Темы статей
Выбрать темы

«Отношения» в ОСМД: трудовые и не только

Боярчук Инесса, эксперт по вопросам оплаты труда
1 июля 2016 года не за горами. И у собственников многоквартирных домов почти не осталось времени, чтобы определиться с формой управления своим домом. А ведь ст. 13 Закона № 417 на это был выделен целый год. Вам не безразлична судьба своего дома, вы уже организовали или находитесь в процессе организации своего ОСМД и собираетесь назначать председателя правления? Да и главный бухгалтер (бухгалтер) не помешает! Тогда мы спешим к вам, дабы помочь с организационными моментами и оформлением отношений с этими важными лицами в ОСМД.

Что представляет собой объединение совладельцев многоквартирного дома (далее — ОСМД), вы уже знаете из статьи на с. 20. Но вот члены правления избраны и пора позаботиться о председателе правления.

Процедуру избрания председателя правления, порядок исполнения им обязанностей, перечень задач и форму оплаты (при необходимости) утверждают уставом организации

Избирать председателя могут:

— общее собрание ( п. 19 ст. 10 Закона об ОСМД)

либо

— избранные члены правления (п. 16 Типового устава).

Но учтите, что в любом случае председатель правления — это лицо, которое является собственником жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме созданного объединения.

Председателя избрали? Тогда давайте поговорим о том, как оформить отношения с ним. Какие есть варианты? Работа на общественных началах либо по трудовому договору. Но обо всем по порядку.

Председатель правления: работа на общественных началах

ОСМД — неприбыльная организация. Это значит, что ее руководителем не обязательно должно выступать должностное лицо.

Законодательство не содержит запрета для исполнения обязанностей председателем правления ОСМД на общественных началах

Косвенно такой вывод следует из письма Минсоцполитики от 02.03.2015 г. № 228/13/84-15.

Однако такой вариант исполнения обязанностей председателем должен быть четко зафиксирован в уставе либо другом документе, утвержденном общим собранием собственников ОСМД.

Основным признаком работы на общественных началах является то, что она бесплатная и осуществляется в свободное от основной работы время. Применять ее имеет смысл, если председатель будет выполнять время от времени небольшой объем работ, который не требует его постоянного присутствия. Например, если управленческие функции большей частью переданы управителю.

В ином случае лучше остановиться на трудовом варианте оформления отношений с председателем. Ведь существует вероятность, что контролирующие органы попытаются отношения «на общественных началах» подтянуть под трудовые.

Чем это плохо? Во-первых, получается, что председатель приступил к работе без обязательного уведомления налоговиков и без заключения трудового договора. За это «светит» штраф в тридцатикратном размере минзарплаты, установленном на момент выявления нарушения ( абз. 2 ч. 2 ст. 265 КЗоТ). А во-вторых, признав отношения трудовыми, нужно будет еще начислить зарплату за весь период работы.

Председатель правления: работа по трудовому договору

Если председатель правления ОСМД по решению общего собрания исполняет свои полномочия на платной основе — с ним заключают трудовой договор. Размер оклада определяет общее собрание ( п. 9 ст. 10 Закона об ОСМД), но он должен быть больше минимальной заработной платы, установленной законом на соответствующий месяц.

Выплачивать зарплату следует с соблюдением требований ст. 115 КЗоТ. Что требует эта статья Кодекса? Работодатель обязан выплачивать заработную плату работникам:

1) не реже двух раз в месяц через промежуток времени, не превышающий 16 календарных дней;

2) не позднее 7 дней после окончания периода, за который производится выплата.

Зарплату необходимо выплачивать в рабочие дни. В случае если установленный день выплаты совпал с праздничным, нерабочим или выходным днем, заработная плата выплачивается накануне ( ч. 2 ст. 115 КЗоТ).

Трудовое законодательство не требует заключения трудового договора с председателем правления в письменной форме. То есть он может быть заключен в устной форме и оформлен распоряжением (приказом). Основанием для его издания будет протокол общего собрания (протокол заседания правления), на котором был избран председатель правления и определены условия оплаты его труда.

Текст распоряжения (приказа) может быть следующим: «Приступаю к исполнению должностных обязанностей председателя правления с окладом согласно штатному расписанию с 6 июня 2016 года».

Важно! Такое распоряжение (приказ) должно быть издано заблаговременно! Ведь после его издания, но до даты, с которой председатель приступит к исполнению своих обязанностей, необходимо подать налоговикам Уведомление о его приеме на работу по форме, приведенной в постановлении № 413. В форме уведомления указываем, в частности:

— в графе 4 категорию лица (если для председателя это основное место работы, проставляем «1»; если он будет исполнять свои обязанности по совместительству (без трудовой книжки) — «2»);

— в графах 7, 8 — номер и дату издания распоряжения (приказа) о том, что председатель приступает к исполнению своих должностных обязанностей, соответственно;

— в графе 9 — дату начала работы.

Что касается уведомления о приеме на работу руководителя (в нашем случае — председателя правления), здесь есть свои особенности. У вас наверняка возникнет вопрос, не нарушаете ли вы требования ст. 24 КЗоТ. Ведь назначение председателя вновь созданного ОСМД рассматривают общим собранием (правлением) одновременно с вопросом создания юридического лица и утверждением его устава. То есть на этапе государственной регистрации вы уже проинформировали госрегистратора, кто у вас будет председателем правления! Спешим вас успокоить — вы ничего не нарушаете.

Протокол общего собрания или протокол правления о назначении председателя, по сути, является лишь общей визой на заявлении о приеме на работу этого лица. А регистрационные документы только идентифицируют того, кто будет занимать эту должность после регистрации предприятия. Ведь до регистрации ОСМД трудовые отношения возникнуть попросту не могут.

А можно ли с председателем заключить срочный трудовой договор? Да, можно. Но обязательно этот факт отразите в протоколе общего собрания или протоколе заседания правления, которым оформляли его избрание, а также в распоряжении (приказе) о приеме на работу, указав срок, на который заключен трудовой договор.

А теперь давайте поговорим еще об одной значимой фигуре в ОСМД — о главном бухгалтере (или просто бухгалтере, если он один).

Принимаем на работу главного бухгалтера (бухгалтера)

ОСМД ведут бухгалтерский учет и предоставляют финансовую отчетность, как и другие предприятия — юридические лица ( п. 1 ст. 2 Закона о бухучете). При этом ведение бухгалтерского учета возможно по одному из приведенных вариантов ( п. 4 ст. 8 Закона о бухучете):

— введение в штат ОСМД должности бухгалтера или создание бухгалтерской службы во главе с главным бухгалтером;

— пользование услугами специалиста по бухгалтерскому учету, зарегистрированного в качестве предпринимателя, который осуществляет предпринимательскую деятельность без создания юридического лица;

— ведение на договорных началах бухгалтерского учета централизованной бухгалтерией или аудиторской фирмой;

— самостоятельное ведение бухгалтерского учета и составление отчетности непосредственно председателем правления.

В нашей статье рассмотрим трудовой вариант ведения бухгалтерского учета. Увы, но здесь ни о каких общественных началах и речи быть не может. Ведь

работодатель, допустивший выполнение работниками своих трудовых обязательств на общественных началах, даже по их собственному желанию, грубо нарушает требования трудового законодательства

Должность главного бухгалтера (бухгалтера) должна быть указана в штатном расписании ОСМД.

Прием на работу стандартный. В общем случае он выглядит следующим образом:

1) работник предоставляет заявление о приеме на работу и другие документы, необходимые для заключения трудового договора;

2) работник и работодатель согласовывают условия и форму трудового договора;

3) заявление вместе с документами передается председателю, который их рассматривает и проставляет соответствующую резолюцию;

4) на основании заявления и в соответствии с проставленной резолюцией оформляется приказ (распоряжение) о приеме на работу, который подписывает председатель ОСМД;

5) работник ознакомляется с приказом (распоряжением) о приеме на работу под подпись;

6) о заключении трудового договора информируют налоговые органы путем подачи Уведомления до момента допуска работника к работе (см. выше);

7) запись о приеме на работу вносят в трудовую книжку работника, если это место работы является для него основным.

Главный бухгалтер (бухгалтер) принят. Давайте рассмотрим, как будет облагаться его заработная плата и зарплата председателя, если он принят по трудовому договору.

Оплата труда и налогообложение

Размеры окладов работников ОСМД устанавливают в штатном расписании в пределах утвержденной сметы ОСМД. При этом следует учесть, что их величина не может быть меньше установленного размера минимальной зарплаты. Отметим, что с 1 мая 2016 года размер минимальной заработной платы равен 1450 грн.

Если председатель правления либо другой работник трудится на 0,5 или на 0,75 ставки, оплата производится пропорционально отработанному времени.

Кроме того, работникам ОСМД могут выплачиваться прочие надбавки, премии, матпомощь в пределах денежных средств, определенных сметой ОСМД на оплату труда.

Зарплата работников, которые трудятся на благо ОСМД, облагается в общем порядке. То есть с нее удерживают НДФЛ по ставке 18 % и ВС по ставке 1,5 %. Начисленную/выплаченную зарплату, а также удержанные/уплаченные НДФЛ и ВС отражайте в Налоговом расчете по форме № 1ДФ.

Также не забываем о ЕСВ. На зарплату обычных работников начисляем взнос по ставке 22 %, а на зарплату работников-инвалидов — по ставке 8,41 %. О начисленном ЕСВ отчитываемся путем подачи отчета по форме № Д4.

Начисленные председателю правления и работникам ОСМД доходы в виде зарплаты подлежат индексации в соответствии с Порядком проведения индексации денежных доходов населения, утвержденным постановлением КМУ от 17.07.2003 г. № 1078.

Все работники ОСМД являются застрахованными лицами и имеют право на материальное обеспечение, предусмотренное Законом Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» от 23.09.99 г. № 1105-XIV.

Также на них в полной мере распространяется отпускное законодательство.

выводы

  • Председатель правления может осуществлять свою деятельность на общественных началах либо по трудовому договору.
  • Если председателя правления принимаете на работу по трудовому договору, не забудьте уведомить об этом орган ГФС.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше