Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

О применении положения о закупке товаров, работ и услуг, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 17.10.2008 г. № 921 (в редакции постановления Кабинета Министров Украины от 19.11.2008 г. № 1017)

Редакция ББ
Бюджетная бухгалтерия Январь, 2009/№ 1
Печать
Письмо от 08.12.2008 г. № 3303-27/1150

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ

О ПРИМЕНЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ, УТВЕРЖДЕННОГО ПОСТАНОВЛЕНИЕМ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ УКРАИНЫ ОТ 17.10.2008 г. № 921 (В РЕДАКЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ УКРАИНЫ ОТ 19.11.2008 г. № 1017)

Письмо-разъяснение от 08.12.2008 г. № 3303-27/1150

 

Минэкономики на многочисленные обращения по применению норм Положения о закупке товаров, работ и услуг государственных закупок (далее — Положение), утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 17.10.2008 г. № 921 (в редакции постановления Кабинета Министров Украины от 19.11.2008 г. № 1017), сообщает.

 

О завершении процедур, начатых до вступления в силу постановления Кабинета Министров Украины от 19.11.2008 г. № 1017

По общему правилу законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени. Также согласно статье 5 Гражданского кодекса Украины акт гражданского законодательства не имеет обратного действия во времени, кроме случаев, когда он смягчает или отменяет гражданскую ответственность.

Таким образом, учитывая, что постановление Кабинета Министров Украины от 19.11.2008 г. № 1017 не содержит нормы об обратном действии во времени этого постановления, процедуры, начатые до вступления его в силу, завершаются в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 17.10.2008 г. № 921, в редакции, действовавшей до вступления в силу постановления Кабинета Министров Украины от 19.11.2008 г. № 1017.

 

О закупке товаров, работ и услуг, необходимых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера

Абзацем двадцать четвертым пункта 7 Положения предусмотрено, что его действие не распространяется на случаи, когда предметом закупки являются товары, работы и услуги, необходимые для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.

Согласно Закону Украины «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера» чрезвычайной ситуацией техногенного и природного характера является нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на отдельной территории или объекте на ней либо на водном объекте, вызванное аварией, катастрофой, стихийным бедствием или другим опасным событием, в том числе эпидемией, эпизо- отией, пожаром, которое привело (может привести) к невозможности проживания населения на территории или объекте, ведения там хозяйственной деятельности, гибели людей и/или значительным материальным потерям.

При этом законодательство Украины предоставляет определения и других видов чрезвычайных ситуаций, кроме чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.

В частности, Государственный классификатор чрезвычайных ситуаций, утвержденный приказом Госстандарта Украины от 19.11.2001 г. № 552, включает перечень чрезвычайных ситуаций, сгруппированных по признакам принадлежности к соответствующим типам чрезвычайных ситуаций. В соответствии с причинами происхождения событий, которые могут обусловить возникновение чрезвычайных ситуаций на территории Украины, различаются, а именно: техногенного, природного, социально-политического и военного характера.

Таким образом, в случае отнесения стихийного бедствия к чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера закупка товаров, работ и услуг за государственные средства, необходимых для ликвидации последствий указанного стихийного бедствия, может осуществляться без применения процедур закупок в соответствии с абзацем двадцать четвертым пункта 7 Положения.

В то же время в случае осуществления закупки товаров, работ и услуг, связанной с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций иного характера, чем чрезвычайная ситуация техногенного и природного характера, Заказчик может применить процедуру закупки у одного участника в соответствии с абзацем седьмым пункта 83 Положения.

 

О закупке горючего для автотранспортных средств, закупаемого в розницу непосредственно на автозаправочных станциях

В соответствии с абзацем двадцать пятым пункта 7 Положения действие этого Положения не распространяется на случаи, когда предметом закупки является горючее для автотранспортных средств, закупаемое в розницу непосредственно на автозаправочных станциях.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 20.12.97 г. № 1442 утверждены Правила розничной торговли нефтепродуктами, которые, в частности, определяют порядок розничной торговли бензином, дизельным топливом, керосином, маслами, смазками (далее — Правила).

Согласно пункту 10 Правил расчеты с покупателями за приобретенные ими нефтепродукты, другие товары осуществляются за наличные в национальной валюте, в безналичном порядке, по кредитным карточкам или, в другом порядке, в соответствии с законодательством.

Учитывая изложенное, абзац двадцать пятый пункта 7 Положения применяется в случае осуществления закупки горючего для автотранспортных средств с соблюдением порядка, определенного Правилами.

 

Об осуществлении закупки товаров, работ и услуг коммунальными предприятиями

В соответствии с подпунктом 18 пункта 2 Положения распорядителями государственных средств являются органы государственной власти, органы власти Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления, другие органы, учреждения и организации, определенные Конституцией Украины и законодательством, предприятия, а также предприятия, учреждения или организации, созданные в установленном порядке органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым или органами местного самоуправления и уполномоченные на получение государственных средств, взятие по ним обязательств и осуществление платежей.

Согласно части первой статьи 78 Хозяйственного кодекса Украины коммунальное унитарное предприятие создается компетентным органом местного самоуправления в распорядительном порядке на базе обособленной части коммунальной собственности и входит в сферу его управления.

Частью второй статьи 24 Хозяйственного кодекса Украины установлено, что правовой статус отдельного субъекта хозяйствования в коммунальном секторе экономики определяется уполномоченными органами управления в соответствии с требованиями этого Кодекса и других законов.

Также следует учесть, что под термином «государственные средства» следует понимать средства Государственного бюджета Украины, бюджета Автономной Республики Крым и местных бюджетов, государственные кредитные ресурсы, а также средства Национального банка, государственных целевых фондов, Пенсионного фонда Украины, фондов социального страхования, которые направляются на приобретение товаров, работ и услуг, необходимых для обеспечения деятельности указанных органов, средств предприятий.

Подпунктом 13 пункта 2 Положения определено, что предприятия — это государственные, в том числе казенные предприятия, учреждения и хозяйственные общества, в уставном капитале которых государственная доля акций (частиц, паев) превышает 50 процентов, их дочерние предприятия, а также предприятия и хозяйственные общества, в уставном капитале которых 50 и более процентов принадлежат государственным, в том числе казенным предприятиям и хозяйственным обществам, в уставном капитале которых государственная доля акций (частиц, паев) превышает 50 процентов.

При этом коммунальное предприятие не подпадает под определение предприятия, указанное в подпункте 13 пункта 2 Положения, а средства коммунального предприятия не относятся к государственным.

Таким образом, коммунальные предприятия подпадают под определение «распорядитель государственных средств» и соответственно могут быть заказчиками государственных закупок и обязаны руководствоваться Положением исключительно при осуществлении закупок за государственные средства.

 

О закупке услуг по охране за государственные средства

В соответствии с абзацем вторым пункта 6 Положения особенности отношений, возникающих в связи с закупкой товаров, работ и услуг, которые осуществляются в рамках государственного оборонного заказа,

а также с закупкой других специально определенных Кабинетом Министров Украины (специфических) товаров, работ и услуг, могут устанавливаться отдельными решениями Кабинета Министров Украины.

Учитывая указанное выше, актами Кабинета Министров Украины в качестве особенностей отношений, связанных с закупками, может быть прямо определена обязанность Заказчика заключить договор о закупке с конкретным субъектом. В частности, постановлением Кабинета Министров Украины от 10.08.93 г. № 615 «О мерах по совершенствованию охраны объектов государственной и других форм собственности» утвержден перечень объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями Государственной службы охраны при Министерстве внутренних дел по договорам.

Следовательно, заказчики могут осуществлять закупку за государственные средства и собственные средства предприятий услуг по охране объектов, которые относятся к перечню объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями Государственной службы охраны при МВД по договорам, по прямым договорам с соответствующими подразделениями Государственной службы охраны без применения процедур закупок, предусмотренных Положением, на основании абзаца второго пункта 6 Положения и постановления Кабинета Министров Украины от 10.08.93 г. № 615, руководствуясь требованиями указанных выше нормативно-правовых актов.

 

О продлении срока действия договора

Абзацем третьим пункта 84 Положения предусмотрено, что действие договора о закупке может продлеваться на срок, достаточный для проведения процедуры закупки в начале следующего года на сумму средств не более 15 процентов стоимости, определенной в договоре, заключенном в предыдущем году, если расходы на эти цели утверждены в установленном порядке.

Учитывая требования части первой статьи 631 Гражданского кодекса Украины, согласно которой сроком договора является время, в течение которого стороны могут осуществить свои права и исполнить свои обязанности в соответствии с договором, продление действия договора возможно в случае, когда срок его действия не истек в установленном действующим законодательством порядке.

При этом отмечаем, что абзац третий пункта 84 Положения могут применять в своей деятельности все распорядители государственных средств, осуществляющие закупку в установленном этим Положением порядке.

 

О тендерных комитетах Заказчика

В соответствии с пунктом 18 Положения для организации и проведения процедур закупок Заказчик создает тендерный комитет на принципах коллегиальности в принятии решений, отсутствия конфликта интересов членов тендерного комитета и их непредвзятости.

Состав тендерного комитета и положения о нем утверждаются Заказчиком. В состав тендерного комитета не могут входить должностные лица и представители участников, их близкие родственники, должностные лица объединений предприятий, их представители и близкие родственники.

Членами тендерного комитета являются работники Заказчика в количестве не менее пяти человек.

Руководство работой тендерного комитета осуществляет его председатель, который назначается решением Заказчика и является лицом, имеющим право на подписание договоров о закупке.

В соответствии со статьей 237 Гражданского кодекса Украины представительством является правоотношение, в котором одна сторона (представитель) обязана или имеет право совершить сделку от лица другой стороны, которую она представляет. Представительство возникает на основании договора, закона, акта органа юридического лица и по другим основаниям, установленным актами гражданского законодательства. Учитывая указанное, право на подписание договоров о закупке возникает у председателя тендерного комитета с момента назначения его соответствующим решением Заказчика и непосредственно является результатом его назначения.

Вместе с тем возникновение у председателя тендерного комитета права на подписание договоров о закупке не лишает такого права других лиц, уполномоченных на это в установленном порядке.

Председатель тендерного комитета организует его работу и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на комитет функций.

Председатель тендерного комитета назначает своего (своих) заместителя (заместителей), ответственного секретаря и определяет функции каждого члена тендерного комитета.

Председатель, заместитель председателя и секретарь тендерного комитета должны получить документ о прохождении учебы (повышении квалификации) в сфере закупок в порядке, установленном уполномоченным органом.

Решение тендерного комитета оформляется протоколом, который подписывают все члены тендерного комитета.

Члены тендерного комитета несут персональную ответственность за принятые ими решения в соответствии с законами.

Типовое положение о тендерном комитете разрабатывается и утверждается уполномоченным органом.

Поскольку указанное положение не утверждено, решения по вопросам, рассматриваемым на заседаниях тендерного комитета, принимаются простым большинством голосов от кворума. В настоящее время положение о тендерном комитете утверждается Заказчиком, в нем необходимо предусмотреть кворум для принятия решений тендерного комитета.

Учитывая, что решение тендерного комитета принимается на конкретном заседании и предусматривает наличие членов тендерного комитета на этом заседании, протокол необходимо подписывать всем

присутствующим на заседании членам тендерного комитета.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 9 Положения одной из основных функций уполномоченного органа является организация учебы специалистов в сфере осуществления закупок и повышения их квалификации с выдачей соответствующего сертификата установленного образца.

Так, согласно абзацу шестому пункта 18 Положения председатель, заместитель председателя и секретарь тендерного комитета должны получить документ о прохождении обучения (повышении квалификации) в сфере закупок в порядке, установленном уполномоченным органом.

Указанный порядок на настоящий момент не принят. После вступления в силу приказ об утверждении указанного порядка будет размещен на веб-сайте Минэкономики (www.me.gov.ua).

 

Об обнародовании годового плана государственных закупок и изменений к нему заказчиками

В соответствии с абзацем пятым пункта 13 Положения годовой план государственных закупок и изменения к нему обнародовались путем размещения в Интернете (на собственном веб-сайте или при его отсутствии на веб-сайте главного распорядителя государственных средств) в течение десяти календарных дней с даты их утверждения.

В случае отсутствия у Заказчика собственного веб-сайта и/или если по статусу у Заказчика отсутствует главный распорядитель государственных средств, годовой план государственных закупок и изменения к нему обнародуются на веб-сайте органа, в сферу управления которого входит Заказчик, или органа, осуществляющего управление корпоративными правами государства, или органа (организации), которому (которой) подчинен, подотчетен или подконтролен Заказчик.

 

О перечне квалификационных требований

Согласно пункту 24 Положения Заказчик может требовать от участника предоставления информации, подтверждающей соответствие участника следующим квалификационным требованиям: наличие средств, оборудования и работников соответствующей квалификации, имеющих необходимые знания и опыт; балансовая стоимость активов; финансовый оборот; опыт в выполнении аналогичных договоров; уплата налогов и сборов (обязательных платежей); осуществление участником предпринимательской деятельности в соответствии с положениями его устава; отсутствие оснований для отказа в торгах, предусмотренных этим Положением.

Перечень квалификационных требований, установленный пунктом 24 Положения, является исчерпывающим, потому Заказчик при определении квалификационных требований в тендерной документации или других документах, связанных с подачей тендерных или квалификационных предложений, выбирает из числа квалификационных требований, указанных в этом перечне, и не может устанавливать никаких других требований, не предусмотренных пунктом 24 Положения.

При этом абзацем десятым пункта 24 Положения предусмотрено, что все тендерные предложения участников, которые отвечают квалификационным требованиям, установленным этим пунктом, допускаются к оценке. Следовательно, Заказчик при определении квалификационных требований в тендерной документации или других документах, связанных с подачей тендерных или квалификационных предложений, руководствуется перечнем квалификационных требований, указанных в пункте 24 Положения, однако необязательно указывает все квалификационные требования из этого перечня.

 

О продлении срока для подачи тендерных предложений

Абзацем вторым пункта 42 Положения определено, что в случае подачи запросов по разъяснениям относительно тендерной документации от двух и более лиц, получивших тендерную документацию, Заказчик обязан продлить срок для подачи тендерных предложений.

Решение о продлении срока подачи тендерных предложений принимается Заказчиком в указанном случае с учетом того, что такой срок должен быть достаточным для предоставления им разъяснений по запросам от двух и более лиц, получивших тендерную документацию, но не менее семи рабочих дней.

При этом в случае подачи запросов по разъяснениям относительно тендерной документации от двух и более лиц, получивших тендерную документацию, Заказчик не обязан продлевать срок подачи тендерных предложений более одного раза, в зависимости от количества лиц, подавшихи запросы.

 

Об указании наименования органа Государственного казначейства (обслуживающего банка)

Согласно пункту 38 Положения в тендерной документации обязательно определяются основные условия, включаемые в договор о закупке, или проект договора о закупке. Также согласно пункту 73 Положения в запросах по ценовым предложениям указываются существенные условия договора. При этом условия по порядку осуществления расчетов за государственные средства должны включаться в договор о закупке.

Учитывая изложенное и с целью реализации Минэкономики пункта 87 Положения Заказчику в соответствующих разделах тендерной документации или запроса ценовых предложений необходимо указывать наименование органа Государственного казначейства, обслуживающего банка (банков), через которые фактически будут осуществляться расчеты по договору о закупке.

 

Министр экономики Украины Б. Данилишин

 

 

Комментарий редакции

 

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ ЗА ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

После утверждения

постановлением КМУ от 19.11.2008 г. № 1017 новой редакции Положения о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства (далее — Положение) у бюджетных организаций и учреждений возникло немало вопросов по применению процедур закупок в соответствии с Положением .

Минэкономики рассмотрело некоторые из них и предоставило ответы в своем

письме-разъяснении. Приведем основные выводы, которые можно сделать исходя из этого письма-разъяснения:

1. Процедуры, начатые до вступления в силу

постановления КМУ «О внесении изменений в Положение о закупке товаров, работы и услуг за государственные средства» от 19.11.2008 г. № 1017 (далее — постановление № 1017), а именно до 25.11.2008 г., завершаются в соответствии с требованиями Положения, редакция которого действовала на тот момент, а начатые с 25.11.2008 г. — в соответствии с требованиями Положения в редакции постановления № 1017.

2. Согласно

п. 7 Положения без применения процедур закупок могут осуществляться закупки, если их предметом являются товары, работы и услуги, необходимые для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера. На все другие чрезвычайные ситуации, например социально-политического, военного характера и т. п., такая норма не распространяется.

3. Действие

Положения не распространяется на закупку горючего для автотранспортных средств, закупаемого в розницу непосредственно на автозаправочных станциях в случае соблюдения требований Правил розничной торговли нефтепродуктами, утвержденных постановлением КМУ от 20.12.97 г. № 1442.

4. Коммунальные предприятия являются

распорядителями бюджетных средств исходя из определения, приведенного в Положении, и могут быть заказчиками государственных закупок. При осуществлении закупок за государственные средства они должны руководствоваться Положе- нием.

5. При закупке услуг по охране можно заключать

прямой договор без применения процедур закупок с соответствующими подразделениями Государственной службы охраны для охраны объектов, перечень которых определен Положением о Государственной службе охраны при Министерстве внутренних дел, утвержденным постановлением КМУ от 10.08.93 г. № 615 (далее — Перечень). В случае когда учреждение закупает услуги по охране объектов, не включенных в указанный Перечень, необходимо обязательно применять одну из процедур закупок, предусмотренную Положением, конечно если стоимость закупки составляет не менее 100 тыс. грн.

6. Минэкономики отмечает, что в соответствии со

ст. 631 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV сроком договора является время, в течение которого стороны могут осуществить свои права и исполнить свои обязанности согласно договору, в связи с чем продление действия договора в соответствии с п. 84 Положения возможно только в случае, если срок его действия не закончился.

7. Минэкономики разъяснило некоторые положения деятельности тендерных комитетов. В частности, право председателя тендерного комитета на подписание договоров о закупке является результатом его назначения и возникает с момента назначения его соответствующим решением Заказчика. Решения, рассматриваемые на заседаниях тендерных комитетов, принимаются

большинством голосов. Протокол заседания должен быть подписан всеми членами тендерного комитета, присутствующими на заседании.

8. Председатель тендерного комитета, его заместитель и секретарь должны получить документ о прохождении обучения (повышения квалификации) в порядке, установленном уполномоченным органом. Минэкономики отмечает, что такой порядок пока еще

не принят.

9. В случае отсутствия у Заказчика собственного веб-сайта, на котором в соответствии с

п. 13 Положения необходимо разместить годовой план государственных закупок и изменения к нему, такую информацию можно разместить на веб-сайте органа:

— в сферу управления которого входит Заказчик;

— который осуществляет управление корпоративными правами государства;

— которому подчинен, подотчетен или подконтролен Заказчик.

10. Перечень квалификационных требований, которые Заказчик может предъявлять к участнику, приведенный в

п. 24 Положения, является исчерпывающим. Заказчик может выбрать требования только из этого перечня. Иные требования, т. е. не указанные в п. 24 Положения, к участникам применяться не могут. К оценке допускаются все тендерные предложения, отвечающие требованиям, выдвинутым Заказчиком.

11. Заказчик

не обязан продлевать срок подачи тендерных предложений более одного раза.

12. Минэкономики отмечает, что в договоре о закупке обязательно необходимо указать наименование органа Госказначейства (обслуживающего банка), через который фактически будут осуществляться расчеты.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше