Темы статей
Выбрать темы

«Все тече, а я гадав, що ти лише вода...»*: о спецводоренте

Нестеренко Максим, налоговый эксперт
Вода — это действительно особый ресурс. Не зря она всегда олицетворяла собой жизнь, которую Творец дает всему живому! Сложно даже перечислить те функции, которые выполняет вода! Поэтому не удивительно, что использование воды в хозяйственной деятельности является платным. Такое использование называется специальным и за него взимается особая рента! Что представляет собой эта рента, кто ее платит и когда? На все эти вопросы отвечаем прямо сейчас!

* Из песни «Вода» (группа «ТНМК»).

Правила, по которым определяется спецводорента, установлены ВКУ и НКУ.

Суть спецводоренты

img 1

Для начала коротко напомним о сути ренты за специальное использование воды.

В соответствии со ст. 48 ВКУ специальное водопользование — это забор водопользователями воды из водных объектов с применением сооружений или технических устройств, использование воды и сброс загрязняющих веществ в водные объекты, включая забор воды и сброс загрязняющих веществ с возвратными водами с применением каналов. Водопользователи могут быть первичными (сами забирают воду из водных объектов) и вторичными (получают воду от первичных водопользователей) ( ст. 42 ВКУ).

Специальное использование воды в Украине является платным ( ст. 49 ВКУ). Сразу отметим, чтобы не было недоразумений: специальное водопользование оплачивается не только в форме спецводоренты. Из ст. 48 ВКУ следует, что спецводопользование включает в себя: (1) забор воды из водных объектов и (2) сброс загрязняющих веществ в водные объекты. Следовательно, забор воды из водных объектов оплачивается в форме спецводоренты, а сброс загрязняющих веществ в водные объекты — в форме соответствующей разновидности экологического налога ( ст. 30 ВКУ). О последнем читайте в статье на с. 22 сегодняшнего номера, а сейчас нас интересует исключительно спецводорента.

Если вы являетесь первичным водопользователем, осуществляющим специальное использование воды, вы должны получить специальное разрешение на такое использование

Это разрешение бесплатно выдается соответствующей государственной администрацией ( ст. 49 ВКУ). В то же время вторичные водопользователи осуществляют спецводопользование на основании договора на поставку воды с первичным водопользователем (см. письмо Минприроды от 15.03.2011 г. № 5515/16/10-11-МП). Обязанностью каждого водопользователя**, осуществляющего специальное использование воды, является своевременная уплата спецводоренты ( п.п. 11 ст. 44 ВКУ).В то же время систематическая неуплата спецводоренты является одним из оснований для прекращения права на специальное водопользование ( п.п. 8 ч. 1 ст. 55 ВКУ).

Статьей 30 ВКУ предусмотрено, что рента за специальное использование воды взимается в порядке, установленном НКУ с целью стимулирования рационального использования и охраны вод, а также восстановления водных ресурсов. Эта рента является общегосударственным налогом ( п.п. 9.1.6 НКУ, п.п. 14.1.217 НКУ).

** За исключением тех, которые освобождены от такой обязанности согласно НКУ.

Более полное впечатление о видах спецводоренты можно получить из ст. 255 НКУ. Указанная статья предусматривает шесть разновидностей спецводоренты, отличающихся между собой ставками и кругом плательщиков.

Плательщики спецводоренты

Плательщиками спецводоренты являются водопользователи — субъекты хозяйствования независимо от формы собственности, использующие воду, полученную путем забора воды из водных объектов (первичные водопользователи) и/или от первичных или других водопользователей (вторичные водопользователи), и использующие воду для нужд гидроэнергетики, водного транспорта и рыбоводства. К таким водопользователям относятся ( п. 255.1 НКУ):

— юридические лица, их филиалы, отделения, представительства, другие обособленные подразделения без создания юридического лица (кроме бюджетных учреждений);
— постоянные представительства нерезидентов;
— физические лица — предприниматели

Не являются плательщиками спецводоренты те водопользователи, которые используют воду исключительно для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических* нужд населения, в том числе юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и плательщиков единого налога ( п. 255.2 НКУ).

