Темы статей
Выбрать темы

О выплате госслужащим денежной помощи при предоставлении ежегодного основного отпуска частями

Министерство социальной политики Украины
Письмо от 07.12.2017 г. № 23966/0/2-17/28

Министерство социальной политики Украины в связи с многочисленными обращениями относительно выплаты денежной помощи государственным служащим в размере среднемесячной заработной платы при предоставлении ежегодного основного отпуска в случае его деления сообщает.

В соответствии со статьей 57 Закона Украины «О государственной службе» (далее — Закон) государственным служащим предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней, если законом не предусмотрено более продолжительного отпуска, с выплатой денежной помощи в размере среднемесячной заработной платы.

Законодательством не предусмотрено ограничений относительно количества дней ежегодного основного отпуска для выплаты денежной помощи в размере среднемесячной заработной платы.

Статьей 59 Закона предусмотрено, что ежегодные отпуска предоставляются государственным служащим в порядке и на условиях, определенных законодательством о труде.

Так, согласно статье 12 Закона Украины «Об отпусках» ежегодный основной отпуск по просьбе работника может быть разделен на части любой продолжительности при условии, что основная, непрерывная его часть будет составлять не менее 14 календарных дней. При этом эта часть отпуска не обязательно должна быть первой его частью.

Таким образом, в случае деления ежегодного основного отпуска на части денежная помощь в размере среднемесячной заработной платы выплачивается по заявлению работника один раз в год при предоставлении любой из частей ежегодного основного отпуска, независимо от количества дней такого отпуска.

Государственный секретарь В. Иванкевич

Комментарий специалиста Минсоцполитики

Госслужащий использует ежегодный основной отпуск частями в разных календарных годах: когда выплатить «оздоровительные»

В соответствии со ст. 57 Закона Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 г. № 889-VIII (далее — Закон № 889) госслужащим предоставляется ежегодный основной отпуск продолжительностью 30 календарных дней, если законом не предусмотрено более продолжительного отпуска, с выплатой денежной помощи в размере среднемесячной зарплаты.

То есть госслужащему полагается денежная помощь в размере среднемесячной зарплаты при предоставлении именно ежегодного основного отпуска. Такая денежная помощь подлежит выплате один раз в год. Поясняется это тем, что при формировании фонда оплаты труда на соответствующий бюджетный год для каждого госслужащего предусматривается одна денежная помощь к ежегодному основному отпуску. Причем выплачивается указанная денежная помощь единоразово в год строго в размере среднемесячной зарплаты, т. е. ее законодательно определенную сумму (сумму денежной помощи) нельзя дробить.

При этом ежегодные отпуска предоставляются госслужащим в порядке и на условиях, определенных законодательством о труде (ст. 59 Закона № 889). Следовательно, на порядок предоставления ежегодного основного отпуска госслужащим распространяются нормы Закона Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР (далее — Закон № 504/96) в части предоставления такого отпуска. Это значит, что ежегодный основной отпуск госслужащего по его просьбе может быть разделен на части любой продолжительности при условии, что основная непрерывная его часть составляет не менее 14 календарных дней (ч. 1 ст. 12 Закона № 504/96). Возможность и способы деления ежегодного основного отпуска оговариваются между госслужащим (по его желанию) и его руководителем.

В случае деления ежегодного основного отпуска на части денежная помощь выплачивается к любой из его частей (независимо от ее продолжительности) по заявлению госслужащего. То есть госслужащий в своем заявлении самостоятельно определяет, к какой части ежегодного основного отпуска в текущем календарном году он желает получить денежную помощь.

При этом предоставление ежегодного основного отпуска привязано к рабочему году, который индивидуален для каждого госслужащего и зависит от начала несения госслужбы в конкретном госоргане. Госслужащий, определяя в заявлении часть ежегодного основного отпуска, к которому желает получить денежную помощь в календарном году, не указывает рабочий год, за который ему предоставляется часть этого отпуска.

Внимание! Госслужащему денежная помощь выплачивается один раз в календарный год к части ежегодного основного отпуска, указанной в его заявлении. При этом не имеет значения, какая используется часть ежегодного основного отпуска и за какой рабочий год.

Этот подход актуален в отношении ситуации, когда ежегодный основной отпуск за рабочий год разделен на части и в результате предоставлен в разных календарных годах. В таком случае, если госслужащему уже выплачивали денежную помощь к ежегодному основному отпуску в предыдущем календарном году, то по его заявлению о предоставлении ежегодного основного отпуска (или его части) с выплатой денежной помощи в текущем календарном году (независимо от того, что это может быть часть неиспользованного ежегодного отпуска за прошлый рабочий год), такая денежная помощь выплачивается. Главное условие: в одном календарном году выплачивают одну денежную помощь к ежегодному основному отпуску в размере среднемесячной зарплаты.

Например, госслужащему полагается ежегодный основной отпуск (30 календарных дней) за пятый рабочий год с 15.02.2017 г. по 14.02.2018 г. Госслужащий использовал первую часть ежегодного основного отпуска за пятый рабочий год продолжительностью 14 календарных дней с 06.11.2017 г. по 19.11.2017 г., к которой по заявлению этого госслужащего выплачена денежная помощь в размере среднемесячной зарплаты (ранее в 2017 году денежная помощь к ежегодному основному отпуску госслужащему не выплачивалась).

Вторую часть ежегодного основного отпуска за этот же пятый рабочий год продолжительностью 16 календарных дней госслужащий использует с 10.05.2018 г. по 25.05.2018 г. Если госслужащий напишет заявление о выплате ему денежной помощи в размере среднемесячной зарплаты при предоставлении второй части ежегодного основного отпуска в мае 2018 года, то выплатить такую денежную помощь допустимо. Однако в таком случае до конца 2018 года госслужащему не может быть выплачена денежная помощь при предоставлении ежегодного основного отпуска за шестой рабочий год с 15.02.2018 г. по 14.02.2019 г.

Светлана КОНОВАЛ, главный специалист отдела оплаты труда в бюджетной сфере Департамента заработной платы и условий труда

Примечание редакции

В комментируемом письме затронута проблема выплаты госслужащему денежной помощи к ежегодному основному отпуску, когда такой отпуск за один рабочий год используется частями в разных календарных годах. Допустимо ли выплатить такую денежную помощь к одному кусочку ежегодного основного отпуска в 2017 году, а затем к другому кусочку этого же отпуска за один и тот же рабочий год в 2018 году? Ответ на данный вопрос полностью зависит от мнения официальных ведомств, поскольку его разрешение на нормативном уровне ничем не подкреплено.

Судите сами. О выплате госслужащим денежной помощи к ежегодному основному отпуску сказано лишь в одной норме, а именно в ст. 57 Закона Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 г. № 889-VIII (далее — Закон № 889). Для точности процитируем эту статью: «Государственным служащим предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней, если законом не предусмотрено более продолжительного отпуска, с выплатой денежной помощи в размере среднемесячной заработной платы».

Вот, собственно, и все. Не пытайтесь в нормативке найти другие упоминания о выплате госслужащим денежной помощи к ежегодному основному отпуску. На нормативно-правовом уровне других предписаний о ее предоставлении, кроме как в ст. 58 Закона № 889, попросту нет.

Давайте выясним, что прямо следует из ст. 57 Закона № 889 о выплате госслужащим денежной помощи к ежегодному основному отпуску.

Во-первых, госслужащим выплачивают денежную помощь при предоставлении именно ежегодного основного отпуска. То есть такая помощь не выплачивается при предоставлении ежегодного дополнительного отпуска за стаж госслужбы и других видов отпусков (например, социального дополнительного отпуска на детей).

Во-вторых, денежная помощь выплачивается лишь в случае непосредственного использования (днями отдыха) госслужащим ежегодного основного отпуска. Для этого должно быть оформлено распоряжение именно о предоставлении ежегодного основного отпуска. Тогда как недопустимо выплатить денежную помощь к части ежегодного основного отпуска, за которую госслужащему выплачивают денежную компенсацию.

В-третьих, денежную помощь к ежегодному основному отпуску выплачивают в размере среднемесячной зарплаты. Делить размер такой помощи запрещено, поскольку ее разделение не предусмотрено ст. 57 Закона № 889.

На этом прямые факты о выплате госслужащим денежной помощи к ежегодному основному отпуску заканчиваются. Конечно же, для практики этого маловато. Поэтому подробности о выплате такой денежной помощи черпаем из разъяснений Минсоцполитики (увы, но Нацгосслужбы не спешит обнародовать письма по этому поводу).

Так, из разъяснений Минсоцполитики следует:

— при формировании фонда оплаты труда на соответствующий бюджетный год для каждого госслужащего предусматривается одна денежная помощь к ежегодному основному отпуску в размере среднемесячной зарплаты (письма Минсоцполитики от 07.07.2017 г. № 1819/0/101-17/281 // «ОТ», 2017, № 15, с. 7; от 19.09.2017 г. № 2416/0/101-17 // «ОТ», 2017, № 20, с. 4). Такой подход продиктован реализацией на практике нормы ст. 57 Закона № 889 с точки зрения бюджетного процесса в учреждении. Следовательно, госслужащим денежную помощь к ежегодному основному отпуску выплачивают исключительно в размере среднемесячной зарплаты (дробление суммы запрещено) один раз в календарном году;

— для выплаты денежной помощи не имеет значения, сколько календарных дней ежегодного основного отпуска использует госслужащий (см. комментируемое письмо). То есть госслужащему может быть предоставлен хоть один день такого отпуска в 2018 году для целей предоставления денежной помощи. Тогда до конца 2018 года госслужащему уже не допустимо выплачивать денежную помощь независимо от того, какую часть ежегодного основного отпуска ему предоставляют;

— в случае деления ежегодного основного отпуска на части денежная помощь может выплачиваться госслужащему один раз при предоставлении любой из частей ежегодного основного отпуска по заявлению госслужащего (письмо Минсоцполитики от 19.09.2017 г. № 2416/0/101-17 и комментируемое письмо). Выходит, что в случае деления ежегодного основного отпуска на части госслужащий самостоятельно в заявлении определяет, к какой части такого отпуска он желает получить денежную помощь в размере среднемесячной зарплаты в текущем календарном году. Например, госслужащий использует ежегодный основной отпуск за пятый рабочий год частями: 14 календарных дней — в мае 2018 года, 10 календарных дней — в августе 2018 года и 6 календарных дней — в октябре 2018 года. Так вот, госслужащий сам определяет в заявлении, при предоставлении какой части этого отпуска ему выплатят денежную помощь (один раз в 2018 году), — в мае, августе или октябре 2018 года.

Но вот задача с двумя звездочками: можно ли госслужащему по его желанию выплатить денежную помощь при предоставлении части ежегодного основного отпуска в 2018 году, если первая часть ежегодного основного отпуска за этот же рабочий год была предоставлена в 2017 году и тогда же в 2017 году госслужащему (по его заявлению) выплатили денежную помощь?

На подобный наш запрос Минсоцполитики ответило в письме от 19.09.2017 г. № 2416/0/101-17 («ОТ», 2017, № 20, с. 4): при формировании фонда оплаты труда на соответствующий бюджетный год для каждого госслужащего предусматривается одна денежная помощь, являющаяся гарантированной выплатой один раз в год при предоставлении ежегодного основного отпуска за соответствующий рабочий год.

Акцент Минсоцполитики на «соответствующий рабочий год» давал основание полагать: если по согласованию между госслужащим и его руководителем ежегодный основной отпуск за рабочий год разделен на части и при предоставлении одной из частей уже выплачена денежная помощь в одном календарном году, то для выплаты такой помощи при предоставлении других частей отпуска за этот же рабочий год нет оснований, как в текущем календарном году, так и в следующем. То есть если к одной части ежегодного основного отпуска уже выплачена денежная помощь в 2017 году, то при предоставлении другой части ежегодного основного отпуска за этот же рабочий год в 2018 году денежная помощь не может быть выплачена. Чтобы получить денежную помощь в 2018 году, госслужащему нужно воспользоваться ежегодным основным отпуском (его частью) за следующий рабочий год.

Такая позиция Минсоцполитики была в ходу во многих госорганах, так как давала возможность подстраховаться на случай проверок.

Казалось бы, вопрос закрыт. Но не тут-то было! Вглядитесь в комментируемое письмо — в нем отсутствует фраза о предоставлении ежегодного основного отпуска за соответствующий рабочий год. И что же из этого следует? Для этого мы обратились к специалисту Минсоцполитики с просьбой пояснить выводы, предоставленные в комментируемом письме.

Как видим, «трудовое» Министерство отошло от выработанного подхода в рассматриваемой ситуации. Теперь Минсоцполитики считает, что госслужащий в заявлении определяет часть ежегодного основного отпуска, к которой желает получить денежную помощь. При этом не имеет значения, за какой рабочий год предоставляется эта часть ежегодного основного отпуска. Главное условие: денежная помощь к ежегодному основному отпуску выплачивается один раз в календарном году.

Значит, согласно последнему подходу Минсоцполитики если госслужащему уже выплатили денежную помощь к части ежегодного основного отпуска в 2017 году, то при предоставлении другой части ежегодного основного отпуска за этот же рабочий год ему по заявлению может быть выплачена денежная помощь в 2018 году.

Что ж, надеемся, что новая позиция Минсоцполитики приживется. Ведь при таком подходе меньше хлопот у руководителя госслужбы, кадровика и бухгалтера — не нужно следить, за какой именно рабочий год предоставляется ежегодный основной отпуск, к которому госслужащий желает получить денежную помощь.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше