Темы статей
Выбрать темы

Юридическая поддержка. Рыночный надзор: кто, как и зачем его осуществляет

Редакция СД
Статья

Рыночный надзор: кто, как и зачем его осуществляет

 

Одно из направлений государственного надзора — рыночный надзор — касается изготовления непищевой продукции и торговли ею.

Сегодня поговорим о его специфике: видах проверок и других методах контроля за рынком, правах и обязанностях, а также ответственности предпринимателей в рамках рыночного надзора.

Анна КАЛИНОВСКАЯ, консультант газеты «Собственное Дело»

 

Что такое рыночный надзор

Законодательную базу, регулирующую порядок проведения рыночного надзора, составляют:

Закон о рыночном надзоре;

Закон о безопасности продукции.

С точки зрения «профильного» Закона о рыночном надзоре государственный рыночный надзор (далее — рыночный надзор) — деятельность органов рыночного надзора с целью обеспечения соответствия продукции установленным требованиям, а также обеспечения отсутствия угроз общественным интересам.

Рыночный надзор распространяется на торговлю непищевой продукцией и ее изготовление, что вытекает из сути и полного названия указанных выше законов.

Правда, сводить рыночный надзор к контролю за качеством непищевой продукции только на рынках неправильно. Понятие рыночного надзора гораздо шире.

 

Кто осуществляет рыночный надзор

Органы рыночного надзора перечислены в Перечне № 573. Рыночный надзор осуществляют различные госорганы, в зависимости от группы непищевой продукции:

— Госпотребинспекция проверяет наибольшее количество непищевых товаров (холодильное, электрическое и электронное оборудование, лампы бытовые, текстильные изделия, водонагревательные котлы, моющие средства, игрушки и многое другое);

— Госархстройинспекция — строительные материалы и конструкции;

— Госпробирслужба — драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них (ювелирные и бытовые изделия);

— другие госорганы.

Таким образом, представители всех этих госорганов могут приходить к предпринимателям для проведения различных мероприятий, связанных с рыночным надзором. Далее как раз и поговорим о видах таких мероприятий.

 

Мероприятия рыночного надзора

Основными мероприятиями рыночного надзора являются (статья 22 Закона о рыночном надзоре):

проверки характеристик продукции (в том числе отбор образцов и их экспертиза);

ограничительные (корректировочные) меры (ограничение, запрет представления продукции на рынке, изъятие продукции из оборота, отзыв продукции).

 

Виды рыночного надзора

Виды рыночного надзора приведем в табл. 1.

 

Таблица 1

Виды рыночного надзора

Виды рыночного надзора

Основание

Важные нюансы

1

2

3

Документальные проверки характеристик продукции

Часть 1 статьи 23 Закона о рыночном надзоре

Проводятся при наличии оснований, свидетельствующих, что продукция является опасной, представляет риск и/или не соответствует требованиям. О видах и процедуре проверок подробнее поговорим далее

Отбор образцов продукции*

Часть 1 статьи 23 Закона о рыночном надзоре

Осуществляется на основании письменного решения руководителя органа рыночного надзора или его заместителя.

Срок экспертизы не должен превышать 14 рабочих дней со дня принятия решения о ее проведении.

 

 

Временно (на срок проведения экспертизы) запрещается представление на рынке продукции, образцы которой отобраны на экспертизу по решению органа рыночного надзора

* Обратите внимание! При отборе образцов продукции органы рыночного надзора должны полностью возместить собственнику стоимость отобранной продукции (часть 1 статьи 27 Закона о рыночном надзоре). При этом расходы, связанные с отбором, доставкой и проведением экспертизы, также оплачивает орган рыночного надзора, а не предприниматель. Однако если экспертиза установит, что отобранная продукция непригодна для использования, расходы на ее экспертизу возмещает предприниматель.

Посещение объектов

Пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о рыночном надзоре

Должностные лица органов рыночного надзора имеют право беспрепятственно посещать при условии предъявления служебного удостоверения и удостоверения (направления) на проведение проверки в любое время в течение времени работы объекта:

— торговые и складские помещения;

— места использования продукции при ее монтаже и/или вводе в эксплуатацию (если соответствие продукции установленным требованиям может быть оценено только при таких действиях);

— места проведения ярмарок, выставок, показов и демонстраций продукции;

— места хранения под таможенным контролем продукции, таможенное оформление которой приостановлено по результатам контроля продукции

Получение документации

Пункт 3 части 1 статьи 15 Закона о рыночном надзоре

Предприниматели должны предоставлять должностным лицам рыночного надзора для ознакомления копии документов и материалов, которые свидетельствуют о фактах нарушения законодательства*

* Обратите внимание! В случае если оригиналы таких документов и материалов составлены на языке ином, нежели язык делопроизводства и документации государственных органов, по требованию органов рыночного надзора предприниматели обязаны за собственный счет обеспечить их перевод на язык делопроизводства и документации государственных органов в объеме, необходимом для осуществления рыночного надзора.