* Для целей ст. 255 НКУ под термином «санитарно-гигиенические нужды» следует понимать использование воды в туалетных, душевых, ванных комнатах и умывальниках и использование для содержания помещений в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии.

При этом налоговики отмечают, что использование воды исключительно на указанные цели подтверждается данными первичного учета (см. консультацию из БЗ, подкатегория 121.06). В то же время налоговики ничего не говорят о том, что такие водопользователи должны подавать налоговикам заявление об отсутствии объекта налогообложения. Если объект налогообложения отсутствует в течение всего отчетного года — не надо подавать также и декларацию по спецводоренте (подробнее об этом читайте на с. 11 сегодняшнего номера).

А если субъект хозяйствования использует воду частично для санитарно-гигиенических нужд, а частично — для других?. Дело в том, что НКУ не предусматривает распределения объемов использованной воды на налогооблагаемую и не облагаемую налогом части. Поэтому если такая вода одновременно используется для налого­облагаемых и не облагаемых налогом целей — спецводорентой облагается общий объем потребленной воды (см. консультацию в БЗ, подкатегория 121.02; см. также письмо МУ ЦО ОКП ГФС от 06.11.2015 г. № 24817/10/28-10-06-11).

Теперь представим, что субъект хозяйствования получает воду в цистернах и других емкостях и использует ее как на санитарно-гигиенические и питьевые, так и на другие цели. Здесь налоговики признают возможным осуществить распределение. В консультации из подкатегории 121.01 БЗ они приходят к выводу, что такой субъект хозяйствования является плательщиком спецводоренты только в части воды, использованной для других целей, нежели собственные санитарно-гигиеническо-питьевые. Впрочем, данный вывод является спорным. Дело в том, что субъект хозяйствования, получающий воду в цистернах и других подобных емкостях, строго говоря, вообще не является водопользователем. А посему и платить спецводоренту он не должен. Причем независимо от того, как использует приобретенную в цистернах воду.

А теперь — еще одна нестандартная ситуация. Не так давно от нашей читательницы поступил весьма интересный вопрос. А именно: являются ли плательщиками спецводоренты те субъекты хозяйствования, которые осуществляют сбор дождевой воды и ее очистку для дальнейшего использования в своей хозяйственной деятельности (не только для собственных санитарно-гигиенических нужд)?

Если говорить о спецводоренте, то в этом случае быть не должно. Так как спецводорента взимается за воду, полученную путем забора* из водных объектов ( п. 255.1 НКУ). А водный объект ― это естественный или созданный искусственно элемент окружающей среды, в котором сосредотачиваются воды ( ст. 1 ВКУ).

* Речь идет как о непосредственном заборе воды (для первичных водопользователей), так и об опосредованном (приобретение забранной воды вторичным водопользователем).

В свою очередь, вода, возникшая в результате атмосферных осадков, относится ВКУ к сточным водам. О такой воде ВКУ вообще не говорит в контексте водопользования, а только в контексте того, что нужно обеспечивать сброс сточных вод в соответствии с действующим законодательством ( ст. 70 ВКУ). Кроме того, сточные воды рассматриваются ВКУ как загрязняющие, а не пополняющие собой водные объекты ( п.п. 4 ч. 1 ст. 44 ВКУ).

Таким образом, если субъект хозяйствования собирает дождевую воду и перерабатывает ее, то он не осуществляет спецводопользование в понимании ст. 48 ВКУ. Сбор дождевой воды (или воды, образовавшейся в силу того, что растаял снег или лед) не попадает под указанное в ВКУ определение. Следовательно, в этом случае субъект хозяйствования не будет уплачивать ни спецводоренту, ни «водный» эконалог. Да и разрешение на спецводопользование ему не нужно.

База налогообложения и ставки

Базой обложения спецводорентой всегда является объем воды, которая фактически была задействована в специальном использовании

Этот объем исчисляется водопользователями самостоятельно на основании данных первичного учета согласно показаниям измерительных приборов. Если таких приборов нет — объем фактически использованной воды определяется водопользователем по технологическим данным. Сюда относятся продолжительность работы агрегатов, объем произведенной продукции или предоставленных услуг, расход электроэнергии, пропускная способность водопроводных труб за единицу времени и т. п.

Помните: если измерительных приборов у вас нет, но можно их установить — спецводорента уплачивается в двукратном размере ( п.п. 255.11.10 НКУ). При этом возможность установить измерительные приборы определяет Государственная архитектурно-строительная инспекция Украины (см. консультацию из БЗ, подкатегория 121.06).

База налогообложения немного по-разному определяется для разных видов спецводоренты. Также для разных видов спецводоренты установлены разные ставки. Для того, чтобы наглядно продемонстрировать это, представим информацию о базе налогообложения и ставках спецводоренты в виде таблицы.

№ п/п

Вид

спецводоренты

База

налогообложения

Ставки

рентной платы

1

за специальное использование поверхностных и подземных вод

фактический объем воды, который используют водопользователи, с учетом объема потерь воды в их системах водоснабжения

Ставки установлены в гривнях за 100 м3 в зависимости от бассейна реки (для поверхностных вод) или региона (для подземных вод). Ставки указаны в пп. 255.5.1, 255.5.2 НКУ

2

за специальное использование воды, входящей исключительно в состав напитков

фактический объем воды, который используют субъекты хозяйствования для приготовления напитков

— 42,82 гривни за 1 м3 поверхностной воды;

— 49,94 гривни за 1 м3 подземной воды

3

за специальное использование шахтной, карьерной и дренажной воды

фактический объем использованной шахтной, карьерной и дренажной воды

9,92 гривни за 100 м3 воды

4

за специальное использование воды для нужд гидроэнергетики*

фактический объем воды, пропускаемой через турбины гидроэлектростанций для производства электроэнергии

8,77 гривни за 10000 м3 воды, пропущенной через турбины гидроэлектростанций

5

за специальное использование поверхностных вод для нужд водного транспорта (кроме поверхностных вод Дуная)*

время использования поверхностных вод эксплуатируемым грузовым самоходным и несамоходным флотом (в зависимости от тоннажности), и эксплуатируемым пассажирским флотом (в зависимости от количества мест)

— для эксплуатируемого грузового самоходного и несамоходного флота — 0,1503 гривни за 1 тоннаж-час эксплуатации;

— для эксплуатируемого пассажирского флота — 0,0167 гривни за 1 место-сутки эксплуатации

6

за специальное использование воды для нужд рыбоводства*

фактический объем воды, необходимой для пополнения водных объектов при разведении рыбы и других водных живых ресурсов (в том числе для пополнения, связанного с потерями воды на фильтрацию и испарение)

— 46,03 гривни за 10000 м3 поверхностной воды;

— 55,34 гривни за 10000 м3 подземной воды

* Уплата этих видов спецводоренты не освобождает водопользователя от уплаты «общей» спецводоренты — за использование поверхностных и подземных вод ( п.п. 255.11.7 НКУ).

Указанные ставки ежегодно индексируются (увеличиваются). В частности, в 2016 году ставки спецводоренты были увеличены на 26,49 — 26,55 % (см. письмо ГФСУ от 22.01.2016 г. № 2038/7/99-99-15-04-02-17). Автоматическая индексация ставок, которую Минфин предлагал осенью прошлого года, пока не введена. Таким образом, индексация происходит путем ежегодного принятия соответствующего законопроекта, внесенного Кабмином ( п. 4 разд. ХIХ НКУ). Кроме того, в некоторых случаях к установленным НКУ ставкам применяются понижающие коэффициенты ( пп. 255.6, 255.7 НКУ). Указанные коэффициенты соответствующим образом уменьшают сумму спецводоренты.

В то же время НКУ установлен перечень способов спецводопользования, освобожденных от спецводоренты. Кроме воды, используемой исключительно для собственных санитарно-гигиенических и питьевых нужд, спецводорента не уплачивается:

— за воду, используемую для противопожарных нужд;

— за воду, используемую для нужд внешнего благоустройства территорий городов и других населенных пунктов*;

* Налоговики настаивают на том, что это освобождение работает исключительно для балансодержателя объектов благоустройства (см. консультацию из БЗ, подкатегория 121.01).

— за воду, используемую для пылезаглушки в шахтах и карьерах;

— за воду, забираемую научно-исследовательскими учреждениями для проведения научных исследований в области рисосеяния и для производства элитных семян риса;

— за воду, потерянную в магистральных и межхозяйственных каналах оросительных систем и магистральных водогонах;

— за подземную воду, извлекаемую из недр для устранения вредного действия вод (подтопления, засоления, заболачивания, оползня, загрязнения и т. п.), кроме карьерной, шахтной и дренажной воды, используемой в хозяйственной деятельности после извлечения, и/или получаемую для использования другими пользователями;

— за воду, забираемую для обеспечения выпуска молоди ценных промышленных видов рыбы и других водных живых ресурсов в водные объекты;

— за морскую воду, кроме воды из лиманов*;

* Если предприятие осуществляет забор воды морской, а затем опресняет ее и использует опресненную воду в своей хозяйственной деятельности — спецводоренты тоже не должно быть. Поскольку нет забора налогооблагаемой воды из водного объекта. Вместо этого происходит переработка не облагаемой налогом морской воды, а следовательно, спецводопользования нет.

— за воду, используемую садоводческими и огородническими товариществами (кооперативами);

— за воду, забираемую для реабилитации, лечения и оздоровления реабилитационными учреждениями для инвалидов и детей-инвалидов, предприятиями, учреждениями и организациями физкультуры и спорта для инвалидов и детей-инвалидов, основанными всеукраинскими общественными организациями инвалидов в соответствии с законом.

Лимиты на использование воды

Лимит использования воды — это предельный объем использования воды, устанавливаемый разрешением на специальное водопользование ( ст. 1 ВКУ). Этот показатель обязательно указывается в разрешении на спецводопользование ( ст. 49 ВКУ).

Значение этого показателя в том, что он учитывается при расчете спецводоренты ( п.п. 255.11.2 НКУ). А именно: если вы превысили установленный годовой лимит, рентная плата исчисляется и уплачивается в пятикратном размере ( п.п. 255.11.13 НКУ).

То есть ко всем сверхлимитным объемам использованной воды применяется повышающий коэффициент 5

Для первичного водопользователя лимит использования воды будет указан в разрешении на спецводопользование. А вот вторичным водопользователям следует ориентироваться на лимит, указанный в договоре на поставку воды.

А если у водопользователя вообще нет разрешения на спецводопользование? Или в договоре на поставку воды не указаны лимиты? Тогда вся использованная им вода считается сверхлимитной и соответственно облагается налогом в пятикратном размере ставок ( п.п. 255.11.15 НКУ). То же самое происходит в том случае, когда срок действия разрешения на спецводопользование истек, но водопользователь продолжает использовать воду (см. консультацию из БЗ, подкатегория 121.05).

Напомним, что лимиты использования воды утверждает соответствующая местная государственная администрация, которая выдает разрешение на спецводопользование ( ст. 49 ВКУ; консультация в БЗ, подкатегория 121.06).

Что ж, на этом можно завершить наше ознакомление со спецводорентой. Далее будем рассуждать о достаточно распространенной, но от того не менее сложной ситуации. А именно: кто и когда уплачивает спецводоренту в случае, когда между водопользователями есть арендные отношения.

выводы

  • НКУ устанавливает шесть видов спецводоренты — «общий» (для пользователей поверхностных и подземных вод), для нужд гидроэнергетики, для нужд водного транспорта, для нужд рыбоводства, за воду, входящую в состав напитков, и за шахтную, карьерную и дренажную воду.

  • Специспользование воды осуществляется на основании соответствующего разрешения. В случае превышения лимита, указанного в разрешении, спецводорента уплачивается в пятикратном размере.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше