Предоставление платных услуг учреждениями здравоохранения

Редакция ББ
Бюджетная бухгалтерия Февраль, 2009/№ 6
В избранном В избранное
Печать
Ответы на вопросы

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПЛАТНЫХ УСЛУГ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Владислав СТАНКУС, заведующий сектором контроля учреждений и организаций, финансируемых из бюджета, КРО в г. Харькове

 

Как правильно внедрить предоставление в лечебном учреждении платных услуг? Как составить штатное расписание и калькуляцию цен?

Имеет ли право работник за одну рабочую смену работать как по основному месту работы, так и быть занятым в предоставлении платных услуг?

(г. Мариуполь)

 

В связи с тем что бюджетным учреждениям, организациям и заведениям предоставляется только минимальное финансирование из государственного или местных бюджетов (в основном на заработную плату, оплату коммунальных услуг и другие защищенные статьи расходов), все чаще возникает вопрос о привлечении дополнительных денежных средств путем предоставления платных услуг.

Плата за услуги, предоставляемые бюджетными учреждениями, относится к

первой подгруппе первой группы собственных поступлений бюджетных учреждений в соответствии с Перечнем групп собственных поступлений бюджетных учреждений, требованиями по их образованию и направлениям использования, утвержденными постановлением КМУ от 17.05.2002 г. № 659 (далее — Перечень № 659). Такие поступления имеют постоянный характер и обязательно планируются в бюджете. Средства, полученные от предоставления платных услуг, включаются в состав специального фонда сметы.

Направления использования таких поступлений в качестве платы за услуги, предоставляемые бюджетными учреждениями, установлены

п. 3 Перечня № 659. Средства, полученные от предоставления платных услуг, должны направляться на покрытие расходов, связанных с организацией и предоставлением таких услуг.

Заведения и учреждения здравоохранения могут предоставлять платные услуги в соответствии с

Перечнем платных услуг, которые могут предоставляться в государственных и коммунальных заведениях здравоохранения, высших медицинских учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях, утвержденным постановлением КМУ от 17.09.96 г. № 1138.

Исходя из

ст. 7 Закона Украины «О ценах и ценообразовании» от 03.12.90 г. № 507-XII на все виды продукции, товаров и услуг цену устанавливает само учреждение (за исключением тех, по которым осуществляется государственное регулирование цен и тарифов).

Базой для определения цены услуги является

расчет валовых расходов, связанных с непосредственным предоставлением услуги. При этом ориентироваться следует на ст. 5 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 28.12.94 г. № 334/94-ВР, в соответствии с которой в состав таких расходов включаются:

— расходы на оплату труда;

— взносы на социальные мероприятия (на государственное социальное страхование, государственное пенсионное страхование и т. п.);

— материальные расходы, в том числе на приобретение сырья, материалов, топлива, энергии, инструментов, устройств, специальной одежды и обуви, защитных устройств и специального питания в случаях, предусмотренных законодательством; проведение текущего ремонта, технический осмотр и техническое обслуживание основных фондов, используемых для предоставления услуг; служебные командировки, оплату услуг связи, средств сигнализации, разрешений (лицензий) для предоставления платных услуг и т. п.;

— износ основных фондов, используемых для предоставления услуг;

— другие расходы, в частности расходы на реализацию услуг и т. п.

Для внедрения в учреждении предоставления платных услуг следует составить

штатное расписание для должностей, которые будут привлечены для выполнения работ по предоставлению платных услуг, и калькуляцию платных услуг. Такое штатное расписание составляется отдельно от основного штатного расписания учреждения. Для штатного расписания по специальному фонду применяются те же штатные нормативы, что и по общему.

Напомним, что для учреждений и заведений здравоохранения типовые штатные нормативы определены

приказом Министерства здравоохранения Украины «О штатных нормативах и типовых штатах заведений здравоохранения» от 23.02.2000 г. № 33.

Калькуляция цен должна быть утверждена руководителем учреждения.

Для большей наглядности приведем пример расчета платных услуг в стоматологической поликлинике.

 

 

Коммунальное учреждение здравоохранения

Харьковская стоматологическая поликлиника

 

ОБЩИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

для расчета цен на зубопротезирование по состоянию на 01.02.2009 г.

 

Согласно

приказу Министерства здравоохранения Украины «Об утверждении нормативов оказания медицинской помощи и показателей качества медицинской помощи» от 28.12.2002 г. № 507 (далее — приказ № 507) врач-стоматолог-ортопед должен выполнить за месяц 126 условных единиц трудоемкости (далее — УЕТ), соответственно за год — 1386 УЕТ (126 УЕТ х 11 мес.).

Вызов на дом оценивается в УЕТ за фактически израсходованное время (прибытие и возвращение из расчета 1 час — 4,1 УЕТ). Этот показатель входит в расчет стоимости услуг, если работы проводятся на дому у больного.

На основании

Перечня производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочей недели, утвержденного постановлением КМУ от 21.02.2001 г. № 163, и Порядка применения Перечня производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочей недели, утвержденного приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 23.03.2001 г. № 122, продолжительность рабочей недели зубного техника составляет 33 часа.

В соответствии с

п. 5.4 Условий оплаты труда работников заведений здравоохранения и учреждений социальной защиты населения, утвержденных приказом Министерства труда и социальной политики Украины и Министерства здравоохранения Украины от 05.10.2005 г. № 308/519, почасовые ставки зубных техников, оплата труда которых осуществляется по сдельной системе, рассчитываются исходя из установленной среднемесячной нормы рабочего времени.

Годовая норма часов — 1656,6 ч/год. Среднемесячная нагрузка зубного техника составляет 138,05 ч (1656,6 ч/год : 12 мес.), т. е. 138,05 УЕТ.

По данным бухгалтерского учета поликлиники, фонд заработной платы за 2008 год составляет 251464,00 грн., в том числе:

— заработная плата основного персонала — 136650,00 грн. (врачи-стоматологи-ортопеды — 72638,00 грн. + зубные техники — 64012,00 грн.);

— заработная плата вспомогательного персонала и административно-управленческого персонала (далее — АУП) — 114814,00 грн. (251464,00 грн. – 136650,00 грн.), что соответствует 84 % заработной платы основного персонала.

Заработная плата вспомогательного персонала и АУП входит в состав других накладных расходов.

Исходя из фактических затрат за 2008 год рассчитаем другие накладные расходы.

Общая сумма расходов на заработную плату, начисления на заработную плату вспомогательного персонала и АУП, приобретение предметов, материалов, других расходов, оплату коммунальных услуг составила 233344,00 грн., что равняется 170,76 % заработной платы основного персонала.

 

КЭКР

Наименование расходов

Сумма, грн.

1110

Заработная плата вспомогательного персонала и АУП

114814,00

1120

Начисления на заработную плату 36,4 %

41792,00

1130

Приобретение предметов поставки и материалов, оплата услуг и другие расходы

47619,00

1131

Предметы, материалы, оборудование и инвентарь

11062,00

1132

Дезсредства, вата

1754,00

1133

Продукты питания

5328,00

1134

Мягкий инвентарь

1999,00

1135

Оплата транспортных услуг

15259,00

1137

Текущий ремонт оборудования и инвентаря

2050,00

1138

Услуги связи

4000,00

1139

Оплата других услуг и расходов

6167,00

1160

Оплата коммунальных услуг и энергоносителей

29119,00

1161

Оплата теплоснабжения

14680,00

1162в

Оплата водоснабжения

3720,00

1162к

Оплата водоотведения

1945,00

1163

Оплата электроэнергии

6310,00

1164

Оплата природного газа и транспортировка газа

1614,00

1165

Эксплуатационные расходы

850,00

Всего

 

233344,00

 

Процент накладных расходов

170,76 %

 

Заработная плата врача-стоматолога-ортопеда в 1 УЕТ составляет

8,58 грн. (11900,00 грн. (фонд оплаты труда врачей) : 11 став. (количество ставок врачей в соответствии со штатным расписанием) = 1081,82 грн. : 126 УЕТ = 8,59 грн.).

Заработная плата зубного техника в 1 УЕТ составляет

6,17 грн. (13209,75 грн. (фонд оплаты труда зубных техников) : 15,5 (количество ставок зубных техников в соответствии со штатным расписанием) = 852,24 грн. : 138,05 УЕТ = 6,17 грн.).

 

Для того чтобы сделать расчет затрат материалов и инструментария на врачебную должность, необходимо знать их нормативные показатели.

Приказ Министерства здравоохранения СССР «О мерах по дальнейшему улучшению стоматологической помощи населению» от 12.06.84 г. № 670, который определял такие нормы, признан не применяющимся на территории Украины в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Украины «О признании приказов МЗО СССР не применяемыми в Украине» от 18.04.96 г. № 81.

Приказом Министерства здравоохранения Украины «Об утверждении Критериев медико-экономической оценки оказания стоматологической помощи на I, II и III уровнях (амбулаторная помощь)» от 22.11.2000 г. № 305

нормы расходования инструментов и материалов на единицу изделия при изготовлении зубных протезов не определены.

К сожалению, в настоящее время такие нормы отсутствуют вообще. Поэтому при решении этого вопроса целесообразно рассчитать средние нормативы фактических расходов по конкретному заведению.

Выполним расчет материалов и инструментария на врачебную должность в год в соответствии с данными сметы учреждения.

 

№ п/п

Наименование

Норматив на одну врачебную должность

Цена, грн.

Сумма на одну врачебную должность, грн.

1

Наконечник прямой

1

170,00

170,00

2

Наконечник турбинный

1

149,00

149,00

3

Дискодержатель

10

4,99

49,90

4

Зеркало

15

7,40

111,00

5

Ручки для зеркал

5

4,10

20,50

6

Зонд зубной загнутый

5

6,00

30,00

7

Нож для гипса

1

10,80

10,80

8

Пинцет загнутый

2

6,90

13,80

9

Фрезы

7

23,00

161,00

10

Шпатель для цемента

5

6,70

33,50

11

Щипцы клювовидные

1

53,70

53,70

12

Щипцы крампонные

1

94,68

94,68

13

Боры зубные разные

15

3,10

46,50

14

Головки алмазные для турбинных наконечников

50

2,40

120,00

15

Головки алмазные для прямых наконечников

30

2,90

87,00

16

Диски алмазные разные

35

7,40

259,00

17

Круг карборундовый

10

1,65

16,50

18

Лоток медицинский

2

11,70

23,40

19

Стекло для цемента

5

2,16

10,80

20

Шнур бесшовный

1

18,00

18,00

21

Нож-шпатель

1

14,40

14,40

22

Ложки металлические для снятия оттисков разных

30

10,92

327,60

23

Ножницы зуботехнические по металлу

1

66,30

66,30

24

Шпатель для смешивания гипса

1

5,1

5,1

 

Всего

 

 

1892,48

 

Расчет материалов и инструментария на врачебную должность на год составляет 1892,48 грн. В соответствии с нагрузкой врача-стоматолога-ортопеда расходы на материалы и инструментарий в 1 УЕТ составляют

1,36 грн. (1892,48 грн. : 126 УЕТ : 11 мес.).

Теперь для примера приведем калькуляцию стоимости одиночной штампованной коронки.

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Главный врач КУЗО

Харьковская стоматологическая поликлиника

И. Я. Столяров

«19» января 2009 г.

Калькуляция стоимости № 1/(1)

«Одиночная штампованная металлическая коронка»

№ п/п

Статьи расходов

Показатели, грн.

1

Заработная плата основного персонала

12,41

2

Начисления

4,52

3

Материалы

1,79

4

Накладные расходы

21,19

5

Итог себестоимости

39,91

6

Рентабельность (25%)

9,98

7

Полировка

3,00

 

Всего

52,89

 

1. Расчет расходов

 

№ п/п

Должность

УЕТ

Стоимость 1 УЕТ

Сумма, грн.

Начисление 36,4%

1

Врач

0,8*

8,58

6,86

 

2

Зубной техник

0,9

6,17

5,55

 

 

Всего

 

 

12,41

4,52

 

2. Материалы

 

№ п/п

Наименование материалов

Единица измерения

Расходы на единицу

норма

цена, грн.

сумма, грн.

1

Гипс

г

150

0,46/кг

0,06

2

Воск базисный

г

0,8

66/кг

0,05

3

Сплав легкоплавкий

г

0,6

120/600 г

0,12

4

Гильза

шт.

110 на 100 = 1,1

0,39/шт.

0,42

5

Круг карборундовый

шт.

1 на 30 = 0,03

2,14/шт.

0,06

 

Итого

 

 

 

0,71

 

Материалы на врачебную должность

грн.

0,8

1,36/1УЕТ

1,08

 

Всего

грн.

 

 

1,79

 

3. Накладные расходы

 

№ п/п

Наименование

Размер процента

Сумма, грн.

1

Заработная плата вспомогательного персонала и АУП

 

 

2

Начисления

 

 

3

Расходы на приобретение предметов, оплату услуг и другие расходы (без НДС)

 

 

 

Всего

170,76 % от заработной платы основного персонала

21,19

 

* УЕТ определены в соответствии с п. 3.8 приказа № 507. Кроме того, в соответствии с этим же пунктом приказа № 507 руководители учреждений здравоохранения имеют право устанавливать нормы нагрузки врачей в зависимости от конкретных условий труда — модели конечных результатов работы.

 

Таким образом, стоимость одной

одиночной штампованной металлической коронки составляет 52,89 грн.

Что касается вопроса права работников за одну рабочую смену работать как по основному месту работы, так и быть занятым в предоставлении платных услуг, то такой режим не допускается.

Это обусловлено тем, что работник

должен полностью отработать рабочее время, за которое он получает заработную плату за счет общего фонда сметы.

Работник может выполнять работу в две смены, например в первую смену отрабатывать заработную плату, которую он получает за счет общего фонда сметы, а во вторую смену выполнять работы на платной основе.

Следует помнить, что в соответствии со

ст. 52 Кодекса законов о труде от 10.12.71 г. № 322-VIII при пятидневной рабочей неделе продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности, которые утверждает собственник или уполномоченный им орган по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем) предприятия, учреждения, организации с соблюдением установленной продолжительности рабочей недели.

При шестидневной рабочей неделе продолжительность ежедневной работы не может превышать 7 часов при недельной норме 40 часов, 6 часов при недельной норме 36 часов и 4 часа при недельной норме 24 часа.

Обычно в учреждениях здравоохранения имеются отдельные категории врачей, которые работают за счет средств общего фонда, и отдельные категории врачей, которые выполняют работу на платной основе. Так, например, в стоматологической поликлинике врачи-стоматологи-терапевты оказывают медицинскую помощь населению бесплатно и получают заработную плату за счет средств общего фонда сметы, а врачи-стоматологи-ортопеды выполняют работы на платной основе и соответственно получают заработную плату за счет средств специального фонда сметы.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд