МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ
Об условиях оплаты труда по контракту
Письмо от 21.04.2011 г. № 4194/0/14-11/13
(извлечение)
<…>
Работник имеет право реализовать свои способности к производительному и творческому труду путем заключения трудового договора на предприятии.
Контракт является особой формой трудового договора, в котором срок его действия, права, обязанности и ответственность сторон (в том числе материальная), условия материального обеспечения и организации труда работника, условия расторжения договора, в том числе досрочного, могут устанавливаться соглашением сторон. Область применения контракта определяется законами Украины.
В соответствии со статьей 391 Кодекса законов о труде Украины, если по окончании срока трудового договора трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не требует их прекращения, действие этого договора считается продленным на неопределенный срок.
С руководителем государственного предприятия при принятии на работу заключается контракт, в котором устанавливаются, в частности, условия и размеры его оплаты труда.
При определении условий и размеров оплаты труда руководителей указанных предприятий учитываются нормы постановления Кабинета Министров Украины от 19.05.99 г. № 859 «Об условиях и размерах оплаты труда руководителей предприятий, основанных на государственной, коммунальной собственности, и объединений государственных предприятий» (далее — Постановление).
В соответствии с пунктом 1 Постановления право устанавливать размер должностного оклада руководителям государственных предприятий в контракте предоставлено руководителям центральных органов исполнительной власти, заключающим контракты с руководителями предприятий, основанных на государственной собственности, которые подчиняются указанным органам управления.
Согласно подпункту 1 пункта 1 вышеуказанного Постановления размер должностного оклада руководителя предприятия зависит от среднеучетной численности работающих в эквиваленте полной занятости в кратности к минимальному размеру тарифной ставки первого разряда рабочего основного производства, а если тарифные ставки рабочих не применяются — в кратности к минимальному должностному окладу (ставке) работника основной профессии, указанных в коллективном договоре, учитывая сложность управления предприятием, его техническую оснащенность, стоимость основных фондов, уровень рентабельности и объемы производства продукции (работ, услуг).
Основанием для пересмотра размера должностного оклада руководителя предприятия в контракте могут быть повышение минимальной тарифной ставки первого разряда рабочего основного производства (минимального должностного оклада (ставки) работника основной профессии), определенного в коллективном договоре, или изменение среднеучетной численности работающих в эквиваленте полной занятости в среднем за год до размеров, позволяющих изменить пределы кратности при определении должностных окладов руководителей согласно приложению к Постановлению.
Кроме того, следует учитывать, что в Постановлении определен исчерпывающий перечень и предельные размеры доплат, надбавок и премий, которые могут быть установлены руководителю государственного предприятия.
Любые другие выплаты, предусмотренные коллективным договором , руководителю государственного предприятия не устанавливаются.
Изменения и дополнения к контракту, в том числе и касающиеся повышения размера должностного оклада руководителя, вносятся по соглашению сторон в установленном порядке.
Заместитель Министра
— руководитель аппарата
В. Коломиец
КОММЕНТАРИЙ РЕДАкЦИИ
Условия и размеры оплаты труда руководителей государственных предприятий
Кодексом законов о труде предусмотрена особая форма трудового договора — контракт. Особенность ее заключается в том, что работодателю и работнику предоставляется возможность максимально отойти от предписаний трудового законодательства и оговорить отдельные условия работы по своему усмотрению, в частности срок действия договора, обязанности и ответственность сторон, условия материального обеспечения и организации труда работника, условия расторжения договора, в том числе досрочного (ч. 3 ст. 21 КЗоТ). Безусловно, заключение контракта не освобождает работодателя от обязанности соблюдать все основные гарантии трудовых прав работника, однако позволяет учесть специфику трудовых отношений с отдельными категориями работников.
Следовательно, заключение контракта — исключение из общего правила. Возможность его применения в отношениях с конкретным работником должна быть прямо предусмотрена законом.
Перечень категорий работников, с которыми действующие законы разрешают заключать контракт, приведен в «ОТ», 2008, № 3, с. 31.
Заключенный контракт является основанием для последующего издания приказа о приеме на работу или зачислении на должность со дня, согласованного сторонами. Таким образом, контракт вступает в силу либо с момента его подписания, либо с даты, определенной сторонами. Он оформляется в двух экземплярах (для каждой из сторон), имеющих одинаковую юридическую силу.
В общих случаях, когда действующим законодательством разрешено заключать контракты с работниками, следует руководствоваться:
— Положением о порядке заключения контрактов при приеме (найме) на работу работников, утвержденным постановлением КМУ от 19.03.94 г. № 170;
— Типовой формой контракта с работником, утвержденной приказом Минтруда от 15.04.94 г. № 23.
Одной из категорий, на которую распространяется область применения контракта, являются руководители предприятий. Руководителя можно считать лицом с двойным статусом: по отношению к работникам предприятия он выступает представителем работодателя, а по отношению к собственнику предприятия — наемным работником.
Основанием для заключения контрактов с руководителями предприятий независимо от формы собственности является ст. 65 Хозяйственного кодекса Украины. Причем среди этой категории отдельно законодательно выделены руководители государственных предприятий, заключение контракта с которыми имеет свои особенности.
Так, согласно ст. 6 и 9 Закона Украины «Об управлении объектами государственной собственности» от 21.09.2006 г. № 185-V для руководителей государственных предприятий и государственных акционерных обществ контракт является обязательной формой трудового договора.
При заключении контракта с такой категорией работников следует руководствоваться:
— Положением о порядке заключения контракта с руководителем предприятия, находящегося в государственной собственности, при найме на работу, утвержденным постановлением КМУ от 19.03.93 г. № 203;
— Типовой формой контракта с руководителем предприятия, находящегося в государственной собственности, утвержденной постановлением КМУ от 02.08.95 г. № 597.
В комментируемом письме Минсоцполитики обратило внимание на вопрос установления для такой категории работников условий и размеров оплаты труда, которые обязательно обусловливаются в контракте. Рассмотрим эти особенности для руководителей предприятий, основанных на государственной и коммунальной собственности (далее — госруководители).
1. Оплата труда госруководителей — сфера государственного регулирования.
Как известно, предприятия хозрасчетной сферы самостоятельно решают вопрос оплаты труда работников предприятия, в том числе руководителей всех уровней.
В то же время вышеуказанное не распространяется на руководителей предприятий, основанных на государственной, коммунальной собственности, поскольку в соответствии со ст. 8 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР к сфере государственного регулирования оплаты труда относится также установление условий и размеров оплаты труда руководителей предприятий, основанных на государственной, коммунальной собственности.
Оплату труда таких руководителей регулирует специальный нормативно-правовой акт — постановление КМУ «Об условиях и размерах оплаты труда руководителей предприятий, основанных на государственной, коммунальной собственности, и объединений государственных предприятий» от 19.05.99 г. (далее — постановление № 859). Следовательно, при определении в контракте условий и размеров оплаты труда госруководителей должны выполняться нормы постановления № 859.
2. Должностной оклад госруководителя определяет руководитель органа исполнительной власти.
В соответствии с п. 1 постановления № 859 руководителям центральных и местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, заключающим контракты с руководителями предприятий, основанных на государственной, коммунальной собственности, в том числе казенных, объединений государственных предприятий, созданных центральными органами исполнительной власти в соответствии с законодательством, предоставлено право устанавливать:
— размер должностного оклада руководителя предприятия;
— условия, показатели и размеры премирования;
— доплаты к должностному окладу за ученую степень, ученое звание;
— надбавки за стаж научной деятельности, за почетное или спортивное звание, за знание и использование в роботе иностранного языка, за интенсивность труда и особый характер работы.
Приложением к постановлению № 859 утверждены показатели для определения размера должностного оклада руководителя госпредприятия, который зависит от:
— среднеучетной численности работающих в эквиваленте полной занятости в среднем за год, лиц. Такая численность определяется по данным статистической отчетности в среднем за год, предшествующий заключению (перезаключению, изменению, продлению) контракта;
— размера минимальной тарифной ставки 1-го разряда рабочего основного производства (минимального должностного оклада (ставки) работника основной профессии). Этот показатель определяется в коллективном договоре предприятия.
При этом приложением к постановлению № 859 утверждены предельные размеры (пределы кратности) при определении должностных окладов таких руководителей.
Так, например, если среднеучетная численность работающих в эквиваленте полной занятости в среднем за год приходится на диапазон от 801 до 6000 человек, то кратность минимальной тарифной ставки 1-го разряда рабочего основного производства (минимального должностного оклада (ставки) работника основной профессии) составляет до 6. Это означает, что должностной оклад руководителя такого госпредприятия может быть установлен в размере не выше, чем 6 тарифных ставок 1-го разряда рабочего основного производства (минимального должностного оклада (ставки) работника основной профессии).
Размер должностного оклада в указанных пределах (дифференцировано, по шкале) устанавливается с учетом следующих показателей:
— сложность управления предприятием;
— техническая оснащенность;
— стоимость основных фондов;
— уровень рентабельности;
— объемы производства продукции (работ, услуг).
Следовательно, право установления конкретного размера должностного оклада, предусмотренного в контракте, рассчитанного в соответствии с вышеназванными условиями, предоставлено руководителю центрального органа исполнительной власти , заключающего контракт с госруководителями предприятий, которые подчиняются указанным органам управления.
3. Основания для пересмотра размера должностного оклада госруководителя.
Ведомство разъясняет, что основанием для пересмотра размера должностного оклада, указанного в контракте, могут быть изменения показателей, от которых в первую очередь зависит определение такого оклада: повышение минимальной тарифной ставки 1-го разряда рабочего основного производства (минимального должностного оклада (ставки) работника основной профессии) или изменение среднеучетной численности работающих в эквиваленте полной занятости в среднем за год до размеров, которые позволяют изменить пределы кратности согласно приложению к постановлению № 895.
Таким образом, в частности, должностной оклад госруководителя повышается одновременно с увеличением указанных тарифных ставок работников таких предприятий. Изменения и дополнения к контракту, в том числе и относительно повышения должностного оклада руководителя, вносятся по соглашению сторон в установленном порядке.
4. Составляющие заработной платы госруководителя установлены исключительно постановлением № 859.
Структура заработной платы госруководителя четко определена. Кроме должностного оклада, руководителям предприятий, основанных на государственной, коммунальной собственности, и объединений государственных предприятий могут быть установлены только выплаты (доплаты, надбавки, премии, вознаграждения по итогам работы и пр.), которые предусмотрены постановлением № 859. Причем именно этот документ устанавливает их размеры, в некоторых случаях — максимальные.
Приведем этот исчерпывающий перечень выплат и их предельные размеры в таблице.
№ п/п | Вид выплаты | Размер выплаты | Особенности установления |
1 | Премия за основные результаты финансово-хозяйственной деятельности | Максимальный размер премии не может превышать размер должностного оклада руководителя предприятия (объединения государственных предприятий) | Условия, дифференцированные показатели и размеры премирования определяются органом исполнительной власти, который заключает контракт с госруководителями, в зависимости от специфики финансово-хозяйственной деятельности предприятия. |
2 | Доплаты: | В размере 15 % должностного оклада | Доплаты устанавливаются при условии, если предприятие осуществляет научно-исследовательскую, научно-производственную и научно-техническую деятельность. |
— за ученую степень доктора наук | В размере 20 % должностного оклада | ||
— за ученое звание старшего научного сотрудника | В размере 25 % должностного оклада | ||
— за ученое звание профессора | В размере 33 % должностного оклада | ||
3 | Надбавки: | В размере до 50 % должностного оклада | При несвоевременном выполнении задач, ухудшении качества работы в соответствии с условиями контракта надбавки отменяются или уменьшаются |
— за стаж научной деятельности (ежемесячная) | В зависимости от стажа: | Надбавка устанавливается для работников, работа которых связана с научной, научно-технической деятельностью | |
— за почетное и спортивное звание (ежемесячная) | В размере до 20 % должностного оклада | Надбавка устанавливается руководителям, если их деятельность по профилю совпадает с почетным или спортивным званием. При наличии двух или более званий надбавка устанавливается по одному (более высокому) званию | |
— за знание и использование в роботе иностранного языка | В размере 10 % должностного оклада |
| |
4 | Вознаграждение по итогам работы за год и вознаграждение за выслугу лет | Устанавливается в соответствии с действующим на предприятии положением | |
5 | Материальная помощь на оздоровление | В размере среднемесячного заработка | Устанавливается одновременно с предоставлением ежегодного отпуска |
6 | Пособие в случае выхода на пенсию | В размере не более шести должностных окладов | Предоставляется при выходе на пенсию |
7 | Материальное вознаграждение за эффективное управление государственным имуществом | Устанавливается за счет части чистой прибыли, которая остается в распоряжении предприятия (объединения государственных предприятий). Выплачивается согласно условиям, утвержденным органом исполнительной власти, к сфере управления которого относится предприятие |
Таким образом, только установленные постановлением № 895 выплаты могут быть предусмотрены контрактом в условиях оплаты труда госруководителя.
Минсоцполитики акцентирует внимание: любые другие выплаты, которые предусматриваются коллективным договором, руководителю государственного предприятия не устанавливаются.
Уместно напомнить, что заработная плата руководителей госпредприятий в общем порядке также подлежит индексации в связи с ростом потребительских цен.
Людмила ТРОХИМЕНКО,
заместитель главного редактора
(e-mail: l.trokhimenko@id.factor.ua)