Получение объяснений

Пункт 4 части 1 статьи 15 Закона о рыночном надзоре

Проверяющие имеют право требовать от предпринимателя в согласованный с ним срок устные или письменные пояснения по вопросам, возникающим во время проверок и принятия ограничительных (корректирующих) мер

 

Обращаем внимание на такой важный момент! Проверяющие имеют право требовать от предпринимателя прекращения действий, препятствующих мерам рыночного надзора, а в случае отказа — обращаться в органы внутренних дел за помощью (пункт 8 части 1 статьи 15 Закона о рыночном надзоре). То есть если предприниматель незаконно препятствует действиям должностных лиц рыночного надзора, это может «спровоцировать» визит милиции к предпринимателю.

 

Особенности документальных проверок характеристик продукции

Документальные проверки могут быть:

— плановыми и внеплановыми;

— выездными и невыездными (по месту расположения органа рыночного надзора).

При этом у распространителей продукции проводятся как плановые, так и внеплановые проверки, а у производителей — только внеплановые.

Документами, при наличии которых проводятся проверки, являются приказ и удостоверение (направление) на проведение проверки, которые выдаются и оформляются в соответствии с Законом № 877.

Обратите внимание! Во время любого вида рыночного надзора проверяются характеристики только того вида продукции, который является предметом проверки, а не всей продукции, которую производит или продает предприниматель (часть 4 статьи 23 Закона о рыночном надзоре).

Внеплановые проверки. Основанием для внеплановой проверки может стать (пункт 2 части 1 статьи 24 Закона о рыночном надзоре):

а) обращения потребителей (пользователей) соответствующей продукции, а также органов исполнительной власти, исполнительных органов местных советов, правоохранительных органов, общественных организаций потребителей (объединений потребителей), в которых содержится информация о распространении продукции, которая причинила вред общественным интересам или имеет недостатки, которые могут причинить такой вред, и отсутствует информация, по которой производителя такой продукции можно идентифицировать, однако содержится информация, по которой можно установить распространителя, у которого была приобретена (обнаружена) такая продукция;

б) обоснование производителем во время проверки характеристик продукции, что:

— он не вводил в оборот продукцию, которая является опасной, составляет риск и/или не соответствует установленным требованиям;

— продукция является опасной, составляет риск и/или не соответствует установленным требованиям в результате действий либо бездействия распространителя (распространителей) такой продукции.

У торговцев во время внеплановой проверки проверяющие обязательно смотрят:


— наличие Национального знака соответствия на товаре. Он должен быть нанесен на товар в соответствии с техническим регламентом;

— сопроводительные документы, которые должны прилагаться к товару (например, инструкция по использованию);

— этикетки;

— маркировки;

— декларацию соответствия и т. п., если она предусмотрена;

— другие обозначения и их соответствие нормативным требованиям.


После ознакомления с указанными выше документами и обозначениями, если есть основания считать, что товар опасен и представляет риск, проверяющие могут приступить к обследованию образцов товара, идентификации производителя и отбору (экспертизе) образцов товара.

Невыездные проверки. Во время невыездной проверки характеристик продукции проверяются такие документы (их копии) и информация:

— декларация соответствия, если она предусмотрена;

— сопроводительная документация (в том числе инструкция по использованию продукции);

— документы, дающие возможность отследить происхождение соответствующей продукции и ее дальнейший оборот (договоры, товарно-сопроводительная документация и т. п.);

— полный состав технической документации на соответствующую продукцию, предусмотренный техническим регламентом, и т. д.

Выездные проверки. Во время выездной проверки характеристик продукции, кроме проверки того же набора документации, проверяющие будут также проводить обследование, отбор и экспертизу (испытание) образцов продукции.

Срок проведения выездных проверок не может быть продлен и не может превышать у распространителя — 2 рабочих дня, а у производителя — 3 рабочих дня. Продление срока выездной проверки не допускается.

Оформление результатов проверки. По результатам любой проверки составляется акт в соответствии с требованиями Закона № 877.

Если проверка показала, что товар представляет риск или опасность, то соответствующий орган рыночного надзора будет отслеживать происхождение товара, его дальнейшее обращение и может прийти с проверками к последующим и предыдущим звеньям в цепи продвижения данного товара. Также в этом случае в акте указываются соответствующие ограничительные (корректирующие) меры.

 

Ограничительные (корректирующие) меры

По результатам проверок орган рыночного надзора может применить следующие ограничительные (корректирующие) меры:


— привести продукцию в соответствие с требованиями;

— потребовать от производителей и/или распространителей продукции предупредить потребителей (пользователей) о рисках, которые несет продукция;

— запретить введение в оборот опасной продукции;

— изъять из оборота опасную продукцию и предупредить потребителей (пользователей) о рисках, которые представляет эта продукция;

— отозвать опасную продукцию из оборота и уничтожить ее. Отзыв продукции применяется как исключительная мера, если принятые производителем или распространителем меры являются недостаточными для предотвращения или избежания соответствующих рисков, которые представляет продукция.


 

Права и обязанности предпринимателей

Мы рассмотрели мероприятия рыночного надзора и выяснили, что полномочия госорганов, осуществляющих этот вид надзора, достаточно широки. При этом для предпринимателей законодательно также предусмотрены права и обязанности в рамках рыночного надзора, о которых нужно знать (см. табл. 2).

 

Таблица 2

Права и обязанности предпринимателей в рамках рыночного надзора

Законодательная норма

Перечень прав/обязанностей предпринимателей

1

2

Права предпринимателей

Часть 1 статьи 7 Закона о рыночном надзоре

1) требовать от должностных лиц, осуществляющих рыночный надзор, соблюдения требований законодательства. Здесь имеется в виду, что предприниматели имеют право требовать от должностных лиц выполнения норм Закона о рыночном надзоре, Закона о безопасности продукции, а также Закона № 877 (в ходе проверок и других видов рыночного надзора, о чем поговорим далее);

2) проверять у контролеров наличие служебных удостоверений;

3) получать от проверяющих копии удостоверений (направлений) на проведение проверок и не допускать их к проверкам, если они не предоставили копии таких документов*;

4) присутствовать при осуществлении всех мероприятий рыночного надзора;

5) получать от органов рыночного надзора и таможенных органов необходимую, доступную и достоверную информацию о результатах рыночного надзора и контроля продукции;

6) требовать от должностных лиц, осуществляющих рыночный надзор и контроль продукции, обеспечения конфиденциальности любой информации, полученной в ходе осуществления рыночного надзора и контроля продукции, кроме случаев, определенных этим и другими законами Украины;

7) обжаловать любые решения, предписания, действия и бездействие органов рыночного надзора, таможенных органов и их должностных лиц;

8) обращаться за защитой своих прав и интересов в суд;

9) принимать по собственной инициативе меры по предотвращению и избежанию рисков, которые составляет продукция, предоставляемая ими на рынке, по обеспечению соответствия этой продукции установленным требованиям и устранению нарушений требований, установленных данным Законом и Законом о безопасности продукции

* Обратите особое внимание! Предприниматели имеют право не допускать проверяющих к проверке, если проверяющие не предоставили копию удостоверения (направления) на проведение проверки.

Часть 1 статьи 17 Закона о рыночном надзоре

Требовать от проверяющих:

1) соблюдать деловую этику;

2) не препятствовать осуществлению хоздеятельности

Обязанности предпринимателей

Статья 8 Закона о рыночном надзоре

1) немедленно принять необходимые меры (например, изъятие из оборота и/или отзыв), если производители (импортеры) считают, что продукция, которую они ввели в оборот, не соответствует установленным требованиям. Если указанная продукция представляет риск, производители (импортеры) обязаны:

немедленно уведомить соответствующий орган рыночного надзора об этой продукции;

— предоставить необходимые сведения о таком несоответствит и любых принятых ограничительных (корректировочных) мерах;

2) предоставлять по требованию органов рыночного надзора документацию, позволяющую идентифицировать любого субъект хозяйствования:

— который поставил им соответствующую продукцию;

— которому они поставили соответствующую продукцию;

3) хранить документацию* (см. пункт 2 на с. 43) в течение срока, установленного соответствующим техническим регламентом, а если такой срок техническим регламентом не установлен:

— производитель — в течение десяти лет со дня введения им соответствующей продукции в оборот;

— уполномоченный представитель, импортер или распространитель — в течение десяти лет со дня получения им соответствующей продукции

* Обратите внимание! Если производитель продукции не может быть идентифицирован органом рыночного надзора, тогда лицом, которое ввело такую продукцию в оборот, считается каждый субъект хозяйствования в цепочке поставки соответствующей продукции, который не предоставил документацию, позволяющую установить наименование и местонахождение производителя или лица, поставившего субъекту хозяйствования эту продукцию.

Статья 8 Закона о безопасности продукции

Производители обязаны:

1) указывать на продукции или ее упаковке наименование и местонахождение производителя, название, тип или номер модели, номер партии или серийный номер, названия составных частей и т. п.;

2) проводить по собственной инициативе экспертизу (испытание) образцов продукции, введенной в оборот под их торговой маркой;

3) рассматривать обращения потребителей по безопасности продукции, введенной в оборот под их торговой маркой, принимать по результатам такого рассмотрения необходимые меры и вести учет таких обращений;

4) предоставлять потребителям информацию, позволяющую им оценивать риски, присущие продукции в течение срока ее использования;

5) с учетом характеристик продукции, которую они поставляют, принимать меры по:

— информированию потребителей о рисках, которые может содержать эта продукция;

— избежанию рисков, в том числе изъятию продукции из оборота, предупреждению потребителей о рисках, которые может содержать продукция, отзыву продукции;

6) если им стало известно, что продукция, которую они ввели в оборот, содержит риски для потребителей, немедленно сообщать об этом соответствующему органу государственного рыночного надзора, в том числе о принятых мерах по обеспечению безопасности такой продукции;

7) сотрудничать (в рамках своей деятельности) с органами государственного рыночного надзора по вопросам принятия мер для избежания рисков, которые содержит поставляемая ими продукция

Статья 9 Закона о безопасности продукции

Распространители (те, кто продает товары, а не производит) обязаны:

1) предоставлять потребителям, производителям, распространителям информацию о рисках, которые содержит соответствующая продукция;

2) предоставлять в соответствующий орган государственного рыночного надзора информацию о происхождении продукции;

3) сотрудничать с производителями и органами государственного рыночного надзора для избежания рисков, которые содержит продукция;

4) содействовать производителям в принятии ими мер по обеспечению безопасности продукции;

5) не поставлять продукцию, если известно, что она не соответствует требованиям безопасности;

6) если известно, что продукция, которую они распространили, содержит риски для потребителей, немедленно сообщать об этом в соответствующий орган государственного рыночного надзора, в том числе о принятых мерах по обеспечению безопасности такой продукции;

7) сотрудничать (в рамках своей деятельности) с органами государственного рыночного надзора для избежания рисков, которые содержит поставляемая ими продукция

 

На кого не распространяется рыночный надзор

Рыночный надзор не распространяется на (часть 5 статьи 2 Закона о рыночном надзоре и часть 3 статьи 2 Закона о безопасности продукции):

1) услуги и работы;

2) пищевые продукты, пищевые добавки, ароматизаторы, диетические добавки и вспомогательные материалы для переработки пищевых продуктов;

3) продукты животного происхождения;

4) корма, кормовые добавки и премиксы;

5) живые растения и животных;

6) продукцию человеческого, растительного и животного происхождения, которая непосредственно используется в качестве репродуктивного материала, предназначенного для воспроизведения;

7) спирт, алкогольные напитки и табачные изделия;

8) лекарственные средства и ветеринарные препараты;

9) наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги и прекурсоры;

10) ядерные материалы, специальные расщепляемые материалы, другую продукцию в сфере использования ядерной энергии;

11) изделия военного назначения;

12) объекты градостроительства;

13) объекты авиационной деятельности.

 

Кроме того, положения Закона о безопасности продукции не распространяются на бывшую в употреблении продукцию, антиквариат, продукцию, которая подлежит ремонту или восстановлению перед ее использованием (при условии, что поставщик предоставляет информацию об этом покупателю).

 

Ответственность

И Закон о рыночном надзоре, и Закон о безопасности продукции устанавливают ряд финансовых санкций. Размеры штрафов за нарушения в сфере производства и торговли непищевыми товарами достаточно велики (см. табл. 3).

 

Таблица 3

Ответственность предпринимателей в рамках рыночного надзора

Нарушение

Финансовая санкция

1

2

Введение в оборот продукции, представляющей серьезный риск

От 25500 до 51000 грн.,

за повторное в течение 3 лет совершение аналогичного нарушения, за которое уже применялся штраф, — от 34000 до 85000 грн.

Введение в оборот опасной продукции

От 25500 до 51000 грн.,

за повторное в течение 3 лет совершение аналогичного нарушения, за которое уже применялся штраф, — от 42500 до 85000 грн.

Введение в оборот продукции, не соответствующей установленным требованиям, в том числе нанесение Национального знака соответствия на продукцию, которая не соответствует требованиям технических регламентов

От 8500 до 25500 грн.,

за повторное в течение 3 лет совершение аналогичного нарушения, за которое уже применялся штраф, — от 17000 до 51000 грн.

Распространение продукции, на которой отсутствует Национальный знак соответствия, если его нанесение на продукцию предусмотрено техническим регламентом на соответствующий вид продукции

От 2550 до 4250 грн.,

за повторное в течение 3 лет совершение аналогичного нарушения, за которое уже применялся штраф, — от 3400 до 5100 грн.

Распространение продукции, в отношении которой ненадлежащим образом применен Национальный знак соответствия (кроме нанесения Национального знака соответствия на продукцию, которая не соответствует требованиям технических регламентов)

От 1275 до 2550 грн.,

за повторное в течение 3 лет совершение аналогичного нарушения, за которое уже применялся штраф, — от 1700 до 4250 грн.

Распространение продукции без декларации соответствия, если согласно техническому регламенту продукция при ее распространении должна сопровождаться такой декларацией

От 2550 до 4250 грн.,

за повторное в течение 3 лет совершение аналогичного нарушения, за которое уже применялся штраф, — от 3400 до 59500 грн.

Несоблюдение условий хранения продукции, которая распространяется, если вследствие этого продукция стала такой, которая несет серьезный риск и/или не отвечает установленным требованиям

От 4250 до 17000 грн.,

за повторное в течение 3 лет совершение аналогичного нарушения, за которое уже применялся штраф, — от 8500 до 25500 грн.

Невыполнение или неполное выполнение требований решения о применении ограничительных (корректировочных) мер в виде изъятия продукции из оборота и/или ее отзыва или запрета предоставления такой продукции на рынке

От 42500 до 85000 грн. — для лиц, которые ввели продукцию в оборот,

от 8500 до 25500 грн. —
для распространителей

Невыполнение или неполное выполнение требований решения о применении ограничительных (корректировочных) мер в виде приведения такой продукции в соответствие с установленными требованиями

От 25500 до 51000 грн. — для лиц, которые ввели продукцию в оборот,

от 5100 до 17000 грн. — для распространителей

Неисполнение предписания о немедленном устранении нарушений требований касательно предоставления по месту проведения ярмарки, выставки, показа или демонстрации иным способом продукции, которая не соответствует установленным требованиям

От 4250 до 8500 грн.,

за невыполнение решения о немедленном прекращении представления продукции по месту проведения соответствующей ярмарки, выставки, показа или демонстрации продукции другим способом — от 17000 до 34000 грн.

Неисполнение требований по предоставлению (в рамках своей деятельности) потребителям (пользователям) информации, которая дает им возможность оценивать риски, свойственные продукции на протяжении ее обычного или обоснованно предусмотренного срока
использования, если такие риски не являются очевидными, без надлежащих предупреждений, и которая дает возможность потребителям (пользователям) принимать меры пресечения таких рисков

От 12750 до 25500 грн.,

за повторное в течение 3 лет совершение аналогичного нарушения лицом, на которое уже был наложен штраф, — от 25500 до 51000 грн.

 

Штрафы, указанные в табл. 3, по своей правовой природе являются административно-хозяйственными санкциями, поэтому срок их применения ограничен — в течение шести месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее одного года со дня совершения нарушения (статьи 238, 250 ХКУ).

Предприниматель, который будет распространять продукцию конечному потребителю, в случае нарушения требований Закона о защите прав потребителей, кроме вышеуказанных санкций, может понести ответственность и согласно нормам указанного Закона.

Обратите внимание! Законодательно предусмотрены основания для освобождения предпринимателей от ответственности (статья 16 Закона о безопасности продукции, статья 45 Закона о рыночном надзоре). Такими основаниями будут доказательства того, что нарушение произошло не по его вине (например, он не вводил продукцию в оборот, продукция стала небезопасной вследствие действий или бездействия иных лиц или обстоятельств непреодолимой силы и т. д.).


Документы консультации

ХКУ — Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

Закон о рыночном надзоре — Закон Украины «О государственном рыночном надзоре и контроле непищевой продукции» от 02.12.2010 г. № 2735-VI.

Закон о безопасности продукции — Закон Украины «Об общей безопасности непищевой продукции» от 02.12.2010 г. № 2736-VI.

Закон о защите прав потребителей — Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-ХI.

Закон № 877 — Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V.

Перечень № 573 — Перечень органов государственного рыночного надзора и сфер их ответственности, утвержденный постановлением КМУ от 01.06.2011 г. № 573.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше