ВВЕДЕНИЕ ДОЛЖНОСТИ БИБЛИОТЕКАРЯ И БИБЛИОГРАФА В ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ ВУЗА І–ІІ УРОВНЯ АККРЕДИТАЦИИ
Оксана ТКАЧЕНКО, заместитель начальника отдела труда и нормативно-информационного обеспечения Департамента экономики и финансирования Министерства образования и науки Украины
В высшем учебном заведении І — ІІ уровня аккредитации количество студентов дневной формы обучения составляет 470 чел., заочной — 33 чел. Объем библиотечного фонда составляет 46506 ед. Имеет ли право такой вуз ввести в штатное расписание должность библиотекаря, библиографа и заведующего библиотекой?
(г. Бердянск)
Согласно
п. 2 ст. 32 Закона Украины «О высшем образовании» от 17.01.2002 г. № 2984-III структуру и штатное расписание высшего учебного заведения утверждает руководитель высшего учебного заведения.Типовых штатных нормативов высших учебных заведений I — II уровня аккредитации в настоящее время
не существует.Следует отметить, что до введения в действие
Закона Украины «Об образовании» от 23.05.91 г. № 1060-XII высшие учебные заведения I — II уровня аккредитации назывались средними специальными учебными заведениями.Что касается работников библиотек высших и средних специальных учебных заведений, то для установления их штатной численности существует
приказ Министерства высшего и среднего специального образования СССР «О типовых штатах библиотек высших и средних специальных учебных заведений» от 22.12.78 г. № 1175 (далее — приказ № 1175).Приказ № 1175
может использоваться на основании постановления Верховного Совета Украины «О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР» от 12.09.91 г. № 1545-XII.Согласно
приказу № 1175 количество работников библиотеки среднего специального учебного заведения (сегодня высшего учебного заведения I — II уровня аккредитации) определяется следующим образом:
№ п/п | Наименование должностей | Число читателей (по единому читательскому билету) | |||
до 1000 | 1000 — 2000 | 2000 — 3000 | свыше 3000 | ||
1 | Директор (заведующий) | 1 | 1 | 1 | 1 |
2 | Заведующий отделом | — | — | — | 1 |
3 | Редактор | — | — | — | 1 |
4 | Старший библиотекарь* | 1 | 2 | 3 | 3 |
5 | Библиотекарь | 1 | 3 | 4 | 4 |
6 | Библиограф | 1 | 1 | 2 | 2 |
| Итого: | 4 | 7 | 10 | 12 |
* Заметим, что такой должности, как старший библиотекарь, на сегодняшний день не существует. Согласно Классификатору профессий ДК 003:2005. Указатель профессиональных названий работ по кодам профессий, утвержденному приказом Государственного комитета по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 26.12.2005 г. № 375, существует должность «главный библиотекарь».
Но, учитывая давность этого документа
и наличие новых условий работы и подходов к высшему образованию сегодня, приказ № 1175 не может быть догмой при составлении штатного расписания административно-управленческого персонала, поэтому его можно использовать в качестве отправной точки для формирования штатного расписания такой категории персонала.Следует помнить, что в соответствии со
ст. 64 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2009 год» от 26.12.2008 г. № 835-VI руководители бюджетных учреждений должны содержать численность работников и осуществлять фактические расходы на заработную плату, включая расходы на премии и другие виды поощрений или вознаграждений, материальную помощь, только в пределах фонда заработной платы, утвержденного для бюджетных учреждений в сметах или планах использования бюджетных средств. То есть все же при утверждении штатного расписания как административно-управленческого, так и научно-педагогического персонала до принятия новых штатных нормативов в первую очередь следует руководствоваться конкретными условиями работы высшего учебного заведения и имеющимся фондом оплаты труда .Кроме того, в соответствии с положениями
Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденной приказом Министерства образования Украины от 15.04.93 г. № 102, — основного нормативно-правового акта, которым определены условия оплаты труда работников высших учебных заведений I — II уровня аккредитации, учреждениям и заведениям образования предоставлено право решать некоторые вопросы в области организации и оплаты труда, в частности утверждать структуру и штаты в пределах созданного в установленном порядке фонда заработной платы (фонда оплаты труда).Основные требования по утверждению штатных расписаний изложены в
Порядке составления, рассмотрения, утверждения и основных требованиях к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденных постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228 (далее — Порядок № 228). Согласно п. 32 Порядка № 228 штатные расписания утверждаются руководителем соответствующего вышестоящего учреждения. Штатные расписания национальных высших учебных заведений, которым непосредственно установлены назначения в государственном бюджете, утверждаются руководителями этих заведений по согласованию с главным распорядителем, если иное не предусмотрено законодательством (п. 33 Порядка № 228).Согласно
п. 13 Положения о государственном высшем учебном заведении, утвержденного постановлением КМУ от 05.09.96 г. № 1074, контролировать соблюдение штатно-финансовой дисциплины всеми подразделениями заведения должен руководитель высшего учебного заведения.Одновременно обращаем внимание на следующее. Во исполнение совместного письма Министерства образования и науки Украины и Центрального комитета профсоюза работников образования и науки Украины от 05.03.2009 г. № 1/9-146 № 02-5/92 согласно достигнутым договоренностям между Министерством и Центральным комитетом профсоюза и с целью реализации положений Закона Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 15.09.99 г. № 1045-XIV, Отраслевого соглашения на 2007 — 2009 годы утверждение проектов смет и штатных расписаний учебных заведений или учреждений образования вышестоящими органами управления образованием и наукой осуществляется после предварительного согласования с выборным профсоюзным органом первичной профсоюзной организации.