Темы статей
Выбрать темы

Организация деятельности по ремонту мобильных телефонов

Редакция СД
Статья

Организация деятельности по ремонту мобильных телефонов

 

Организовать ремонт мобильных телефонов — по плечу любому предпринимателю, даже начинающему. В том, что такие услуги будут востребованы, сомневаться не приходится: на сегодня уже становится нормой наличие у одного человека сразу двух-трех аппаратов (личный, корпоративный, безлимитный, для kyivstar, МТС, life и т. д.). Но, как известно, ничто не вечно, тем более сложная электротехника, к которой относится мобильный телефон. Чем больше функций в аппарате, тем больше возникает потребностей, связанных с его обслуживанием и ремонтом.

Перспективы ясны. Не теряя времени, приступаем к ремонту, вооружившись кратким подспорьем-руководством, предложенным в данной статье.

Людмила БАЛА, консультант газеты «Собственное Дело»

 

Документы статьи

ГКУ

— Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

КУоАП

— Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон о рекламе

— Закон Украины «О рекламе» от 03.07.96 г. № 270/96-ВР.

Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии

— Закон Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения» от 24.02.94 г. № 4004-XII.

Указ № 746

— Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» в редакции от 28.06.99 г. № 746/99.

Декрет о подоходном налоге

— Декрет КМУ «О подоходном налоге с граждан» от 26.12.92 г. № 13-92.

Перечень бытовых услуг, подлежащих патентованию

— Перечень услуг, относящихся к бытовым и подлежащих патентованию, утвержденный постановлением КМУ от 27.04.98 г. № 576.

Порядок № 150

— Порядок выдачи органами государственного пожарного надзора разрешения на начало работы предприятий и аренду помещений, утвержденный постановлением КМУ от 14.02.2001 г. № 150.

Порядок № 440

— Порядок получения разрешения на производство, хранение, транспортировку, использование, захоронение, уничтожение и утилизацию ядовитых веществ, в том числе продуктов биотехнологии и иных биологических агентов, утвержденный постановлением КМУ от 20.06.95 г. № 440.

Порядок № 599

— Порядок выдачи Свидетельства об уплате единого налога, утвержденный приказом ГНАУ от 29.10.99 г. № 599.

Инструкция № 20

— Инструкция по предоставлению услуг по ремонту бытовой радиоэлектронной аппаратуры, утвержденная приказом Украинского союза объединений, предприятий и организаций бытового обслуживания населения от 27.08.2000 г. № 20.

Правила бытового обслуживания населения

— Правила бытового обслуживания населения, утвержденные постановлением КМУ в редакции от 04.06.99 г. № 974.

Инструкция № 8

— Инструкция по использованию форм документов строгой отчетности, которые используются для оформления заказов и расчетов с потребителями за бытовые услуги, утвержденная приказом Украинского союза объединений, предприятий и организаций бытового обслуживания населения от 29.09.95 г. № 8.

 

Система налогообложения

Сегодня предпринимателям выгоднее всего работать

на едином налоге. В отношении ремонта мобильных телефонов никаких ограничений в применении упрощенной системы нет, кроме стандартных: годовая выручка не больше 500 тыс. грн., количество наемных работников — 10 или меньше. Поэтому, решив заниматься ремонтом мобильных, можно смело подавать в налоговую заявление о выдаче свидетельства единоналожника справка 1. Напомним, что:

— предприниматель, который уже зарегистрирован и работает на общей системе или на фикспатенте, может стать единоналожником с ближайшего квартала (

пункт 2 Порядка № 599);

— предприниматель, который только что прошел госрегистрацию, имеет возможность стать единоналожником сразу, в момент постановки его на учет в налоговом органе.

Ставка единого налога устанавливается местным советом, но не может быть более 200 грн. (в Харькове, например, за ремонт телефонов она составляет всего 40 грн. в месяц).

Заметим, что

ремонтировать мобильные телефоны, работая на фикспатенте, не получится. Дело в том, что Декрет о подоходном налоге разрешает использовать фикспатент исключительно для торговли на территории рынка и предоставления сопутствующих торговле услуг (погрузка, доставка и прочее). В нашем случае мы имеем дело не с торговлей, а с предоставлением услуг.

 

Где работать?

Осуществлять деятельность по ремонту мобильных телефонов можно

как в стационарном помещении (отдельное здание, помещение, павильон, киоск, передвижная мастерская, приемный пункт и т. п.), так и с выездом к заказчику, — все зависит от того, какой вариант удобнее для предпринимателя. Законодательство в этом отношении никаких ограничений не предусматривает (пункт 1.2 Инструкции № 20, пункт 5 Правил бытового обслуживания населения).

Если клиентура еще не сформирована, понятно, что лучше открыть стационарную точку, причем желательно в людном месте. Для привлечения клиентов достаточно разместить у входа надпись: «ФЛ-П Смирнов Н. В. Ремонт мобильных телефонов. Время работы с 10:00 до 19:00».

Однако следует учитывать, что наличие помещения обязывает, во-первых, оформить все разрешительные документы на него, а во-вторых, соблюдать требования к оформлению помещения, в том числе иметь уголок покупателя. К этому еще вернемся подробнее.

 

Чем ремонтировать (оборудование и программы)?

Для ремонта мобильных телефонов понадобится следующее

оборудование: паяльные станции, блоки питания, измерительные приборы, специальные инструменты, программаторы, боксы, микроскопы и т. д. Кроме того, для оказания полного спектра услуг, надо постоянно иметь в наличии запасные части к телефонам: усилители мощности, микрофоны, динамики, механические и электронные компоненты.

Также пригодится целый набор

специальных программ, позволяющих перепрошивать телефоны, обновлять программаторы, ставить новое программное обеспечение на смартфоны.

Программы можно найти и совершенно бесплатно скачать на сайтах, посвященных ремонту мобильных телефонов (например, http: //www.rm-forum.ru, http: //profimobile.ru/list-files и др.).

Кстати,

о работниках-ремонтниках. Если опыта работы с мобильными телефонами у них нет, можно обучить их основам ремонта мобильных аппаратов хотя бы на двухнедельных курсах (курсы такие — не дефицит, см. например http: //www.mobileservice.h.com.ua). Кроме того, не помешает просматривать форумы по ремонту мобилок, где имеются новинки, статьи, ответы на актуальные вопросы ремонта, объявления по покупке и продаже запчастей и другая полезная информация.

 

Что делать (перечень ремонтных услуг)?

Перечислять неполадки, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации мобильных телефонов, можно долго: начиная от механического повреждения корпуса или держателя sim-карты и заканчивая вирусами в смартфонах. Однако

среди услуг и условий, которые привлекают потребителей, все-таки можно выделить основные:

— срочный ремонт телефонов;

— замена неисправных комплектующих (дисплеи, динамики, микрофоны, шлейфы и др.);

— устранение неполадок, связанных с попаданием влаги в аппарат;

— устранение неполадок, связанных с ударами и механическими повреждениями (замена корпуса, стекла и др.);

— программный ремонт (разблокировка, русификация, обновление ПО);

— бесплатная диагностика;

— гарантия на выполненную работу;

— гарантия на запчасти и ремонт;

— скидки для постоянных клиентов;

— восстановление данных;

— косметический ремонт (замена корпусных деталей, антенн, подсветки);

— установка двойной sim-карты (адаптор);

— сохранение пользовательских данных на внешний носитель даже при невключающемся мобильном телефоне.

Обратим внимание на такую услугу, как

разблокировка телефона. Все знают о том, что некоторые операторы мобильной связи продают аппараты по скидкам, но с условием: абонент в течение определенного времени (как правило, год) обязан пользоваться услугами именного этого оператора. Поэтому программное обеспечение мобильного прошивают под прием sim-карт только данного оператора. Бывает, что, купив такой телефон, клиент сразу же обращается в сервис-центр для его разблокировки. Многих ремонтников интересует вопрос: можно ли проводить разблокировку до окончания срока действия договора между оператором и владельцем аппарата? А можно ли это делать, если срок договора уже истек?

Ответ такой:

работник ремонтного пункта не обязан спрашивать клиента о том, истек ли срок действия договора с оператором. Наказать его за досрочную разблокировку не смогут, так как всю ответственность за несоблюдение условий договора несет собственник телефона, а не лицо, разблокировавшее его.

 

Гарантийный ремонт или обычный?

Как известно, ремонт может быть гарантийным (в течение срока, при котором аппарат находится на гарантии) или обычным. Если предприниматель занимается гарантийным ремонтом мобильных телефонов, это дает ему определенные бонусы: больше доверия клиентов, гораздо более высокая стоимость услуг послегарантийного ремонта. Однако для того, чтобы заниматься гарантийным ремонтом, сначала нужно получить авторизацию от конкретного производителя мобильных телефонов. Данный процесс весьма трудоемкий и затратный (само фирменное оборудование стоит немалых денег, не говоря уже об особых требованиях к помещению), и большему числу предпринимателей этот вид услуг просто не по карману.

Поэтому лучше отдать предпочтение обычной мини-мастерской по ремонту. О том, как ее открыть, сейчас и расскажем.

 

Стартовые документы

Документы, о наличии которых необходимо позаботиться до того, как открывать пункт ремонта мобильных телефонов, приведем в таблице.

 

Документ

Нужен или нет?

1

2

Лицензия

Деятельность по ремонту мобильных телефонов лицензированию не подлежит. Если в процессе ремонта возникнут отходы в виде отработанных аккумуляторов к мобильным, то в течение 6 месяцев их необходимо передать специализированным организациям. В противном случае — нужна лицензия на работу с опасными отходами (письмо Минэкологии от 02.04.2003 г. № 2798/26-8)

Патент

Услуги по ремонту мобильных телефонов включены в Перечень бытовых услуг, подлежащих патентованию. Поэтому предпринимателю на общей системе налогообложения торговый патент нужен, а вот единоналожники могут работать без него (пункт 6 Указа № 746)

Разрешение на размещение объекта торговли

Несмотря на то что действующее законодательство дает основания не получать такое разрешение, местные органы власти настаивают на том, чтобы разрешение было. Причем выдают они его не только для пунктов торговли, но и для пунктов предоставления услуг. Если предприниматель не желает отвлекаться на судебные споры, то получить разрешение придется (в местном исполкоме). Кстати, единоналожники от необходимости получить разрешение не освобождены, просто им оно выдается бесплатно (пункт 6 Указа № 746). Если же предприниматель желает отстоять свое право работы без разрешения на пункт предоставления услуг (торговли), то ему не избежать обращения в суд. Аргументы для судебного разбирательства см. в «СД», 2008, № 11, с. 10

Разрешение на размещение вывески

 

В соответствии с пунктом 6 статьи 9 Закона о рекламе вывеска или табличка с информацией о наименовании предпринимателя, товарных знаках, о виде деятельности, времени работы, размещенная внутри помещения, вне (не выше первого этажа) или у входа, не считается рекламой. Поэтому разрешение на размещение рекламы не нужно.

Вместе с тем если предприниматель укажет на вывеске не только свои Ф. И. О. и вид деятельности (например, «ФЛ-П Смирнов Н. В. Ремонт мобильных телефонов. Время работы с 10:00 до 19:00»), но и перечислит услуги (слова типа «услуги по разблокировке и перепрошивке телефона, установка двойной sim-карты, замена корпусов, гарантия на все виды работ и т. п.»), то это уже будет считаться рекламой, так как не соответствует требованиям пункта 6 статьи 9 Закона о рекламе. Для такой вывески разрешение на размещение рекламы оформить нужно. Кстати, выдается оно бесплатно в соответствующем отделении исполкома (сельского, поселкового или городского совета)

«Пожарное» разрешение

Независимо от того, является ли помещение собственным или арендованным, «пожарное» разрешение для работы в нем получить нужно. Само разрешение выдается бесплатно, однако для того, чтобы его получить, придется пройти экспертизу и заплатить за нее. Но предприниматели, работающие в арендованном помещении, могут пойти по другому пути: не получать разрешение, а просто уведомить органы Госпожарнадзора о начале своей деятельности, подав декларацию соответствия объекта требованиям пожарной безопасности (по установленной форме не позже чем за 10 дней до начала деятельности). Для этого нужно соблюсти такие условия: — новосозданное предприятие (предприниматель), расположенное в арендованном помещении, не должно изменять вид своей деятельности и состояние таких помещений; — новосозданный пункт ремонта не должен относиться к категории взрывопожароопасных объектов и объектов с массовым пребыванием людей (50 чел. и больше) и не должен размещаться на территории или внутри таких объектов; — новосозданный пункт ремонта, который принадлежит к категории взрывопожароопасных объектов, должен заключить договор добровольного страхования ответственности перед третьими лицами (пункт 111 Порядка № 150)

Разрешение органов СЭС

Редко, но иногда в процессе ремонта мобильных телефонов могут возникать или использоваться ядовитые вещества, перечисленные в приложении к Порядку № 440. Поэтому в идеале нужно получить разрешения от органов санитарно-эпидемиологической службы (статья 25 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии). Выдача разрешения и плата за него определяются в договоре между предпринимателем и органом СЭС

Разрешение на работу с ядовитыми веществами

Выдает данное разрешение Минприроды после комплексной экспертизы предпринимателя со стороны Министерства здравоохранения, Минтранса, МВД, Госнадзорохрантруда и Минприроды (пункты 4, 5 Порядка № 440). Впрочем, на наш взгляд, ядовитые вещества если и могут возникать, то настолько в малых количествах, что данное разрешения оформлять нет смысла

 

Текущие документы

Основные документы, которые предприниматель обязан оформлять в процессе предоставления услуг, тоже покажем в таблице.

 

Документ

Примечание

1

2

Уголок покупателя

Предприниматель, который оказывает услуги по ремонту мобильных телефонов в стационарном помещении, обязан в том помещении, где принимает/выдает заказы, на видном месте расположить перечень предоставляемых услуг, их цены, копии лицензий и патентов (при их наличии), Книгу отзывов и предложений, информацию о предпринимателе и другие документы (подробно о них см. «СД», 2008, № 17, с. 21)

Договор (квитанция, расписка)

 

Поскольку при оказании услуг по ремонту телефонов момент заключения договора и его выполнения не совпадают во времени, значит, заключить договор в устной форме нельзя, нужен только письменный договор (статья 206 ГКУ). Более того, статья 866 ГКУ говорит о том, что договор бытового подряда считается заключенным в надлежащей форме, только если подрядчик выдаст заказчику квитанцию или иной документ, подтверждающий факт заключения договора.

Стоит отметить тот факт, что квитанция подтверждает прием денег, поэтому ее можно выдать в случае, если клиент вносит аванс. А вот если предоплаты нет, тогда можно выдать иной документ, например расписку произвольной формы о приеме телефона, где указать данные о подрядчике и заказчике (Ф. И. О., адреса), об аппарате, перечень имеющихся дефектов, согласие заказчика с условиями договора, срок выполнения заказа, прочую информацию и подписи сторон.

Кстати, требуют наличия подтверждающих документов не только ГКУ, но и

Правила бытового обслуживания населения: «…бытовые услуги предоставляются заказчикам согласно договорам, документальным подтверждением заключения которых являются такие документы: договор, квитанция, кассовый чек, товарный чек, билет установленной формы» (пункт 9)

Документ о приеме оплаты

У предпринимателя, который обязан применять РРО (рассчитывается наличными и работает на общей системе налогообложения), расчетным документом будет чек РРО. Однако единоналожники и предприниматели на фикспатенте могут РРО не применять. В то же время они обязаны выдавать заказчикам квитанции. Форма таких квитанций утверждена Инструкцией № 8 (пункт 2.8 Инструкции № 20). Для ремонта — это форма № ПО-Р1 справка 2, документ строгой отчетности, хотя зачастую предприниматели пользуются произвольной формой квитанции справка 3

Гарантийные обязательства

Вместе с квитанцией о приеме оплаты исполнитель (предприниматель) обязан выдать гарантийный талон, где на свое усмотрение указать срок, в течение которого исправленная поломка не повторится (если же до окончания указанного срока она повторится, телефон придется отремонтировать еще раз, но уже бесплатно). Форма гарантийного талона — строгая, и определена в Инструкции № 8, хотя зачастую предприниматели пользуются произвольной формой гарантийного талона справки 3, 4

Книга ф. № 10

В Книге ф. № 10 предприниматель в момент получения оплаты от покупателей обязан отразить доход. Одновременно с отражением дохода можно по этой же строке записать расходы, но не все, а только те, которые были понесены в связи с выполнением оплаченного заказа, и то, если по таким расходам имеются расчетные документы. В то же время налоговики не возражают, если предприниматель отражает расходы в Книге ф. № 10 на дату их оплаты, а в конце квартала учитывает только те из них, относительно которых уже получен доход. Подробнее о заполнении Книги ф. № 10 см. «СД», 2008, № 10, с. 4

 

Вот, собственно, и все о ремонте мобильных телефонов. Новое дело — доступно, быстро и перспективно. Желаем удачи!

 

Выводы

Заниматься ремонтом мобильных телефонов можно

как в стационарном помещении, так и на дому у заказчика. Никаких ограничений для применения упрощенной системы налогообложения (единого налога) нет.

Для ремонта понадобится специальное оборудование, запчасти к мобильным и некоторые программы (их можно бесплатно скачать с интернет-сайтов). Для того чтобы заниматься гарантийным ремонтом, потребуются существенные первоначальные затраты и авторизация от производителя, поэтому

лучше остановиться на обычной мастерской по негарантийному ремонту.

Для открытия пункта ремонта мобильных телефонов нужно

предварительно приобрести патент (на едином налоге не нужно), а также получить разрешение на размещение объекта услуг, «пожарное» разрешение, а в идеале — еще и разрешение органов СЭС.

В процессе деятельности

необходимо иметь надлежащим образом оформленный уголок покупателя, выдавать клиентам расчетные документы о приеме платежей (чек РРО или квитанцию по форме № ПО-Р1), а также вести Книгу ф. № 10.

Справочная информация (справка)

1 Для того чтобы перейти на единый налог, необходимо

за 15 дней до начала любого квартала подать заявление о применении упрощенной системы налогообложения. Но прежде чем такое заявление подать, нужно уплатить единый налог хотя бы за месяц вперед и приложить к заявлению квитанцию об уплате.

2 В форму № ПО-Р1 вносятся данные об использованных комплектующих, запасных частях, материалах (заказчика или исполнителя) и их стоимости, а в случаях выполнения ремонта не по месту жительства заказчика — указываются признаки изделия и его оценочная стоимость (

подпункт 2.5.5 Инструкции № 8).

3 На практике строгими документами (квитанция формы № ПО-Р1, гарантийный талон) пользуются далеко не все, так как максимум, что может грозить за их неприменение, — адмиштраф в размере

от 17 до 170 грн. (статья 155 КУоАП — нарушение правил предоставления услуг).

4 Чтобы обезопасить себя от необоснованных требований клиентов произвести повторный бесплатный ремонт (до окончания срока гарантии на ремонт),

целесообразно в гарантийном талоне предусмотреть, например, такие оговорки:

1. Гарантийные обязательства и бесплатное обслуживание не распространяется на:

— соединительные кабель, переходники, наушники, пульты ДУ и другие аксессуары;

— аккумуляторы, лампочки, внешние блоки питания, зарядные устройства и другие элементы, имеющие ограниченный срок службы;

— механические повреждения, возникшие после передачи аппарата заказчику;

— недостатки, вызванные неудовлетворительной работой питающих блоков, сетей (в частности, использования прибора вне действия сети) или иных внешних факторов.

2. Исполнитель не несет гарантийные обязательства и не производит бесплатное сервисное обслуживание телефона в случае:

— если аппарат использовался в целях, не соответствующих его прямому назначению;

— нарушения правил и условий эксплуатации аппарата;

— при наличии следов от попыток неквалифицированного ремонта;

— если дефект вызван изменением конструкции или схемы аппарата;

— если дефект был вызван действием непреодолимых сил, несчастными случаями или неосторожными действиями потребителя или третьих лиц.


 

ИНСТРУКЦИЯ № 20

по предоставлению услуг по ремонту бытовой радиоэлектронной аппаратуры

(извлечение)

1. Общие положения

<…>

1.2. Прием, оформление и выполнение заказов производятся

как в помещении (салоне) предприятия, предоставляющем бытовые услуги, так и в помещении заказчика.

<…>

1.3. На рабочем месте приемщика заказов должна быть размещена

табличка с его фамилией, именем и отчеством.

В случае приема заказа и выполнения его

на дому у заказчика работник исполнителя должен иметь удостоверение (карточку), в котором указаны его фамилия, имя и отчество, а также реквизиты предприятия или физического лица, предоставляющего услуги.

<…>

2. Особенности приема и оформления заказа

2.1. Заказ оформляется договором (квитанцией).

2.2. При приеме заказа определяются

признака изделия, его оценочная стоимость, которые согласовываются с заказчиком и обозначаются в договоре (квитанции), что подтверждается подписью заказчика.

2.3. В присутствии заказчика при приеме заказа определяется

перечень неисправностей, имеющих внешние проявления. Окончательный перечень составных частей, блоков, узлов и комплектующих изделий, необходимых для выполнения заказа, устанавливается в процессе выполнения ремонта и согласовывается с заказчиком.

2.4. Стоимость принятых в ремонт изделий устанавливается по согласованию с заказчиком или на основании подтверждающих документов с учетом срока эксплуатации и указывается в договоре (квитанции).

2.5. Для предоставления услуги могут быть использованы составные части, блоки, узлы и комплектующие изделия, предоставленные заказчиком, если они соответствуют требованиям нормативных документов.

<…>

2.7. При

расчетах с заказчиком через регистраторы расчетных операций заказчику выдается кассовый чек кассиром (если имеется центральный расчетный узел) или работником исполнителя, имеющим право доступа к регистратору и свой собственный код.

Вместе с чеком заказчику выдается второй экземпляр договора (копия квитанции).

2.8. При расчетах с заказчиком

без применения регистраторов ему выдается квитанция по форме № ПО-Р-1, утвержденной приказом Украинского союза объединений, предприятий и организаций бытового обслуживания населения от 29.09.95 г. № 8 «Об утверждении форм документов строгой отчетности и Инструкций по их использованию», зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 25.10.95 г. под № 389/925.

3. Порядок выполнения услуги

<…>

Сроки выполнения

заказа согласовываются с заказчиком и указываются в договоре (квитанции) .

<…>

3.5. В период

гарантийного срока отремонтированного изделия повторный его ремонт в объеме заказа осуществляется бесплатно по предъявлению заказчиком гарантийного документа.

<…>

4. Порядок выдачи заказа

4.1. Отремонтированные изделия выдаются заказчику после проверки в его присутствии работоспособности изделия в объеме заказа. Изделия выдаются с пломбой исполнителя, если это предусмотрено нормативной документацией.

<…>

4.4. Заказ должен выдаваться заказчику

с гарантийным документом, в котором указывается дата выдачи заказа.

<…>

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше