Темы статей
Выбрать темы

О выплате должностным лицам местного самоуправления помощи на оздоровление при разделении ежегодного основного отпуска на части

Министерство социальной политики Украины
Письмо от 12.06.2018 г. № 1006/0/101-18

Министерство социальной политики рассмотрело письмо о выплате должностным лицам местного самоуправления помощи на оздоровление при разделении ежегодного основного отпуска на части и в пределах компетенции сообщает.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 постановления Кабинета Министров Украины от 09.03.2006 г. № 268 «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» руководителям органов местного самоуправления и их исполнительных органов в пределах установленного фонда оплаты труда предоставлено право оказывать работникам помощь на оздоровление при предоставлении ежегодного отпуска в размере, не превышающем среднемесячной заработной платы работника.

Согласно статье 12 Закона Украины «Об отпусках» ежегодный основной отпуск по просьбе работника может быть разделен на части любой продолжительности при условии, что основная непрерывная его часть будет составлять не менее 14 календарных дней. При этом эта часть отпуска не обязательно должна быть первой его частью.

В случае разделения ежегодного основного отпуска на части помощь на оздоровление в размере среднемесячной заработной платы выплачивается по заявлению работника один раз в год при предоставлении любой из частей ежегодного основного отпуска.

Если помощь на оздоровление была выплачена к части ежегодного основного отпуска, считаем, что оснований для выплаты помощи ко второй части этого отпуска нет независимо от времени ее предоставления.

В то же время отмечаем, что письма Министерства не являются нормативно-правовыми актами, по своей природе они носят информационный, разъяснительный и рекомендательный характер и не должны устанавливать новых правовых норм.

Директор Департамента заработной платы и условий труда А. Товстенко

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

Должностное лицо ОМС использует ежегодный основной отпуск частями в разных календарных годах: когда выплатить «оздоровительные»

Прежде чем прокомментировать ответ специалистов Минсоцполитики на наш запрос, приведем его:

«Должностное лицо местного самоуправления имеет право на ежегодный отпуск продолжительностью 30 календарных дней за восьмой рабочий год с 08.02.2017 г. по 07.02.2018 г. Этот работник воспользовался первой частью ежегодного отпуска за восьмой рабочий год продолжительностью 20 календарных дней с 04.08.2017 г. по 23.08.2017 г. с выплатой помощи на оздоровление.

Теперь должностному лицу МС предоставляется вторая часть ежегодного отпуска за восьмой рабочий год продолжительностью 10 календарных дней с 04.06.2018 г. по 13.06.2018 г. Этот работник написал заявление на выплату ему помощи на оздоровление при предоставлении ежегодного отпуска с 04.06.2018 г. по 13.06.2018 г.

Допустимо ли должностному лицу МС выплатить помощь на оздоровление при предоставлении второй части ежегодного отпуска за восьмой рабочий год с 08.02.2017 г. по 07.02.2018 г. в июне 2018 года, учитывая, что при предоставлении первой части ежегодного отпуска за этот же рабочий год в августе 2017 года ему уже предоставлялась помощь на оздоровление? Или для получения помощи на оздоровление в 2018 году должностное лицо МС должно воспользоваться ежегодным отпуском за текущий девятый рабочий год с 08.02.2018 г. по 07.02.2019 г.?»

Итак, давайте сначала посмотрим, что записано в действующем законодательстве по поводу предоставления помощи на оздоровление должностным лицам МС.

Согласно ст. 21 Закона Украины «О службе в органах местного самоуправления» от 07.06.2001 г. № 2493-III (далее — Закон № 2493) должностным лицам местного самоуправления предоставляется ежегодный отпуск продолжительностью 30 календарных дней, если законами Украины не предусмотрена большая продолжительность отпуска, с выплатой помощи на оздоровление в размере должностного оклада.

Вместе с тем в п.п. 3 п. 2 постановления КМУ «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» от 09.03.2006 г. № 268 (далее — постановление № 268) указано, что руководителям органов местного самоуправления предоставлено право в пределах утвержденного фонда оплаты труда предоставлять работникам материальную помощь для решения социально-бытовых вопросов и помощь на оздоровление при предоставлении ежегодного отпуска в размере, не превышающем среднемесячной зарплаты должностного лица МС.

О размере помощи на оздоровление при предоставлении ежегодного отпуска должностным лицам МС разъяснено в письмах Минсоцполитики от 11.09.2013 г. № 10212/0/14-13/13 и от 26.02.2008 г. № 87/13/84-08: помощь на оздоровление при предоставлении ежегодного отпуска должностному лицу МС должна выплачиваться в размере должностного оклада, а при наличии средств эта помощь может быть предоставлена в размере, не превышающем среднемесячной зарплаты такого должностного лица. То есть в ст. 21 Закона № 2493 и п.п. 3 п. 2 постановления № 268 речь идет об одной и той же помощи на оздоровление, выплата которой в размере должностного оклада является обязательной. А если есть средства, ее можно выдать в размере, не превышающем среднемесячной зарплаты.

Во время формирования фонда оплаты труда на год для каждого должностного лица МС предусматривается помощь на оздоровление (см. письмо Минсоцполитики от 11.09.2013 г. № 10212/0/14-13/13(ср. )).

Механизм предоставления ежегодных отпусков должностным лицам МС урегулирован общими нормами Закона Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР (далее — Закон № 504). Поэтому он распространяется и на ежегодные отпуска должностных лиц МС. При этом в ст. 12 Закона № 504 определено: ежегодный отпуск по просьбе работника может быть разделен на части любой продолжительности при условии, что его основная непрерывная часть составляет не менее 14 календарных дней.

Все. Больше никаких дополнительных требований к выплате помощи на оздоровление должностным лицам МС действующее законодательство не выдвигает. Вместе с тем формулировка вывода из вышеупомянутого письма Минсоцполитики от 11.09.2013 г. № 10212/0/14-13/13 дает основание полагать, что при выплате помощи на оздоровление должностным лицам МС нужно отслеживать, за какой рабочий год предоставляется ежегодный отпуск. Приведем цитату из указанного письма:

«В случае разделения ежегодного отпуска на части помощь на оздоровление может выплачиваться должностному лицу МС при предоставлении одной (любой) части ежегодного отпуска за соответствующий период работы по заявлению этого должностного лица».

Поэтому у нас и возник вопрос в отношении рассматриваемой ситуации: можно ли должностному лицу МС по его заявлению выплатить помощь на оздоровление при предоставлении второй части ежегодного отпуска в 2018 году, если к первой части ежегодного отпуска за этот рабочий год ему уже выплачивалась помощь на оздоровление в 2017 году? Или для получения помощи на оздоровление в 2018 году должностное лицо МС должно воспользоваться ежегодным отпуском (хотя бы один день) за текущий рабочий год, к которому еще не выплачивалась помощь на оздоровление?

Ответ специалистов Минсоцполитики в комментируемом письме таков: если помощь на оздоровление была выплачена к части ежегодного основного отпуска, то оснований для выплаты помощи к другой части этого отпуска нет независимо от времени ее предоставления. Другими словами, применительно к нашей ситуации, для того, чтобы должностное лицо МС получило право на помощь к отпуску в 2018 году, ему необходимо использовать хотя бы один день за текущий рабочий год с 08.02.2018 г. по 07.02.2019 г.

Отметим, что такой ответ нас искренне удивил. Почему? А потому, что совсем недавно специалисты Минсоцполитики в аналогичной ситуации, но только в отношении госслужащих, ответили совершенно иначе. Об этом указано в письме Минсоцполитики от 07.12.2017 г. № 23966/0/2-17/28 (см. «ОТ», 2018, № 9, с. 5). В нем, а также в комментарии специалиста Минсоцполитики к нему, указано, что госслужащему денежная помощь выплачивается один раз в календарный год к части ежегодного основного отпуска, указанной в его заявлении. При этом не имеет значения, какая часть ежегодного основного отпуска и за какой рабочий год используется.

Логично, что подход к предоставлению помощи к отпуску, выплачиваемой должностным лицам МС, должен быть таким же, как и для госслужащих. И главными аргументами в пользу такого мнения являются следующие:

— на каждый бюджетный год планируется одна помощь к отпуску для должностного лица МС;

— действующее законодательство не содержит дополнительных требований в отношении выплаты помощи к отпуску, кроме того, что выплатить ее можно к ежегодному отпуску и размер ее составляет должностной оклад, но если есть средства — не больше среднемесячной зарплаты.

Поэтому, если вы готовы отстаивать свое мнение перед проверяющими, можете взять их на вооружение.

Татьяна РУДАЯ, главный редактор

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше