Темы статей
Выбрать темы

Возмещение в бюджет средств, использованных не по целевому назначению

Редакция ББ
Ответы на вопросы

ВОЗМЕЩЕНИЕ В БЮДЖЕТ СРЕДСТВ, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НЕ ПО ЦЕЛЕВОМУ НАЗНАЧЕНИЮ

 

Татьяна РЯБУХА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Какими нормативно-правовыми документами предусмотрено возмещение в бюджет средств, использованных вопреки целевому назначению?

(г. Киев)

 

Напомним, что под

нецелевым использованием бюджетных средств в соответствии с п. 1 ст. 119 Бюджетного кодекса Украины от 21.06.2001 г. № 2542-III (далее — БКУ) понимают расходование их на цели, которые не соответствуют бюджетным назначениям, установленным законом о Государственном бюджете Украины или решением о местном бюджете, выделенным бюджетным ассигнованиям или смете, имеют следствием уменьшение ассигнований распорядителям бюджетных средств на сумму средств, израсходованных не по целевому назначению, и привлечение соответствующих должностных лиц к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в порядке, определенном законами Украины.

Одним из видов нецелевого использования бюджетных средств является расходование средств местного бюджета на расходы, которые должны производиться из государственного бюджета, и наоборот.

Так, в соответствии со

ст. 41 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2009 год» от 26.12.2008 г. № 835-VI (далее — Закон № 835) если из соответствующего местного бюджета осуществляются расходы, которые должны производиться согласно БКУ из другого бюджета, такое действие квалифицируется как нецелевое использование бюджетных средств. Объемы этих расходов бесспорно изымаются из соответствующего местного бюджета в Государственный бюджет Украины органами Государственного казначейства Украины в порядке, установленном Кабмином, в том числе и за счет уменьшения трансфертов соответствующему местному бюджету на соответствующую сумму.

Есть и другие виды нецелевого использования бюджетных средств, такие как использование бюджетных средств не по тем кодам экономической классификации расходов, которые определены в смете; направление бюджетных средств на банковские депозиты с целью получения прибыли и т. п. По этому поводу смотрите консультацию «Нецелевое использование бюджетных средств» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2007, № 20, с. 43),

письмо Минфина от 15.06.2009 г. № 31-09030-07-5/15920 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 28, с. 15) и письмо Главного контрольно-ревизионного управления Украины от 21.07.2009 г. № 26-18/17 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 38, с. 6).

Статьей 67 Закона № 835

установлено, что нецелевое использование бюджетных средств в текущем или прошлых годах приводит:

— для распорядителей бюджетных средств — к

уменьшению ассигнований этим распорядителям на сумму средств, израсходованных не по целевому назначению;

— для получателей бюджетных средств — к

возврату средств в сумме, израсходованной не по целевому назначению, в доход соответствующих бюджетов.

Таким образом, непосредственно возмещение в бюджет средств, использованных вопреки целевому назначению, предусмотрено

для получателей бюджетных средств , а распорядителям уменьшают ассигнования.

Порядок уменьшения ассигнований и возврата бюджетных средств в соответствующие бюджеты определяется Кабмином.

Кроме этого, следует обратить внимание, что согласно

п. 2 ст. 119 БКУ в случае нецелевого использования бюджетных средств, полученных в виде субвенции, указанные средства подлежат обязательному возврату в соответствующий бюджет в порядке, определенном Кабмином.

Такой

Порядок возврата бюджетных средств, полученных в качестве субвенции, в соответствующий бюджет в случае их нецелевого использования утвержден постановлением КМУ от 11.04.2002 г. № 495 (далее — Порядок № 495).

В соответствии с

п. 3 Порядка № 495 в случае установления факта нецелевого использования субвенции вместе с актом ревизии (справкой о проверке) руководителем уполномоченного государственного органа, проводившего ревизию (проверку), оформляется требование о возврате использованной не по целевому назначению суммы субвенции в соответствующий бюджет.

Бюджетное учреждение, в котором выявлено бюджетное правонарушение, самостоятельно выполняет требование

в десятидневный срок после его получения и направляет уполномоченному государственному органу, проводившему ревизию (проверку), копию документа, подтверждающего перечисление использованных не по целевому назначению сумм субвенции в соответствующий бюджет.

В случае невыполнения в установленный срок требования согласно

п. 7 Порядка № 495 по решению Министра финансов, руководителя органа Государственного казначейства, руководителя органа Государственной контрольно-ревизионной службы, Министра финансов АР Крым, руководителя местного финансового органа, председателя исполнительного органа городского города районного значения, поселкового и сельского совета в соответствии со ст. 117 БКУ на период до выполнения требования или до его отмены такому бюджетному учреждению приостанавливаются бюджетные ассигнования на сумму субвенции, использованной не по целевому назначению, за исключением защищенных статей бюджета, о чем уведомляется уполномоченный государственный орган, проводивший ревизию (проверку), или в соответствии со ст. 120 БКУ приостанавливаются операции с бюджетными средствами, или в соответствии со ст. 124 БКУ налагается взыскание за бюджетное правонарушение.

Процедура

возврата средств получателями бюджетных средств в доход соответствующего бюджета определена Порядком уменьшения бюджетных ассигнований и возврата средств в случае нецелевого использования бюджетных средств в текущем или прошлых годах, утвержденным постановлением КМУ от 13.04.2006 г. № 492.

Если установлен факт нецелевого использования бюджетных средств получателем, в течение

пяти рабочих дней после подписания акта руководитель контролирующего органа направляет получателю требование о возврате средств, использованных не по установленным целям в доход соответствующего бюджета.

Кроме того, руководитель контролирующего органа информирует распорядителя бюджетных средств, через которого такие средства поступили получателю, о наличии нарушения и требования о возврате их в соответствующий бюджет.

Получатель бюджетных средств, в свою очередь,

в течение десяти дней после поступления требования перечисляет указанную в нем сумму за счет собственных (небюджетных) средств в доход соответствующего бюджета по коду бюджетной классификации «Прочие поступления» и информирует об этом контролирующий орган.

В случае невыполнения получателем бюджетных средств требования контролирующего органа контролирующий орган обращается в суд по поводу взыскания средств, использованных получателем не по целевому назначению, в доход соответствующего бюджета.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше