О перерасходах топлива сверх нормы при эксплуатации транспортных средств и возмещении таких перерасходов водителями

Редакция ББ
Бюджетная бухгалтерия Февраль, 2009/№ 6
В избранном В избранное
Печать
Письмо от 13.05.2008 г. № 1465-19/07/14-08

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И СВЯЗИ УКРАИНЫ

О ПЕРЕРАСХОДАХ ТОПЛИВА СВЕРХ НОРМЫ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ВОЗМЕЩЕНИИ ТАКИХ ПЕРЕРАСХОДОВ ВОДИТЕЛЯМИ

Письмо от 13.05.2008 г. № 1465-19/07/14-08

 

На письмо-обращение <...> о перерасходах топлива сверх нормы при эксплуатации транспортных средств и возмещении таких перерасходов водителями предприятий сообщаем следующее.

Нормативный документ, предусматривающий последовательность и регламентацию действий субъектов хозяйствования в случае перерасхода топлива при эксплуатации автотранспортных средств (по вине водителей, других работников хозяйствующего субъекта, являющихся его наемными работниками, или по другим причинам) на автомобильном транспорте, отсутствует.

В соответствии со ст. 15 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР «формы и системы оплаты труда, нормы труда, расценки, тарифные сетки, схемы должностных окладов, условия внедрения и размеры надбавок, доплат, премий, вознаграждений и других поощрительных, компенсационных и гарантийных выплат устанавливаются предприятиями в коллективном договоре с соблюдением норм и гарантий, предусмотренных законодательством, генеральным и отраслевыми (региональными) соглашениями».

Коллективный договор предусматривает наличие Положения об оплате труда работников предприятия и Положения о премировании работников, в том числе за экономию топливно-энергетических ресурсов (далее — ТЭР), в котором должны быть указаны: порядок поощрения за экономию ТЭР, порядок взыскания за их перерасходы. Все работники предприятия должны быть ознакомлены с положениями и четко соблюдать их требования, обеспечивая экономию ТЭР.

В соответствии с положениями Норм расходов топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтранса Украины от 10.02.98 г. № 43 (далее — Нормы), нормирование расходов топлива — это установление допустимой меры его потребления в определенных условиях эксплуатации автомобилей. Предприятие имеет право в установленных пределах самостоятельно корректировать нормативные расходы топлива (п. 3 Норм), т. е. устанавливать их на уровне, полностью обеспечивающем эксплуатацию автомобиля в хозяйственной деятельности предприятия.

Базовые линейные нормы расходов топлива должны соответствовать эксплуатационным расходам топлива автомобилей при условии правильного применения корректировочных коэффициентов, содержания автомобилей в должном техническом состоянии, использования топлива и смазочных материалов, соответствующих рекомендациям завода-производителя, соблюдения Правил дорожного движения.

Если фактическое потребление топлива превышает указанные предельно допустимые нормативы, это может свидетельствовать об имеющейся неисправности соответствующих систем транспортного средства, что вызывает избыточные расходы топлива или нецелевое использование топлива.

Решения о причинах перерасходов топлива (за счет водителей, других работников хозяйствующего субъекта или за счет третьей стороны, по вине которой возник перерасход) принимаются руководителем предприятия.

Действия субъекта хозяйствования в случае перерасходов топлива по вине его наемных работников регламентируются общегосударственными нормативными актами, а именно: Кодексом законов о труде Украины — гл. IX «Гарантии при возложении на работников материальной ответственности за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации», Законом Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР — ст. 26 «Ограничения размера отчислений из заработной платы», постановлением Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка определения размера убытков от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей» от 22.01.96 г. № 116.

 

Заместитель директора Государственного департамента автотранспорта П. Главацкий

 

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

 

ПЕРЕРАСХОД ТОПЛИВА? ИЩИТЕ ПРИЧИНУ И ВИНОВНЫХ

Как известно, списание горюче-смазочных материалов, использованных при эксплуатации автомобиля, осуществляется в пределах установленных норм.

Нормы расходов топлива и смазочных материалов утверждены приказом Министерства транспорта Украины от 10.02.98 г. № 43 (далее — Нормы № 43).

Согласно

Нормам № 43 нормативный расход топлива — это установленная допустимая мера его потребления в определенных условиях эксплуатации автомобиля. Для нормирования топлива применяются базовые линейные нормы и системы нормативов и корректировочных коэффициентов, учитывающих климатические, дорожные и другие условия эксплуатации.

Базовые линейные нормы

приведены в приложениях А и Б к Нормам № 43 в разрезе моделей автомобилей.

Для автомобилей, не вошедших в приложения 

А и Б к Нормам № 43 , определяют временные индивидуальные линейные нормы расхода топлива (см. консультацию, приведенную на с. 21 этого номера), которые используют при списании топлива.

Фактическое потребление топлива, которое превышает установленные нормативы, считается потреблением сверх установленных норм, т. е. перерасходом.

Заметим, что при правильной эксплуатации транспортного средства, содержании автомобилей в надлежащем техническом состоянии, использовании топлива и смазочных материалов, которые отвечают рекомендациям завода-производителя, соблюдении Правил дорожного движения фактическое потребление топлива не должно превышать установленные нормативы. Но как же быть, если при эксплуатации транспортного средства имеет место перерасход топлива? Порядок действий в случае перерасхода топлива описан в комментируемом

письме.

Прежде всего отметим, что истинные причины перерасхода топлива должны быть установлены комиссией (специально созданной по приказу руководителя или комиссией по списанию ТМЦ, постоянно действующей в учреждении).

Причинами перерасхода топлива могут быть:

— неправильное применение корректирующих коэффициентов;

— имеющаяся неисправность соответствующих систем транспортного средства, что вызывает избыточный расход топлива;

— содержание автомобиля в ненадлежащем техническом состоянии;

— нецелевое использование топлива водителем;

— кражи и т. д.

Решение о причинах перерасхода топлива (за счет водителей, других работников или за счет третьей стороны, по вине которой возник перерасход) принимает руководитель учреждения с учетом выводов комиссии.

Если комиссия установит, что в перерасходе топлива виноват непосредственно работник учреждения (водитель), то такой перерасход считается недостачей и возмещается согласно

Порядку определения размера убытка от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей, утвержденному постановлением КМУ от 22.01.96 г. № 116.

Так, если лица, виновные в недостаче, выявлены, то сумма ущерба, подлежащая возмещению виновным лицом, определяется в соответствии с

Порядком № 116 по такой формуле:

Рз = ((Бв - А) x Иінф + НДС + Азб) x 2

,

где

Рз — размер убытка, грн.;

Бв

— балансовая стоимость на момент установления факта недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей, грн.;

А

— амортизационные отчисления, грн. (для бюджетных учреждений — сумма начисленного износа);

Иінф

— общий индекс инфляции, который рассчитывается на основе ежемесячно определяемых Минстатом индексов инфляции;

НДС

— размер налога на добавленную стоимость, грн.;

Азб

— размер акцизного сбора, грн.;

2

— повышающий коэффициент (общий).

Из суммы, возмещенной водителем, в первую очередь возмещаются убытки учреждения, а оставшаяся сумма должна быть перечислена в доход Госбюджета Украины.

Пример.

Комиссией по списанию ГСМ установлена недостача бензина AU95 в размере 5 л по цене 5,00 грн. за 1 л. Лицом, виновным в недостаче ГСМ, является водитель.

Рассчитаем сумму ущерба от недостачи бензина, которую должен возместить водитель (индекс инфляции условный):

Р = (25,00

x 1,02 + 25,00 x 20 %) x 2 = 61,00 грн.

Кроме того, в комментируемом

письме отмечено: в Положении о премировании работников может быть установлен такой вид премии, как премия за экономию топливно-энергетических ресурсов. Установление такой премии в бюджетных учреждениях также возможно. Это не противоречит действующим нормативным актам, регулирующим вопросы оплаты труда работников бюджетной сферы, к тому же в условиях экономии бюджетных средств приведет к большей ответственности водителей за использование топлива. В Положении о премировании может быть определен порядок поощрения водителей за экономию топливно-энергетических ресурсов и порядок взыскания за их перерасход.

Заметим, что такая премия может выплачиваться по решению руководителя учреждения в пределах фонда премирования и за счет экономии фонда оплаты труда.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд