Законопроектов, касающихся поправок в Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР (далее — Закон об РРО), зарегистрировано в Раде много. Но самый «продвигаемый» — проект от 28.11.2014 г. № 1088 (сейчас подготовлен ко второму чтению). Что интересного он предлагает? Проведем обзор.
Оргмоменты
Через РРО должны проводиться не только операции продажи товаров (предоставления услуг) и купли-продажи иностранной валюты, но и прием налички для дальнейшего перевода. В отношении последних операций начало использования РРО стартовало еще с 1 января, но с 01.07.2015 г. за безРРОшную деятельность в этой сфере будут еще и штрафовать.
Между тем до сих пор это требование Закона об РРО находилось в подвешенном состоянии. Чтобы как-то устаканить ☺ ситуацию, состав РРО хотят пополнить встроенным электронным контрольно-кассовым регистратором. Он-то и будет предназначен для обеспечения реализации фискальных функций в составе программно-технического комплекса самообслуживания (ПТКС), автоматов по продаже товаров (услуг).
Кроме того, собираются подправить (!) и некоторые обязанности абсолютно всех РРОшников.
Начнем с хорошего — освобождения от обязанностей ☺. Во-первых,
фискальный отчетный чек (Z-отчет) хранить в КУРО не понадобится
Более того, вам ничего не будет, если сам Z-отчет вы забыли распечатать (см. дальше).
Во-вторых, от обязанности вести учет товарных запасов на складах и/или по месту их реализации и осуществлять продажу только тех товаров (услуг), которые отражены в таком учете, хотят избавить физлиц-предпринимателей, работающих на ЕН без НДС-регистрации.
Ну а «на закуску» добавка — РРОшников хотят обязать в случае неисправностей РРО, а также повреждения средств контроля уведомлять (письменно или средствами электронной связи в произвольной форме):
1) ЦСО — в течение дня, в котором выявлены неисправности или повреждения;
2) контролирующий орган — в течение 2 рабочих дней после дня обнаружения неисправностей или повреждения.
Если отключили свет
Ограничитель при отсутствии электроэнергии (и неработе по этой причине РРО), когда расчетные операции можно осуществлять с использованием КУРО и РК, планируют принять на уровне 7 рабочих дней. И это хорошая новость!
Напомним: сейчас пока при отключении электроэнергии пользоваться КУРО и РК можно не более 72 часов или 7 рабочих дней ( ст. 5 Закона об РРО). То есть использовать КУРО и РК при отключении электроэнергии пока можно суммарно не более 72 часов, но если эти 72 часа «растягиваются» более чем на 7 рабочих дней, то не более 7 дней. Перебрав эту норму, РРОшник должен только прекратить наличные расчеты до возобновления электроэнергии.
Для банков и их агентов
Законопроект № 1088 планирует ввести два «новых» освобождения от РРО. На самом деле это лишь смягчение действовавших не так давно правил для банков и их коммерческих агентов.
Во-первых, без РРО снова можно будет проводить обмен валют в кассах уполномоченных банков. Остальные операции (вне касс банков) по купле-продаже иностранной валюты, как и ранее, будут требовать применения РРО.
Во-вторых, коммерческие агенты банков и небанковские финучреждения «освобождены» от РРО при осуществлении операций по приему налички для дальнейшего ее перечисления. Но, как сказано в законопроекте, лишь при использовании ПТКС, «которые дают возможность пользователю осуществлять исключительно операции по получению средств». Остается лишь догадываться, о каких ПТКС идет речь.
Банки, агенты банков и участники платежных систем, принимающие наличные (в том числе с помощью платежных устройств) для дальнейшего их перевода, должны будут обеспечить предоставление ежемесячно и по требованию контролирующих органов информации о суммах средств, взимаемых в виде фиксированной суммы или процента за осуществление операций по приему наличных для дальнейшего их перевода с использованием ПТКС.
Требования к РРО
Вы хорошо знаете, что субъектам хозяйствования разрешается использовать только те РРО, которые включены в Госреестр РРО.
Так вот, законодатели задумали не исключать из Госреестра РРО модели РРО, которые ранее прошли первичную регистрацию и используются субъектом хозяйствования, до окончания срока их службы.
Причем планируют уточнить, что срок службы РРО — это срок, в течение которого производитель (поставщик) гарантирует работоспособность таких РРО, в том числе комплектующих изделий и составных частей, сохранение информации в фискальной памяти, при условии соблюдения пользователем эксплуатационных документов.
Срок между первичной регистрацией РРО и датой их исключения из Реестра РРО не должен быть меньше 7 лет.
Кроме того, планируется, что в случае изменения законодательных требований к использованию РРО производитель (поставщик) обязан будет, при наличии технических возможностей, осуществить доработку РРО.
Что нового для ЦСО
Для ЦСО задумано подкорректировать старые обязанности и добавить одну новую. Так, ЦСО в случае выхода из строя РРО обязаны будут восстановить его работу в течение 7 рабочих дней (а не 72 часов, как было положено до этого).
Новая обязанность заключается в том, что, не обеспечив гарантийный ремонт РРО, не позднее 7-го рабочего дня со дня приема в ремонт ЦСО придется ввести в эксплуатацию должным образом зарегистрированный на субъекта хозяйствования резервный РРО.
Учтите! За невыполнение «нового» обязательства (необеспечение гарантийного ремонта РРО в срок и невведение в эксплуатацию зарегистрированного резервного РРО) ЦСО грозит штраф в размере 5 минимальных зарплат, установленных на 1 января отчетного года (далее — МЗП).
Уполномоченным на наложение этого штрафа планируют сделать контролирующий орган, осуществляющий фактические проверки субъектов хозяйствования. То есть, по задумке, налоговики фактически будут проверять пользователя РРО, а «на пряники» достанется и ЦСО.
Штрафов станет меньше
Собираются подкорректировать формулировку одной из провинностей, прописанной в п.п. 1 ст. 17 Закона об РРО, а также саму сумму штрафа и порядок его наложения.
Во-первых, штраф за все провинности (нарушения), перечисленные в этом пункте:
— допущенные субъектом хозяйствования впервые — планируют оставить на уровне 1 гривни;
— а за каждое следующее совершенное нарушение — установить в размере 100 % стоимости товара, проданного с нарушением.
Пятикратный штраф от стоимости товара, проданного с нарушением, налагаемый сейчас за каждое следующее нарушение, хотят отменить
Во-вторых, за такую провинность, как несоответствие суммы наличных на месте проведения расчетов сумме по дневному отчету (расчетным квитанциям, выданным с начала дня), собираются наказывать исключительно юрлиц.
Причем юрлиц, использующих РРО, планируют штрафовать лишь в случае, если сумма расхождения между суммой наличных средств и суммой средств из дневного отчета будет превышать 10 % размера МЗП. То есть нештрафоопасный зазор для них как минимум хотят сделать в 121,8 грн.
Остальные нарушения, подпадающие под этот штраф, останутся прежними. Они, как и сейчас, будут касаться всех субъектов хозяйствования, осуществляющих расчетные операции с использованием РРО, КУРО и РК. Напомним, это проведение расчетных операций с использованием РРО или РК на неполную сумму стоимости товаров (предоставленных услуг); непроведение расчетных операций через РРО с фискальным режимом; нераспечатка расчетного документа, подтверждающего выполнение расчетной операции или проведение ее без использования РК на отдельном хозяйственном объекте такого субъекта хозяйствования.
А вот штраф в размере 20 ннмдг (340 грн.) из п. 4 ст. 17 Закона об РРО (ср. ), налагаемый ныне за нераспечатку Z-отчета или его несохранение, и вовсе планируют отменить. Ура! Сколько горя натерпелись РРОшники с распечаткой Z-отчета и придирками налоговиков по поводу хранения его в КУРО.
Поощрительные «бонусы» новичкам
Депутаты хотят дополнить разд. II «Заключительные положения» Закона об РРО введением поощрительных бонусов — освобождением от санкций тех, кто вливается в ряды РРОшников (см. таблицу).
Нештрафоопасные периоды для новичков
РРО | Субъекты хозяйствования | «Бонусный» период | Условия |
Освобождаются от санкций за нарушение требований Закона об РРО | |||
с 01.01.2015 г. | 1) при предоставлении услуг 2) при продаже товаров в системе электронной торговли (коммерции) | до 01.07.2015 г. | — |
с 01.07.2015 г. по 01.01.2016 г. | — до 01.08.2015 г. — заключили договоры на поставку РРО, включенных в Госреестр РРО; — до 01.01.2016 г. — ввели такие РРО в эксплуатацию | ||
3) при выполнении операций купли-продажи иностранной валюты не в кассах банка/операций по приему наличных для дальнейшего перевода через ПТКС | до 01.01.2016 г. | — | |
Освобождаются от санкций, предусмотренных ст. 17 Закона об РРО | |||
с 01.07.2015 г. | ФЛП-единщики группы 3 | с 01.07.2015 г. до 01.01.2016 г. | — до 01.08.2015 г. — заключили договоры на поставку РРО, включенных в Госреестр РРО; — до 01.01.2016 г. — ввели такие РРО в эксплуатацию |
с 01.01.2016 г. | ФЛП-единщики группы 2 | с 01.01.2016 г. до 01.07.2016 г. | — до 01.01.2016 г. — заключили договоры на поставку РРО, включенных в Госреестр РРО; — до 01.07.2016 г. — ввели такие РРО в эксплуатацию |
Как видите, ФЛП-единщиков групп 2 и 3 от РРО хоть и не освобождают, но они на определенный период смогут избежать штрафов, если вовремя заключат договор с поставщиком РРО и введут их в эксплуатацию.
Слушание законопроекта № 1088 перенесено на 30.06.2015 г. Так что держим кулачки за победу здравого смысла.