Темы статей
Выбрать темы

Заправляем электрокар

Алешкина Наталья, налоговый эксперт
Главная отличительная фишка электрокара — это, безусловно, использование электричества вместо традиционных видов топлива. Об этом и поговорим.

Сразу скажем: никаких нормативных актов, которые бы регулировали порядок хранения и списания электричества в аккумуляторах, нет. Однако учет потребления электроэнергии, разумеется, вести необходимо. Как минимум это нужно для внутреннего контроля и для подтверждения связи расходов с хозяйственной деятельностью предприятия (в частности, это важно для подтверждения входного НДС и для исключения рисков признания дополнительного блага физлица, пользующегося авто).

Приобретение электроэнергии

Как правило, в зарядных устройствах, как стационарных, так и мобильных, уже имеется счетчик потребляемой электроэнергии и энергометр, поэтому фиксировать фактическое потребление электроэнергии при зарядке через зарядное устройство труда не составит. Не сложно также фиксировать потребление киловатт-часов при зарядке электрокара на электрозаправках. Обычно с владельцем таких зарядных станций заключается договор на оказание услуг по зарядке АКБ электрокара. С помощью учетной системы поставщика осуществляется контроль потребления электроэнергии и по факту предоставления таких услуг оформляется соответствующий первичный документ, подтверждающий осуществление хозяйственной операции. Заметим: стоимость 1 кВт•ч варьируется и может составлять от 3 до 4,5 грн. плюс за каждую минуту использования зарядного устройства уплачивается аренда.

Использование электроэнергии

Информацию о пробеге автомобиля при полном заряде аккумулятора, как правило, дает производитель. Запас хода (пробег на одном заряде АКБ) в среднем составляет 300 км при емкости АКБ 39 кВт•ч. При этом никаких строгих норм пробега нет, а нормы списания горюче-смазочных материалов для классических авто* здесь не применяются.

* Утверждены приказом Минтранса от 10.02.98 г. № 43.

Придется к тому же самостоятельно разработать первичные документы (по аналогии с путевым листом) для контроля пробега автомобиля и фиксации кВт•ч электроэнергии

Кстати, в настоящее время широко используются GPS-трекеры, благодаря которым в любой момент времени вы можете узнать местонахождение автомобиля, его скорость, уровень и расход топлива, а также прочие детали. В целом, использование подобных гаджетов позволяет осуществлять полный контроль фактического использования автомобиля.

А как учитывать зарядку аккумулятора (поступление кВт•ч) — как поступление запасов или как услуг?

К запасам для целей бухучета, в частности, относятся товары в виде материальных ценностей, которые приобретены (получены) и содержатся предприятием в целях дальнейшей продажи. А материальными ценностями принято считать только те, которые можно пересчитать, пощупать и т. д. Поскольку единица учета электроэнергии определена в киловатт-часах, то пересчитать ее можно. Причем о товарности электроэнергии в свое время говорили контролеры (см. письмо ГНАУ от 02.09.2009 г. № 18846/7/15-0217). Кстати, для целей НДС поставка электрической энергии также приравнивается к поставке товара (п.п. 14.1.191 НКУ).

Однако «товарное» отражение в бухучете электроэнергии, думаем, больше подойдет производителям электричества. А потребитель получает от поставщика услугу по электроснабжению, значит, и учитывать у себя должен получение именно услуги (письмо ГФСУ от 23.12.2016 г. № 40753/7/99-99-15-13-01-17 и от 05.09.2017 г. № 1817/6/99-99-15-03-02-15/ІПК). Другое дело, что поступившая электроэнергия хранится в аккумуляторе и только по мере эксплуатации электрокара происходит фактическое ее использование (списание).

В связи с этим на сегодняшний день существует два подхода учета электроэнергии:

(1) кВт•ч при зарядке учитывают на дебете счета 39 «Расходы будущих периодов». Затем списывают на расходы исходя из фактического пробега авто;

(2) кВт•ч включают сразу при зарядке автомобиля в расходы отчетного периода.

Нам ближе второй вариант. Ведь при использовании счета 39 предприятие, по идее, должно также учитывать электроэнергию для прочих аккумуляторов. Например, при зарядке мобильных телефонов, powerbankов и пр. Согласитесь, это не абы какая морока. Кроме того, потребление электроэнергии как услуги происходит в момент заправки электромобиля. По сути, заряд аккумулятора дальше никуда не уйдет и использовать его может только конкретный электрокар. В отличие от классического топлива, которое можно, например, слить, продать на сторону и т. д. Строго говоря,

электричество — это абсолютно другой вид ресурса, соответственно и подход в его учете должен быть иной

Поэтому, считаем, следить за списанием электричества не надо. Следует уже в момент осуществления зарядки электрокара списывать такие услуги по электроэнергии в состав расходов. При этом для подтверждения хозяйственности потребленной электроэнергии достаточно ведения путевых листов с указанием маршрута передвижения автомобиля и показаний спидометра. Впрочем, свою позицию налоговики еще не сформировали, поэтому осторожный плательщик может, получив разъяснение на свое имя, действовать согласно ему.

Приведем пример учета электроэнергии для зарядки аккумулятора.

Пример. Предприятие заключило договор с владельцем зарядных станций для заправки своего электромобиля. Условиями договора предусмотрено обязательное наличие аванса не меньше 200 грн. Стоимость 1 кВтч составляет 3,6 грн. (в том числе НДС — 0,6 грн.). Стоимость 1-го часа аренды зарядного устройства — 60 грн. (в том числе НДС — 10 грн.). По данным электронной системы поставщика, автомобиль заправился на 24 кВтч за 1 час. По окончании отчетного периода предоставлен акт выполненных услуг от поставщика на общую сумму 146,40 грн., в том числе НДС — 20 % (3,6 грн. х 24 кВт + 1 час х 60 грн.).

Покажем хозяйственные операции в проводках.

Учет приобретения и использования электроэнергии

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма,

грн.

Дт

Кт

1

Перечислена по договору предоплата владельцу зарядных станций

371

644/1

311 644/НДС

360

60

2

Отражен НК по НДС при условии регистрации НН в ЕРНН

641/НДС

644/1

60

3

Аккумулятор заряжен ((24 кВт•ч х 3,6 грн.), согласно данным электронной системы поставщика

92 644/НДС

631 631

72 14,40

4

Аренда зарядной станции за 1 час (по данным электронной системы поставщика)

92 644/НДС

631 631

50 10

5

Подписан акт выполненных работ с поставщиком и проведен зачет задолженности поставщика (зарядка АКБ (количество кВт•ч) 86,40 грн. + аренда станции 60 грн.)

631

371

146,40

В завершение скажем, что электрокар уверенно набирает обороты на рынке Украины и уступать своих позиций, видимо, не намерен, а значит, к теме его учета мы еще вернемся.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше