Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Создание целевых фондов органами местного самоуправления

Редакция ББ
Бюджетная бухгалтерия Август, 2009/№ 31
Печать
Ответы на вопросы

СОЗДАНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ФОНДОВ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Могут ли органы местного самоуправления создавать целевые фонды? За счет каких источников они могут формироваться? Могут ли гранты быть зачислены в целевой фонд?

(Львовская обл.)

 

В соответствии со

ст. 140 Конституции Украины местное самоуправление является правом территориальной общины самостоятельно решать вопросы местного значения. Местное самоуправление осуществляется территориальной общиной в порядке, определенном законом, как непосредственно, так и через органы местного самоуправления: сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные органы.

Материальной и финансовой основой местного самоуправления является движимое и недвижимое имущество,

доходы местных бюджетов, прочие средства, земля, природные ресурсы, которые находятся в собственности территориальных общин сел, поселков, городов, районов в городах, а также объекты их совместной собственности, находящиеся в управлении районных и областных советов.

Основным документом, определяющим систему и гарантии местного самоуправления в Украине, а также основы организации и деятельности, правовой статус и ответственность органов и должностных лиц органов местного самоуправления, является

Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР (далее — Закон).

Органы местного самоуправления являются юридическими лицами, которым предоставляются соответствующие полномочия, в рамках которых они действуют самостоятельно и несут ответственность за свою деятельность в соответствии с

Законом.

Заметим, что долгое время

Закон (ст. 68) разрешал органам местного самоуправления создавать внебюджетные целевые фонды и иметь внебюджетные целевые (в том числе валютные) средства, в то время как в ч. 8 ст. 13 Бюджетного кодекса Украины от 21.06.2001 г. № 2542-III (далее — БКУ) содержался запрет на создание внебюджетных фондов органами местного самоуправления. Такое несоответствие было устранено благодаря внесению изменений в ст. 68 Закона в соответствии с Законом Украины от 06.09.2005 г. № 2813-IV.

В результате этого, как определено в

ст. 68 Закона, органам местного самоуправления предоставлено право на создание целевых фондов, которые являются составной частью специального фонда соответствующего местного бюджета. Порядок формирования и использования средств целевых фондов определяется положением об этих фондах, которое утверждается соответствующим местным советом. При этом вопросы создания целевых фондов относятся исключительно к компетенции органов местного самоуправления и принимаются на пленарных заседаниях.

Таким образом, порядок создания и использования целевых фондов, которые создаются по решениям местных советов, в настоящее время урегулирован на законодательном уровне. Предоставление органам местного самоуправления права на создание целевых фондов как составной части специального фонда соответствующего местного бюджета направлено в первую очередь на придание этому процессу прозрачности в части формирования и использования средств местных бюджетов.

При этом следует учесть, что

основанием для решения соответствующего совета о создании специального фонда в составе местного бюджета может быть исключительно закон о Государственном бюджете Украины, что предусмотрено п. 5 ст. 13 БКУ.

Так, в соответствии с

Законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2009 год» от 26.12.2008 г. № 835-VI (п. 7 ст. 48) к числу источников формирования специального фонда местных бюджетов в 2009 году могут быть отнесены поступления в целевые фонды, созданные Верховным советом АР Крым и местными советами.

Что касается источников формирования целевых фондов, созданных органами местного самоуправления в соответствии с требованиями действующего законодательства в составе специального фонда местного бюджета, то к таким средствам могут относиться любые поступления, не запрещенные бюджетным законодательством и не отнесенные

БКУ к доходам общего фонда бюджета.

Гранты или техническая помощь — это средства, которые в соответствии с международными договорами предоставляются на бесплатной основе для осуществления программ, проектов международной технической помощи с целью проведения реформ и реализации программ социально-экономического развития.

Если положением о создании целевого фонда местного бюджета среди источников формирования предусмотрены такие поступления, как гранты, то они зачисляются в состав этого фонда и используются в соответствии с утвержденными направлениями использования.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше