Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Пользование землей наследства

Редакция ББ
Бюджетная бухгалтерия Январь, 2009/№ 1
Печать
Ответы на вопросы

ПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЛЕЙ НАСЛЕДСТВА

Татьяна РЯБУХА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

На территории территориальной громады находятся земельные участки, которые являются наследством, но по которым наследников в настоящий момент нет. Заседанием сессии сельского совета принято и утверждено решение о создании специального фонда и утверждении положения о порядке формирования и использования средств фонда, а также возмещения убытков при землепользовании в случае обращения наследников.

Может ли сельский совет предоставить эту землю в аренду и зачислить арендную плату в специальный целевой фонд?

(Одесская обл.)

 

Для решения этого вопроса в первую очередь обратимся к

Гражданскому кодексу Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV (далее — ГКУ).

В соответствии со

ст. 1270 ГКУ для принятия наследства устанавливается срок в 6 месяцев, который начинается с момента открытия наследства.

Если наследник в течение этого срока не подал заявление о принятии наследства, то в соответствии со

ст. 1272 ГКУ он считается не принявшим его.

Обратим ваше внимание, что в течение этого срока объект наследства

ни в чьей собственности не находится. Как определено в ст. 140 Земельного кодекса Украины от 25.10.2001 г. № 2768-III (далее — ЗКУ), смерть собственника земельного участка при отсутствии наследника является основанием для прекращения права собственности на земельный участок.

Согласно

ст. 1283 ГКУ нотариус по месту открытия наследства, а в населенных пунктах, где нет нотариуса, — соответствующие органы местного само- управления по собственной инициативе или по заявлению наследников принимают меры по охране наследственного имущества. Охрана наследственного имущества продолжается до окончания срока, установленного для принятия наследства, т. е. в течение шести месяцев. Расходы на охрану наследственного имущества возмещаются наследниками в соответствии с их долей в наследстве.

Кроме того, в соответствии со

ст. 1285 ГКУ, если в составе наследства имеется имущество, требующее содержания, ухода, совершения других фактических или юридических действий для поддержания его в надлежащем состоянии, нотариус, а в населенных пунктах, где нет нотариуса, — соответствующий орган местного самоуправления в случае отсутствия наследников или исполнителя завещания заключает договор на управление наследством с другим лицом.

Для решения вопроса заключения договора на управление наследством и с целью формирования единой практики заключения договоров на управление наследством Министерство юстиции Украины предоставило разъяснение в

письме от 04.10.2005 г. № 31-32/1694.

Договор на управление имуществом является

двусторонним договором. Установителем управления может быть нотариус, а в населенных пунктах, где нет нотариуса, — соответствующий орган местного самоуправления.

Другая сторона договора на управление наследством (управитель) законодателем не конкретизирована. Круг лиц, которые могут быть назначены управителями наследственным имуществом, не ограничен, а потому управителем имущества может быть любое физическое лицо, имеющее полную гражданскую дееспособность, а также юридическое лицо.

Как определяет Министерство юстиции, законодатель не установил специального требования по форме договора на управление наследственным имуществом, но с целью четкого определения пределов осуществления сторонами договора своих прав и обязанностей, а в случае необходимости — определения в судебном порядке пределов ответственности сторон договор на управление наследственным имуществом

должен быть заключен в письменной форме.

Примерная форма договора на управление наследством приведена в приложении к

письму.

В соответствии со

ст. 1285 ГКУ управитель имеет право на совершение любых необходимых действий, направленных на сохранение наследства до появления наследников или до принятия наследства, а также имеет право на плату за выполнение своих полномочий.

Предоставление таких земельных участков в аренду на время поиска наследника

невозможно. Как уже указывалось выше, на период поиска наследника земельные участки не находятся ни в чьей собственности, а согласно ст. 93 ЗКУ арендодателями земельных участков являются их собственники или уполномоченные ими лица.

Право собственности на землю в этом случае приобретет наследник только после принятия наследства

(ст. 81 ЗКУ).

Согласно

ст. 1277 ГКУ в случае отсутствия наследников по завещанию и по закону, отстранения их от права на наследование, непринятия ими наследства, а также отказа от его принятия суд признает наследство выморочным по заявлению соответствующего органа местного самоуправления по месту открытия наследства. Наследство, признанное судом выморочным, переходит в собственность территориальной громады по месту открытия наследства. В этом случае его можно предоставить в аренду.

Как определено в

ст. 4 Закона Украины «Об аренде земли» от 06.10.98 г. № 161-XIV, арендодателями земельных участков, находящихся в коммунальной собственности, являются сельские, поселковые, городские советы в пределах полномочий, определенных законодательством.

Плата, полученная от предоставления земельных участков в аренду, должна поступать в специальный фонд местного бюджета, в том числе может поступать и в целевой фонд.

Согласно

ст. 68 Закона Украины «О местном само- управлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР органы местного самоуправления могут создавать целевые фонды, являющиеся составляющей специального фонда соответствующего местного бюджета. Порядок формирования и использования целевых фондов определяется положением об этих фондах, утверждаемым соответствующим местным советом. При этом состав расходов, которые могут предусматриваться положением о целевом фонде, должен соответствовать расходам, которые определены действующим законодательством как расходы местных бюджетов.

Целевые фонды, созданные Верховной Радой Автономной Республики Крым, органами местного самоуправления и местными органами исполнительной власти, в соответствии с приказом Министерства финансов Украины «О бюджетной классификации и ее введении» от 27.12.2001 г. № 604 относятся согласно Временной классификации расходов и кредитования местных бюджетов к коду 240900.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше