Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Учет незавершенного строительства и осуществление дальнейших строительных работ

Редакция ББ
Бюджетная бухгалтерия Август, 2009/№ 29
Печать
Ответы на вопросы

УЧЕТ НЕЗАВЕРШЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДАЛЬНЕЙШИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

 

Татьяна РЯБУХА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Какие документы нужны бухгалтеру учреждения, которое финансируется из государственного бюджета, для того чтобы принять на баланс незавершенное строительство? В настоящее время мы уже имеем государственный акт на землю и свидетельство на право собственности строения, которое находится на этом участке и в котором возведен только первый этаж. Необходимо ли разрешение на достройку и какие-либо акты приемки строительных работ, выданные на объект незавершенного строительства?

(Львовская обл.)

 

Незавершенное капитальное строительство относится к необоротным активам бюджетных учреждений, потому его учет должен вестись в соответствии с

Инструкцией по учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденной приказом Государственного казначейства Украины от 17.07.2000 г. № 64 (далее — Инструкция № 64).

Незавершенное капитальное строительство

— это объем фактически освоенных капитальных вложений на незаконченных и не введенных в эксплуатацию строениях и объектах строительства по состоянию на определенную дату.

Учет незавершенного капитального строительства (изготовление, создание), улучшения объектов необоротных активов с начала и до окончания указанных работ и ввода в эксплуатацию осуществляется на

счете 14 « Незавершенное капитальное строительство» с распределением на субсчета:

141 «Капитальные расходы по не введенным в эксплуатацию основным средствам» (учитываются расходы по незаконченным и законченным объектам капитального строительства, реконструкции, модернизации основных средств, но не сданным в эксплуатацию);

142 «Капитальные расходы по не введенным в эксплуатацию другим необоротным материальным активам» (учитываются расходы по незаконченным и законченным объектам капитального строительства, реконструкции, модернизации других необоротных материальных активов, но не сданным в эксплуатацию);

143 «Капитальные расходы по не введенным в эксплуатацию нематериальным активам» (учитываются расходы по незаконченным и законченным объектам по изготовлению (созданию), модернизации нематериальных активов, но не сданным в эксплуатацию).

В соответствии с

п. 6.3 Инструкции № 64 приемка необоротных активов производится на основании Акта приемки-передачи основных средств по форме № ОЗ-1 (бюджет). Форма акта утверждена совместным приказом Главного управления Государственного казначейства Украины и Государственного комитета статистики Украины «Об утверждении типовых форм по учету и списанию основных средств, принадлежащих учреждениям и организациям, содержащимся за счет государственного или местных бюджетов, и Инструкции по их составлению» от 02.12.97 г. № 125/70. Этот акт составляется на каждый отдельный объект, поступающий путем приобретения или бесплатной передачи от других организаций.

Оформление приемки отдельных предметов необоротных активов

разрешается непосредственно на основании документов, ставших основанием для получения ценностей (счетов-фактур и др.).

Для приемки объектов приказом руководителя учреждения создается

комиссия, которая составляет акт в двух экземплярах: один — для сдающего учреждения, второй — для принимающего учреждения. Акт утверждается руководителем учреждения и в дальнейшем вместе с технической документацией, касающейся этого актива, передается в бухгалтерию (централизованную бухгалтерию).

Кроме того,

при бесплатной передаче незавершенного капитального строительства, находящегося в государственной собственности, следует также руководствоваться Положением о порядке передачи объектов права государственной собственности, утвержденным постановлением КМУ от 21.09.98 г. № 1482, которым утверждена отдельная форма акта приемки-передачи.

Учет земельных участков также осуществляется в соответствии с

Инструкцией № 64.

В соответствии с

п. 2.6 Инструкции № 64 земельные участки учитываются на основании государственных актов, которыми удостоверяется право собственности на земельный участок или право постоянного пользования и устанавливаются площадь и стоимость (по экспертной оценке) переданных земельных участков*.

* Об учете земельных участков см. также консультацию «Учет земельных участков» // «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 27, с. 11.

Если учреждение имеет

государственный акт на право собственности на земельный участок или право постоянного пользования земельным участком, где указана его площадь, а также отчет эксперта об экспертной стоимости земельного участка, то в бухучете такие участки оприходуются как основные средства по дебету субсчета 101 «Земельные участки» и кредиту субсчета 401 «Фонд в необоротных активах по их видам».

Следует также обратить внимание на

письмо Министерства по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Украины от 13.12.2007 г. № 5/4-614, в котором определено, что право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество на основании документов, подтверждающих право собственности или пользования земельным участком для создания объекта недвижимого имущества, проектно-сметной документации, а также документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства.

Кроме того, в этом

письме также указано, что для регистрации прав собственности на объекты незавершенного строительства, кроме документов, определенных Временным положением о порядке государственной регистрации прав собственности на недвижимое имущество, утвержденным приказом Министерства юстиции Украины от 07.02.2002 г. № 7/5, необходимо подавать также:

1) государственный акт на право собственности или постоянного пользования земельным участком, удостоверяющий право собственности или постоянного пользования земельным участком юридическим или физическим лицом, выданный в установленном порядке, или договор аренды земельного участка;

2) проектно-сметную документацию;

3)

разрешение на выполнение строительных работ, выданное в установленном порядке;

4) описание объекта незавершенного строительства, составляемое при проведении инвентаризационных работ бюро технической документации;

5) документы, подтверждающие возникновение права собственности у лица на объект незавершенного строительства, в частности:

— если строительство ведется лицом, которое должно стать собственником этого объекта по окончании его строительства, то для регистрации подаются перечисленные выше документы;

— если в строительстве принимает участие подрядчик, для регистрации подается, кроме указанных выше документов, договор строительного подряда;

6) если в строительстве принимают участие заказчик и инвестор, для регистрации подается, кроме указанных выше документов, договор между заказчиком и инвестором, заключенный в установленном законом порядке.

Свидетельство о праве собственности на объект незавершенного строительства для государственной регистрации этих объектов не выдается.

После проведения государственной регистрации прав собственности на объект незавершенного строительства собственнику (собственникам) или уполномоченному лицу выдаются извлечение о регистрации прав собственности на недвижимое имущество и извлечение из реестра прав собственности на недвижимое имущество.

Теперь рассмотрим вопрос необходимости получения разрешения на достройку.

Разрешение на выполнение строительных работ

— это документ, удостоверяющий право заказчика и подрядчика на выполнение подготовительных (если подготовительные работы не были выполнены ранее в соответствии с разрешением на выполнение подготовительных работ) и строительных работ, подключение объекта строительства к инженерным сетям и сооружениям.

Порядок и условия выдачи разрешений определены

Законом Украины «О планировании и застройке территорий» от 20.04.2000 г. № 1699-III и Положением о порядке предоставления разрешения на выполнение строительных работ, утвержденным приказом Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины от 05.12.2000 г. № 273 (далее — Положение № 273).

Разрешение на выполнение строительных работ предоставляется инспекциями государственного архитектурно-строительного контроля, которые одновременно ведут реестр предоставленных разрешений. Выполнение строительных работ без указанного выше разрешения

запрещается.

В соответствии с

п. 3.10 Положения № 273 для получения разрешения на возобновление строительства объекта градостроительства застройщик (заказчик) должен подать в инспекцию госархстройконтроля документы, перечисленные в п. 2.1 Положения № 273, а именно:

— заявление застройщика (заказчика);

— решение исполнительного органа соответствующего совета или местной государственной администрации о разрешении на строительство объекта градостроительства;

— документ, удостоверяющий право собственности застройщика (заказчика) или право пользования (в том числе на условиях аренды) земельным участком, на котором будет размещен объект градостроительства;

— комплексное заключение государственной инвестиционной экспертизы;

— документы о назначении ответственных исполнителей работ (прораба, лиц, выполняющих технический надзор, авторский надзор);

— утвержденную в установленном порядке проектную документацию (строительный генеральный план и паспорт фасада в двух экземплярах, пояснительная записка для регистрации).

Кроме того, застройщик (заказчик) должен предоставить документ о техническом состоянии конструкций и возможности продолжения строительства, выданный проектной организацией, разработавшей проект.

Если на момент возобновления строительства условия, на основании которых было выдано разрешение, не изменены, то

разрешение возвращается застройщику (заказчику) по его заявлению с подачей документа о техническом состоянии конструкций и возможности продолжения строительства.

В вашем случае следует обратить особое внимание на

п. 3.8 Положения № 273, в котором определено, что в случае передачи в установленном порядке права на строительство объекта другому застройщику (заказчику) или изменения генеральной подрядной организации разрешение на выполнение строительных работ подлежит перерегистрации в органах госархстройконтроля не позднее чем в двухнедельный срок.

Таким образом, учитывая указанное, новое разрешение для достройки не требуется. Если условия строительства не изменены, то действует первоначальное разрешение, которое было получено до начала проведения строительных работ, а в случае изменения застройщика или генподрядчика — первоначальное разрешение подлежит перерегистрации.

В отношении передачи актов приемки строительных работ отметим следующее.

Акт приемки выполненных подрядных работ по форме № КБ-2В является основным подтверждающим документом об объеме фактически выполненных работ и их стоимости.

Акт составляется подрядчиком (субподрядчиком для генподрядчика) и представляется заказчику (застройщику).

На основании этого акта производятся расчеты за выполненные подрядные работы.

Действующими нормативными документами не предусмотрена передача таких актов при передаче объектов от предыдущего застройщика, поскольку они были основанием для фактической оплаты подрядных работ и должны храниться у застройщика, который такие работы оплачивал.

Фактическое состояние незавершенного строительства отражается в описании объекта незавершенного строительства, составляемом при проведении инвентаризационных работ бюро технической инвентаризации. Об обязательности наличия этого документа было указано выше, когда речь шла о документах, которые необходимо подать для регистрации прав собственности на объекты незавершенного строительства.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше