Приказ № 573 вступает в силу со дня его официального опубликования (намечено на 24.07.2015 г.). Им вносятся изменения в Инструкцию № 291**, а также в П(С)БУ 7 «Основные средства» и П(С)БУ 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства».
Совет: имеет смысл пересчитать в соответствии с новыми правилами операции с 01.07.2015 г. для того, чтобы не возникли проблемы с составлением баланса за III квартал 2015 года.
Рассмотрим основные новшества. При этом учета средств на НДС-счетах повторно касаться не будем (см. статью на с. 4 номера).
Средства на распредсчете в банке
В План счетов добавлен субсчет 316 «Специальные счета в иностранной валюте», предназначенный для учета средств в инвалюте, которые подлежат распределению или дополнительному предварительному контролю. В том числе сумм средств в инвалюте, которые подлежат обязательной продаже в соответствии с законодательством.
Тем самым Минфин решил давнюю проблему, связанную с необходимостью отражения в балансе средств, числящихся на распределительном счете в банке. Мы также выступали за отражение распределительных счетов на балансе, хотя есть аргументы и против такой позиции (см. по этому поводу предыдущий номер журнала).
Продемонстрируем новые корреспонденции для экспортеров в части поступления экспортной выручки на таком примере.
Пример 1. 16.07.2015 г. на распределительный счет банка поступила валютная выручка предприятия в размере 10000 $. 17.07.2015 г. банк продал 7500 $ на МВРУ по курсу 22,02 грн./$. Курс НБУ на 16.07.2015 г. составил 22,107282 грн./$, на 17.07.2015 г. — 21,986687 грн./$.
Учет операций будет следующим:
Дата операции | Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция счетов | Сумма, | |
дебет | кредит | |||
16.07.2015 | Поступила на распределительный счет экспортная выручка | 316 | 362 | 10000 $ / |
17.07.2015 | Зачислена на текущий счет предприятия экспортная выручка в иностранной валюте (в размере 25 %) | 312 | 316 | 2500 $ / |
17.07.2015 | Списана с распредсчета валюта для продажи на МВРУ | 334 | 316 | 7500 $ 64900,15 |
17.07.2015 | Отражены курсовые разницы по валюте (21,986687 - 22,107282) х 10000 $ | 945 | 316 | 1205,95 |
17.07.2015 | Отражены доходы от продажи валюты (положительная разница между коммерческим курсом и курсом НБУ на дату продажи (22,02 - 21,986687) х 7500 $ | 334 | 711 | 249,85 |
17.07.2015 | Включена в расходы стоимость услуг банка | 92 | 334 | 495,45 |
17.07.2015 | Поступили средства от продажи валюты | 311 | 334 | 164654,55 |
Общепроизводственные расходы
Инструкция № 291 дополнена корреспонденцией Дт 39 «Расходы будущих периодов» — Кт 91 «Общепроизводственные расходы».
Сложно точно сказать, что именно имел в виду Минфин. Мы считаем, что таким образом Министерство предлагает отражать общепроизводственные расходы в ситуации, когда в течение отчетного периода нет реализации и/или производства продукции. В частности, в случае временного простоя, когда предприятие несет определенные общепроизводственные расходы, которые списывать в отчетном периоде некуда.
Тогда общепроизводственные расходы списывают корреспонденцией Дт 39 — Кт 91, а в периоде выпуска/реализации продукции их включают в себестоимость реализованной продукции.
Правда, несколько смущает тот факт, что в П(С)БУ 16 «Расходы» подобные действия не предусмотрены и соответствующие изменения в этот документ Минфин не внес. К тому же в Инструкции № 291 не предусмотрена корреспонденция Дт 901 — Кт 39, которой в указанном варианте списывают постоянные нераспределенные расходы. Надеемся, что в будущем данную проблему разъяснит сам Минфин. А пока изложим свою точку зрения на учет общепроизводственных расходов, понесенных в периоде простоя.
На заметку: не вполне понятно, что делать с постоянными распределенными общепроизводственными расходами, понесенными в периоде простоя. По логике при отсутствии факта производства их вообще быть не должно (нет фактической мощности). Между тем на практике такое возможно, поскольку предприятие может использовать разные базы распределения. Если исходить из экономической направленности таких расходов, то при простое производственных мощностей (когда отсутствует выпуск продукции) все общепроизводственные расходы должны относиться к нераспределенным (независимо от наличия фактической базы распределения).
При такой трактовке они вначале зачисляются на счет 39, а затем в периоде реализации продукции подлежат списанию на реализацию (Дт 901 — Кт 39).
Рассмотрим новый порядок на примерах.
Пример 2. Предприятие в отчетном периоде не выпускало продукцию и не реализовывало ее. Переменных общепроизводственных расходов не было, постоянные распределенные расходы составили 100 грн., нераспределенные — 5000 грн.
Постоянные распределенные расходы в этом случае должны были бы отразиться корреспонденцией Дт 23 — Кт 91, а постоянные нераспределенные — проводкой Дт 901 — Кт 91. Но поскольку иных корреспонденций по дебету счета 23 и субсчета 901 не было, так поступать не вполне корректно. Поэтому в периоде понесения общепроизводственных расходов предприятие делает проводку: Дт 39 — Кт 91 на сумму 5100 грн., а в периоде реализации продукции они списываются корреспонденцией Дт 901 — Кт 39.
Пример 3. Предприятие в отчетном периоде выпустило продукцию, но реализации не было. Переменные и постоянные распределенные общепроизводственные расходы включены в себестоимость изготовленной продукции (проводка Дт 23 — Кт 91).
Постоянные нераспределенные общепроизводственные расходы должны были включаться в себестоимость реализованной продукции, но поскольку реализации не было, они относятся на счет 39 (Дт 39 — Кт 91). В периоде реализации продукции предприятие списывает эти расходы на себестоимость реализованной продукции: Дт 901 — Кт 39.
Пример 4. Предприятие в отчетном периоде реализовало продукцию, но выпуска продукции не было. Переменные общепроизводственные расходы отсутствуют.
Так как производства нет, все постоянные общепроизводственные расходы списываются на реализацию (корреспонденция Дт 901 — Кт 91).
Ремонты и улучшения основных средств
Из п. 14 П(С)БУ 7 исключили фразу: «Первоначальная (переоцененная) стоимость основных средств может быть увеличена на сумму расходов, связанных с улучшением и ремонтом объекта, определенную в порядке, установленном налоговым законодательством».
Фактически с 01.01.2015 г. эта норма стала анахронизмом, поскольку порядок отражения ремонтов в учете по налогу на прибыль изменился.
Неясно, почему Минфин не внес изменения в п. 16 П(С)БУ 7, который тоже содержит анахронизм касаемо того, что:
«Первоначальная (переоцененная) стоимость объекта основных средств может быть увеличена на сумму индексации, проведенной в порядке, установленном налоговым законодательством, с отражением в бухгалтерском учете в порядке, предусмотренном пунктами 19 — 21 Положения (стандарта) 7».
Совершенно очевидно, что эти нормы также с 01.01.2015 г. применяться не могут по причине того, что в налоговом законодательстве отсутствует отдельный порядок проведения индексации основных средств. Поэтому и эту норму, если она была предусмотрена в приказе об учетной политике, следовало исключить.
Учет и финотчетность «малышей»
В очередной раз Минфин «перекроил» состав лиц, подающий финотчетность субъектов малого предпринимательства в соответствии с требованиями П(С)БУ 25. В основном эти изменения связаны с коррективами в учете единоналожников, внесенными в НКУ с 01.01.2015 г.
Для сравнения приведем новые и старые нормы:
Форма финотчета | Состав лиц, подающих финотчет | |
новые нормы | старые нормы | |
1. Упрощенный финансовый отчет субъекта малого предпринимательства (ф. № 1-мс, 2-мс) | Юрлица, которые соответствуют критериям микропредпринимательства* | |
Субъекты малого предпринимательства — юрлица, которые ведут упрощенный бухучет доходов и расходов в соответствии с налоговым законодательством. В свою очередь, согласно п. 44.2 НКУ к ним относятся юрлица — плательщики единого налога (ЕН), которые соответствуют критериям, определенным п.п. 3 п. 291.4 НКУ. То есть это юрлица — плательщики ЕН группы 3 | Подобной нормы не было | |
Субъекты малого предпринимательства — «нулевщики» по налогу на прибыль** | ||
2. Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства (ф. № 1-м, 2-м) | Остальные юрлица, относящиеся к субъектам малого предпринимательства | |
Представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности | ||
* По ч. 3 ст. 55 ХКУ к субъектам микропредпринимательства относятся юрлица, у которых: — среднеучетное количество работников не превышает 10 лиц; — годовой доход не превышает сумму, эквивалентную 2 млн евро, определенную по среднегодовому курсу Нацбанка (в 2015 году — 31442032,25 грн.). ** До 01.01.2015 г. состав таких лиц регулировался п. 154.6 НКУ (в редакции до 01.01.2015 г.), с 01.01.2015 г. они указаны в п. 16 подразд. 4 разд. ХХ НКУ. Стоит заметить, что формально под новые нормы касаемо составления Упрощенного финотчета «нулевщики» не попадают, поскольку в действующей редакции НКУ не указано, что они ведут упрощенный бухучет доходов и расходов с целью расчета объекта налогообложения. Эти нормы были предусмотрены в п. 44.2 НКУ в редакции, действовавшей до 01.01.2015 г. Похоже, что Минфин о них просто забыл. Между тем мы считаем, что «нулевщики» по-прежнему имеют право составлять Упрощенный финотчет, поскольку им изначально было предоставлено право ведения упрощенного бухучета. |
Как видим, основные изменения в составе лиц заключаются в том, что Упрощенный финотчет теперь подают все юрлица, относящиеся к группе 3 плательщиков ЕН, в то время как ранее такое право имели только субъекты малого предпринимательства — юрлица, которые соответствовали критериям микропредпринимательства.
Учтите: юрлица — единщики группы 3, которые не относятся к субъектам микропредпринимательства (по критерию численности), должны перейти на составление Упрощенного финотчета.
По всей видимости, такой переход следует сделать начиная с финотчета за III квартал 2015 года.
Важная деталь: отныне все лица, подающие Упрощенный финотчет, могут:
— учитывать необоротные активы только по первоначальной стоимости без учета уменьшения полезности и переоценки до справедливой стоимости;
— не создавать обеспечение будущих расходов и платежей (на выплату будущих отпусков работникам, выполнение гарантийных обязательств и т. п.), а признавать соответствующие расходы в периоде их фактического понесения;
— текущую дебиторскую задолженность включать в итог баланса по ее фактической сумме.
Ранее эти привилегии были только у «нулевщиков».