Темы статей
Выбрать темы

Зерновая НДС-льгота: акцент на 75 % критерий сельхоздоли

Бобро Анатолий, налоговый эксперт
Письмо ГФСУ от 16.09.2015 г. № 19763/6//99-99-19-03-02-15

вывод документа


Если первая поставка зерновых и технических культур осуществляется плательщиком, не соответствующим понятию сельхозпредприятия согласно п. 209.6 НКУ* (им не выдерживается 75 % критерий так называемой сельхоздоли**), такая операция освобождается от налогообложения. Если сельхоздоля больше 75 % — налогообложение по ставке 20 %

* Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

** Под сельхоздолей понимается удельный вес стоимости сельхозтоваров/услуг в стоимости всех товаров/услуг, поставленных в течение предыдущих 12 последовательных отчетных налоговых периодов совокупно.

Указанное письмо посвящено порядку льготного обложения НДС операций по поставке на таможенной территории Украины определенных видов зерновых и технических культур согласно п. 152 подразд. 2 разд. XX НКУ.

В письме указано, что общее правило освобождения от налогообложения не распространяется на первую поставку зерновых и технических культур (соответственно товарных позиций 1001 — 1008, а также 1205 и 1206 00 согласно УКТ ВЭД) сельхозпредприятиями-производителями и предприятиями, которые непосредственно приобрели их у таких производителей.

Сразу скажем: вывод налоговиков с обращением к п. 209.6 НКУ полностью справедливый и соответствует кодексным НДС-правилам.

Сомнения в отношении правильности применения зерновой НДС-льготы связывались с отсутствием в п. 152 подразд. 2 разд. XX НКУ упоминания о сельхоздоле, а тем более о ее размере.

По нашему мнению, большой необходимости в этом нет, отсутствие такого упоминания к двойному толкованию этой нормы не приводит. Поскольку идет речь именно об обложении НДС, то, конечно, нельзя руководствоваться кодексными правилами, выписанными для других видов налогообложения.

Таким образом, регламентированные п. 152 подразд. 2 разд. XX НКУ особенности НДС-налогообложения операций с указанными выше зерновыми и техническими культурами следует понимать в контексте норм только соответствующего разд. V «Налог на добавленную стоимость» НКУ.

В то же время обратим внимание, что наличие или отсутствие у сельхозпредприятия статуса спецрежимного плательщика НДС на право применения п. 152 подразд. 2 разд. XX НКУ не влияет. Не забываем, что сельхозпредприятие (соответствующее критериям, установленным в п. 209.6 НКУ) может, но не обязано избрать спецрежим налогообложения ( п. 209.1 НКУ).

Следовательно, в контексте сельхозтоваропроизводителей зерновая НДС-«антильгота» касается:

— только сельхозпредприятий как юридических лиц;

— при условии достижения 75 % критерия сельхоздоли;

— культур собственного выращивания на собственных или арендованных основных фондах, а также на давальческих условиях.

Несколько слов о первых посредниках, т. е. о предприятиях, которые приобретают зерновые и технические культуры непосредственно у сельхозпредприятий. Для правомерного применения п. 152 подразд. 2 разд. XX НКУ они должны быть уверенными в своем поставщике в свете п. 209.6 НКУ. И такую уверенность им может предоставить налоговая накладная. Ведь, как известно, сельхозпредприятие — субъект спецрежима во второй части порядкового номера налоговой накладной указывает код деятельности «2».

Если предоставляется обычная налоговая накладная (например, в случае когда предприятие, соответствующее требованиям ст. 209 НКУ, не избрало спецрежим), то для правомерного применения посредником п. 152 подразд. 2 разд. XX НКУ ему желательно запросить у сельхозпредприятия соответствующую справку о подтверждении статуса собственно выращенного зерна и достижения им 75 % критерия сельхоздоли.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше