Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Пеня за несвоевременную уплату арендной платы подлежит зачислению в доход бюджета

Редакция ББ
Бюджетная бухгалтерия Август, 2009/№ 31
Печать
Ответы на вопросы

ПЕНЯ ЗА НЕСВОЕВРЕМЕННУЮ УПЛАТУ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ ПОДЛЕЖИТ ЗАЧИСЛЕНИЮ В ДОХОД БЮДЖЕТА

 

Татьяна ИВАНОВА, первый заместитель начальника управления Государственного казначейства в Харьковской области

 

С целью своевременного получения нашим учреждением арендной платы в договоре аренды предусмотрена уплата арендатором пени за нарушение сроков ее оплаты.

Возможно ли признать сумму пени собственными поступлениями учреждения?

(Харьковская обл.)

 

В первую очередь отметим, что условия арендных отношений должны быть определены в договоре аренды.

Согласно

п. 1 ст. 10 Закона Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества» от 10.04.92 г. № 2269-ХІІ одним из существенных условий договора аренды является обеспечение выполнения обязательств — неустойка (штраф, пеня), поручительство, задаток, гарантия и т. п.

Договор аренды составляется согласно требованиям

Типового договора аренды индивидуально определенного (недвижимого или иного) имущества, относящегося к государственной собственности, утвержденного приказом Фонда государственного имущества Украины от 23.08.2000 г. № 1774 (далее — Типовой договор).

Согласно

п. 3.7 Типового договора арендная плата, перечисленная несвоевременно или не в полном объеме, подлежит индексации и взимается в бюджет и балансодержателю в определенном п. 3.6 Типового договора соотношении в соответствии с действующим законодательством Украины с учетом пени за каждый день просрочки, включая день оплаты.

В соответствии с

письмом Фонда государственного имущества Украины от 19.06.2007 г. № 10-16-9580 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2007, № 26, с. 20) пеня устанавливается, как правило, в размере двойной учетной ставки НБУ на дату начисления пени от суммы задолженности.

Обратим внимание на

п. 17 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к выполнению смет бюджетных учреждений, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228. В нем указано, что при определении объемов поступлений в специальный фонд сметы учитываются все разрешенные источники доходов, которые учреждение планирует получить на следующий год. За основу этих расчетов берутся, в частности, такие показатели, как объем предоставления тех или иных платных услуг, а также другие расчетные показатели (площадь помещений и стоимость оборудования и другого имущества, сдаваемого в аренду, количество мест в общежитиях, количество посещений музеев, выставок и т. п.) и размер платы в расчете на единицу показателя, который должен устанавливаться согласно законодательству.

Поступления от арендной платы учреждения планируют обязательно.

Отнести сумму пени к собственным поступлениям учреждения

невозможно в связи с тем, что основным нормативным документом, определяющим исчерпывающий перечень собственных поступлений бюджетных учреждений, а именно Перечнем групп собственных поступлений бюджетных учреждений, требованиями по их образованию и направлениями использования, утвержденным постановлением КМУ от 17.05.2002 г. № 659, пеня (штраф и другие виды обеспечения выполнения обязательств) в составе собственных поступлений, в отличие от платы за аренду имущества, не предусмотрена.

На вопрос о зачислении пени бюджетному учреждению от арендатора за несвоевременное внесение арендной платы ответил Минфин в

письме от 10.06.2005 г. № 31-03190-03-10/11730. В этом письме Минфин отмечает, что согласно п. 4.3 Инструкции о порядке начисления и погашения пени по платежам, которые контролируются органами государственной налоговой службы, утвержденной приказом Государственной налоговой администрации Украины от 11.06.2003 г. № 290, суммы пени, начисленные на суммы налогового долга, зачисляются в бюджеты и государственные целевые фонды и учитываются по тем же кодам классификации доходов бюджета, что и соответствующие налоги, сборы (обязательные платежи), по которым возник налоговый долг, который погашается.

Кроме того, как определило Госказначейство в

письме от 13.04.2007 г. № 3.3-07/877-4520*, доходы бюджетных учреждений, не относящиеся ни к одной из групп собственных поступлений, не могут принадлежать бюджетным учреждениям и должны перечисляться в государственный бюджет.

* См. «Бюджетная бухгалтерия», 2007, № 17.

Поэтому

вся сумма пени подлежит перечислению в соответствующий бюджет.

Также следует обратить внимание на

п. 15 ст. 2 Закона Украины «О Государственном бюджете на 2009 год» от 26.12.2008 г. № 835-VI (далее — Закон № 835), в котором определено, что средства от штрафных санкций в результате невыполнения заключенных распорядителем бюджетных средств соглашений с субъектами хозяйствования на приобретение товаров, работ и услуг за счет средств государственного бюджета относятся к доходам общего фонда государственного бюджета.

Принадлежность средств от штрафных санкций в результате невыполнения заключенных распорядителем бюджетных средств соглашений с субъектами хозяйствования на приобретение товаров, работ и услуг за счет средств местных бюджетов к доходам общего фонда местных бюджетов определена п. 7 ст. 35 Закона № 835.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше