Рыночный надзор: кто, как и зачем его осуществляет
Одно из направлений государственного надзора — рыночный надзор — касается изготовления непищевой продукции и торговли ею.
Сегодня поговорим о его специфике: видах проверок и других методах контроля за рынком, правах и обязанностях, а также ответственности предпринимателей в рамках рыночного надзора.
Анна КАЛИНОВСКАЯ, консультант газеты «Собственное Дело»
Что такое рыночный надзор
Законодательную базу, регулирующую порядок проведения рыночного надзора, составляют:
— Закон о рыночном надзоре;
— Закон о безопасности продукции.
С точки зрения «профильного» Закона о рыночном надзоре государственный рыночный надзор (далее — рыночный надзор) — деятельность органов рыночного надзора с целью обеспечения соответствия продукции установленным требованиям, а также обеспечения отсутствия угроз общественным интересам.
Рыночный надзор распространяется на торговлю непищевой продукцией и ее изготовление, что вытекает из сути и полного названия указанных выше законов.
Правда, сводить рыночный надзор к контролю за качеством непищевой продукции только на рынках неправильно. Понятие рыночного надзора гораздо шире.
Кто осуществляет рыночный надзор
Органы рыночного надзора перечислены в Перечне № 573. Рыночный надзор осуществляют различные госорганы, в зависимости от группы непищевой продукции:
— Госпотребинспекция проверяет наибольшее количество непищевых товаров (холодильное, электрическое и электронное оборудование, лампы бытовые, текстильные изделия, водонагревательные котлы, моющие средства, игрушки и многое другое);
— Госархстройинспекция — строительные материалы и конструкции;
— Госпробирслужба — драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них (ювелирные и бытовые изделия);
— другие госорганы.
Таким образом, представители всех этих госорганов могут приходить к предпринимателям для проведения различных мероприятий, связанных с рыночным надзором. Далее как раз и поговорим о видах таких мероприятий.
Мероприятия рыночного надзора
Основными мероприятиями рыночного надзора являются (статья 22 Закона о рыночном надзоре):
— проверки характеристик продукции (в том числе отбор образцов и их экспертиза);
— ограничительные (корректировочные) меры (ограничение, запрет представления продукции на рынке, изъятие продукции из оборота, отзыв продукции).
Виды рыночного надзора
Виды рыночного надзора приведем в табл. 1.
Таблица 1
Виды рыночного надзора
Виды рыночного надзора | Основание | Важные нюансы |
1 | 2 | 3 |
Документальные проверки характеристик продукции | Часть 1 статьи 23 Закона о рыночном надзоре | Проводятся при наличии оснований, свидетельствующих, что продукция является опасной, представляет риск и/или не соответствует требованиям. О видах и процедуре проверок подробнее поговорим далее |
Отбор образцов продукции* | Часть 1 статьи 23 Закона о рыночном надзоре | Осуществляется на основании письменного решения руководителя органа рыночного надзора или его заместителя. Срок экспертизы не должен превышать 14 рабочих дней со дня принятия решения о ее проведении. |
|
| Временно (на срок проведения экспертизы) запрещается представление на рынке продукции, образцы которой отобраны на экспертизу по решению органа рыночного надзора |
* Обратите внимание! При отборе образцов продукции органы рыночного надзора должны полностью возместить собственнику стоимость отобранной продукции (часть 1 статьи 27 Закона о рыночном надзоре). При этом расходы, связанные с отбором, доставкой и проведением экспертизы, также оплачивает орган рыночного надзора, а не предприниматель. Однако если экспертиза установит, что отобранная продукция непригодна для использования, расходы на ее экспертизу возмещает предприниматель. | ||
Посещение объектов | Пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о рыночном надзоре | Должностные лица органов рыночного надзора имеют право беспрепятственно посещать при условии предъявления служебного удостоверения и удостоверения (направления) на проведение проверки в любое время в течение времени работы объекта: — торговые и складские помещения; — места использования продукции при ее монтаже и/или вводе в эксплуатацию (если соответствие продукции установленным требованиям может быть оценено только при таких действиях); — места проведения ярмарок, выставок, показов и демонстраций продукции; — места хранения под таможенным контролем продукции, таможенное оформление которой приостановлено по результатам контроля продукции |
Получение документации | Пункт 3 части 1 статьи 15 Закона о рыночном надзоре | Предприниматели должны предоставлять должностным лицам рыночного надзора для ознакомления копии документов и материалов, которые свидетельствуют о фактах нарушения законодательства* |
* Обратите внимание! В случае если оригиналы таких документов и материалов составлены на языке ином, нежели язык делопроизводства и документации государственных органов, по требованию органов рыночного надзора предприниматели обязаны за собственный счет обеспечить их перевод на язык делопроизводства и документации государственных органов в объеме, необходимом для осуществления рыночного надзора. | ||
Получение объяснений | Пункт 4 части 1 статьи 15 Закона о рыночном надзоре | Проверяющие имеют право требовать от предпринимателя в согласованный с ним срок устные или письменные пояснения по вопросам, возникающим во время проверок и принятия ограничительных (корректирующих) мер |
Обращаем внимание на такой важный момент! Проверяющие имеют право требовать от предпринимателя прекращения действий, препятствующих мерам рыночного надзора, а в случае отказа — обращаться в органы внутренних дел за помощью (пункт 8 части 1 статьи 15 Закона о рыночном надзоре). То есть если предприниматель незаконно препятствует действиям должностных лиц рыночного надзора, это может «спровоцировать» визит милиции к предпринимателю.
Особенности документальных проверок характеристик продукции
Документальные проверки могут быть:
— плановыми и внеплановыми;
— выездными и невыездными (по месту расположения органа рыночного надзора).
При этом у распространителей продукции проводятся как плановые, так и внеплановые проверки, а у производителей — только внеплановые.
Документами, при наличии которых проводятся проверки, являются приказ и удостоверение (направление) на проведение проверки, которые выдаются и оформляются в соответствии с Законом № 877.
Обратите внимание! Во время любого вида рыночного надзора проверяются характеристики только того вида продукции, который является предметом проверки, а не всей продукции, которую производит или продает предприниматель (часть 4 статьи 23 Закона о рыночном надзоре).
Внеплановые проверки. Основанием для внеплановой проверки может стать (пункт 2 части 1 статьи 24 Закона о рыночном надзоре):
а) обращения потребителей (пользователей) соответствующей продукции, а также органов исполнительной власти, исполнительных органов местных советов, правоохранительных органов, общественных организаций потребителей (объединений потребителей), в которых содержится информация о распространении продукции, которая причинила вред общественным интересам или имеет недостатки, которые могут причинить такой вред, и отсутствует информация, по которой производителя такой продукции можно идентифицировать, однако содержится информация, по которой можно установить распространителя, у которого была приобретена (обнаружена) такая продукция;
б) обоснование производителем во время проверки характеристик продукции, что:
— он не вводил в оборот продукцию, которая является опасной, составляет риск и/или не соответствует установленным требованиям;
— продукция является опасной, составляет риск и/или не соответствует установленным требованиям в результате действий либо бездействия распространителя (распространителей) такой продукции.
У торговцев во время внеплановой проверки проверяющие обязательно смотрят:
— наличие Национального знака соответствия на товаре. Он должен быть нанесен на товар в соответствии с техническим регламентом;
— сопроводительные документы, которые должны прилагаться к товару (например, инструкция по использованию);
— этикетки;
— маркировки;
— декларацию соответствия и т. п., если она предусмотрена;
— другие обозначения и их соответствие нормативным требованиям.
После ознакомления с указанными выше документами и обозначениями, если есть основания считать, что товар опасен и представляет риск, проверяющие могут приступить к обследованию образцов товара, идентификации производителя и отбору (экспертизе) образцов товара.
Невыездные проверки. Во время невыездной проверки характеристик продукции проверяются такие документы (их копии) и информация:
— декларация соответствия, если она предусмотрена;
— сопроводительная документация (в том числе инструкция по использованию продукции);
— документы, дающие возможность отследить происхождение соответствующей продукции и ее дальнейший оборот (договоры, товарно-сопроводительная документация и т. п.);
— полный состав технической документации на соответствующую продукцию, предусмотренный техническим регламентом, и т. д.
Выездные проверки. Во время выездной проверки характеристик продукции, кроме проверки того же набора документации, проверяющие будут также проводить обследование, отбор и экспертизу (испытание) образцов продукции.
Срок проведения выездных проверок не может быть продлен и не может превышать у распространителя — 2 рабочих дня, а у производителя — 3 рабочих дня. Продление срока выездной проверки не допускается.
Оформление результатов проверки. По результатам любой проверки составляется акт в соответствии с требованиями Закона № 877.
Если проверка показала, что товар представляет риск или опасность, то соответствующий орган рыночного надзора будет отслеживать происхождение товара, его дальнейшее обращение и может прийти с проверками к последующим и предыдущим звеньям в цепи продвижения данного товара. Также в этом случае в акте указываются соответствующие ограничительные (корректирующие) меры.
Ограничительные (корректирующие) меры
По результатам проверок орган рыночного надзора может применить следующие ограничительные (корректирующие) меры:
— привести продукцию в соответствие с требованиями;
— потребовать от производителей и/или распространителей продукции предупредить потребителей (пользователей) о рисках, которые несет продукция;
— запретить введение в оборот опасной продукции;
— изъять из оборота опасную продукцию и предупредить потребителей (пользователей) о рисках, которые представляет эта продукция;
— отозвать опасную продукцию из оборота и уничтожить ее. Отзыв продукции применяется как исключительная мера, если принятые производителем или распространителем меры являются недостаточными для предотвращения или избежания соответствующих рисков, которые представляет продукция.
Права и обязанности предпринимателей
Мы рассмотрели мероприятия рыночного надзора и выяснили, что полномочия госорганов, осуществляющих этот вид надзора, достаточно широки. При этом для предпринимателей законодательно также предусмотрены права и обязанности в рамках рыночного надзора, о которых нужно знать (см. табл. 2).
Таблица 2
Права и обязанности предпринимателей в рамках рыночного надзора
Законодательная норма | Перечень прав/обязанностей предпринимателей |
1 | 2 |
Права предпринимателей | |
Часть 1 статьи 7 Закона о рыночном надзоре | 1) требовать от должностных лиц, осуществляющих рыночный надзор, соблюдения требований законодательства. Здесь имеется в виду, что предприниматели имеют право требовать от должностных лиц выполнения норм Закона о рыночном надзоре, Закона о безопасности продукции, а также Закона № 877 (в ходе проверок и других видов рыночного надзора, о чем поговорим далее); 2) проверять у контролеров наличие служебных удостоверений; 3) получать от проверяющих копии удостоверений (направлений) на проведение проверок и не допускать их к проверкам, если они не предоставили копии таких документов*; 4) присутствовать при осуществлении всех мероприятий рыночного надзора; 5) получать от органов рыночного надзора и таможенных органов необходимую, доступную и достоверную информацию о результатах рыночного надзора и контроля продукции; 6) требовать от должностных лиц, осуществляющих рыночный надзор и контроль продукции, обеспечения конфиденциальности любой информации, полученной в ходе осуществления рыночного надзора и контроля продукции, кроме случаев, определенных этим и другими законами Украины; 7) обжаловать любые решения, предписания, действия и бездействие органов рыночного надзора, таможенных органов и их должностных лиц; 8) обращаться за защитой своих прав и интересов в суд; 9) принимать по собственной инициативе меры по предотвращению и избежанию рисков, которые составляет продукция, предоставляемая ими на рынке, по обеспечению соответствия этой продукции установленным требованиям и устранению нарушений требований, установленных данным Законом и Законом о безопасности продукции |
* Обратите особое внимание! Предприниматели имеют право не допускать проверяющих к проверке, если проверяющие не предоставили копию удостоверения (направления) на проведение проверки. | |
Часть 1 статьи 17 Закона о рыночном надзоре | Требовать от проверяющих: 1) соблюдать деловую этику; 2) не препятствовать осуществлению хоздеятельности |
Обязанности предпринимателей | |
Статья 8 Закона о рыночном надзоре | 1) немедленно принять необходимые меры (например, изъятие из оборота и/или отзыв), если производители (импортеры) считают, что продукция, которую они ввели в оборот, не соответствует установленным требованиям. Если указанная продукция представляет риск, производители (импортеры) обязаны: — немедленно уведомить соответствующий орган рыночного надзора об этой продукции; — предоставить необходимые сведения о таком несоответствит и любых принятых ограничительных (корректировочных) мерах; 2) предоставлять по требованию органов рыночного надзора документацию, позволяющую идентифицировать любого субъект хозяйствования: — который поставил им соответствующую продукцию; — которому они поставили соответствующую продукцию; 3) хранить документацию* (см. пункт 2 на с. 43) в течение срока, установленного соответствующим техническим регламентом, а если такой срок техническим регламентом не установлен: — производитель — в течение десяти лет со дня введения им соответствующей продукции в оборот; — уполномоченный представитель, импортер или распространитель — в течение десяти лет со дня получения им соответствующей продукции |
* Обратите внимание! Если производитель продукции не может быть идентифицирован органом рыночного надзора, тогда лицом, которое ввело такую продукцию в оборот, считается каждый субъект хозяйствования в цепочке поставки соответствующей продукции, который не предоставил документацию, позволяющую установить наименование и местонахождение производителя или лица, поставившего субъекту хозяйствования эту продукцию. | |
Статья 8 Закона о безопасности продукции | Производители обязаны: 1) указывать на продукции или ее упаковке наименование и местонахождение производителя, название, тип или номер модели, номер партии или серийный номер, названия составных частей и т. п.; 2) проводить по собственной инициативе экспертизу (испытание) образцов продукции, введенной в оборот под их торговой маркой; 3) рассматривать обращения потребителей по безопасности продукции, введенной в оборот под их торговой маркой, принимать по результатам такого рассмотрения необходимые меры и вести учет таких обращений; 4) предоставлять потребителям информацию, позволяющую им оценивать риски, присущие продукции в течение срока ее использования; 5) с учетом характеристик продукции, которую они поставляют, принимать меры по: — информированию потребителей о рисках, которые может содержать эта продукция; — избежанию рисков, в том числе изъятию продукции из оборота, предупреждению потребителей о рисках, которые может содержать продукция, отзыву продукции; 6) если им стало известно, что продукция, которую они ввели в оборот, содержит риски для потребителей, немедленно сообщать об этом соответствующему органу государственного рыночного надзора, в том числе о принятых мерах по обеспечению безопасности такой продукции; 7) сотрудничать (в рамках своей деятельности) с органами государственного рыночного надзора по вопросам принятия мер для избежания рисков, которые содержит поставляемая ими продукция |
Статья 9 Закона о безопасности продукции | Распространители (те, кто продает товары, а не производит) обязаны: 1) предоставлять потребителям, производителям, распространителям информацию о рисках, которые содержит соответствующая продукция; 2) предоставлять в соответствующий орган государственного рыночного надзора информацию о происхождении продукции; 3) сотрудничать с производителями и органами государственного рыночного надзора для избежания рисков, которые содержит продукция; 4) содействовать производителям в принятии ими мер по обеспечению безопасности продукции; 5) не поставлять продукцию, если известно, что она не соответствует требованиям безопасности; 6) если известно, что продукция, которую они распространили, содержит риски для потребителей, немедленно сообщать об этом в соответствующий орган государственного рыночного надзора, в том числе о принятых мерах по обеспечению безопасности такой продукции; 7) сотрудничать (в рамках своей деятельности) с органами государственного рыночного надзора для избежания рисков, которые содержит поставляемая ими продукция |
На кого не распространяется рыночный надзор
Рыночный надзор не распространяется на (часть 5 статьи 2 Закона о рыночном надзоре и часть 3 статьи 2 Закона о безопасности продукции):
1) услуги и работы; 2) пищевые продукты, пищевые добавки, ароматизаторы, диетические добавки и вспомогательные материалы для переработки пищевых продуктов; 3) продукты животного происхождения; 4) корма, кормовые добавки и премиксы; 5) живые растения и животных; 6) продукцию человеческого, растительного и животного происхождения, которая непосредственно используется в качестве репродуктивного материала, предназначенного для воспроизведения; 7) спирт, алкогольные напитки и табачные изделия; 8) лекарственные средства и ветеринарные препараты; 9) наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги и прекурсоры; 10) ядерные материалы, специальные расщепляемые материалы, другую продукцию в сфере использования ядерной энергии; 11) изделия военного назначения; 12) объекты градостроительства; 13) объекты авиационной деятельности. |
Кроме того, положения Закона о безопасности продукции не распространяются на бывшую в употреблении продукцию, антиквариат, продукцию, которая подлежит ремонту или восстановлению перед ее использованием (при условии, что поставщик предоставляет информацию об этом покупателю).
Ответственность
И Закон о рыночном надзоре, и Закон о безопасности продукции устанавливают ряд финансовых санкций. Размеры штрафов за нарушения в сфере производства и торговли непищевыми товарами достаточно велики (см. табл. 3).
Таблица 3
Ответственность предпринимателей в рамках рыночного надзора
Нарушение | Финансовая санкция |
1 | 2 |
Введение в оборот продукции, представляющей серьезный риск | От 25500 до 51000 грн., за повторное в течение 3 лет совершение аналогичного нарушения, за которое уже применялся штраф, — от 34000 до 85000 грн. |
Введение в оборот опасной продукции | От 25500 до 51000 грн., за повторное в течение 3 лет совершение аналогичного нарушения, за которое уже применялся штраф, — от 42500 до 85000 грн. |
Введение в оборот продукции, не соответствующей установленным требованиям, в том числе нанесение Национального знака соответствия на продукцию, которая не соответствует требованиям технических регламентов | От 8500 до 25500 грн., за повторное в течение 3 лет совершение аналогичного нарушения, за которое уже применялся штраф, — от 17000 до 51000 грн. |
Распространение продукции, на которой отсутствует Национальный знак соответствия, если его нанесение на продукцию предусмотрено техническим регламентом на соответствующий вид продукции | От 2550 до 4250 грн., за повторное в течение 3 лет совершение аналогичного нарушения, за которое уже применялся штраф, — от 3400 до 5100 грн. |
Распространение продукции, в отношении которой ненадлежащим образом применен Национальный знак соответствия (кроме нанесения Национального знака соответствия на продукцию, которая не соответствует требованиям технических регламентов) | От 1275 до 2550 грн., за повторное в течение 3 лет совершение аналогичного нарушения, за которое уже применялся штраф, — от 1700 до 4250 грн. |
Распространение продукции без декларации соответствия, если согласно техническому регламенту продукция при ее распространении должна сопровождаться такой декларацией | От 2550 до 4250 грн., за повторное в течение 3 лет совершение аналогичного нарушения, за которое уже применялся штраф, — от 3400 до 59500 грн. |
Несоблюдение условий хранения продукции, которая распространяется, если вследствие этого продукция стала такой, которая несет серьезный риск и/или не отвечает установленным требованиям | От 4250 до 17000 грн., за повторное в течение 3 лет совершение аналогичного нарушения, за которое уже применялся штраф, — от 8500 до 25500 грн. |
Невыполнение или неполное выполнение требований решения о применении ограничительных (корректировочных) мер в виде изъятия продукции из оборота и/или ее отзыва или запрета предоставления такой продукции на рынке | От 42500 до 85000 грн. — для лиц, которые ввели продукцию в оборот, от 8500 до 25500 грн. — |
Невыполнение или неполное выполнение требований решения о применении ограничительных (корректировочных) мер в виде приведения такой продукции в соответствие с установленными требованиями | От 25500 до 51000 грн. — для лиц, которые ввели продукцию в оборот, от 5100 до 17000 грн. — для распространителей |
Неисполнение предписания о немедленном устранении нарушений требований касательно предоставления по месту проведения ярмарки, выставки, показа или демонстрации иным способом продукции, которая не соответствует установленным требованиям | От 4250 до 8500 грн., за невыполнение решения о немедленном прекращении представления продукции по месту проведения соответствующей ярмарки, выставки, показа или демонстрации продукции другим способом — от 17000 до 34000 грн. |
Неисполнение требований по предоставлению (в рамках своей деятельности) потребителям (пользователям) информации, которая дает им возможность оценивать риски, свойственные продукции на протяжении ее обычного или обоснованно предусмотренного срока | От 12750 до 25500 грн., за повторное в течение 3 лет совершение аналогичного нарушения лицом, на которое уже был наложен штраф, — от 25500 до 51000 грн. |
Штрафы, указанные в табл. 3, по своей правовой природе являются административно-хозяйственными санкциями, поэтому срок их применения ограничен — в течение шести месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее одного года со дня совершения нарушения (статьи 238, 250 ХКУ).
Предприниматель, который будет распространять продукцию конечному потребителю, в случае нарушения требований Закона о защите прав потребителей, кроме вышеуказанных санкций, может понести ответственность и согласно нормам указанного Закона.
Обратите внимание! Законодательно предусмотрены основания для освобождения предпринимателей от ответственности (статья 16 Закона о безопасности продукции, статья 45 Закона о рыночном надзоре). Такими основаниями будут доказательства того, что нарушение произошло не по его вине (например, он не вводил продукцию в оборот, продукция стала небезопасной вследствие действий или бездействия иных лиц или обстоятельств непреодолимой силы и т. д.).
Документы консультации
ХКУ — Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.
Закон о рыночном надзоре — Закон Украины «О государственном рыночном надзоре и контроле непищевой продукции» от 02.12.2010 г. № 2735-VI.
Закон о безопасности продукции — Закон Украины «Об общей безопасности непищевой продукции» от 02.12.2010 г. № 2736-VI.
Закон о защите прав потребителей — Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-ХI.
Закон № 877 — Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V.
Перечень № 573 — Перечень органов государственного рыночного надзора и сфер их ответственности, утвержденный постановлением КМУ от 01.06.2011 г. № 573.