ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО УКРАИНЫ
О ПРИМЕНЕНИИ КЭКР
Письмо от 17.11.2008 г. № 15-04/2553-19641
По какому КЭКР осуществляют расходы распорядители бюджетных средств, являющиеся исполнителями программ и мероприятий?
Расходы на выполнение отдельных мероприятий, не отнесенных к мероприятиям развития, которые включают в себя оплату разнообразных услуг, предоставленных согласно заключенным соглашениям посторонними учреждениями и организациями, в соответствии с Разъяснениями по применению кодов экономической классификации расходов бюджета, утвержденными приказом Государственного казначейства Украины от 04.11.2004 г. № 194 (в редакции приказа от 08.12.2006 г. № 330), осуществляются по КЭКР 1172 «Отдельные мероприятия по реализации государственных (региональных) программ, не отнесенные к мероприятиям развития».
Если распорядитель бюджетных средств является непосредственным исполнителем программ и мероприятий, то расходы осуществляются по соответствующим кодам экономической классификации в зависимости от сущности платежа. <...>
По какому КЭКР приобретают воду для приготовления еды?
<...>
Применение кодов экономической классификации расходов зависит от вида расходов и экономической сути платежа.Применение КЭКР урегулировано приказом Государственного казначейства Украины от 04.11.2004 г. № 194 (в редакции приказа от 08.12.2006 г. № 330) «Об утверждении Разъяснений по применению экономической классификации расходов бюджета».
Таким образом, приобретение воды может осуществляться по следующим кодам:
—
1131 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь» (вода, которая будет приобретаться для бюджетных учреждений, которые не имеют столовой и у которых не предусмотрены расходы на продукты питания);—
1132 «Медикаменты и перевязочные материалы» (лечебная вода для лечебных мероприятий, которую используют бюджетные учреждения — больницы и поликлиники);—
1133 «Продукты питания» (вода для столовых бюджетных учреждений, имеющих соответствующие полномочия по обеспечению питанием определенных категорий населения). <...>По какому КЭКР выплачивают вознаграждение по гражданско-правовым соглашениям и начисляют взносы в Пенсионный фонд?
<...>
Оплата услуг или работ физических лиц согласно заключенным гражданско-правовым соглашениям осуществляется по соответствующим кодам экономической классификации расходов в зависимости от вида расходов и экономической сути платежа.При этом уплата налога с доходов физических лиц и соответствующих взносов, предусмотренных соответствующими нормативно-правовыми актами (в пределах суммы договора, заключенного с физическим лицом), отражается по тому коду экономической классификации расходов, по которому осуществлялась оплата работ. <...>
По какому КЭКР оплачивают услуги по комплектации, доставке и хранению учебников, если в договоре они указаны общей суммой?
<...> Что касается оплаты услуг по договору по комплектованию, хранению и доставке учебников (если договором предусмотрена оплата этих услуг в размере 10 % стоимости товара), то по своей экономической сути такие расходы относятся к расходам на предоставление услуг и осуществляются по КЭКР 1139 «Оплата других услуг и другие расходы». <...>
Какие расходы можно производить за счет средств, предназначенных для содержания службы заказчика?
<...>
В соответствии с п. 1.2 приказа Министерства финансов Украины от 27.12.2001 г. № 604 «О бюджетной классификации и ее введении» Государственное казначейство Украины уполномочено предоставлять разъяснения по применению экономической классификации расходов бюджета и классификации кредитования бюджета.Что касается предоставления разъяснения по применению функциональной классификации расходов бюджета и по направлениям использования средств, полученных на содержание службы заказчика, то этот вопрос не относится к полномочиям Государственного казначейства Украины.
Заместитель Председателя Е. Чечулина
КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ
ПРИМЕНЕНИЕ КЭКР
Ответы на вопросы, освещенные в комментируемом
письме Госказначейства, были рассмотрены на страницах нашей газеты в консультации «Вопросы применения КЭКР» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2008, № 45, с. 17).Наконец стало известно мнение Госказначейства по этим вопросам.
1.
Применение КЭКР при выполнении отдельных программ.По этому поводу Госказначейство поддерживает наше мнение о том, что расходы на реализацию отдельных региональных программ должны осуществляться по
КЭКР 1172 «Отдельные мероприятия по реализации государственных (региональных) программ, не отнесенные к мероприятиям развития».Этот КЭКР применяется, когда исполнителями программ являются сторонние организации. А вот если
распорядитель бюджетных средств является в то же время и исполнителем программ, расходы на их выполнение должны осуществляться по соответствующими КЭКР в зависимости от сути платежа.2.
Приобретение воды для приготовления еды.Мы в своем ответе на этот вопрос отмечали, что в случае использования водопроводной воды для приготовления еды расходы осуществляются по
КЭКР 1162 «Оплата водоснабжения и водоотведения». В случае приобретения воды, минеральной воды при отсутствии столовой в учреждении, кроме минеральной воды для лечебных целей, расходы осуществляются по КЭКР 1131 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь».Госказначейство отмечает, что лечебная вода для лечебных мероприятий, используемая бюджетными учреждениями (больницами и поликлиниками), может приобретаться также по
КЭКР 1132 «Медикаменты и перевязочные материалы».Кроме того, несмотря на то что в
Разъяснениях по применению кодов экономической классификации расходов бюджета, утвержденных приказом Государственного казначейства Украины от 04.11.2004 г. № 194 (в редакции приказа Государственного казначейства Украины от 08.12.2006 г. № 330), приобретение воды по КЭКР 1133 «Продукты питания» не предусмотрено, Госказначейство в письме отмечает, что вода для столовых бюджетных учреждений, имеющих соответствующие полномочия по обеспечению питания определенных категорий населения, может приобретаться по КЭКР 1133 «Продукты питания».3.
Проведение расходов по гражданско-правовым договорам.Как мы отмечали в консультации «Применение КЭКР при оплате гражданско-правовых договоров» (см. «Бюджетная бухгалтерия, 2008, № 37), в случае заключения
гражданско-правового договора расходы на вознаграждение наемных работников, налоги и сборы, которые согласно законодательству перечисляются в соответствии с заключенными гражданско-правовыми договорами (соглашениями), уплачиваются по тому коду экономической классификации расходов, по которому осуществляется основной платеж. Госказначейство в комментируемом письме поддержало нашу точку зрения.4.
Применение КЭКР при оплате услуг по комплектованию, доставке и хранению учебников.В
Разъяснениях № 194 именно такие услуги не указаны, но в своей консультации мы отмечали: если стоимость этой услуги не определена в составе общей стоимости учебников, а рассчитывается как процент общей стоимости, то такие расходы необходимо проводить по КЭКР 1139 «Оплата других услуг и другие расходы». С этим полностью согласилось Госказначейство.5.
Проведение расходов за счет средств, предназначенных для содержания службы заказчика.По этому поводу Госказначейство в своем
письме отметило, что предоставление разъяснений, касающихся направлений использования средств, не относится к его полномочиям.Со своей стороны отметим, что такие расходы могут предусматриваться в соответствии с
п.п. 2.8.13 Правил определения стоимости строительства ДБН Д.1.1-1-2000, утвержденных приказом Госстроя Украины от 27.08.2000 г. № 174 (в редакции приказа Госстроя Украины от 17.06.2003 г. № 85), и письмом Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины от 04.10.2000 г. № 7/7-1010.Использование средств, предусмотренных на содержание службы заказчика, осуществляется на основании смет доходов и расходов, составленных и утвержденных в установленном порядке, пропорционально объемам выполненных работ.
При этом расходы выполнения функций заказчика в зависимости от этапов осуществления строительства усредненно
делятся на:— подготовительно-организационный этап (выбор площадки строительства; составление договора на проведение проектно-изыскательских работ; предоставление исходных данных для проектирования; получение технических условий и архитектурно-планировочного задания и т. п.) —
15 %;— осуществление строительно-монтажных работ (ведение технического надзора за строительством, уточнение объемов выполненных работ и проведение взаиморасчетов; обеспечение объектов строительства материалами и оборудованием поставки заказчика и т. п.) —
75 %;— ввод объектов в эксплуатацию (осуществление контроля и технического надзора за своевременным выполнением пусконаладочных работ; определение балансовой стоимости объекта; участие в работе рабочей и приемочной комиссии по приемке законченного строительством объекта и т. п.) —
10 %.Кстати, в Разъяснениях № 194 указано, что если по поручению распорядителя бюджетных средств функции заказчика по строительству, капитальному ремонту, реконструкции и реставрации строений и объектов за счет бюджетных средств выполняют хозрасчетные учреждения и организации (получатели бюджетных средств) и по окончании строительства и сдачи строений и объектов в эксплуатацию указанные строения, объекты учитываются как основные средства в составе необоротных активов бюджетных учреждений, то эти расходы на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию и реставрацию должны быть запланированы по КЭКР 2120 — 2140.