Темы статей
Выбрать темы

Закон о Госбюджете-2009: главные новости

Редакция ББ
Статья

Закон о Госбюджете-2009: главные новости

 

С 1 января действует главный закон страны — Закон о госбюджете-2009.

Традиционно законы о госбюджете регулируют основные направления деятельности бюджетных учреждений и организаций — участников бюджетного процесса. Одни нормы, предусмотренные этими законами, остаются неизменными из года в год, а другие устанавливают новые правила субъектам бюджетного процесса. Что же приготовил для бюджетников Закон о госбюджете на текущий год?

Светлана ЗАМАЗИЙ, главный редактор

 

Краткая характеристика

Закон о госбюджете-2009

был принят парламентом 26.12.2008 г., подписан Президентом 29.12.2008 г. и официально обнародован 30.12.2008 г. (газета «Урядовий кур’єр», 2008, № 246). Как и полагается, документ вступил в силу 01.01.2009 г.

В отличие от предшественников

Закон о госбюджете-2009 ничем особенным не отличается, ведь им не корректируются законы о налогообложении, не изменяются ставки страховых взносов* и т. п. Даже раздел «Заключительные положения», где зачастую оговаривается самая «соль» многих законодательных новаций, содержит всего три маленьких пункта, самым значительным из которых является пункт о дате вступления Закона в силу. Кроме того, некоторые его нормы не являются новыми, они просто «перекочевали» из Закона о госбюджете за предыдущий год. Перейдем к главным положениям Закона о госбюджете-2009 .

* Как известно, это прерогатива отдельных законов, проекты которых уже подготовлены и ждут своего времени. Например, уже подписан Президентом Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно уменьшения влияния мирового финансового кризиса на сферу занятости населения» от 25.12.2008 г. № 799-VI, которым изменены размеры ставок взносов в фонды социального страхования. Этот закон вступил в силу 13.01.2009 г.

 

Собственные поступления

Из года в год

в законах о госбюджетах записывают одно и то же правило: не все средства, относящиеся к собственным поступлениям, остаются в распоряжении бюджетных учреждений. Таковыми, в частности, являются средства, полученные бюджетными учреждениями за сданные в виде лома и отходов черные, цветные, драгоценные металлы и драгоценные камни (согласно п. 2 постановления № 659 они относятся к четвертой подгруппе первой группы собственных поступлений).

В соответствии с

п. 18 ст. 2, п. 11 ст. 35 Закона о госбюджете-2009 80 % средств, полученных за лом и отходы золота, платины, металлов платиновой группы, драгоценные камни , а также 50 % средств, полученных за лом и отходы серебра, относятся к доходам общего фонда госбюджета Украины (местных бюджетов). Фактически собственными в данном случае являются соответственно 20 и 50 % указанных средств, а остальные подлежат перечислению в доход общего фонда бюджета.

Как и в 2008 году, особое правило в части распределения между бюджетами предусмотрено в отношении платы за аренду имущества, относящейся к третьей подгруппе первой группы собственных средств бюджетных учреждений. Так,

50 % платы за аренду имущества (как движимого, так и недвижимого), которое принадлежит бюджетным учреждениям, содержащимся за счет средств государственного бюджета, подлежит зачислению в состав общего фонда госбюджета (п. 30 ст. 2 Закона о госбюджете-2009). Оставшиеся 50 % арендной платы зачисляются в состав доходов специального фонда (п. 15 ст. 6 Закона о госбюджете-2009) и могут расходоваться бюджетным учреждением — арендодателем в соответствии со сметой. Исключением из данного правила является плата за аренду военного имущества и имущества Национальной академии наук Украины и отраслевых академий наук, которая полностью зачисляется в доход специального фонда их сметы.

Такой порядок распределения арендной платы действует в отношении бюджетных учреждений, содержащихся

за счет средств государственного бюджета. Решение о распределении арендной платы, полученной за сданное в аренду имущество бюджетных учреждений, содержащихся за счет местных бюджетов, принимают местные власти.

Все

остальные собственные поступления (в том числе научных учреждений Национальной академии наук Украины и отраслевых академий наук), перечень которых утвержден постановлением № 659, в полном объеме принадлежат бюджетным учреждениям. При этом они зачисляются в доход спецфонда сметы и расходуются согласно установленным направлениям использования.

Согласно

п. 16 ст. 34 Закона о госбюджете-2009 средства, относящиеся к собственным поступлениям бюджетных учреждений, прежде всего направляются на мероприятия, связанные с организацией предоставления услуг, реализацией продукции и выполнением работ бюджетными учреждениями, и на другие мероприятия по содержанию этих учреждений согласно законодательству. Однако, кроме этой нормы, необходимо учитывать и положения п. 23 и 49 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденных постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228, в соответствии с которыми средства спецфонда бюджетные учреждения используют:

1) согласно направлениям использования;

2) на погашение задолженности учреждения по бюджетным обязательствам по специальному и общему фондам бюджета;

3) на проведение мероприятий, связанных с выполнением основных функций учреждения, которые не обеспечены (или частично обеспечены) расходами общего фонда.

Если

объемы собственных поступлений бюджетных учреждений превысят расходы, утвержденные в смете (например, в течение года появятся новые арендаторы, поступят средства от незапланированной реализации материальных ценностей и т. п.), то согласно ст. 66 Закона о госбюджете-2009 такие средства должны быть направлены на:

— погашение задолженности по оплате труда с начислениями, а также по выплате стипендий;

— оплату коммунальных услуг и энергоносителей.

Если же такой задолженности нет, то средства, поступившие сверх утвержденной суммы и относящиеся к собственным поступлениям, направляются на расходы следующим образом:

— 50 % на мероприятия, осуществляемые за счет соответствующих поступлений;

— 50 % на мероприятия, необходимые для выполнения основных функций учреждения, но не обеспеченные средствами общего фонда бюджета по соответствующей бюджетной программе (функции).

При этом распорядитель бюджетных средств должен

откорректировать объемы взятых бюджетных обязательств по общему фонду для проведения расходов по этим обязательствам из специального фонда бюджета. Такая корректировка обязательств проводится путем внесения изменений в смету.

Аналогичный порядок использования средств спецфонда действовал и в 2008 году.

 

Перераспределение расходов

Перераспределению расходов по бюджетным программам посвящена

ст. 26 Закона о госбюджете-2009. Нормы этой статьи касаются отдельных случаев, когда после утверждения бюджетных назначений возникает необходимость в перераспределении расходов по бюджетной программе в разрезе КЭКР. Такое перераспределение в исключительных случаях осуществляет Минфин по обоснованному представлению главного распорядителя средств госбюджета в пределах общего объема бюджетных назначений отдельно по общему и специальному фондам.

Перераспределять бюджетные назначения по бюджетным программам в пределах общего объема главного распорядителя средств госбюджета, а также увеличивать расходы развития за счет уменьшения расходов потребления (по общему и специальному фондам отдельно) можно только после согласования с Комитетом Верховной Рады по вопросам бюджета.

Запрещено увеличивать бюджетные назначения по общему и специальному фондам на:

1)

оплату труда работников бюджетных учреждений за счет уменьшения других расходов (по коду 1110 «Оплата труда работников бюджетных учреждений», в том числе по кодам 1111 «Заработная плата», 1112 «Денежное содержание военнослужащих»).

Здесь следует обратить внимание на то, что

ст. 64 Закона о госбюджете-2009 обязывает руководителей бюджетных учреждений содержать численность работников, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава и осуществлять фактические расходы на заработную плату (денежное обеспечение), включая расходы на премии и другие виды поощрений или вознаграждений, материальную помощь, только в пределах фонда заработной платы (денежного обеспечения), утвержденного сметой или планом использования бюджетных средств;

2)

расходы по бюджетным программам, связанным с функционированием органов государственной власти за счет уменьшения других расходов.

Кроме того,

ст. 27 Закона о госбюджете-2009 предусмотрен перечень защищенных статей расходов, т. е. таких, которые нельзя изменять в сторону уменьшения. К ним, в частности, относятся расходы на:

— оплату труда работников бюджетных учреждений (код 1110);

— начисления на заработную плату (код 1120);

— приобретение медикаментов и перевязочных материалов (код 1132);

— обеспечение продуктами питания (код 1133);

— оплату коммунальных услуг и энергоносителей (код 1160);

— трансферты населению (код1340).

 

Расчеты за коммунальные услуги и энергоносители

Особое внимание следует уделить такому вопросу, как расчеты за коммунальные услуги и энергоносители.

Каждый год закон о госбюджете обязывает распорядителей бюджетных средств при заключении договоров предусматривать уменьшение объема потребления энергоносителей. Этот год также не стал исключением. Однако если в прошлом году экономить нужно было в пределах 10 %, то в этом году

ст. 26 Закона о госбюджете-2009 обязывает обеспечить заключение договоров по каждому виду энергоносителей в пределах обоснованных лимитов потребления. При этом такие лимиты должны быть установлены соответствующим главным распорядителем бюджетных средств с учетом уменьшения объемов потребления энергоносителей как минимум на 20 %.

Распорядители бюджетных средств должны обеспечить

в полном объеме проведение расчетов, не допуская какой-либо просроченной задолженности, за потребляемые:

— электрическую энергию (код 1163);

— тепловую энергию (код 1161);

— водоснабжение, водоотведение (код 1162);

— природный газ (код 1164);

— услуги связи (код 1138).

Если все же у распорядителей бюджетных средств возникнет просроченная кредиторская задолженность по оплате коммунальных услуг и энергоносителей (код 1160), Госказначейство должно будет осуществлять платежи общего фонда по расходам (кроме статей расходов, признанных защищенными согласно

ст. 27 Закона о госбюджете-2009) таких распорядителей только после погашения этой задолженности.

Согласно

ст. 44 Закона о госбюджете-2009 местные органы власти при утверждении соответствующих бюджетов также должны обеспечить в полном объеме потребность в ассигнованиях на оплату труда работников бюджетных учреждений согласно установленным законодательством условиям оплаты труда и размеру минимальной зарплаты, проведение расчетов за электроэнергию, теплоэнергию, водоснабжение и водоотведение, природный газ и услуги связи, потребляемые бюджетными учреждениями, содержащимися за счет местных бюджетов, не допуская какой-либо просроченной задолженности по таким расходам. Кроме того, они должны установить лимиты потребления энергоносителей в физических объемах по каждому бюджетному учреждению исходя из объемов назначений, утвержденных главным распорядителям в решениях о соответствующих бюджетах на 2009 год.

 

Бюджетные обязательства

Требования к взятию обязательств бюджетных учреждений содержатся в

ст. 61 Закона о госбюджете-2009. Данная статья повторяет некоторые нормы БКУ. Кроме того, следует учитывать, что приказом Госказначейства от 09.08.2004 г. № 136 был утвержден Порядок учета обязательств распорядителей бюджетных средств в органах Государственного казначейства Украины, в котором также изложены требования к взятию бюджетных обязательств.

Обратим внимание на основные моменты, вытекающие из

ст. 61 Закона о госбюджете-2009.

Во-первых, брать бюджетные обязательства и осуществлять соответствующие расходы

по общему фонду бюджета можно:

— только в пределах

бюджетных ассигнований, установленных сметами;

— учитывая необходимость выполнения бюджетных обязательств прошлых лет, взятых на учет в органах Госказначейства;

— в случае их соответствия бюджетным паспортам.

Обязательства

по специальному фонду можно брать исключительно в пределах фактических поступлений в специальный фонд.

Обязательства, взятые без соответствующих бюджетных ассигнований, не считаются бюджетными и не подлежат оплате

(ст. 51 БКУ). Взятие таких обязательств является бюджетным правонарушением. Иными словами, бюджетное учреждение не имеет права заключать договоры на приобретение товаров (работ, услуг), в соответствии с которыми необходимо осуществить платежи на сумму большую, нежели утвержденная в смете на эти цели, или если такие расходы вообще не запланированы на текущий бюджетный год.

Во-вторых, осуществлять расходы, связанные с содержанием бюджетных учреждений, можно только

при отсутствии просроченной задолженности по заработной плате (денежному обеспечению), стипендиям, а также за потребленные энергоносители и коммунальные услуги. А вот расходы по защищенным статьям расходов можно осуществлять даже при наличии задолженности по указанным статьям. В этой связи важно как можно точнее рассчитать и запланировать в первую очередь средства на оплату труда, за энергоносители и коммунальные услуги, а потом уже все остальные расходы.

Исключения

составляют обязательства относительно выплаты субсидий, пособий, льгот по оплате за потребленные жилищно-коммунальные услуги и компенсаций из бюджета определенным категориям граждан. Такие обязательства учитываются органами Государственного казначейства Украины независимо от определенных на эту цель бюджетных назначений. По сути такие обязательства можно отнести к трансфертам населению, относящимся к защищенным статьям расходов, которые обязательно должны быть начислены, даже если на сегодня средства на такие цели отсутствуют.

 

Аренда государственного и коммунального имущества

Согласно

п. 38 ст. 2 Закона о госбюджете-2009 в 2009 году поступления от платы за аренду целостных имущественных комплексов и другого государственного имущества (кроме поступлений от платы за аренду имущества, которое принадлежит бюджетным учреждениям, содержащимся за счет средств госбюджета) полностью зачисляются в состав доходов общего фонда госбюджета. Аналогичный порядок зачисления таких средств действовал и в прошлом году.

Как и в 2008 году, передача в аренду государственного и коммунального имущества должна осуществляться исключительно

на конкурсной основе.

Особенности арендных отношений в 2009 году регулирует

ст. 73 Закона о госбюджете-2009. Согласно этой статье, как и в прошлом году, конкурс на право аренды не проводится, если государственное и коммунальное имущество передается в аренду:

— бюджетным учреждениям;

— музеям, предприятиям и общественным организациям в сфере культуры и искусства (в том числе национальным творческим союзам и их членам под творческие мастерские);

— общественным организациям ветеранов, инвалидов, центрам профессиональной, социальной реабилитации инвалидов и центрам ранней социальной реабилитации детей-инвалидов, а также предприятиям и организациям общественных организаций инвалидов, которым определена целесообразность предоставления государственной помощи согласно законодательству;

— Пенсионному фонду Украины и его органам, государственным издательствам и предприятиям книгораспространения.

В этом году этот перечень пополнился. Конкурс также не проводится при сдаче в аренду имущества:

— отечественным издательствам и предприятиям книгораспространения книжной продукции, которые обеспечивают подготовку, выпуск и (или) распространение не менее 50 % книжной продукции на украинском языке (кроме изданий рекламного и эротического характера);

— религиозным организациям для обеспечения проведения богослужений, религиозных обрядов и церемоний.

Напомним, что при необходимости проведения конкурса на право аренды имущества, находящегося в государственной собственности, необходимо руководствоваться требованиями

Порядка проведения конкурса на право аренды государственного имущества, утвержденного приказом Фонда госимущества Украины от 13.10.2004 г. № 2149. Передача в аренду имущества, принадлежащего АР Крым, осуществляется в соответствии с порядком, определенным Верховной Радой АР Крым, а передача в аренду имущества, находящегося в коммунальной собственности, регулируется соответствующими документами, принятыми органами местного самоуправления.

Также

ст. 73 Закона о госбюджете-2009 предусмотрено, что при определении арендных ставок за коммунальное имущество в городах областного значения, городах Киеве и Севастополе арендные ставки за государственное имущество, утверждаемые Кабинетом Министров Украины, являются индикативными и применяются в качестве стартовых при проведении конкурса . Напомним, что в 2007 году Кабмин в распоряжении от 23.05.2007 г. № 301-р рекомендовал органам местного самоуправления во время определения размера арендной платы за коммунальное имущество руководствоваться Методикой расчета и порядком использования платы за аренду государственного имущества, утвержденной постановлением КМУ от 04.10.95 г. № 786. Таким образом, при определении стартовой арендной платы как по государственному, так и по коммунальному имуществу необходимо использовать указанную Методику.

Новостью этого года является то, что

для арендатора, который надлежащим образом выполнял свои обязанности, законодатель установил новую льготу. В частности, после окончания срока действия договора аренды он может принять участие в конкурсе на получение права аренды имущества. Арендодатель при определении победителя конкурса, при прочих равных условиях, должен отдать предпочтение предложениям именно этого арендатора. Это выражается в том, что арендодатель должен применить скидку с размера арендной платы, предложенной арендатором, путем применения преференциальной поправки. Ее размер устанавливается Кабмином и не может быть менее 0,8.

 

Тендеры

Как и ранее, в 2009 году в доход общего фонда госбюджета (бюджета АР Крым или местных бюджетов) должны перечисляться

средства, поступающие от предоставления участниками торгов обеспечения их тендерного предложения и не подлежащие возврату участникам торгов (п. 36 ст. 2, п. 9 ст. 35  Закона о госбюджете-2009). В какой бюджет осуществляется перечисление средств — зависит от того, из какого бюджета проводилось финансирование закупки. Например, если учреждение, осуществляющее закупку, финансируется из государственного бюджета, то и средства подлежат перечислению в государственный бюджет.

Случаи, при которых сумма тендерного обеспечения не возвращается заказчиком участнику торгов, определены в

п. 44 Положения о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства, утвержденного постановлением КМУ от 17.10.2008 г. № 921. К ним относятся:

— отзыв или изменение тендерного предложения участником после окончания срока его подачи;

— неподписание победителем торгов договора о закупке;

— непредоставление победителем торгов необходимых гарантий относительно выполнения договора о закупке после акцепта его тендерного предложения, если предоставление таких гарантий предусмотрено тендерной документацией.

Также в доход общего фонда госбюджета (бюджета АР Крым или местных бюджетов) подлежат перечислению

средства, которые поступят от победителя торгов во время заключения договора о закупке как обеспечение его выполнения и которые не подлежат возврату победителю торгов (п. 37 ст. 2, п. 10 ст. 35 Закона о госбюджете-2009).

Как и в прошлом году, Министерству обороны Украины для обеспечения непрерывности процесса питания личного состава Вооруженных Сил Украины разрешено в этом году заключать

с субъектами хозяйствования — победителями процедур закупки в 2007 — 2008 годах дополнительные договоры о продлении действия договоров о закупке услуг по питанию в пределах соответствующих бюджетных назначений (ст. 75 Закона о госбюджете-2009). Это означает, что Минобороны может осуществлять закупки услуг по питанию у победителей торгов прошлых лет без проведения соответствующих тендерных процедур.

 

Нецелевое использование бюджетных средств

Согласно

ст. 41 Закона о госбюджете-2009 нецелевым использованием бюджетных средств является расходование средств из соответствующего местного бюджета, которые в соответствии с БКУ должны проводиться из другого бюджета. Такие средства в бесспорном порядке изымаются из соответствующего местного бюджета в государственный бюджет органами Госказначейства. Изъятие средств осуществляется в порядке, установленном Кабмином, в том числе и за счет уменьшения трансфертов соответствующему местному бюджету на соответствующую сумму.

Заметим, что данная норма не является новой.

Статья 119 БКУ более широко определяет понятие «нецелевое использование бюджетных средств». Так, нецелевым использованием бюджетных средств является их использование на цели, которые не соответствует бюджетным назначениям, установленным законом о Госбюджете Украины или решением о местном бюджете, выделенным бюджетным ассигнованиям или смете.

Статьей 67 Закона о госбюджете-2009

также определены последствия нецелевого использования бюджетных средств в текущем или прошлых годах. В таких случаях распорядителям бюджетных средств уменьшаются ассигнования на сумму средств, использованных не по целевому назначению, а получатели бюджетных средств обязаны возвратить такие суммы в доход соответствующих бюджетов. Подобную норму содержит и ст. 119 БКУ.

Добавим, что должностные лица, виновные в нецелевом использовании бюджетных средств, привлекаются к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности согласно законодательству.

Земельные отношения

Для бюджетных учреждений, сдающих недвижимое имущество в аренду, актуален вопрос уплаты

налога на землю. В этой связи отметим, что ставки налога на землю по сравнению с прошлым годом не изменились.

В соответствии со

ст. 63 Закона о госбюджете-2009 для населенных пунктов, в которых денежная оценка земель не проведена, ставки налога, установленные ч. 2 ст. 7 Закона Украины «О плате за землю» от 03.07.92 г. № 2535-XII, следует увеличить, как и в предыдущие годы, в 3,1 раза. Для сельхозугодий и земель населенных пунктов, денежная оценка которых проведена и уточнена на 1 января 2009 года, применяются ставки земельного налога, установленные ст. 6 и ч. 1 ст. 7 Закона о плате за землю.

 

Уплата налогов при изменении юридического адреса

В 2009 году продолжает действовать норма, согласно которой в случае изменения налогоплательщиком юридического адреса (с изменением административно-территориальной единицы) уплата налогов, сборов (обязательных платежей) осуществляется им по предыдущему месту государственной регистрации до окончания текущего бюджетного периода (

ст. 36 Закона о госбюджете-2009).
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше