быть приложена пояснительная записка в произвольной форме.

Частью четвертой ст. 19 Закона о зерне предусмотрено, что субъекты хранения зерна несут ответственность за полноту и достоверность данных, указанных в декларации, в соответствии с законом. Правда, эта оговорка об ответственности в значительной мере носит декларативный характер: в Законе о зерне о штрафных санкциях ни слова. Однако не будем забывать о полномочиях органов Госсельхозинспекции на проведение проверок и направление предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о других рычагах влияния на нарушителей.

выводы

  • Обновленный Закон о зерне не требует сертификации услуг по хранению зерна. Право на предоставление таких услуг имеют лишь участники Гарантийного фонда.

    • Участниками (временными участниками) Гарантийного фонда могут быть только собственники зернохранилищ. Однако на сегодняшний день такой фонд еще не создан.

    • Декларирование объемов зерна должно проводиться ежемесячно зерновыми складами и субъектами производства зерна.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше