Темы статей
Выбрать темы

О применении отдельных норм Положения о закупке товаров, работ и услуг за госсредства, утвержденного постановлением КМУ от 17.10.2008 г. № 921 (в редакции постановления КМУ от 19.11.2008 г. № 1017)

Редакция ББ
Письмо от 01.04.2009 г. № 3303-27/156

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ

О ПРИМЕНЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ НОРМ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ ЗА ГОССРЕДСТВА, УТВЕРЖДЕННОГО ПОСТАНОВЛЕНИЕМ КМУ ОТ 17.10.2008 г. № 921 (В РЕДАКЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ КМУ ОТ 19.11.2008 г. № 1017)

Письмо-разъяснение от 01.04.2009 г. № 3303-27/156

 

Минэкономики на многочисленные обращения по применению отдельных норм Положения о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства (далее — Положение), утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 17.10.2008 г. № 921 (в редакции постановления Кабинета Министров Украины от 19.11.2008 г. № 1017), сообщает.

 

О допуске тендерных предложений к оценке

Пунктом 24 Положения предусмотрено, что все тендерные предложения участников, соответствующие квалификационным требованиям, установленным этим пунктом, допускаются к оценке.

При этом в соответствии с пунктом 56 Положения заказчик определяет победителя торгов из числа участников, тендерные предложения которых не были отклонены, на основании критериев и методики оценки тендерных предложений, указанных в тендерной документации.

В то же время пунктом 61 Положения установлены основания для отклонения тендерного предложения. Необходимо отметить, что отклонение тендерного предложения на основаниях, установленных в Положении, является обязанностью, а не правом заказчика. При этом отклонение тендерных (ценовых) предложений на основаниях, не предусмотренных Положением, не допускается.

Таким образом, указанную норму пункта 24 Положения необходимо применять совместно с нормами абзаца первого пункта 56 и пункта 61 Положения. То есть заказчик должен допускать к оценке все тендерные предложения участников, соответствующие квалификационным требованиям, при отсутствии при этом других установленных Положением оснований для отклонения тендерных предложений соответствующих участников.

 

Об обеспечении тендерного предложения

Подпунктом 7 пункта 2 предусмотрено, что обеспечение тендерного предложения (далее — тендерное обеспечение) — это предоставление участником заказчику гарантий выполнения своих обязательств в связи с подачей тендерного предложения, включая такие виды обеспечения, как поручительство, гарантия, залог, задаток.

Также в пункте 43 определено, что заказчик имеет право указать в тендерной документации информацию о необходимости предоставления тендерного обеспечения, его размерах, формах, а также случаях, когда тендерное обеспечение не возвращается участнику.

По требованию заказчика участник при подаче тендерного предложения одновременно вносит тендерное обеспечение, размер которого не должен превышать 1 процента ожидаемой стоимости в случае проведения торгов на закупку работ и 5 процентов в случае проведения торгов на закупку товаров или услуг на условиях, определенных тендерной документацией.

В случае предоставления тендерного обеспечения в форме депозита заказчик возвращает участнику всю сумму депозита вместе с начисленными процентами банка, в котором был размещен депозит.

Учитывая изложенное, считаем, что перечень видов тендерного обеспечения, указанных в подпункте 7 пункта 2 Положения, не является исчерпывающим.

При этом правовое регулирование вопроса обеспечения выполнения обязательств и виды такого обеспечения определены в Гражданском и Хозяйственном кодексах Украины.

 

О закупке горючего для автотранспортных средств

В соответствии с абзацем двадцать пятым пункта 7 Положения действие этого Положения не распространяется на случаи, когда предметом закупки является горючее для автотранспортных средств, закупаемое в розницу непосредственно на автозаправочных станциях.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 20.12.97 г. № 1442 утверждены Правила розничной торговли нефтепродуктами, которые, в частности, определяют порядок розничной торговли бензином, дизельным топливом, керосином, маслами, смазками (далее — Правила).

Согласно пункту 10 Правил расчеты с покупателями за приобретенные ими нефтепродукты, другие товары осуществляются за наличные в национальной валюте, в безналичном порядке, по кредитным карточкам или в другом порядке в соответствии с законодательством.

Определение термина «розничная торговля горючим» законодательством не предусмотрено.

Таким образом, заключение договора о приобретении горючего для автотранспортных средств с применением безналичных расчетов возможно без применения Положения, если этим договором предусмотрено, что отпуск горючего будет осуществляться непосредственно на АЗС с предоставлением документов, подтверждающих эту операцию.

Также приобретение горючего для автотранспортных средств может осуществляться без применения Положения непосредственно на АЗС с применением расчетов наличными с предоставлением документов, подтверждающих такую операцию.

Учитывая изложенное, абзац двадцать пятый пункта 7 Положения применяется в случае осуществления закупки горючего для автотранспортных средств с соблюдением порядка, определенного Правилами.

 

О замене стороны-исполнителя в договоре о закупке на основании договора

Подпунктом 5 пункта 2 Положения определено, что договор о закупке — договор, который заключается между заказчиком и участником по результатам процедуры закупки и предусматривает предоставление услуг, выполнение работ или приобретение права собственности на товары за государственные средства.

Согласно подпункту 12 пункта 2 Положения победитель процедуры закупки — это участник, тендерное предложение которого по результатам оценки признано наиболее экономически выгодным и акцептовано.

В соответствии с пунктом 84 Положения договор о закупке заключается в письменной форме в соответствии с положениями Гражданского кодекса Украины и Хозяйственного кодекса Украины.

Условия договора о закупке не должны отличаться от условий тендерного (ценового) предложения участника — победителя процедуры закупки. Существенные условия договора о закупке не должны изменяться после подписания договора, кроме случаев, определенных порядком изменения условий договора о закупке, утверждаемым уполномоченным органом.

В то же время необходимо отметить, что заключение договора о закупке является окончательным результатом проведенной процедуры закупки и заключается он именно с участником — победителем процедуры закупки, что исключает возможность осуществления замены стороны в договоре.

Результатом заключения договора о замене стороны — исполнителя работ, предоставителя услуг, поставщика товара в договоре о закупке фактически становится закупка заказчиком товара, работы или услуги у лица, не принимавшего участия в процедуре закупки, и без применения каких-либо процедур закупок, предусмотренных Положением.

Учитывая изложенное, замена стороны-исполнителя в договоре на основании договора не соответствует Положению и противоречит содержанию и принципам государственных закупок в целом.

 

О предоставлении участниками информации об отсутствии возбужденного в отношении лица дела о банкротстве или же признании банкротом

В соответствии с подпунктом 19 пункта 2 Положения тендерная документация — это документы, которые подготавливаются заказчиком и бесплатно передаются в установленном порядке лицам на соответствующий запрос для подготовки ими тендерных предложений по предмету закупки или его части.

Согласно пункту 24 Положения заказчик может требовать от участника предоставления информации, подтверждающей соответствие участника следующим квалификационным требованиям: наличие средств, оборудования и работников соответствующей квалификации, имеющих необходимые знания и опыт; балансовая стоимость активов; финансовый оборот; опыт в выполнении аналогичных договоров; уплата налогов и сборов (обязательных платежей); осуществление участником предпринимательской деятельности в соответствии с положениями его устава; отсутствие оснований для отказа в торгах, предусмотренных этим Положением.

Квалификационные требования предусматриваются заказчиком в тендерной документации или других документах, связанных с подачей тендерных или квалификационных предложений.

В свою очередь, в соответствии с подпунктом 1 пункта 30 Положения заказчик принимает решение об отказе участнику в участии в процедуре закупки, если участник признан в установленном порядке банкротом или в отношении его возбуждено производство по делу о банкротстве.

Учитывая изложенное, тендерная документация заказчиков может содержать требования о подаче участниками в составе тендерных предложений данных об отсутствии возбужденного в отношении их дела о банкротстве или же признании банкротом.

В связи с этим сообщаем, что приказом Минэкономики от 25.12.2008 г. № 912 создано государственное предприятие «Государственный центр по вопросам восстановления платежеспособности и банкротства» (далее — государственное предприятие), которое зарегистрировано в Голосеевском районе города Киева по адресу: 03150 г. Киев, ул. Панаса Любченко, 15.

Одним из видов деятельности государственного предприятия (его региональных представительств) является предоставление информационной услуги по поводу отсутствия возбужденного в отношении лица дела о банкротстве или же признании банкротом.

Указанная информация может быть использована участниками и заказчиками при подаче и рассмотрении тендерных предложений.

 

Министр экономики Украины Б. Данилишин

 

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

 

МИНЭКОНОМИКИ РАЗЪЯСНИЛО ОТДЕЛЬНЫЕ НОРМЫ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗАКУПКЕ

В комментируемом

письме Минэкономики разъяснило применение некоторых норм Положения о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства, утвержденного постановлением КМУ от 17.10.2008 г. № 921 (в редакции постановления КМУ от 19.11.2008 г. № 1017) (далее — Положение).

Рассмотрим главное.

 

Все нормы Положения

следует рассматривать в совокупности и взаимосвязи

Минэкономики отмечает, что заказчик должен допустить к оценке все тендерные предложения участников, отвечающие требованиям

пп. 24 и 56 Положения при отсутствии оснований для отклонения тендерных предложений, определенных в п. 61 Положения.

Напомним положения этих пунктов:

«

24. Заказчик может требовать от участника представления информации, подтверждающей соответствие участника следующим квалификационным требованиям:

— наличие средств, оборудования и работников соответствующей квалификации, имеющих необходимые знания и опыт;

— балансовая стоимость активов;

— финансовый оборот;

— опыт в выполнении аналогичных договоров;

— уплата налогов и сборов (обязательных платежей);

— осуществление участником предпринимательской деятельности в соответствии с положениями его устава;

— отсутствие оснований для отказа в торгах, предусмотренных настоящим Положением.

Квалификационные требования предусматриваются заказчиком в тендерной документации или других документах, связанных с подачей тендерных или квалификационных предложений.

Все тендерные предложения участников, отвечающие квалификационным требованиям, установленным настоящим пунктом, допускаются к оценке.

<...>

56. Заказчик определяет победителя торгов из числа участников, тендерные предложения которых не были отклонены, на основании критериев и методики оценки тендерных предложений, указанных в тендерной документации.

Критериями оценки могут быть, в частности

:

— цена;

— срок поставки товаров, выполнения работ, предоставления услуг;

— качество и функциональные характеристики, экологическая чистота;

— послепродажное обслуживание;

— условия расчетов;

— эксплуатационные расходы;

— передача технологии и подготовка управленческих, научных и производственных кадров, включая использование местных ресурсов, в том числе средств производства, рабочей силы и материалов для изготовления товаров, выполнения работ, предоставления услуг, предлагаемых участником.

Если для определения наиболее экономически выгодного тендерного предложения используются критерии иные, чем цена, в тендерной документации должен быть определен (если это возможно) их стоимостный эквивалент или удельный вес этих критериев в общей оценке тендерных предложений. Удельный вес ценового критерия не может быть ниже 70 процентов.

<...>

 

61. Заказчик отклоняет тендерное предложение если

:

— участник не отвечает квалификационным требованиям, установленным в тендерной документации;

— участник не предоставил документального подтверждения того, что он является производителем товаров, исполнителем работ и предоставителем услуг или его официальным представителем;

— тендерное предложение не отвечает условиям тендерной документации;

— участник не предоставил тендерного обеспечения, если такое требование предусмотрено тендерной документацией;

— участник, подавший тендерное предложение, не соглашается с исправлением выявленной заказчиком арифметической ошибки;

— возникли обстоятельства, указанные в пунктах 28 и 58 настоящего Положения.

Заказчик может отклонить все тендерные предложения до акцепта тендерного предложения, если это предусмотрено в тендерной документации».

 

Перечень видов тендерного обеспечения, указанный в п.п. 7 п. 2 Положения

, не является исчерпывающим

В этом

подпункте указано, что тендерное обеспечение — это предоставление участником заказчику гарантий выполнения своих обязательств в связи с подачей тендерного предложения, включая такие виды обеспечения, как поручительство, гарантия, залог, задаток.

Пунктом 43 Положения

также определен и другой вид тендерного обеспечения — депозит.

Кроме того, заказчик имеет право самостоятельно определять размер и форму тендерного обеспечения, а также условия его возврата.

Виды обеспечений также определены

Гражданским кодексом Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV (далее — ГКУ).

Так, согласно

п. 1 ст. 546 ГКУ выполнение обязательства может обеспечиваться неустойкой, поручительством, гарантией, залогом, удержанием, задатком. Кроме этого, как указано в ст. 546 ГКУ, договором могут быть установлены и другие виды обеспечения выполнения обязательства.

 

Применение норм Положения

при закупке горючего

Согласно

п. 7 Положения его действие не распространяется на случаи, когда предметом закупки является горючее для автотранспортных средств, закупаемое в розницу непосредственно на автозаправочных станциях.

В этом действительно есть смысл, поскольку не все организации закупают горючее, которое хранится на складе либо в гараже или с применением талонов на него. Достаточно часто бывают случаи, когда закупка горючего осуществляется непосредственно на разных АЗС по мере его использования.

Для того чтобы можно было применить

п. 7 Положения и не проводить закупку горючего с применением торгов, покупатели должны соблюдать такое требование: отпуск приобретенного горючего должен осуществляться непосредственно на АЗС и обязательно быть подтвержден документально. При этом, как указывает Минэкономики, без применения тендерных процедур при условии соблюдения этого требования можно закупать горючее как за наличные, так и с применением безналичной формы расчета.

 

Исполнителем договора должен быть только победитель тендерных торгов

Минэкономики отмечает, что замена стороны-исполнителя в договоре не отвечает требованиям

Положения и противоречит содержанию и принципам государственных закупок.

Рассмотрим такой случай на примере.

Тендерным комитетом учреждения-заказчика были направлены приглашения двум участникам, а именно: ОАО «Славянский строитель» и ЗАО «Стройинкорпорейтид», которые отвечали требованиям, определенным в тендерной документации для проведения тендера по определению подрядчика по выполнению работ по капитальному ремонту здания.

Согласно протоколу заседания тендерного комитета на основе сравнительной таблицы тендерных предложений было решено провести закупку работ по капитальному ремонту в ЗАО «Стройинкорпорейтид», с которым был заключен договор.

Однако на основании письма заместителя председателя правления ЗАО «Стройинкорпорейтид» о невозможности выполнения некоторых работ, определенных условиями договора, был заключен договор между учреждением-заказчиком и ООО «Регионстрой», который не был участником и соответственно победителем тендерных торгов, на выполнение ремонтных работ.

Работы, выполненные ООО «Регионстрой», подтверждены актами выполненных работ (форма № КБ-2в).

В связи с этим работы по договору, заключенному с победителем тендерных торгов — ЗАО «Стройинкорпорейтид», фактически указанным обществом не проводились.

При этом следует отметить, что ООО «Регионстрой» не имело лицензии на выполнение указанных работ.

Учитывая изложенное выше, тендерным комитетом учреждения-заказчика не было обеспечено выполнение договоров и не проводился надлежащий контроль за выполнением договоров о закупке.

Кроме того, в данном случае имеет место нарушение требований тендерной документации и законодательства о лицензировании.

Конечно же, такие нарушения влекут за собой ответственность виновных лиц.

 

Предоставление участниками данных об отсутствии возбуждения в отношении их дела о банкротстве или же признании банкротом

Исходя из

п. 24 Положения заказчик может требовать от участника предоставления сведений о финансово-хозяйственной деятельности. Не исключаются и сведения о банкротстве или отсутствии такового.

Минэкономики привело координаты органа, в который могут обращаться заказчики и участники закупок по вопросам получения информации об отсутствии возбужденного в отношении лица дела о банкротстве или признании банкротом, — Государственного центра по вопросам восстановления платежеспособности и банкротства (03150 г. Киев, ул. Панаса Любченко, 15).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше