УЧЕТ И ПОВЕРКА СЧЕТЧИКОВ
Татьяна РЯБУХА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Как учитывать электрические автоматы и счетчики, содержащие драгоценные металлы? Как учитывать неработающие электроавтоматы? Как учитывать электросчетчики, водоизмерители и теплосчетчики после их установки? Как проводить поверку счетчиков?
(Луганская обл.)
Каждое учреждение и организация потребляет коммунальные услуги и энергоносители. Средствами, осуществляющими непосредственное измерение и учет потребленных коммунальных услуг и энергоносителей (электроэнергии, воды, газа, тепла), являются
счетчики.Обычно стоимость счетчиков и электроавтоматов превышает 1000 грн., а срок их службы более одного года, в связи с чем они учитываются в составе основных средств в соответствии с требованиями
Инструкции по учету основных средств и других необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденной приказом Государственного казначейства Украины от 17.07.2000 г. № 64 (далее — Инструкция № 64).Средства измерения согласно
Порядку применения Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденному совместным приказом Главного управления Государственного казначейства Украины и Министерства финансов Украины от 10.12.99 г. № 114, учитываются на субсчете 104 «Машины и оборудование».В случае когда стоимость счетчика или электроавтомата ниже 1000 грн., их следует учитывать в составе прочих необоротных активов на субсчете
113 «Малоценные необоротные материальные активы».На этих субсчетах учитываются как установленные, так и неустановленные счетчики.
В
п. 6.11 Инструкции № 64 определено, что если в составе оборудования, приборов, вычислительной техники и т. п. имеются драгоценные металлы, то в инвентарной карточке, открытой бухгалтерией учреждения на такой объект учета, в разделе «Краткая индивидуальная характеристика объекта» указываются перечень деталей, в составе которых имеются драгоценные металлы, наименование детали и масса металла, указанная в паспорте.Если прибор не работает в связи с его непригодностью к дальнейшему использованию, то до списания он должен учитываться на указанных счетах, а после списания его следует учитывать как лом на счете
239 «Прочие материалы».После списания таких приборов содержащиеся в них драгоценные металлы обязательно изымаются и сдаются на специализированное предприятие.
Следует также иметь в виду, что бывают случаи, когда электросчетчики находятся на балансе предприятия — поставщика электрической энергии. В таком случае электросчетчик находится в учреждении на ответственном хранении по договору и учитывается на забалансовом счете
02 « Активы на ответственном хранении».Согласно
п. 3.2 Правил пользования электрической энергией, утвержденных постановлением Национальной комиссии регулирования электроэнергетики Украины от 31.07.96 г. № 28 (далее — Правила № 28), ответственность за техническое состояние средств учета несет та организация, на балансе которой они находятся, или организация, осуществляющая их эксплуатацию на основании соответствующего договора.Основные бухгалтерские проводки, связанные с этим вопросом, рассмотрим на
примере.Учреждением принят на ответственное хранение электросчетчик от «Облэнерго». Стоимость электросчетчика — 1230 грн. Также учреждением был приобретен новый счетчик воды на сумму 2100 грн. (в том числе НДС — 350 грн.), а старый списан как непригодный для дальнейшего использования. Первоначальная стоимость старого счетчика — 1200 грн., сумма износа — 1200 грн. (100 %). Лом счетчика оприходован в сумме 100 грн.
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция субсчетов | Сумма, грн. | |
дебет | кредит | |||
1 | Принят на ответственное хранение электросчетчик | 02 | — | 1230 |
2 | Оприходован счетчик воды | 104 | 675 | 1750 |
Одновременно списана сумма НДС | 801 (802) | 675 | 350 | |
3 | Перечислено поставщику за счетчик воды | 675 | 321 | 2100 |
4 | Списан счетчик воды, непригодный для дальнейшего использования: | |||
— первоначальная стоимость | 401 | 104 | 1200 | |
— износ | 131 | 401 | 1200 | |
5 | Оприходован лом (в орган Госказначейства до конца отчетного периода подается Справка о поступлениях в натуральной форме)* | 323 | 711 | 100 |
239 | 364 | 100 | ||
364 | 323 | 100 | ||
* См. также статью «Учет вторичного сырья» // «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 24, с. 12. |
Теперь по поводу поверки счетчиков.
Согласно
ст. 9 Закона Украины «О метрологии и метрологической деятельности» от 11.02.98 г. № 113/98-ВР (далее — Закон № 113) установлено, что средства измерительной техники могут применяться при условии, если они удовлетворяют установленным для них нормам точности в определенных условиях их эксплуатации.Перечни средств измерительной техники, находящихся в эксплуатации и подлежащих поверке, составляются их пользователями (за исключением физических лиц, не являющихся субъектами предпринимательской деятельности) и подаются на согласование в соответствующий территориальный орган (
п. 4 ст. 28 Закона № 113) в соответствии с Порядком составления перечней средств измерительной техники, находящихся в эксплуатации и подлежащих поверке, утвержденным приказом Госпотребстандарта Украины от 15.09.2005 г. № 262.Периодичность проведения поверки счетчиков зависит от типа и марки счетчика.
Средние сроки
проведения поверки счетчиков, как правило, таковы:— счетчики воды (холодной и горячей) — один раз в 3 года;
— счетчики газа — один раз в 5 лет;
— электрические счетчики — однофазные индукционные — один раз в 8 лет, трехфазные индукционные — один раз в 4 года, электронные — от 6 до 16 лет.
В соответствии с
п. 2 ст. 28 Закона № 113 межповерочные интервалы устанавливает центральный орган исполнительной власти в сфере метрологии, которым на сегодняшний день является Государственный комитет Украины по стандартизации, метрологии и сертификации.Поверка средств измерительной техники проводится
территориальными органами, уполномоченными на ее проведение. Если территориальные органы из-за отсутствия соответствующих эталонов не могут провести поверку отдельных типов средств измерительной техники, поверка этих средств проводится метрологическими центрами, уполномоченными на ее проведение (п. 5 ст. 28 Закона № 113).Свидетельством того, что счетчик прошел поверку и осуществляет учет коммунальных услуг или энергоносителей с соответствующей точностью, является наличие на счетчике соответствующих
пломб . Прибор учета должен иметь пломбу с оттиском поверочного клейма территориального органа Госпотребстандарта и пломбу с оттиском или логотипом поставщика коммунальных услуг или энергоносителей.Согласно
п. 3 ст. 28 Закона № 113 определено, что периодическая поверка, обслуживание и ремонт (в том числе демонтаж, транспортировка и монтаж) указанных средств измерительной техники осуществляются за счет предприятий и организаций, предоставляющих услуги по электро-, тепло-, газо- и водоснабжению. Но в то же время в других нормативных документах определено, что поверка средств учета коммунальных услуг проводится за счет их владельцев. Так, например, согласно п. 3.24 Правил № 28 определено, что плановая поверка расчетных средств учета электроэнергии должна осуществляться за счет владельцев этих средств учета.Это же определено и в
письме Государственного комитета Украины по стандартизации, метрологии и сертификации от 07.09.2001 г. № 4-4/9-5784 о проведении поверки водосчетчиков.А вот что касается поверки газосчетчиков, то
п. 161 Правил предоставления населению услуг по газоснабжению, утвержденных постановлением КМУ от 09.12.99 г. № 2246, определено, что периодическая поверка счетчиков газа, их техническое обслуживание и связанный с такой поверкой ремонт (в том числе демонтаж, транспортировка и монтаж) осуществляются за счет газораспределительного предприятия.Но в любом случае в
договоре на поставку коммунальных услуг следует четко определить, за чей счет будет проводиться поверка счетчиков.В соответствии с
Разъяснениями по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденными приказом Государственного казначейства Украины от 04.11.2004 г. № 194, в 2009 году расходы на поверку счетчиков должны производиться по КЭКР 1137 «Текущий ремонт оборудования, инвентаря и зданий, техническое обслуживание оборудования».С 01.01.2010 г. в соответствии с Инструкцией по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Государственного казначейства Украины от 25.11.2008 г. № 495, такие расходы следует осуществлять по КЭКР 1134 «Оплата услуг (кроме коммунальных)».