Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Некоторые вопросы бухучета

Редакция ББ
Бюджетная бухгалтерия Август, 2009/№ 30
Печать
Письмо от 19.06.2009 г. № 15-04/1643-10013

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО УКРАИНЫ

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ БУХУЧЕТА

Письмо от 19.06.2009 г. № 15-04/1643-10013

(извлечение)

 

<...> Как показать в учете ремонт медоборудования с заменой дорогих запчастей?

<...> В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденным приказом Главного управления Государственного казначейства Украины от 10.12.99 г. № 114 и зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 20.12.99 г. под № 890/4183, оприходование запасных частей к оборудованию отражается на субсчете 238 «Запасные части к транспортным средствам, машинам и оборудованию».

В случае необходимости замены деталей при ремонте оборудования, ставшего непригодным для дальнейшей эксплуатации, расходы, связанные с их заменой, относятся на фактические расходы учреждения.

До передачи в эксплуатацию запасные части учитываются в соответствии с Инструкцией по учету запасов бюджетных учреждений, утвержденной приказом Государственного казначейства Украины от 08.12.2000 г. № 125 и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 21.12.2000 г. под № 937/5158.

По окончании работ по замене деталей при ремонте оборудования оформляется акт выполненных работ и стоимость деталей списывается учреждением на расходы по дебету соответствующего субсчета класса 8 «Расходы» и кредиту субсчета 238 «Запасные части к транспортным средствам, машинам и оборудованию».

 

<...> Должно ли бюджетное учреждение издавать приказ (положение) об учетной политике?

<...> Государственное казначейство Украины как орган, осуществляющий функции по государственному регулированию методологии бухгалтерского учета и финансовой отчетности, устанавливает единые правила ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении бюджетов, смет, издает инструкции по этим вопросам и осуществляет контроль за их соблюдением.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 Положения о Государственном казначействе Украины, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 21.12.2005 г. № 1232, одной из основных его задач является установление единых правил бухгалтерского учета и отчетности об исполнении государственного и местных бюджетов, смет распорядителей бюджетных средств.

В соответствии со статьей 1 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» учетная политика — это совокупность принципов, методов и процедур, используемых предприятием для составления и подачи финансовой отчетности.

Согласно пункту 5 статьи 8 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» предприятие имеет право самостоятельно определять учетную политику, выбирать форму ведения бухгалтерского учета как определенную систему регистров учета (от внутренних процедур документооборота до процедур, связанных с составлением и консолидацией финансовой отчетности, технологией обработки учетной информации, внедрения дополнительной системы счетов и регистров аналитического учета, определения прав работников на подписание бухгалтерских документов, учитывая специфику и особенности своей деятельности).

Учитывая, что этот Закон распространяется на всех юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Украины, считаем, что предприятие может воспользоваться своим правом по определению учетной политики и регламентировать это своим нормативно-распорядительным документом. При этом следует учитывать специфику учреждения, наличие отдельных порядков по выполнению государственных программ, а также норму пункта 3 статьи 56 Бюджетного кодекса Украины о том, что распорядители бюджетных средств ведут бухгалтерский учет в соответствии с правилами, установленными Государственным казначейством Украины.

 

<...> Как в бухучете показать бесплатную передачу имущества между разными уровнями бюджетов?

<...> Порядок бесплатной передачи объектов права государственной собственности из сферы управления министерств, других центральных и местных органов исполнительной власти, Совета министров Автономной Республики Крым, Фонда государственного имущества, других государственных органов, которые в соответствии с законодательством осуществляют функции по управлению государственным имуществом, объединений предприятий, которым делегированы функции по управлению имуществом предприятий и организаций, основанных на государственной собственности, Национальной академии наук, отраслевых академий наук, других учреждений и организаций, которым государственное имущество передано в бесплатное пользование, в сферу управления других органов, уполномоченных управлять государственным имуществом, или самоуправляющихся организаций, определен в Положении о порядке передачи объектов права государственной собственности, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 21.09.98 г. № 1482.

В бухгалтерском учете операции по бесплатной передаче имущества отражаются в соответствии с требованиями Инструкции о корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отражения основных хозяйственных операций бюджетных учреждений, утвержденной приказом Государственного казначейства Украины от 10.07.2000 г. № 61 и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 14.08.2000 г. под № 497/4718 (в редакции приказа Государственного казначейства Украины от 14.02.2005 г. № 28).

 

<...> Как в бухгалтерском учете показать восстановление коммунальных расходов при аренде?

<...> Согласно условиям договора аренды расходы по уплате коммунальных платежей может взять на себя арендодатель с дальнейшим возмещением указанных расходов арендатором.

При этом, если непосредственные расчеты с поставщиками указанных услуг осуществляет арендодатель, средства, уплачиваемые арендатором, отражаются как возмещение расходов по общему фонду и относятся на восстановление кассовых расходов по общему фонду. Если указанные выше расходы были осуществлены за счет средств специального фонда, то суммы возмещений соответственно зачисляются на счета специального фонда и отражаются как уменьшение расходов по специальному фонду.

Суммы начисленной платы за коммунальные услуги сданных в аренду помещений отражаются бухгалтерской проводкой по дебету субсчета 364 «Расчеты с другими дебиторами» и кредитом субсчета 811 «Расходы по средствам, полученным как плата за услуги». Поступления средств на возмещение кассовых расходов за коммунальные услуги сданного в аренду помещения отражаются по дебету субсчетов 313 «Текущие счета для учета средств, полученных как плата за услуги», 323 «Специальные регистрационные счета для учета средств, полученных как плата за услуги» и кредиту субсчета 364 «Расчеты с другими дебиторами».

 

<...> Как отразить в бухгалтерском учете поступление страховой суммы и ее использование?

<...> Страховые суммы могут поступать в учреждение за поврежденное имущество или при возникновении несчастного случая с работником учреждения от страховых организаций.

Если в учреждение поступили страховые суммы от страховых организаций за имущество, то указанные средства остаются в распоряжении учреждения и используются на ремонт, модернизацию или приобретение новых необоротных активов (кроме зданий и сооружений) и материальных ценностей.

Если при возникновении несчастного случая с работником в учреждение поступили страховые суммы от страховых организаций, то указанные средства перечисляются работнику учреждения.

 

<...> Как рассчитать сумму возмещения причиненного ущерба (порча имущества, недостача)?

<...> Взыскание с виновных лиц потерь, причиненных хищением, недостачей или потерей, осуществляется в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 22.01.96 г. № 116 «Об утверждении Порядка определения размера убытков от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей» и Законом Украины «Об определении размера убытков, нанесенных предприятию, учреждению, организации хищением, уничтожением (порчей), недостачей или потерей драгоценных металлов, драгоценных камней и валютных ценностей».

 

<...> Может ли бюджетное учреждение приобрести автомобиль у физического лица?

<...> Механизм осуществления закупки товаров, работ и услуг за государственные средства определен Положением о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 17.10.2008 г. № 921.

В соответствии с указанным Положением участниками процедуры закупки могут быть физические или юридические лица (резидент или нерезидент), которые подтвердили намерение принять участие в процедуре закупки и подали тендерное предложение или приняли участие в переговорах при проведении процедуры закупки у одного участника.

В случае определения победителем процедуры закупки физического лица (тендерное предложение которого акцептовано) с ним заключается договор о закупке автомобиля.

Кроме того, следует отметить, что при оплате сче-тов на приобретение легковых автомобилей необходимо соблюдать предельные суммы расходов, утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины от 04.04.2001 г. № 332 «О предельных суммах расходов на приобретение легковых автомобилей, мебели, другого оборудования и устройств, компьютеров, приобретение и содержание мобильных телефонов государственными органами, а также учреждениями и организациями, содержащимися за счет государственного бюджета, республиканского Автономной Республики Крым и местных бюджетов».

 

<...> Как отразить в бухгалтерском учете и финансовой отчетности перечисление на счет другого бюджетного учреждения компенсаций за неиспользованный отпуск?

<...> Согласно статье 83 Кодекса законов о труде Украины в случае перевода работника на работу на другое предприятие, в учреждение, организацию денежная компенсация за неиспользованные им дни ежегодных отпусков по его желанию должна быть перечислена на счет предприятия, учреждения, организации, куда перешел работник.

Учреждение, перечисляющее начисленную сумму компенсации за неиспользованный отпуск за вычетом налогов, в бухгалтерском учете отражает указанную операцию по дебету субсчета 661 «Расчеты по заработной плате» и кредиту соответствующего субсчета класса 3 «Средства, расчеты и другие активы».

Получение указанных средств в бухгалтерском учете отражается по дебету соответствующего субсчета класса 3 «Средства, расчеты и другие активы» и кредиту субсчета 671 «Расчеты с депонентами».

В финансовой отчетности указанная операция отражается в соответствии с требованиями Порядка составления месячной и квартальной финансовой отчетности в 2009 году учреждениями и организациями, получающими средства государственного или местных бюджетов, утвержденного приказом Государственного казначейства Украины от 25.03.2009 г. № 123 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 14.04.2009 г. под № 338/16354.

 

<...> Можно ли оплатить ремонт плавательного бассейна, принадлежащего высшему учебному заведению, которое содержится из государственного бюджета за средства областного бюджета?

<...> В соответствии со статьей 85 Бюджетного кодекса Украины запрещается планировать и осуществлять расходы, не отнесенные к местным бюджетам этим Кодексом, а также осуществлять в течение бюджетного периода расходы на финансирование бюджетных учреждений одновременно из разных бюджетов, за исключением государственных профессионально-технических учебных заведений, высших учебных заведений государственной формы собственности. При этом финансирование указанных учебных заведений за счет средств местных бюджетов может осуществляться исключительно в случае перевыполнения доходной части общего фонда соответствующего бюджета.

Таким образом, средства местного бюджета могут быть источником проведения ремонта бюджетного учреждения, которое финансируется из государственного бюджета, при условии соблюдения бюджетного законодательства.

При этом необходимо обратить внимание, что учреждение, в смете которого предусмотрены средства на проведение таких мероприятий, должно в полной мере отразить поступления, кассовые и фактические расходы.

 

Заместитель председателя Е. Чечулина

 

Комментарий редакции

 

ГОСКАЗНАЧЕЙСТВО СПЕШИТ НА ПОМОЩЬ:

ПОДБОРКА РАЗЪЯСНЕНИЙ ПО НЕКОТОРЫМ ВОПРОСАМ БУХУЧЕТА

 

Вопросы, на которые отвечает Госказначейство в комментируемом

письме, уже рассматривались на страницах нашего издания. Это письмо — подтверждение наших выводов по рассмотренным в нем вопросам. Остановимся на каждом из них.

 

РЕМОНТ МЕДОБОРУДОВАНИЯ

Вопрос отражения в учете операций по ремонту медоборудования с заменой дорогостоящих запчастей обстоятельно был рассмотрен в консультации «Ремонт необоротных активов с заменой агрегатов» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2007, № 33, с. 33).

Госказначейство подтверждает: оприходование запчастей к оборудованию должно отражаться на субсчете

238 «Запасные части к транспортным средствам, машинам и оборудованию». При этом запчасти должны учитываться на указанном субсчете независимо от их стоимости. Расходы, связанные с заменой деталей, относятся на фактические расходы учреждения.

Приведем условный

пример.

Заведением здравоохранения, финансируемым из местного бюджета, приобретена трубка для аппарата искусственной вентиляции легких с целью установки ее на аппарат взамен старой (полностью изношена и непригодна для дальнейшего применения). Стоимость трубки — 21000 грн. (в том числе НДС — 3500 грн.). Замена старой трубки на новую выполнена специализированным предприятием. Стоимость работ по замене трубки составила 1000 грн. Согласно акту выполненных работ новая трубка была установлена на аппарат искусственной вентиляции легких.

В бухгалтерском учете эти операции отражаются следующим образом:

 

№ п/п

Содержание операций

Корреспонденция субсчетов

сумма, грн.

дебет

кредит

1

2

3

4

5

1

Заведением здравоохранения приобретена трубка для аппарата искусственной вентиляции легких (без НДС)

238

675

17500

Одновременно сумма НДС списана на расходы учреждения

802

675

3500

2

Перечислено поставщику за трубку для аппарата искусственной вентиляции легких

675

321

21000

3

Согласно акту выполненных работ отражены фактические расходы учреждения на проведение исполнителем замены трубки аппарата искусственной вентиляции легких

802

675

1000

4

Перечислены средства исполнителю за выполненные работы

675

321

1000

5

Стоимость трубки, установленной на аппарат искусственной вентиляции легких, списана согласно акту на расходы учреждения

802

238

17500

 

В инвентарную карточку учета основных средств типовой формы № ОЗ-6 (бюджет), открытую для учета аппарата искусственной вентиляции легких, следует внести запись о проведении ремонта аппарата с заменой трубки.

Напомним, что согласно

Разъяснениям по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденным приказом Государственного казначейства Украины от 04.11.2004 г. № 194 (далее — Разъяснения № 194), и консультации специалистов органов Госказначейства «Применение КЭКР при замене рентгеновской трубки» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 12, с. 31) приобретение запчастей для проведения ремонта медицинского оборудования должно осуществляться по КЭКР 1132 «Медикаменты и перевязочные материалы».

 

ПРИКАЗ ОБ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ

Согласно

п. 5 ст. 8 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV (далее — Закон № 996) предприятие самостоятельно определяет свою учетную политику, т. е. принципы, методы и процедуры, которые оно использует для составления и представления финансовой отчетности.

Госказначейство в

письме отмечает, что действие данного Закона, в частности указанного пункта, распространяется на всех юридических лиц, в том числе и на бюджетные учреждения и организации.

Согласно

ст. 3 Закона № 996 финансовая, налоговая, статистическая и другие виды отчетности, использующие денежный измеритель, базируются на данных бухгалтерского учета — обязательного вида учета, который ведется предприятиями, в том числе бюджетными учреждениями и организациями. Законом № 996 бухгалтерский учет охарактеризован как процесс выявления, измерения, регистрации, накопления, обобщения, хранения и передачи информации о деятельности учреждения внешним и внутренним пользователям для принятия решений.

Особенность бюджетных учреждений заключается в том, что их бухгалтерский учет является специфическим и ведется по особым правилам. В соответствии со

ст. 56 Бюджетного кодекса Украины от 21.06.2001 г. № 2542-III (далее — БКУ) и ст. 6 Закона № 996 правила ведения бухгалтерского учета бюджетных учреждений устанавливает Государственное казначейство Украины.

Следует отметить, что разработка учетной политики бюджетными учреждениями, кроме того что полностью осуществима на основании действующего законодательства и нормативных документов, утвержденных Госказначейством,

нужна в первую очередь самому учреждению.

Учетная политика

должна обеспечивать:

— полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов деятельности учреждения;

— своевременность отражения фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и финансовой отчетности;

— применение в бухгалтерском учете методов оценки, которые должны предотвращать занижение оценки обязательств и расходов и завышение оценки активов и доходов бюджетного учреждения;

— отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности не только исходя из их правовой формы, но и с учетом их экономического содержания;

— отражение доходов и расходов в бухгалтерском учете и финансовой отчетности в момент их возникновения независимо от поступления или уплаты денежных средств;

— тождественность данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;

— рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий деятельности учреждения и его величины;

— соблюдение требований бюджетного законодательства об экономном и эффективном расходовании бюджетных средств.

Методы и средства бухгалтерского учета, используемые бюджетным учреждением, должны применяться последовательно, из года в год, в продолжение всей деятельности учреждения, а также всеми его структурными подразделениями (подведомственными учреждениями) и

утверждаются приказом об учетной политике.

Подготовка приказа об учетной политике является достаточно трудоемким процессом и требует от участников этого процесса определенных способностей, комплексных знаний законодательства (как бюджетного, так и общего), всех процессов, которые происходили в учреждении и за его пределами, происходят и будут происходить.

По форме учетная политика имеет вид приказа руководителя, на основании которого главный бухгалтер составляет проект приказа и со всеми его приложениями и расчетами передает на утверждение руководителю учреждения. Приказ об учетной политике вступает в силу со дня его подписания руководителем и является обязательным для выполнения всеми службами и работниками учреждения.

Приказ об учетной политике разрабатывается с учетом принципа последовательности, т. е. постоянного, из года в год, применения учреждением выбранной политики. Он может действовать несколько лет, однако при уточнении отдельных положений политики (в связи с внесением изменений в законодательные и нормативные документы, существенным изменением условий деятельности учреждения или других существенных факторов) в него

могут вноситься изменения. Изменения в учетную политику учреждения оформляются приказом (распоряжением) руководителя.

Важным моментом при разработке и принятии учетной политики является то, что в соответствии с

п. 2 ст. 8 Закона № 996 вопросы организации бухгалтерского учета на предприятии относятся к компетенции его собственника (собственников) или уполномоченного органа (должностного лица) в соответствии с законодательством и учредительными документами. Поэтому целесообразно основные положения учетной политики согласовывать с учреждением высшего уровня.

 

Бесплатная передача имущества

В нашем издании этому вопросу была посвящена консультация «Бесплатное получение ТМЦ» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2008, № 13, с. 38).

Приведем условный

пример бесплатной передачи имущества с баланса одной организации на баланс другой.

Отдел образования, финансируемый из городского бюджета, приобрел телевизор стоимостью 2700 грн. (в том числе НДС — 450 грн.), который впоследствии по соответствующему решению передал средней школе, также финансируемой из городского бюджета.

Такие операции отражаются в бухгалтерском учете следующим образом:

 

№ п/п

Содержание операций

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

Учет в учреждении, передающем телевизор:

1

Получен телевизор

104

675

2250

Одновременно

802

401

2250

На сумму НДС

802

675

450

2

Оплачено поставщику за телевизор

675

321

2700

3

Бесплатно передан телевизор

401

104

2250

Учет в учреждении, принимающем телевизор:

1

Телевизор бесплатно получен средней школой *

324

712

2250

364

324

2250

104

364

2250

Одновременно

812

401

2250

* Средняя школа должна подать в орган Госказначейства до конца отчетного месяца Справку о поступлении в натуральной форме, а также внести изменения в смету.

 

Напомним, что основанием для передачи материальных ценностей с баланса на баланс учреждений, относящихся к сфере управления одного и того же центрального органа исполнительной власти или другого главного распорядителя бюджетных средств, является

решение главного распорядителя бюджетных средств.

Бесплатная передача материальных ценностей между центральными органами исполнительной власти или другими главными распорядителями бюджетных средств осуществляется с разрешения

КМУ.

Кроме того, обратим внимание на вопрос о бесплатной передаче имущества

между разными уровнями бюджета.

Использование средств государственного бюджета на финансирование расходов, которые необходимо проводить за счет средств местных бюджетов и наоборот,

запрещено, ведь п. 2 ст. 85 БКУ запрещается осуществлять на протяжении бюджетного периода расходы на финансирование бюджетных учреждений одновременно с разных бюджетов.

Кроме того, в соответствии со

ст. 41 Закона Украины «О Государственном бюджете на 2009 год» от 26.12.2008 г. № 835-VI, если из соответствующего местного бюджета осуществляются расходы, которые должны проводиться согласно БКУ с другого бюджета, такое действие квалифицируется как нецелевое использование бюджетных средств.

Объемы этих расходов бесспорно изымаются из соответствующего местного бюджета в государственный бюджет Украины органами Госказначейства в порядке, установленном Кабмином, в том числе и за счет уменьшения трансфертов соответствующему местному бюджету на соответствующую сумму.

 

ВОЗМЕЩЕНИЕ КОММУНАЛЬНЫХ РАСХОДОВ ПРИ АРЕНДЕ

Если арендатор не заключил отдельные договоры с коммунальными службами, то расходы по уплате коммунальных услуг берет на себя арендодатель с последующим возмещением таких расходов арендатором.

Порядок расчета за потребленные коммунальные услуги арендатор и учреждение-арендодатель

в обязательном порядке закрепляют в отдельном договоре — Договоре о возмещении расходов балансодержателя на содержание арендованного недвижимого имущества и предоставление коммунальных услуг арендатору. Типовая форма такого договора утверждена приказом Фонда государственного имущества Украины «Об утверждении договоров аренды» от 23.08.2000 г. № 1774 .

В комментируемом

письме Госказначейство обратило внимание на то, что возмещение коммунальных услуг должно отражаться арендодателем по тому фонду (общему или специальному), по которому такие расходы фактически были им проведены.

Бухгалтерские проводки по возмещению услуг арендатором рассмотрим на

примере.

Общая стоимость коммунальных услуг, фактически потребленных учреждением в июле 2009 года, составила 25000 грн. Из них по результатам расчета стоимость коммунальных услуг, потребленных арендатором, составила 2000 грн.

Стоимость коммунальных услуг, потребленных учреждением, в сумме 23000 грн. оплачена за счет общего фонда сметы. Стоимость коммунальных услуг, потребленных арендатором, в сумме 2000 грн. оплачена за счет средств специального фонда сметы.

 

№ п/п

Содержание операций

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

На основании счетов, предоставленных коммунальными службами, стоимость коммунальных услуг отнесена на расходы

801 (802)

675

23000

2

После проведения расчетов на основании счетов, предоставленных коммунальными службами, отнесена на расходы стоимость коммунальных услуг, потребленных арендатором

811

675

2000

3

Оплачены счета за коммунальные услуги, потребленные учреждением

675

321

23000

4

Оплачены счета за коммунальные услуги, потребленные арендатором

675

323

2000

5

Начислена задолженность арендатора за потребленные им коммунальные услуги (возобновлены фактические расходы, арендатору выставлен счет за потребленные им коммунальные услуги)

364

811

2000

6

Поступили средства от арендатора на возобновление кассовых расходов за коммунальные услуги

323

364

2000

 

Подробнее этот вопрос был рассмотрен в консультации «Оплата коммунальных услуг при аренде помещений» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2008, № 11, с. 8).

 

УЧЕТ СТРАХОВЫХ СУММ

В комментируемом

письме Госказначейство рассматривает вопрос об отражении в бухгалтерском учете страховых сумм, которые могут поступать от страховых организаций в учреждение за поврежденное имущество или в результате несчастного случая с работником учреждения.

Напомним, что в соответствии с

Разъяснениями № 194 расходы на страхование могут проводиться по следующим КЭКР:

— 1135 «Оплата транспортных услуг и содержание транспортных средств» по страхованию автомобилей, водителей, гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств;

— 1139 «Оплата других услуг и прочие расходы» по страхованию помещений, оборудования, медицинскому страхованию;

— 1140 «Расходы на командировку» по медицинскому страхованию при выезде за границу;

— 1150 «Материалы, инвентарь, строительство, капитальный ремонт и средства специального назначения, имеющие общегосударственное значение» по расходам на страхование транспортных средств специального назначения, страхование водителей транспортных средств специального назначения;

— 1343 «Другие текущие трансферты населению» по государственному обязательному личному страхованию военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, работников пожарной охраны, налоговой милиции, правоохранительных органов и других лиц в соответствии с действующим законодательством.

Как указывает в

письме Госказначейство, страховые суммы, поступившие в учреждение от страховых организаций за имущество, остаются в распоряжении учреждения и могут быть потрачены на ремонт, модернизацию или приобретение новых необоротных активов и ТМЦ .

Судя по указанным в

письме направлениям использования средств, поступающих учреждениям за застрахованное имущество, Госказначейство считает такие средства собственными поступлениями бюджетных учреждений и в соответствии с Перечнем групп собственных поступлений бюджетных учреждений, требованиями по их образованию и направлениям использования, утвержденными постановлением КМУ от 17.05.2002 г. № 659, относит их к четвертой подгруппе первой группы собственных поступлений (поступления от реализации имущества).

Госказначейство придерживалось такого мнения и ранее. Например, в

письме от 10.10.2006 г. № 3.4-04/2234-9653 указывалось на то, что суммы страхового возмещения, поступившие бюджетному учреждению, необходимо рассматривать исходя из экономической сущности этих сумм.

Если страховые суммы от страховой организации поступили при страховом случае, который произошел с работником, то, как отмечает Госказначейство в комментируемом

письме , такие средства должны быть перечислены работнику.

Рассмотрим проводки, связанные с поступлением и расходованием страховых сумм.

 

№ п/п

Содержание операций

Корреспонденция субсчетов

дебет

кредит

1

От страховой компании в учреждение поступила страховая сумма за застрахованное имущество

323

364

2

Полученные средства признаны доходами учреждения

364

711

3

Страховая сумма израсходована на ремонт оборудования

364 (675)

323

4

От страховой компании в учреждение поступила страховая сумма в связи с несчастным случаем с работником

328

674

5

Страховая сумма перечислена работнику, с которым произошел несчастный случай

674

328

 

Этот вопрос также был рассмотрен в консультации «Учет страхового возмещения за пребывание застрахованного больного в стационаре» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2007, № 16, с. 26).

 

ВОЗМЕЩЕНИЕ ПРИЧИНЕННОГО УЩЕРБА

В комментируемом

письме Госказначейство напоминает, что сумма возмещения причиненного ущерба (порча имущества, недостача) рассчитывается в соответствии с требованиями Порядка определения размера ущерба от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей, утвержденного постановлением КМУ от 22.01.96 г. № 116 (далее — Порядок № 116), и Закона Украины «Об определении размера убытков, причиненных предприятию, учреждению, организации хищением, уничтожением (порчей), недостачей или потерей драгоценных металлов, драгоценных камней и валютных ценностей» от 06.06.95 г. № 217/95-ВР.

Напомним, что в случае, когда

виновные лица выявлены, сумма убытка, которая подлежит возмещению, определяется по формуле:

Ру = [(Бс - А) х Иинф + НДС + Асб] х 2,

где

Ру — размер убытков (в грн.);

Б с

— балансовая стоимость на момент установления факта хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей (в грн.);

А

— амортизационные отчисления (в грн.);

Иинф

— общий индекс инфляции, который рассчитывается на основании ежемесячно определяемых Минстатом индексов инфляции;

НДС

— размер налога на добавленную стоимость (в грн.);

Асб

— размер акцизного сбора (в грн.).

Рассмотрим расчет суммы возмещения причиненного ущерба на

примере.

При проведении инвентаризации была выявлена недостача настольной лампы стоимостью 500 грн., которая учитывалась на субсчете 113 «Малоценные необоротные материальные активы» (износ на такие активы не начисляется).

Ру = [500 грн. х 1,02* + 500 грн. х 20 %] х 2 = 1220 грн.

* Индекс инфляции принят условно.

Таким образом, размер убытков составляет 1220 грн.

Из сумм, взысканных согласно

Порядку № 116, в первую очередь осуществляется возмещение убытков, причиненных учреждению, а остаток средств перечисляется в Государственный бюджет Украины.

Подробно вопросы проведения инвентаризации и определения сумм убытков были рассмотрены в наших консультациях (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2007, № 39, и 2008, № 42).

 

ПОКУПКА АВТОМОБИЛЯ У ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА

На этот вопрос Госказначейство уже отвечало в своем

письме от 06.09.2007 г. № 3.4-05/2013-10512 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2007, № 41).

Госказначейство последовательно в своих мнениях, поэтому в комментируемом

письме подтвердило: бюджетная организация имеет право приобретения автомобиля у физического лица.

Это связано с тем, что бюджетное законодательство не содержит каких-либо ограничений в отношении статуса лица, с которым заключается договор о покупке легкового автомобиля, — им может быть как юридическое, так и физическое лицо.

Но при этом некоторые ограничения относительно покупки автомобиля существуют, а именно:

стоимость автомобиля, который будет приобретаться, не должна превышать 60000 грн. Связано это с тем, что бюджетные учреждения при покупке легковых автомобилей должны соблюдать требования постановления КМУ «О предельных суммах расходов на приобретение автомобилей, мебели, другого оснащения и оборудования, мобильных телефонов, компьютеров государственными органами, а также учреждениями и организациями, содержащимися за счет государственного и местных бюджетов» от 04.04.2001 г. № 332, в котором определена именно такая предельная сумма расходов бюджетных средств при приобретении автомобиля.

Этому вопросу также посвящена консультация «Ограничения при покупке автомобиля» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2007, № 21, с. 29).

 

КОМПЕНСАЦИЯ ЗА НЕИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ОТПУСК

Статьей 83 Кодекса законов о труде от 10.12.71 г.

и ст. 24 Закона Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР работнику предоставлено право отказаться от получения сумм компенсации за неиспользованный отпуск по месту увольнения и перевести надлежащую ему сумму на расчетный счет нового работодателя.

Перечисление суммы компенсации работодатель осуществляет на основании письменного заявления работника, составленного в произвольной форме.

При этом расчет и начисление суммы компенсации осуществляет

работодатель по предыдущему месту работы, который и перечисляет другому работодателю по новому месту работы сумму компенсации (за вычетом отчислений), надлежащую для выплаты работнику. Также предыдущий работодатель уплачивает взносы в фонды социального страхования и налог с доходов физических лиц из суммы компенсации в сроки, установленные для выплаты заработной платы. Расчет компенсации за неиспользованный отпуск в этом случае осуществляется аналогично порядку исчисления компенсации при увольнении работника. Однако следует помнить, что при переводе работника на другое предприятие компенсация выплачивается за все неиспользованные дни исключительно ежегодного отпуска.

Подробнее — в консультации «Выплачиваем компенсацию за неиспользованный отпуск» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2008, № 25, с.19).

Рассмотрим основные бухгалтерские проводки по этому вопросу.

 

№ п/п

Содержание операций

Корреспонденция субсчетов

дебет

кредит

1

2

3

4

Предыдущий работодатель

1

Начислена сумма компенсации за неиспользованный отпуск

801 (802)

661

2

Начислены взносы в фонды социального страхования:

— в Пенсионный фонд

801 (802)

651

— в Фонд по временной потере трудоспособности

801 (802)

652

— в Фонд на случай безработицы

801 (802)

653

— в Фонд от несчастного случая

801 (802)

654

3

Удержаны взносы в фонды социального страхования:

— в Пенсионный фонд

661

651

— в Фонд по временной потере трудоспособности

661

652

— в Фонд на случай безработицы

661

653

4

Удержан налог с доходов

661

641

5

Перечислен налог с доходов физических лиц

641

321

6

Перечислены взносы в соцфонды

651, 652, 653, 654

321

7

Перечислена «чистая» компенсация следующему работодателю

661

321

Следующий работодатель

8

Получена компенсация за неиспользованный отпуск

321 (328*)

671

9

Выплачена работнику надлежащая ему сумма

671

321 (328)

* В письме от 23.12.2005 г. № 07-04/2393-11338 Государственное казначейство Украины с целью урегулирования вопроса учета депонированных сумм заработной платы и стипендий предлагало открывать распорядителям бюджетных средств для учета сумм депонированных средств в органах казначейства счета по балансовым счетам 3731 «Депозитные счета распорядителей средств государственного бюджета» (3732 «Депозитные счета распорядителей средств местных бюджетов») Плана счетов бухгалтерского учета выполнения государственного и местных бюджетов. Суммы депонированной заработной платы и стипендий, перечисленные с регистрационных (специальных регистрационных) счетов распорядителей бюджетных средств, будут учитываться на депозитных счетах до момента их уплаты (перенос, перечисление или списание задолженности, по которой истек срок исковой давности).

 

РЕМОНТ ПЛАВАТЕЛЬНОГО БАССЕЙНА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ ЗА СРЕДСТВА МЕСТНОГО БЮДЖЕТА

Вопрос, рассматриваемый Госказначейством, касается финансирования ремонтных работ за счет средств областного бюджета в высшем учебном заведении, которое содержится за средства государственного бюджета.

Как указывалось выше,

п. 2 ст. 85 БКУ запрещается осуществлять в течение бюджетного периода расходы на финансирование бюджетных учреждений одновременно из разных бюджетов.

Этим же

пунктом определено, что эта норма не касается государственных профессионально-технических учебных заведений и высших учебных заведений государственной формы собственности. Финансирование указанных учебных заведений за счет средств местных бюджетов может осуществляться исключительно в случае перевыполнения доходной части общего фонда соответствующего бюджета. То есть в первую очередь средствами областного бюджета должны быть обеспечены все запланированные мероприятия, а при превышении суммы фактических доходов над суммой запланированных показателей доходной части областного бюджета можно использовать средства областного бюджета на финансирование ремонтных работ в высшем учебном заведении, финансируемом из государственного бюджета.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше